Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Музыка / Интегрированное занятие "День рождения подснежника" (для подготовительной группы детского сада)

Интегрированное занятие "День рождения подснежника" (для подготовительной группы детского сада)

Интегрированное занятие в подготовительной группе

«День рождения подснежника»


Подготовила и провела Богданович Людмила Викторовна, музыкальный работник детского сада «Фантазёры» г. Гремячинска Пермского края

2014г.

Тема: День рождения подснежника.

Цель: Развитие творческого восприятия произведений искусства и связанных с ним природных явлений.

Задачи:

  • прививать детям любовь к родной природе;

  • формировать у детей умение сопоставить произведения искусства с аналогичными явлениями природы;

  • развивать способность детей к взаимодействию с искусством посредством рисунка, танцевальных движений;

  • учить детей замечать красоту природы, беречь ее.



Зал оформлен под лесную поляну. Стоит ширма. Детям пришло приглашение. Приглашение на День Рождения на лесную поляну.

Дети заходят в зал. Звучит запись «Голоса птиц».

М.р.: Ребята, а вот и лесная поляна!

(На ширме появляются Хрюша и Каркуша.)

М.р. (Усаживает детей): Ребята, что же здесь происходит, садитесь, посмотрите.

Каркуша: Хрюшечка, скорее, опоздаем! А ты не забыл пригласительный билет?

Хрюша: Да нет же, Каркуша! Вот он. Читает: Приглашение на День Рождения на лесную поляну.

Каркуша: Ой, мы, кажется, уже пришли!

М.р.: Так это вы Хрюша и Каркуша нас пригласили на День Рождения на лесную поляну?

Хрюша и Каркуша: Нет… А разве не вы нас пригласили?

М.р.: Нет. Нас тоже пригласили на День Рождения (показывает пригласительный билет), а кто – мы не знаем. Ребята, а как вы думаете? Кто нас мог пригласить?

(Ответы детей, Хрюши и Каркуши.)

М.р.: Я, кажется, догадалась. Сейчас зачитаю вам загадку и вы тоже узнаете. Загадка: Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.

Кто же он?

(Дети отгадывают загадку. Доказывают, что это подснежник).

М.р.: Правильно, ребята, это подснежник.

Хрюша: Какой такой подснежник?

М.р.: Ребята, Хрюша ничего не знает про подснежник.

Каркуша: Да что ты, Хрюша, это же цветок такой.

М.р.: Давайте расскажем Хрюше про этот цветок, ребята. Почему же он называется подснежник?

(Ответы детей).

М.р.: Правильно, ребята. Подснежники очень храбрые, смелые, сильные, они не боятся мороза. Этим цветам радуются все люди. А художники, композиторы, поэты выражают свои чувства в своих картинах, музыке, рассказах, стихах. Великий сказочник Г.Х.Андерсен написал сказку, которая так и называется «Подснежник». Сейчас я вам зачитаю отрывки из этой сказки:

«Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрылся цветок. Он укрылся в своей луковице под землей и снегом. Сквозь снег пробился нежный и настойчивый луч и пригрел луковицу. Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку, размогшую от теплой земли, талой воды и солнечных лучей. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками и очутился в снегу. Снег был холодный, но весь просвечивал, и пробиться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели.

  • Добро пожаловать! Добро пожаловать!

И цветок поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру. Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову. Ему было так радостно, словно пел весь воздух, словно и цветок стоял нежный и хрупкий и вместе с тем в своей юной красе».

Вопрос детям: Очем рассказывает Андерсен в сказке?

Хрюша: Вот это цветок, маленький, а такой смелый!

Каркуша: Он все рос, рос из своей луковицы, потом вырос наконец и мороза не испугался.

М.р.: Точно так же увидел рождение цветка и композитор П.И.Чайковский.


Iй этап. П.Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года».


Задача:научить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, передавать характер музыки в движении.


М.р.: Пьесу П.И.Чайковского «Подснежник» мы с вами слушали на прошлом занятии. Ребята, давайте расскажем Хрюше и Каркуше, о чем рассказал Чайковский в пьесе?

(Ответы детей).

Хрюша: Каркуша, как это ребята видят , о чем музыка рассказывает? Я ничего не вижу, когда слушаю музыку. Да и пьесы этой не знаю…

М.р.: Тогда послушай, Хрюша, вместе с ребятами. Я вам не буду сейчас прочитывать всю пьесу, я хочу показать, как композитор изобразил рост цветка.

Каркуша: Слушай, Хрюша, слушай.

(Звучат о 1 по 8 т.т.)

М.р.: Ребята, у вас под стульчиками есть карточки. Возьмите их, пожалуйста. На них изображены лесенки. Поднимите сейчас ту лесенку, на которой движение ступенек соответствует звучанию мелодии.

(Дети показывают карточки).

М.р.: Молодцы! Какими звуками композитор изобразил, что цветок растет, тянется к солнцу?

Дети: Мелодия начинается на низких звуках, потом поднимается все выше и выше (убрать карточки).

М.р.: Мелодия в пьесе «Подснежник» звучит светло в высоком регистре, то более тревожно в среднем и низком (звучат 9-24 т.т.). Как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка?

Дети: Музыка рассказывает о том, что солнце светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно.

М.р.: В средней части пьесы есть и другая мелодия. Послушайте (звучат 25-32 т.т.) Какая музыка по характеру?

Дети: нежная, легкая, полетная, взволнованная, как будто цветок подснежника покачивается на ветру.

Хрюша: Какая красивая музыка! Мне сразу так весело, каркуша стало.

Каркуша: Да, эта музыка нежная, легкая, под нее хочется танцевать.

М.р.: Ребята, а можно ли передать весеннюю радость в движении?

Ответы детей. (можно танцевать).

М.р.: Давайте сейчас встанем, представим, что мы маленькие, нежные голубые подснежники, которые пробиваются из-под снега из своей луковички, тянутся к солнцу и покачиваются на ветру. Занимайте места на полянке, слушайте музыку.

(Звучить запись пьесы «Подснежник». Дети выполняют движения. Хрюша и Каркуша тоже пытаются выполнять)

Хрюша: Вот мы все о подснежнике говорим, а я еще его не видел.

М.р.: Ребята, у меня есть иллюстрации, такого цветка. Ой, они все рассыпались. Помогите мне собрать.

(Дети собирают картинку цветка из частей, выставляют на мольберт).

Хрюша: Ой, а почему все эти цветы разные?

Каркуша: Да, Хрюша, это только названия у цветов разные. Вот ветреница, сон-трава, медуница. Все они появляются ранней весной и их называют подснежники.

М.р.: Ну что, Хрюша, ты все понял?

Хрюша: Да, понял, понял. Подснежники – это все цветы, которые появляются из-под снега.

Голос (аудиозапись): Вот я и родился! Как прекрасно!

(Обращаем внимание на цветок, рассматриваем его.)

М.р.: В День Рождения принято поздравлять именинника. Что же можно подарить?

(Ответы детей.)

М.р.: А я думаю, что можно подарить и красивую музыку, и картину.

Каркуша: Ой, а мы как раз принесли в подарок картину!

М.р.: Да, это замечательный подарок! Давайте посмотрим, что за картину принесли Хрюша и Каркуша. Картина называется «Подснежник», написал ее известный художник-пейзажист Алексей Михаилович Грицай.




II этап.Картина Грицая «Подснежник»


Задача: познакомить детей с картиной Грицая «Подснежники». Учить детей понимать сюжет, изображенный на картине, видеть картину, пробуждения природы.


Хрюша: Какое время года изобразил художник?

(Ответы детей.)

М.р.: Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

М.р.: Правильно. В картине «Подснежники» художник рассказал о ранней весне в подмосковье. Только что растаял снег. Лес, сбросив зимний наряд, стоит оголенный и пустынный. Лишь ели зеленеют среди стволов осин. Тусклое небо. Все в белых облаках. Облака прячут солнце, не давая ему пробиться сквозь их плотный заслон, и кажется, природа еще не очнулась от зимней дремы.

Каркуша: Почему картину художник назвал «Подснежники»?

(Ответы детей.)

М.р.: Когда художник писал эту картину, какое настроение у него было - грустное или радостное?

(Ответы детей.)

Каркуша: Я тоже думаю, радостное. Художник нарисовал подснежники, которые выросли из-под прошлогодней травы и рассыпались повсюду.

М.р.: С фиолетово-синими, ярко-зелеными листьями, они первые вестники счастливого пробуждения природы.

Хрюша: Я понял. Художники описывают природу красками.

М.р.: Да,Хрюша. Композитор описывает природу с помощью звуков, художник – с помощью красок, а поэты – словом.

Ребята на занятиях учили стихи и сейчас тоже хотят поздравить подснежник, подарить их.

Дети читают стихи.

  1. Б.Соловьев «Подснежник»;

  2. Е.Серов «Подснежник»;

  3. С.Погореловский «Первый цветок»


III этап.Стихотворения о подснежнике.


Задача: научить детей определять радостное настроение в стихах.


М.р.: Как вы думаете, грустное или веселое настроение было у поэтов, когда они сочиняли стихи?

(Ответы детей.)

М.р.: Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

Каркуша: Я тоже так думаю, что настроение у них было радостное.

Хрюша: Потому что с приходом весны пробуждается вся природа.

М.р.: Правильно, ребята, когда я получила приглашение, тоже приготовила подарок – музыкальный диск, но названия здесь почему то нет. Давайте послушаем, может , так догадаемся.

(Звучит «Песня жаворонка» П.И.Чайковского)


IV этап. П.Чайковский «Песня жаворонка».

Задача:научить детей узнавать произведения по частям (средняя часть), определять настроение музыки.


М.р.: Как называется пьеса, которую я дарю подснежнику?

(Ответы детей.)

Хрюша: Я не понял, о чем эта музыка….

М.р.: Ребята, помогите Хрюше, расскажите, о чем рассказывает музыка?

Дети: Солнце пригрело посильнее и жаворонок летает весело, поет в вышине.

Хрюша: Понял, понял. Это музыка о том, что прилетели птицы и радуются весне.

Каркуша: Хрюша, а ведь нам пора уходить, мы еще кроссворд для вечерней передачи не составили. Давай попрощаемся с ребятами. Спасибо, подснежник, что пригласил нас на День Рождения.

(Прощаются и уходят.)

М.р.: Ребята, а вам хотелось бы подарить подснежнику еще и свои рисунки?

Дети: Да!

М.р.: Закройте глаза и подумайте, какую картину хотелось бы нарисовать?

(Ответы детей.)

М.р.: А какие краски вы возьмете для своих картин?

(Ответы детей.)

М.р.: Не забудьте о светлых, нежных тонах, потому что весна - очень нежное время года.


V этап: Детские рисунки


Задача:научить детей передавать в своих рисунках пробуждение весны. Закреплять умения детей подбирать для своего рисунка изобразительный материал.

(М.р. предлагает детям выбрать нужный материал. Дети рисуют.)

М.р.: Ребята, давайте сделаем выставку. На этом мольберте будут картины, где весна изображена радостно, а на этом – грустная, если кто-то так нарисует. Почему вы думаете, что весна получилась радостная?

(Анализ работы. Ответы детей.)

Входит воспитатель: Ребята, я вас потеряла, ищу, ищу по всему саду! Что вы здесь делаете?

Дети: Мы были на Дне рождения у подснежника! Слушали музыку, читали стихи, рассматривали картину, дарили подарки.

М.р.: Ребята, расскажите, как передают свои впечатления художники, поэты, композиторы?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что подснежник, который растет в наших лесах, называется ветреница лесная. Он становится уже редким цветком и занесен в Красную книгу. К нему надо очень бережно относиться. Но об этом я вам расскажу в группе. Давайте возьмем эти цветы с собой (берут картинки), чтобы познакомиться с ними поподробнее.

(Идут с воспитателем в группу.)


  • Музыка
Описание:

Тема интегрированного занятия (музыка, изобразительное искусство, поэзия) День рождения подснежника.

  Цель: Развитие творческого восприятия произведений искусства и связанных с ним природных явлений.         

    Занятие предназначено детям подготовительной группы детского сада. Время проведения - апрель. Занятие способствует развитию у детей умения сопоставлять произведения искусства с явлениями живой природы, передавать свои ощущения посредством музыки, рисунка, художественного чтения.

Скачать материал
Автор Применко Валентина Григорьевна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 1938
Номер материала 6022
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы