Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Веселевская
средняя общеобразовательная школа
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
И ОКРУЖАЮЩЕМУ
МИРУ.
«Безударные гласные. Птицы нашего леса»
2
класс
Учитель
начальных классов МБОУ Веселевской сош
Сучкова
Елена Юрьевна
д.
Веселево
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
Тема: Безударные гласные. Птицы нашего леса.
Цели: формировать навыки грамотного письма, способствовать развитию
речи, обобщить
знания о правописании безударных гласных, расширить
знакомство с птицами
русского леса, дать представление о птицах как составной
части живой природы.
Ход урока:
Организационный момент.
-
Давайте настроимся на
работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно , закройте глаза и
повторяйте за мной: я в школе на уроке, сейчас я начну учиться, внимание мое
растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я
хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
Сообщение темы и целей урока:
-А теперь , скажите, над какой темой мы будем сегодня работать.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук:
Как писать гора, трава
И
слова моря, дела?
Чтобы
не было сомненья,
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело-
Вот теперь напишем смело!
-Тема урока: Безударные гласные. (на доске) А
еще сегодня нас ожидает встреча с нашими меньшими братьями. Работая над темой
урока, мы поговорим о наших пернатых друзьях, ознакомимся с некоторыми из них.
О ком же пойдет речь?(о птицах)
Чистописание
1. (пишем
первые две буквы из слова птицы)
2. пт//тп///
Каждой птице свое гнездо любо.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? Найдите слова с безударной
гласной в корне, проверяемой ударением. Подберите проверочное слово.
-Как называют детенышей птиц?(птенцы)
-А как мы назовем их ласково?(птенчики)
-Какое из этих слов является проверочным? Почему?
-Давайте вспомним, что в работе над безударными гласными является самым
важным?
(Правило проверки безударных гласных)
Игра «Кто быстрее?»
Кто быстрее вставит пропущенную букву, поставит ударение в словах,
найдет и подчеркнет проверочное слово.(по рядам, от каждого ряда по одному
обуч-ся
пернатые летать
перо перелётные
перья улетать
перина прилетать
перышко взлёт
- Почему птиц называют пернатыми?
- Придумайте предложение со словом «пернатые».
(Птицы — наши пернатые друзья.)
-
А почему птиц называют
друзьями?
-
А что значит перелетные?
Каких перелетных птиц вы знаете?
(Показ перелетных птиц)
-
Найдите слова с безударной
гласной. Какие из них можно проверить?
-
Запишем предложение: Журавль,
скворец, соловей — перелетные птицы
Словарная работа
-
А какие птицы остаются
зимовать в нашей местности?
-
Давайте отгадаем загадки и
узнаем. Слова — отгадки будем записывать через запятую, подчеркивать
орфограмму, ставить ударение.
1. В серой шубке перовой
И в морозы он - герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.(воробей)
2.
Он по-рабочему одет:
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка.(дятел)
3.
Днем спит, ночью
летает
И прохожих пугает.(сова)
4.
Окраской - сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона. Это —( ворона).
5.
Эта хищница
болтлива.
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее — (сорока).
6.
Ты с модницей этой,
конечно, знаком
Вертушке на месте совсем не сидится.
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится.(синица)
(Воробей, дятел, сова, ворона, сорока, синица.)
- Что общего у этих слов? Какое лишнее? Почему?
(Взаимопроверка)
- ..Все эти птицы зимуют в нашей местности. В
русском народном календаре есть такой праздник, который так и называется
«синичкин праздник». Отмечался он 12 ноября. Считалось, что именно в этот день
прилетали птицы — зимники: синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели.
- А какую птицу называют санитаром леса?
Почему? Что мы о нем знаем?
- Как называется одно из чудеснейших и
добрейших деревьев для птиц? (ель)
- За что птицы так любят ель? Запишем
предложение: Ель дает птицам пищу и ночлег.
(Разбор предложения
по членам)
- Найдите слова с безударной гласной.
Физминутка
Работа в группах
Скоро наступит зима. Чем мы, люди, можем
помочь птицам в зимнее время?
(В конвертах листочки с текстом. Задача:
найти слова с безударными гласными, устно подобрать проверочные слова,
догадаться, о какой птице идет речь. Отвечает 1 уч-ся от группы.)
1 текст: Эта птица прилетает весной одной из первых. В старину
был обычай: весной пекли булочки, которые носили название этой птицы, и угощали
ими друг друга.(жаворонок)
2 текст: У этой птицы ярко-красная грудка и брюшко, черная
шапочка на голове, крылышки и хвостик тоже блестяще-черные, а спинка
серо-голубая. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей красотой
однообразную белизну и тихо насвистывают грустную, мелодичную песенку.
Работа с пословицами, поговорками, приметами
-Ребята, а какие пословицы, поговорки, приметы, связанные с птицами, вы
знаете?
Слово не воробей ,вылетит — не поймаешь.
Воробей и на кошку чирикает.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Соловьи показались — черемуха зацвела.
Увидел скворца — весна у крыльца.
Чем позднее отлет журавлей, тем позднее зима начнется. -
Снегирь прилетит —
о зиме известит.
Строгой зиме быть,
если птица дружно в теплые края пошла.
Игра » Аукцион птиц»
-
А сейчас мы проведем аукцион. Тот из вас, кто
последним назовет название птицы, о которой мы сегодня не вспоминали, тот и
окажется самым знающим.
-
Самостоятельная работа. Тест «Безударные гласные»
Итог урока
-
Над какой темой работали
на уроке? О ком говорили? Что нового узнали о птицах?
Не стреляй воробьев,
Не стреляй голубей,
Не стреляй просто так
Из рогатки своей!
Эй, малыш, не стреляй
И не хвастай другим,
Как без промаха бьешь
По мишеням живым!
- О чем говорится в стихотворении?
Домашнее задание
Нарисовать птицу, которую запомнили, и подготовить о ней небольшой
доклад.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.