Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Интегрированный урок по географии и литературе (8 класс) « Кавказ. Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ!». Лирика в географии.

Интегрированный урок по географии и литературе (8 класс) « Кавказ. Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ!». Лирика в географии.


Интегрированный урок

по географии и литературе (8 класс)


Тема:

« Кавказ. Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ!». Лирика в географии.


Цель урока:

Создать образ Кавказских гор, сформировать знание о рельефе, высотной поясности Кавказа, умение анализировать тематические карты. Воспитать у учащихся чувство национальной гордости и патриотизма, пробудить у учащихся интерес к творчеству М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.


Оборудование: Физическая карта «Кавказ», школьные атласы, картины «Вид Пятигорска», «Башня в Сиоми близ Казбека» (автор- М.Ю.Лермонтов), мультимедийное оборудование, компьютер,


Ход урока. (1-й слайд)


Мелькают на глобусе разные страны,

Где пальмы растут и бананы,

Где горы и реки другие,

А мы выбираем - Россию.

Любите, ребята, родные края,

Берёзы, цветы полевые:

Это моя, это твоя,

Это - наша Россия!


Учитель географии: (2-й слайд)

Сегодня на нашем интегрированном уроке географии и литературы мы поговорим об одном из своеобразных природных регионов, познакомимся с его рельефом, природными зонами, проанализируем тематические карты; вспомним творчество великих русских писателей, побывавших в этом районе и оставивших нам в наследие свои замечательные произведения.

Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа разнообразна. Здесь есть чудесные места для горнолыжников.

На территории региона, где расположены эти горы, находится один из самых знаменитых курортов страны, отличающийся самой тёплой зимой. Ребята, какой же природный регион мы будем изучать? ( Кавказ)


Учитель литературы: (3-й слайд)

Ему подарили свою любовь Пушкин, Лермонтов, художник Сарьян и другие замечательные сыны Отечества нашего.

Познакомьтесь со стихотворением М. Ю. Лермонтова « Кавказ», прочтите его выразительно.

«Кавказ»


Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ


В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, вспомня тот взор;

Люблю я Кавказ.



Учитель географии: (4-й слайд)

Рассмотрим географическое положение Кавказа (работа с атласом):

- Где расположены горы?

- Что является границей между Русской равниной и Кавказскими горами ?

- В каком направлении протянулись горы?

- Какими омывается морями?

Учащиеся работают по атласам.


Учитель литературы: (5-й слайд)

Известно, что М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение « Смерть поэта», в котором обвинял самодержавие в гибели Пушкина. М. Ю. Лермонтов, талантливейший поэт, обладал ещё и большими способностями в живописи. Сохранились его рисунки Кавказских гор, сделанные им с натуры.


( Демонстрируется репродукция картины « Вид Пятигорска»).


Рассмотрите картину, что на ней изображено?


Ученики составляют рассказ по картине.


Учитель географии: (6-й слайд)

- Его называют «каркасом природы», «неровностью земной поверхности».

О чём мы сейчас будем говорить ? (О рельефе)

Обратимся к атласам и рассмотрим рельеф Кавказа. Найдите Предкавказье,

Большой Кавказ, Закавказье. Какая часть относится к России?

Отметьте эти формы рельефа на контурных картах.

(Работают по контурным картам).


Кавказские горы - самые высокие в России. Определите название высочайшей вершины Кавказа; она же является высшей точкой России?

(г.Эльбрус, 5642м.). Найдите другие вершины. Отметьте их на контурных картах.

(Работают по атласу и контурным картам).


Кавказ – высокие горы. А вы сможете доказать, что они молодые?

(Ответы учащихся).


Учитель литературы:

Вы рассмотрели рельеф Кавказа по атласам. А теперь найдите, как изображают поэты горы в своих стихах.

Учитель читает отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей»:

В тот самый год, осенним днем,

Между Железной и Змеиной,

Где чуть приметный путь лежал,

Цветущей узкою долиной

Тихонько всадник проезжал.

Кругом, налево и направо,

Как бы остатки пирамид,

Подъемлясь к небу величаво,

Гора из-за горы глядит;

И далее царь их пятиглавый,

Туманный, сизо-голубой,

Пугает чудной вышиной.


Жуковский. «К Войекову»:

И вдалеке перед тобой,

Одеты голубым туманом,

Гора вздымалась над горой,

И в сонме их гигант седой,

Как туча, Элборус двуглавый,

Ужасною и величавой

Там все блистает красотой.


Учитель географии:

В пределах Краснодарского края расположены горы Западного Кавказа. Они начинаются двумя пологими возвышенностями от станицы Варениковской и г.Анапы, протягиваются на юго-восток до границ Ставропольского края и Грузии на 340 км. Перечислите наиболее высокие вершины Западного Кавказа? ( Фишт, Оштен, Чугуш, Цахвоа).

Какая из этих вершин самая высокая в Краснодарском крае? (Цахвоа). Её высота 3346 м. Нанесите вершины на контурные карты.


(Работают по контурным картам).

Учитель литературы: (7-й слайд)

Горы, горы…Одна гора выше другой. А там за Тереком, отроги Казбека; среди них, в центре, увенчанная белой чалмой голова владыки Кавказа, стража Востока. Это к нему по преданию, был прикован Прометей.



(Показ картины М.Ю.Лермонтова «Башня в Сиони близ Казбека»).


Учитель географии: (8-й слайд)

Их называют территориями со схожими почвами, растениями, животными, климатом. О чем идет речь? (О природных зонах). Они размещаются здесь, на Кавказе, поэтапно. Сравните природные зоны Кавказа и Урала и объясните, почему Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов? Есть ли закономерность в смене поясов?

(Ответы учащихся; работают по контурным картам).


Ученик: (заслушивание подготовленного учеником сообщения)

Здесь, высоко в горах, накапливается мощный слой снега в 5м, а местами и в 10м. Порой достаточно небольшого звука – и может образоваться снежная лавина.




Учитель литературы:

Ребята, найдите подтверждение разнообразия природных зон в стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ».

Чтение учащимися стихотворения, работа с текстом.

«Кавказ»

Кавказ подо мною. Один в тишине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины;

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.


Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.


А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах

И нищий наездник таится в ущельи,

Где Терек играет в свирепом весельи;


Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной,

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады;

Теснят его грозно немые громады…


Учитель географии. (10-й слайд)

Они крутятся, как змеи, дикие и бурные…Что так характеризуют многие поэты? Определите по карте крупные реки, протекающие по территории Кавказа. Какое они имеют питание? Каков характер течения рек? Объясните причины этого. Отметьте их на контурных картах.


(Учащиеся работают по контурным картам).


Часто, при повышении температуры воздуха, здесь наблюдается внезапный подъем уровня воды в реке. Как называется это явление?


Ответы учащихся.


Учитель литературы:

Ребята, подтвердите свои слова примерами из произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (отрывки из стихотворений). С помощью каких выразительно-изобразительных средств авторы создают подобные образы?


(Работают с текстом)


Меж горных рек несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал.

(А.С.Пушкин)


Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

(М.Ю.Лермонтов)

Зима проходит, облака

Светлей летят по дальним сводам,

В реке глядятся мимоходом;

Но с гордым бешенством река,

Крутясь, как змей, не отвечает

Улыбке неба своего

И белых путников его

Меж тем упорно обгоняет.

(М.Ю.Лермонтов)


Учитель географии:

Обладая различными природными ресурсами, Кавказ незаменим для отдыха людей.

Ученик: (заслушивание подготовленного учеником сообщения)

Учитель географии: (11-й слайд)


Итак, Кавказ – это влажные субтропики, это царство цитрусовых, чая, винограда; это теплое море. А там, выше, в горах – раздолье для любителей горнолыжного спорта; это минеральные источники, незаменимые для поправки здоровья.

Все это, вместе с экономической мощью Кубани, и стало залогом успеха России в олимпийской гонке. Это яркая победа еще больше укрепила престиж России и Кубани.

Итог урока.


Учитель литературы:


В конце нашего урока я хочу, ребята, обратиться к вам со стихами М.Ю.Лермонтова:


Хотя я судьбой на заре моих дней.

О, южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.


Учитель географии:


Вот и завершилось наше путешествие по Кавказу. Я думаю, вы убедились в том, что здесь разнообразная природа: если реки-то горные и равнинные, если природные зоны –то влажные субтропики, теплые моря, и вершины, покрытые снегом.

Мы вспомнили творчество поэтов, побывавших здесь, их прекрасные произведения. Я уверена, что у вас сегодня пробудилось чувство гордости за то, что мы живем в таком благодатном крае; уверена, что каждый из вас внесет свою лепту в процветание края, а, значит, и всей России.


Учителя отмечают и благодарят активно работающих учеников.


Домашнее задание (творческое).

Учитель литературы:


У каждого из вас на парте находятся листки с домашним заданием, которое заключается в следующем: напишите стихотворение о Кавказе, используя опорные слова. Опорные слова: Кавказ, могучие горы, реки, Отечество, родные просторы, люблю, приветствовать рад.

Учитель географии:

Подготовьте сообщение о городах-курортах Кавказа.


  • Другое
Скачать материал
Автор Рожкова Марина Борисовна
Дата добавления 12.09.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 41
Номер материала MA-092869
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы