Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИнтегрированного урока русского языка с литературным чтением Программа «Школа России» Учебник: Русский язык, 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Родная речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Тема: «Выделение основы слова. Согласование прилагательног

интегрированного урока русского языка с литературным чтением Программа «Школа России» Учебник: Русский язык, 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Родная речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Тема: «Выделение основы слова. Согласование прилагательног

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Интегрированный урок_Мастерская учителя_Спирина Е.Е.doc

1 Всероссийский заочный открытый конкурс  «Мастерская учителя»

 

 

 

 

 

 

фамилия, имя и отчество (полностью) Спирина Евгения Евгеньевна

 номинация          ЛИНГВИСТИКА

название работы        Интегрированный урок русского языка

предмет преподавания   русский язык и литературное чтение

 должность  учитель начальных классов

 полное и точное наименование образовательного учреждения

Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 г.Сызрань, Самарская область.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помните, как в школьные    годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и    как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и    запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем    маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же    хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми    непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и    молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную    массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее    пересказывать.
   
   
   Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те    самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас,    почему ничего не делаем для изменения этой ситуации?    А ведь мы все    знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное    принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для    участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища!  

 

Таким примером может служить и интегрированный урок, когда ребята рассматривают новый материал на повторении ранее изученного из другой области образования. Русский язык тесно связан с литературой. И учителем на уроке не обязательно должен быть сам учитель, могут быть учителями – великие мыслители, знатоки русского языка, писатели и поэты. И сам материал к изучению нового подбирать из известных ребятам произведений.

Предлагаю Вам интегрированный урок русского языка с литературным чтением в 3 классе, где учителем будет А.С.Пушкин. Ребята на этом уроке знакомятся с новым материалом на основе полюбившихся ими стихотворений А.С.Пушкина, и  каждый этап урока проходит в форме игры-викторины, где ребята должны узнать, из какого стихотворения, произведения эти строки. Необходимые физминутки также должны соответствовать теме урока, и быть ребятам интересны. Яркая презентация позволяет сделать урок более запоминающимся, увлекательным. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого интегрированного урока

русского языка  с литературным чтением

Программа «Школа России»

Учебник: Русский язык, 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова,

Родная речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

Тема: «Выделение основы слова. Согласование прилагательного с существительным»

«Стихи и сказки А.С.Пушкина»

Учитель начальных классов: Спирина Евгения Евгеньевна

 

 

Цели:

  1. Формировать способы действий по выделению в слове (в имени существительном) основы слова и окончания
  2. Первичное знакомство учащихся с согласованием в словосочетании имени прилагательного с именем существительным.
  3. воспитывать любовь к литературе и русскому языку
  4. повторить стихотворения А.С.Пушкина
  5. развивать речь учащихся

 

Оборудование:

  1. раздаточный материал – карточки с заданием
  2. мультимедиапроектор, экран, презентация

 

 

 

 

 

Используемые технологии:

  1. здоровьесберегающая,
  2. компетентностно-ориентированное
  3. информационно-коммуникативная.

 

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальная;
  2. работа в парах;
  3. фронтальная;
  4. групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Овал: 1 слайд
 


1. Организационный момент.

 

 

- Сегодня у нас, ребята,  будет необычный урок. Нашим учителем будет великий знаток и любитель русского языка, поэт и писатель XIX в. Этот человек родился 6 июня 1799 года в городе Москве. Он вошёл в жизнь празднично, т.к. в этот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. Его дядя – Василий Львович – был известным писателем. Сам же он начал сочинять, когда совсем был маленьким. Первое его стихотворение было на французском языке. А вот русскому языку его учила бабушка, Марья Алексеевна Ганнибал. Ещё у него было любимая няня, Арина Родионовна. Она часто ему рассказывала сказки, которые так полюбились будущему поэту.

Овал: 2 слайд- О ком же я Вам рассказала? Кто будет сегодня вместе с нами на уроке?

- Александр Сергеевич Пушкин.                      

- Правильно. Давайте в тетради красиво каллиграфическим почерком напишем: Александр Сергеевич Пушкин. Помните, ребята  –  пишем,  не отрывая руки, доводя каждый элемент буквы до верхней и нижней линии рабочей строки.   А я посмотрю, у кого получилось красивее всех.

 

 

2. Повторение по теме «Однокоренные слова»

 

- Прочитаем отрывок из произведения А.С.Пушкина.

 

Он рыбачил тридцать лет и три года

Овал: 3 слайдИ не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.                                                                           

 

- Из какой это сказки?

- Из сказки « О рыбаке и рыбке».

- Найдите однокоренные слова?

 

     Рыбачил, рыба, рыбку.

 

-Докажем, что они однокоренные.  Что нужно для этого сделать? Правильно, выделим корень в этих словах.

 

3. Закрепление по теме   «Основа слова и окончание слова»

 

- От какого слова образовались слова – рыбку, рыбачил?

- От слова   рыба.

- Давайте найдем основу этого слова. Что нужно для этого сделать?

- Для этого нужно выделить окончание, а остальная часть слова будет являться основанием.

- Как же определить окончание в слове?

- Нужно начальную форму этого слова поставить во множественное число. Та часть слова, которая всё время изменялась и будет окончанием.

- А что осталось  неизменным?

 - Неизменяемая часть слова – это  основание.

 

На доске появляется запись:

 

Рыба,  рыбы,  рыбу

 

- Сегодня мы с вами продолжим работу над выделением основы слова.

 

 

4. Первичное знакомство учащихся с согласованием в словосочетании имени прилагательного с именем существительным.

 

- Давайте послушаем следующий отрывок.

 

Мороз и солнце, день чудесный:

Овал: 4 слайдЕщё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:                                                                           

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

 

- Из какого стихотворения А.С.Пушкина этот отрывок?

- Из стихотворения «Зимнее утро»

 

- Какие слова нам не понятны?

- Нега, Аврора.

 

- Откройте, пожалуйста,  страницу номер 218 в учебнике. Найдите значение этих слов.

 

- Нега – блаженство.

- Аврора – утренняя заря.

 

-Какие словарные слова встречаются в этом отрывке?

 

- Мороз

- Запишем это слово. Поставим ударение. Какую безударную гласную надо запомнить и почему? Какая орфограмма встречается в этом слове?

- Парная согласная   в корне слова.

- Как проверить?

- Нужно изменить слово так, что бы после парной согласной стоял  гласный  или сонорный звук. Проверочное слово – морозы., морозный

- Еще в этом отрывке встречается словарное слово – север. В этом слове ударение падает на первый слог, безударную гласную -е во втором слоге надо запомнить.

 

Образуйте от этих существительных прилагательные.

 

Морозный, северный.

 

Овал: 5 слайд- А теперь, давайте, составим словосочетание: существительное  + прилагательное  со словом морозный.

                                                                                                                     

- Первое словосочетание составлю я. На экране появляется картинка, на которой изображено утро. Затем появляется словосочетание с вопросом.

 

Утро   (какое?)   морозное

Следом появляются картинки с изображением вечера, ночи.

Дети составляют словосочетания:

Вечер  (какой?)  морозный

Ночь   (какая?)  морозная

Дни (какие?) морозные

 

- Что изменилось в прилагательных?

- В прилагательных изменилось окончание.

- Что не изменилось?

- Основа слова.

- Что помогло определить окончание у прилагательных?

- Вопрос.

- Что необходимо сделать, чтобы правильно согласовать имя прилагательное с именем существительным?

- Надо поставить вопрос от существительного к прилагательному и по вопросу определить окончание.

- Молодцы, разобрались.

Овал: 6 слайд
 


                                                                 5. Физминутка               

 

- Отдохнем?

У лукоморья дуб зеленый ,                                        Изобразить дерево,

Златая цепь на дубе том                                             Руки вверх – покачать.

 

И днем, и ночью кот ученый                                    Шагать вокруг себя.

Всё ходит по цепи кругом.

 

Идет направо – песнь заводит                                  Прыжок  направо.

Налево – сказку говорит.                                         Прыжок налево.

 

Там чудеса: там леший бродит,                              Изобразить бредущего лешего

Русалка на ветвях сидит.                                        Тихонечко сесть на свои места.

 

- Из какой поэмы этот отрывок?

- Из поэмы «Руслан и Людмила»

 

Овал: 7 слайд
 


6. Упражнение в согласовании имени прилагательного

 с существительным, выделении окончания и основы слова.   

 

 

- Ну, а теперь, ребята, объединитесь в группы. У вас на партах есть карточки с заданием: вам нужно  внимательно прочитать, выписать словосочетания  существительные + прилагательное, правильно согласовав прилагательное, выделить окончание и  основу в словах. И вспомнить из какого произведения эти строки.

 

1 группа:

 

То, как путник запоздалая,

К нам в окошко постучит.

 

Наша ветхий  лачужка

И печальна, и темна,

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

 

 2 группа:

Отвечает золотой рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом,

Будет Вам новая корыто»

 

3 группа:

Мать и сын теперь на воле,

Видят холм в широком поле.

Море синяя кругом,

Дуб зеленое над холмом.

 

4 группа:

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простая,

Всё скорлупки золотой.

 

5 группа:

Глядь – поверх текучая вод

Лебедь белый плывёт.

 

 

 

7. Работа над орфографической зоркостью

Овал: 8 слайд
 


Остроф на море лижыт,

                                                         Грат на острове стаит.                       

 

- В каких словах допущены ошибки? Какие орфограммы встречаются?

 

Разбираем, устно исправляя ошибки.

 

- Спишите предложение, исправив ошибки.

 

Дети самостоятельно работают в тетради.  Один ученик исправляет ошибки красным фломастером на экране. После чего – взаимопроверка в парах.

 

 

 

Овал: 9 слайд8. Гимнастика для глаз

( под песенку «Что я за птица»)    

 

9. Рефлексия.  Развитие речи.

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На ….    небе мгла носилась;

Луна, как  ….   пятно,

Сквозь тучи   ….  желтела,

И ты  ….   сидела…

- Прочитайте, про себя. Давайте, вставим пропущенные прилагательные, правильно их согласовав.

- Подберите к слову печальная синонимы.

Могут быть разные варианты: грустная,  безотрадная, понурая, тоскливая, унылая, угрюмая и т.д.

 

 

10. Итог урока

Овал: 10 слайд
 


- Итак, давайте подведем итог.                                                             

- Как определить основу слова?

- Надо начальную форму поставить во множественное число, найти окончание.

- Что необходимо сделать, чтобы согласовать имя прилагательное с именем существительным?

- Поставить вопрос от существительного к прилагательному и определить по вопросу окончание.

Овал: 11 слайд - А что ещё сегодня на уроке мы повторяли?

- Стихи и сказки А.С.Пушкина

                                                                                                                                           

- Молодцы, ребята! Все сегодня на славу потрудились. И я думаю, что и Александр Сергеевич Пушкин тоже доволен вашей работой. А вам понравился урок?

- Да.

- Какой он – наш урок сегодня? Подберите прилагательное, которое бы начиналось на  изображенную на экране букву, и характеризовало наш урок.

 

С               современный, ….

П              познавательный, …..

А               активный, …..

С               серьёзный, ……

И              интересный, …..

Б               бесподобный, ….

О              отличный, ….

 

Прочитайте, что же вам говорит Александр Сергеевич Пушкин на прощание?

С  П А С И Б О

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированного урока русского языка с литературным чтением Программа «Школа России» Учебник: Русский язык, 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Родная речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Тема: «Выделение основы слова. Согласование прилагательног"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.ppt

Скачать материал "Интегрированного урока русского языка с литературным чтением Программа «Школа России» Учебник: Русский язык, 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Родная речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Тема: «Выделение основы слова. Согласование прилагательног"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • интегрированный
урок русского языкаПрограмма: «Школа России»
Русский язык, Л...

    1 слайд


    интегрированный
    урок русского языка
    Программа: «Школа России»
    Русский язык, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова

    Преподаватель: Спирина Евгения Евгеньевна

    Участники: 3 «В» класс

    2009-2010 учебный год

  • 2 слайд

  • Удивился старик, испугался,
Он                   тридцать лет и три года
И не...

    3 слайд

    Удивился старик, испугался,
    Он тридцать лет и три года
    И не слыхивал, чтоб говорила.
    Отпустил он золотую
    И сказал ей ласковое слово
    рыбачил
    рыба
    рыбку

  • и солнце, день чудесный:
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пор...

    4 слайд

    и солнце, день чудесный:
    Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры,
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою явись!
    Мороз
    севера

  • Утро    (какое?)   морозное Вечер  (какой?)   морозный  Ночь  (какая?)   моро...

    5 слайд

    Утро (какое?) морозное
    Вечер (какой?) морозный
    Ночь (какая?) морозная
    Разберёмся
    Дни (какие?) морозные

  • 6 слайд

  • 7 слайд

  • Исправь  ошибкиОстроф  на море лижыт,
Грат на острове стаит.

    8 слайд

    Исправь ошибки
    Остроф на море лижыт,
    Грат на острове стаит.

  • 9 слайд

  • Вставь пропущенные прилагательные...Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,...

    10 слайд

    Вставь пропущенные прилагательные...
    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На небе мгла носилась;
    Луна, как пятно,
    Сквозь тучи желтела,
    И ты сидела…
    мутном
    бледное
    мрачные
    печальная

  • СПОИАСБНАШ  УРОК

    11 слайд

    С
    П
    О
    И
    А
    С
    Б
    НАШ УРОК

  • 12 слайд

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ приложение 1.doc

Найдите словосочетания: существительное + прилагательное

Выпишите, правильно согласовав (задай вопрос)

Вспомните  название стихотворения.

 

 

То, как путник запоздалая,

К нам в окошко постучит.

 

Наша ветхий  лачужка

И печальна, и темна,

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Название __________________________________________

 

 

 

 

 

 

Найдите словосочетания: существительное + прилагательное

Выпишите, правильно согласовав (задай вопрос)

Вспомните  название стихотворения.

 

Отвечает золотой рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом,

Будет Вам новая корыто»

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Название __________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найдите словосочетания: существительное + прилагательное

Выпишите, правильно согласовав (задай вопрос)

Вспомните  название стихотворения.

 

 

 

 

 

Мать и сын теперь на воле,

Видят холм в широком поле.

Море синяя кругом,

Дуб зеленое над холмом.

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Название __________________________________________

 

 

 

 

 

Найдите словосочетания: существительное + прилагательное

Выпишите, правильно согласовав (задай вопрос)

Вспомните  название стихотворения.

 

 

 

 

 

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простая,

Всё скорлупки золотой.

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Название __________________________________________

 

 

Найдите словосочетания: существительное + прилагательное

Выпишите, правильно согласовав (задай вопрос)

Вспомните  название стихотворения.

 

 

 

 

Глядь – поверх текучая вод

Лебедь белый плывёт.

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Название __________________________________________

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированного урока русского языка с литературным чтением Программа «Школа России» Учебник: Русский язык, 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Родная речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Тема: «Выделение основы слова. Согласование прилагательног"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели:

  1. Формировать способы действий по выделению в слове (в имени существительном) основы слова и окончания
  2. Первичное знакомство учащихся с согласованием в словосочетании имени прилагательного с именем существительным.
  3. воспитывать любовь к литературе и русскому языку
  4. повторить стихотворения А.С.Пушкина
  5. развивать речь учащихся

 

Оборудование:

  1. раздаточный материал – карточки с заданием
  2. мультимедиапроектор, экран, презентация

 

 

 

 

 

Используемые технологии:

  1. здоровьесберегающая,
  2. компетентностно-ориентированное
  3. информационно-коммуникативная.

 

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальная;
  2. работа в парах;
  3. фронтальная;
  4. групповая.

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 131 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 496
    • RAR 8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Спирина Евгения Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Спирина Евгения Евгеньевна
    Спирина Евгения Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1648
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1186 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 564 человека

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе