Интегрированное
занятие в подготовительной группе
«День
рождения подснежника»
Подготовила
и провела Богданович Людмила Викторовна, музыкальный работник детского сада
«Фантазёры» г. Гремячинска Пермского края
2014г.
Тема: День
рождения подснежника.
Цель:
Развитие творческого восприятия произведений искусства и связанных с ним
природных явлений.
Задачи:
-
прививать
детям любовь к родной природе;
-
формировать
у детей умение сопоставить произведения искусства с аналогичными явлениями
природы;
-
развивать
способность детей к взаимодействию с искусством посредством рисунка,
танцевальных движений;
-
учить
детей замечать красоту природы, беречь ее.
Зал
оформлен под лесную поляну. Стоит ширма. Детям пришло приглашение. Приглашение
на День Рождения на лесную поляну.
Дети
заходят в зал. Звучит запись «Голоса птиц».
М.р.:
Ребята, а вот и лесная поляна!
(На
ширме появляются Хрюша и Каркуша.)
М.р. (Усаживает
детей): Ребята, что же здесь происходит, садитесь, посмотрите.
Каркуша: Хрюшечка,
скорее, опоздаем! А ты не забыл пригласительный билет?
Хрюша: Да нет
же, Каркуша! Вот он. Читает: Приглашение на День Рождения на лесную
поляну.
Каркуша: Ой, мы,
кажется, уже пришли!
М.р.: Так это
вы Хрюша и Каркуша нас пригласили на День Рождения на лесную поляну?
Хрюша и
Каркуша:
Нет… А разве не вы нас пригласили?
М.р.: Нет. Нас
тоже пригласили на День Рождения (показывает пригласительный билет), а
кто – мы не знаем. Ребята, а как вы думаете? Кто нас мог пригласить?
(Ответы
детей, Хрюши и Каркуши.)
М.р.: Я,
кажется, догадалась. Сейчас зачитаю вам загадку и вы тоже узнаете. Загадка:
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он
мороза не боится, хоть и маленький.
Кто
же он?
(Дети
отгадывают загадку. Доказывают, что это подснежник).
М.р.:
Правильно, ребята, это подснежник.
Хрюша: Какой такой
подснежник?
М.р.: Ребята,
Хрюша ничего не знает про подснежник.
Каркуша: Да что
ты, Хрюша, это же цветок такой.
М.р.: Давайте
расскажем Хрюше про этот цветок, ребята. Почему же он называется подснежник?
(Ответы
детей).
М.р.:
Правильно, ребята. Подснежники очень храбрые, смелые, сильные, они не боятся
мороза. Этим цветам радуются все люди. А художники, композиторы, поэты выражают
свои чувства в своих картинах, музыке, рассказах, стихах. Великий сказочник
Г.Х.Андерсен написал сказку, которая так и называется «Подснежник». Сейчас я
вам зачитаю отрывки из этой сказки:
«Завывал
зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрылся цветок. Он
укрылся в своей луковице под землей и снегом. Сквозь снег пробился нежный и
настойчивый луч и пригрел луковицу. Цветок встал, потянулся и приналег на свою
оболочку, размогшую от теплой земли, талой воды и солнечных лучей. Он рванулся
вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими
плотными листочками и очутился в снегу. Снег был холодный, но весь просвечивал,
и пробиться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были совсем близко,
так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели.
- Добро
пожаловать! Добро пожаловать!
И цветок
поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру. Лучи гладили и целовали
его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белый, как снег, украшенный
зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову. Ему было так
радостно, словно пел весь воздух, словно и цветок стоял нежный и хрупкий и вместе
с тем в своей юной красе».
Вопрос
детям: Очем рассказывает Андерсен в сказке?
Хрюша: Вот это
цветок, маленький, а такой смелый!
Каркуша: Он все
рос, рос из своей луковицы, потом вырос наконец и мороза не испугался.
М.р.: Точно так
же увидел рождение цветка и композитор П.И.Чайковский.
Iй этап.
П.Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года».
Задача:научить
детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности,
передавать характер музыки в движении.
М.р.: Пьесу
П.И.Чайковского «Подснежник» мы с вами слушали на прошлом занятии. Ребята,
давайте расскажем Хрюше и Каркуше, о чем рассказал Чайковский в пьесе?
(Ответы
детей).
Хрюша: Каркуша,
как это ребята видят , о чем музыка рассказывает? Я ничего не вижу, когда
слушаю музыку. Да и пьесы этой не знаю…
М.р.: Тогда
послушай, Хрюша, вместе с ребятами. Я вам не буду сейчас прочитывать всю пьесу,
я хочу показать, как композитор изобразил рост цветка.
Каркуша: Слушай,
Хрюша, слушай.
(Звучат
о 1 по 8 т.т.)
М.р.: Ребята, у
вас под стульчиками есть карточки. Возьмите их, пожалуйста. На них изображены
лесенки. Поднимите сейчас ту лесенку, на которой движение ступенек
соответствует звучанию мелодии.
(Дети
показывают карточки).
М.р.: Молодцы!
Какими звуками композитор изобразил, что цветок растет, тянется к солнцу?
Дети: Мелодия
начинается на низких звуках, потом поднимается все выше и выше (убрать
карточки).
М.р.: Мелодия в
пьесе «Подснежник» звучит светло в высоком регистре, то более тревожно в
среднем и низком (звучат 9-24 т.т.). Как вы думаете, о чем рассказывает эта
музыка?
Дети: Музыка
рассказывает о том, что солнце светит не всегда, что еще бывает холодно, темно
и ненастно.
М.р.: В средней
части пьесы есть и другая мелодия. Послушайте (звучат 25-32 т.т.) Какая
музыка по характеру?
Дети: нежная,
легкая, полетная, взволнованная, как будто цветок подснежника покачивается на
ветру.
Хрюша: Какая
красивая музыка! Мне сразу так весело, каркуша стало.
Каркуша: Да, эта
музыка нежная, легкая, под нее хочется танцевать.
М.р.: Ребята, а
можно ли передать весеннюю радость в движении?
Ответы
детей. (можно танцевать).
М.р.: Давайте
сейчас встанем, представим, что мы маленькие, нежные голубые подснежники,
которые пробиваются из-под снега из своей луковички, тянутся к солнцу и
покачиваются на ветру. Занимайте места на полянке, слушайте музыку.
(Звучить
запись пьесы «Подснежник». Дети выполняют движения. Хрюша и Каркуша тоже
пытаются выполнять)
Хрюша: Вот мы
все о подснежнике говорим, а я еще его не видел.
М.р.: Ребята, у
меня есть иллюстрации, такого цветка. Ой, они все рассыпались. Помогите мне
собрать.
(Дети
собирают картинку цветка из частей, выставляют на мольберт).
Хрюша: Ой, а
почему все эти цветы разные?
Каркуша: Да,
Хрюша, это только названия у цветов разные. Вот ветреница, сон-трава, медуница.
Все они появляются ранней весной и их называют подснежники.
М.р.: Ну что,
Хрюша, ты все понял?
Хрюша: Да,
понял, понял. Подснежники – это все цветы, которые появляются из-под снега.
Голос (аудиозапись):
Вот я и родился! Как прекрасно!
(Обращаем
внимание на цветок, рассматриваем его.)
М.р.: В День
Рождения принято поздравлять именинника. Что же можно подарить?
(Ответы
детей.)
М.р.: А я
думаю, что можно подарить и красивую музыку, и картину.
Каркуша: Ой, а мы
как раз принесли в подарок картину!
М.р.: Да, это
замечательный подарок! Давайте посмотрим, что за картину принесли Хрюша и Каркуша.
Картина называется «Подснежник», написал ее известный художник-пейзажист
Алексей Михаилович Грицай.
II этап.Картина
Грицая «Подснежник»
Задача: познакомить
детей с картиной Грицая «Подснежники». Учить детей понимать сюжет, изображенный
на картине, видеть картину, пробуждения природы.
Хрюша: Какое
время года изобразил художник?
(Ответы
детей.)
М.р.: Почему вы
так думаете?
(Ответы
детей.)
М.р.:
Правильно. В картине «Подснежники» художник рассказал о ранней весне в
подмосковье. Только что растаял снег. Лес, сбросив зимний наряд, стоит
оголенный и пустынный. Лишь ели зеленеют среди стволов осин. Тусклое небо. Все
в белых облаках. Облака прячут солнце, не давая ему пробиться сквозь их плотный
заслон, и кажется, природа еще не очнулась от зимней дремы.
Каркуша: Почему
картину художник назвал «Подснежники»?
(Ответы
детей.)
М.р.: Когда
художник писал эту картину, какое настроение у него было - грустное или
радостное?
(Ответы
детей.)
Каркуша: Я тоже
думаю, радостное. Художник нарисовал подснежники, которые выросли из-под
прошлогодней травы и рассыпались повсюду.
М.р.: С
фиолетово-синими, ярко-зелеными листьями, они первые вестники счастливого
пробуждения природы.
Хрюша: Я понял.
Художники описывают природу красками.
М.р.: Да,Хрюша.
Композитор описывает природу с помощью звуков, художник – с помощью красок, а
поэты – словом.
Ребята на
занятиях учили стихи и сейчас тоже хотят поздравить подснежник, подарить их.
Дети
читают стихи.
1) Б.Соловьев
«Подснежник»;
2) Е.Серов
«Подснежник»;
3) С.Погореловский
«Первый цветок»
III этап.Стихотворения
о подснежнике.
Задача: научить
детей определять радостное настроение в стихах.
М.р.: Как вы
думаете, грустное или веселое настроение было у поэтов, когда они сочиняли
стихи?
(Ответы
детей.)
М.р.: Почему вы
так думаете?
(Ответы
детей.)
Каркуша: Я тоже
так думаю, что настроение у них было радостное.
Хрюша: Потому
что с приходом весны пробуждается вся природа.
М.р.:
Правильно, ребята, когда я получила приглашение, тоже приготовила подарок –
музыкальный диск, но названия здесь почему то нет. Давайте послушаем, может , так
догадаемся.
(Звучит
«Песня жаворонка» П.И.Чайковского)
IV этап. П.Чайковский
«Песня жаворонка».
Задача:научить
детей узнавать произведения по частям (средняя часть), определять настроение
музыки.
М.р.: Как
называется пьеса, которую я дарю подснежнику?
(Ответы
детей.)
Хрюша: Я не
понял, о чем эта музыка….
М.р.: Ребята,
помогите Хрюше, расскажите, о чем рассказывает музыка?
Дети: Солнце
пригрело посильнее и жаворонок летает весело, поет в вышине.
Хрюша: Понял,
понял. Это музыка о том, что прилетели птицы и радуются весне.
Каркуша: Хрюша, а
ведь нам пора уходить, мы еще кроссворд для вечерней передачи не составили.
Давай попрощаемся с ребятами. Спасибо, подснежник, что пригласил нас на День
Рождения.
(Прощаются
и уходят.)
М.р.: Ребята, а
вам хотелось бы подарить подснежнику еще и свои рисунки?
Дети: Да!
М.р.: Закройте
глаза и подумайте, какую картину хотелось бы нарисовать?
(Ответы
детей.)
М.р.: А какие
краски вы возьмете для своих картин?
(Ответы
детей.)
М.р.: Не забудьте
о светлых, нежных тонах, потому что весна - очень нежное время года.
V этап: Детские
рисунки
Задача:научить
детей передавать в своих рисунках пробуждение весны. Закреплять умения детей
подбирать для своего рисунка изобразительный материал.
(М.р. предлагает детям выбрать нужный
материал. Дети рисуют.)
М.р.: Ребята,
давайте сделаем выставку. На этом мольберте будут картины, где весна изображена
радостно, а на этом – грустная, если кто-то так нарисует. Почему вы думаете,
что весна получилась радостная?
(Анализ
работы. Ответы детей.)
Входит воспитатель:
Ребята, я вас потеряла, ищу, ищу по всему саду! Что вы здесь делаете?
Дети: Мы были
на Дне рождения у подснежника! Слушали музыку, читали стихи, рассматривали
картину, дарили подарки.
М.р.: Ребята,
расскажите, как передают свои впечатления художники, поэты, композиторы?
(Ответы
детей.)
Воспитатель: Ребята, а
я знаю, что подснежник, который растет в наших лесах, называется ветреница
лесная. Он становится уже редким цветком и занесен в Красную книгу. К нему надо
очень бережно относиться. Но об этом я вам расскажу в группе. Давайте возьмем
эти цветы с собой (берут картинки), чтобы познакомиться с ними поподробнее.
(Идут
с воспитателем в группу.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.