Инфоурок Музыка КонспектыИнтегрированное занятие "День рождения подснежника" (для подготовительной группы детского сада)

Интегрированное занятие "День рождения подснежника" (для подготовительной группы детского сада)

Скачать материал

Интегрированное занятие в подготовительной группе

«День рождения подснежника»

 

Подготовила и провела Богданович Людмила Викторовна, музыкальный работник детского сада «Фантазёры» г. Гремячинска Пермского края

2014г.

         Тема: День рождения подснежника.

         Цель: Развитие творческого восприятия произведений искусства и связанных с ним природных явлений.

         Задачи:

-       прививать  детям любовь к родной природе;

-       формировать у детей умение сопоставить произведения искусства с аналогичными явлениями природы;

-       развивать способность детей к взаимодействию с искусством посредством рисунка, танцевальных движений;

-       учить детей замечать красоту природы, беречь ее.

 

 

Зал оформлен под лесную поляну. Стоит ширма. Детям пришло приглашение. Приглашение на День Рождения на лесную поляну.

Дети заходят в зал. Звучит  запись «Голоса птиц».

         М.р.: Ребята, а вот и лесная поляна!

(На ширме появляются Хрюша и Каркуша.)

М.р. (Усаживает детей): Ребята, что же здесь происходит, садитесь, посмотрите.

Каркуша: Хрюшечка, скорее, опоздаем! А ты не забыл пригласительный билет?

Хрюша: Да нет же, Каркуша! Вот он. Читает: Приглашение на День Рождения на лесную поляну.

Каркуша: Ой, мы, кажется, уже пришли!

М.р.: Так это вы Хрюша и Каркуша нас пригласили на День Рождения на лесную поляну?

Хрюша и Каркуша: Нет… А разве не вы нас пригласили?

М.р.: Нет. Нас тоже пригласили на День Рождения (показывает пригласительный билет), а кто – мы не знаем. Ребята, а как вы думаете? Кто нас мог пригласить?

(Ответы детей, Хрюши и Каркуши.)

М.р.: Я, кажется, догадалась. Сейчас зачитаю вам загадку и вы тоже узнаете. Загадка: Первым вылез из землицы на проталинке.

                   Он мороза не боится, хоть и маленький.

                   Кто же он?

(Дети отгадывают загадку. Доказывают, что это подснежник).

М.р.: Правильно, ребята, это подснежник.

Хрюша: Какой такой подснежник?

М.р.: Ребята, Хрюша ничего не знает про подснежник.

Каркуша: Да что ты, Хрюша, это же цветок такой.

М.р.: Давайте расскажем Хрюше про этот цветок, ребята. Почему же он  называется подснежник?

(Ответы детей).

М.р.: Правильно, ребята. Подснежники очень храбрые, смелые, сильные, они не боятся мороза. Этим цветам радуются все люди. А художники, композиторы, поэты выражают свои чувства в своих картинах, музыке, рассказах, стихах. Великий сказочник Г.Х.Андерсен написал сказку, которая так и называется «Подснежник». Сейчас я вам зачитаю отрывки из этой сказки:

«Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрылся цветок. Он укрылся в своей луковице под землей и снегом. Сквозь снег пробился нежный и настойчивый луч и пригрел луковицу. Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку, размогшую от теплой земли, талой воды и солнечных лучей. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками и очутился в снегу. Снег был холодный, но весь просвечивал, и пробиться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели.

-       Добро пожаловать! Добро пожаловать!

И цветок поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру. Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову. Ему было так радостно, словно пел весь воздух, словно и цветок стоял нежный и хрупкий и вместе с тем в своей юной красе».

Вопрос детям: Очем рассказывает Андерсен в сказке?

Хрюша: Вот это цветок, маленький, а такой смелый!

Каркуша: Он все рос, рос из своей луковицы, потом вырос наконец и мороза не испугался.

М.р.: Точно так же увидел рождение цветка и композитор П.И.Чайковский.

 

Iй этап. П.Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года».

 

Задача:научить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, передавать характер музыки в движении.

 

М.р.: Пьесу П.И.Чайковского «Подснежник» мы с вами слушали на прошлом занятии. Ребята, давайте расскажем Хрюше и Каркуше, о чем рассказал Чайковский в пьесе?

(Ответы детей).

Хрюша: Каркуша, как это ребята видят , о чем музыка рассказывает? Я ничего не вижу, когда слушаю музыку. Да и пьесы этой не знаю…

М.р.: Тогда послушай, Хрюша, вместе с ребятами. Я вам не буду сейчас прочитывать всю пьесу, я хочу показать, как композитор изобразил рост цветка.

Каркуша: Слушай, Хрюша, слушай.

(Звучат о 1 по 8 т.т.)

М.р.: Ребята, у вас под стульчиками есть карточки. Возьмите их, пожалуйста. На них изображены лесенки. Поднимите сейчас ту лесенку, на которой движение ступенек соответствует звучанию мелодии.

(Дети показывают карточки).

М.р.: Молодцы! Какими звуками композитор изобразил, что цветок растет, тянется к солнцу?

Дети: Мелодия начинается на низких звуках, потом поднимается все выше и выше (убрать карточки).

М.р.: Мелодия в пьесе «Подснежник» звучит светло в высоком регистре, то более тревожно в среднем и низком (звучат 9-24 т.т.). Как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка?

Дети: Музыка рассказывает о том, что солнце светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно.

М.р.: В средней части пьесы есть  и другая мелодия. Послушайте (звучат 25-32 т.т.) Какая музыка по характеру?

Дети: нежная, легкая, полетная, взволнованная, как будто цветок подснежника покачивается на ветру.

Хрюша: Какая красивая музыка! Мне сразу так весело, каркуша стало.

Каркуша: Да, эта музыка нежная, легкая, под нее хочется танцевать.

М.р.: Ребята, а можно ли передать весеннюю радость в движении?

Ответы детей. (можно танцевать).

М.р.: Давайте сейчас встанем, представим, что мы маленькие, нежные голубые подснежники, которые пробиваются из-под снега из своей луковички, тянутся к солнцу и покачиваются на ветру. Занимайте места на полянке, слушайте музыку.

(Звучить запись пьесы «Подснежник». Дети выполняют движения. Хрюша и Каркуша тоже пытаются выполнять)

Хрюша: Вот мы все о подснежнике говорим, а я еще его не видел.

М.р.: Ребята, у меня есть иллюстрации, такого цветка. Ой, они все рассыпались. Помогите мне собрать.

(Дети собирают картинку цветка из частей, выставляют на мольберт).

Хрюша: Ой, а почему все эти цветы разные?

Каркуша: Да, Хрюша, это только названия у цветов разные. Вот ветреница, сон-трава, медуница. Все они появляются ранней весной и их называют подснежники.

М.р.: Ну что, Хрюша, ты все понял?

Хрюша: Да, понял, понял. Подснежники – это все цветы, которые появляются из-под снега.

Голос (аудиозапись): Вот я и родился! Как прекрасно!

(Обращаем внимание на цветок, рассматриваем его.)

М.р.: В День Рождения принято поздравлять именинника. Что же можно подарить?

(Ответы детей.)

М.р.: А я думаю, что можно подарить и красивую музыку, и картину.

Каркуша: Ой, а мы как раз принесли в подарок картину!

М.р.: Да, это замечательный подарок! Давайте посмотрим, что за картину принесли Хрюша и Каркуша. Картина называется «Подснежник», написал ее известный художник-пейзажист Алексей Михаилович Грицай.

 

 

 

II этап.Картина Грицая «Подснежник»

 

Задача: познакомить детей с картиной Грицая «Подснежники». Учить детей понимать сюжет, изображенный на картине, видеть картину, пробуждения природы.

 

Хрюша: Какое время года изобразил художник?

(Ответы детей.)

М.р.: Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

М.р.: Правильно. В картине «Подснежники» художник рассказал о ранней весне в подмосковье. Только что растаял снег. Лес, сбросив зимний наряд, стоит оголенный и пустынный. Лишь ели зеленеют среди стволов осин. Тусклое небо. Все в белых облаках. Облака прячут солнце, не давая ему пробиться сквозь их плотный заслон, и кажется, природа еще не очнулась от зимней дремы.

Каркуша: Почему картину художник назвал «Подснежники»?

(Ответы детей.)

М.р.: Когда художник писал эту картину, какое настроение у него было -  грустное или радостное?

(Ответы детей.)

Каркуша: Я тоже думаю, радостное. Художник нарисовал подснежники, которые выросли из-под прошлогодней травы и рассыпались повсюду.

М.р.: С фиолетово-синими, ярко-зелеными листьями, они первые вестники счастливого пробуждения природы.

Хрюша: Я понял. Художники описывают природу красками.

М.р.: Да,Хрюша. Композитор описывает природу с помощью звуков, художник – с помощью красок, а поэты – словом.

Ребята на занятиях учили стихи и сейчас тоже хотят поздравить подснежник, подарить их.

Дети читают стихи.

1)    Б.Соловьев «Подснежник»;

2)    Е.Серов «Подснежник»;

3)    С.Погореловский «Первый цветок»

 

III этап.Стихотворения о подснежнике.

 

Задача: научить детей определять радостное настроение в стихах.

 

М.р.: Как вы думаете, грустное или веселое настроение  было у поэтов, когда они сочиняли стихи?

(Ответы детей.)

М.р.: Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

Каркуша: Я тоже так думаю, что настроение у них было радостное.

Хрюша: Потому что с приходом весны пробуждается вся природа.

М.р.: Правильно, ребята, когда я получила приглашение, тоже приготовила подарок – музыкальный диск, но названия здесь почему то нет. Давайте послушаем, может , так догадаемся.

(Звучит «Песня жаворонка» П.И.Чайковского)

 

IV этап. П.Чайковский «Песня жаворонка».

Задача:научить детей узнавать произведения по частям (средняя часть), определять настроение музыки.

 

М.р.: Как называется пьеса, которую я дарю подснежнику?

(Ответы детей.)

Хрюша: Я не понял, о чем эта музыка….

М.р.: Ребята, помогите Хрюше, расскажите, о чем рассказывает музыка?

Дети: Солнце пригрело посильнее и жаворонок летает весело, поет в вышине.

Хрюша: Понял, понял. Это музыка о том, что прилетели птицы и радуются весне.

Каркуша: Хрюша, а ведь нам пора уходить, мы еще кроссворд для вечерней передачи не составили. Давай попрощаемся с ребятами. Спасибо, подснежник, что пригласил нас на День Рождения.

(Прощаются и уходят.)

М.р.: Ребята, а вам хотелось бы подарить подснежнику еще и свои рисунки?

Дети: Да!

М.р.: Закройте глаза и подумайте, какую картину хотелось бы нарисовать?

(Ответы детей.)

М.р.: А какие краски вы возьмете для своих картин?

(Ответы детей.)

М.р.: Не забудьте о светлых, нежных тонах, потому что весна -  очень нежное время года.

 

V этап: Детские рисунки

 

Задача:научить детей передавать в своих рисунках пробуждение весны. Закреплять умения детей подбирать для своего рисунка изобразительный материал.

(М.р. предлагает детям выбрать нужный материал. Дети рисуют.)

М.р.: Ребята, давайте сделаем выставку. На этом мольберте будут картины, где весна изображена радостно, а на этом – грустная, если кто-то так нарисует. Почему вы думаете, что весна получилась радостная?

(Анализ работы. Ответы детей.)

Входит воспитатель: Ребята, я вас потеряла, ищу, ищу по всему саду! Что вы здесь делаете?

Дети: Мы были на Дне рождения у подснежника! Слушали музыку, читали стихи, рассматривали картину, дарили подарки.

М.р.: Ребята, расскажите, как передают свои впечатления художники, поэты, композиторы?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что подснежник, который растет в наших лесах, называется ветреница лесная. Он становится уже редким цветком и занесен в Красную книгу. К нему надо очень бережно относиться. Но об этом я вам расскажу в группе. Давайте возьмем эти цветы с собой (берут картинки), чтобы познакомиться с ними поподробнее.

(Идут с воспитателем в группу.)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированное занятие "День рождения подснежника" (для подготовительной группы детского сада)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема интегрированного занятия (музыка, изобразительное искусство, поэзия) День рождения подснежника.

  Цель: Развитие творческого восприятия произведений искусства и связанных с ним природных явлений.         

    Занятие предназначено детям подготовительной группы детского сада. Время проведения - апрель. Занятие способствует развитию у детей умения сопоставлять произведения искусства с явлениями живой природы, передавать свои ощущения посредством музыки, рисунка, художественного чтения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.11.2014 929
    • DOCX 56 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Применко Валентина Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12014
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкально-эстетическое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 132 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в детской музыкальной школе

Преподаватель детской музыкальной школы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Оркестровые и струнные инструменты: актуальные вопросы методики преподавания в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе