«Человек культурный – человек будущего»
Цель
урока: Расширить представление учащихся о
понятии «культура» и подвести (на примере содружества музыки, изобразительного
искусства и физической культуры) к осознанию необходимости всестороннего
развития личности для воспитания человека культурного и его роли в эволюции
общества.
Задачи
урока:
1. Обобщить
и закрепить полученные знания в области искусства, физической культуры и
влияние этих дисциплин на развитие культуры и общества в целом.
2. Показать
особенности искусства и физической культуры в системе гармоничного и
культурного развития человечества.
3. Формировать
знания учащихся о стремлении человека с древних времен к совершенству.
4. Продолжать
работу, направленную на воспитание нравственных, эстетических, моральных
ценностей и физического развития в целях воспитания культурного человека –
человека будущего.
5. Построение
межпредметных связей (изоискусство, музыка, физическая культура).
6. Воспитание
культуры выступлений.
Тип
урока:
урок
обобщение и изучение нового материала с элементами групповой работы.
Форма
урока: Урок - путешествие во времени и
пространстве.
Планируемые
результаты:
1. Личностные.
-
формирование уважительного отношения к культуре и искусству.
-
формирование целостного мировоззрения.
-
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.
-
формирование потребности самостоятельной творческой деятельности.
2.
Метапредметные.
-
умение определять и формировать цели на уроке.
-
умение работать по плану.
-
умение оценивать правильность выполнения действий, планировать их в
соответствии с поставленной задачей.
-
высказывать свое предположение (регулятивные УУД).
-
уметь оформлять свои действия, формировать их, мыслить и правильно высказывать
их в устной форме, слышать своего партнера (коммуникативные УУД).
-
уметь ориентироваться в своей системе знаний, на данном уроке, по данной теме.
-
отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
3.
Предметные:
-
учить распознавать орнаменты Древней Греции.
-
научить пользоваться трафаретом.
-
воспитание толерантности, эстетического вкуса.
-
развитие мелкой моторики.
-
развитие слуха, навыков хорового пения, чувства ритма.
-
развитие активности и творческого подход к работе.
.
Характеристика
деятельности ИЗО:
-роспись
вазы с помощью трафарета (РАБОТА В ГРУППАХ)
Характеристика
деятельности музыка:
1.
Слушание.
2.
Хоровое пение.
Характеристика
деятельности физическая культура:
1.
Теоретические знания об истории
Олимпийских игр.
2.
Воспитание чувства ритма и согласованности
действий.
Основные
понятия ИЗО:
1. Композиция
2. Композиционный
центр
3. Трафарет
4. Роспись
5. Амфора
6. Кратер
7. Орнамент
Основные
музыкальные понятия:
опера,
сюжет, романс, аккомпанемент, музыкальный инструмент, лира,
лирический, композитор, жанр, мелодия, музыкальный салон.
Основные
понятия физическая культура:
-
спорт;
-
физическая культура;
-
ЗОЖ (здоровый образ жизни).
Технологии:
-
ИКТ
-
здоровье сберегающие
-
дифференцированный подход
-
работа в группах
Реализация
основной дидактической цели урока:
-
проверка качества ЗУН, выборочно на каждом этапе работы, на уроке при
выполнении самостоятельной работы у каждого ученика.
-
дифференцированный подход – на этапе самостоятельной работы.
План
урока:
1. Организационный
момент – мин.
2. Повторение
и объяснение материала – мин.
3. Практическая
самостоятельная, экспериментальная работа – мин.
4. Рефлексия
– мин.
5. Итог
урока – мин.
6. Мотивирование
оценок – мин.
Ход
урока:
Оформление
зала:
стулья
для детей расставлены по диагонали от стен (слева и справа) к середине зала (в
два ряда).
Зрители
располагаются полукругом напротив сцены.
Е.А.:
Добрый день уважаемые коллеги! Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный
урок. И проведут его
С.Б.:
Учитель изобразительного искусства: Людмила Андреевна
Л.А.:
Учителя физической культуры: Светлана Борисовна и Галина Валентиновна
Г.В.:
И учитель музыки Екатерина Аслановна.
Е.А.:
А на уроке сегодня у нас присутствуют гости – учителя из других школ.
В
зал вбегает ученик, растрепанный, с драным портфелем. Через весь зал, ничего не
говоря проходит к месту.
По
дороге говорит однокласснику:
-
Чего смотришь, глаза сломаешь.
Г.В.:
- Николай, ты снова себя некрасиво ведешь.
Николай:
А чё я сделал-то.
Г.В.
Ребята, пожалуйста, объясните Николаю, что он сделал не так!
-
Ответы детей:
-Опоздал,…
не поздоровался,… не извинился за опоздание…не спросил разрешения
войти…нагрубил товарищам.
Г.В.
Как можно назвать такой поступок?
Дети:-
Некультурный…
Г.В.:
Ребята, а вам приятно общаться с таким человеком, и хотели бы вы, чтоб вас
окружали некультурные люди в дальнейшей жизни, т.е. в будущем.
Николай,
мне кажется, тебе стоит задуматься над этим и, пока ты еще не вырос,
постараться исправить свои недостатки. У тебя для этого есть время.
-
Ребята, а вы не догадались, какая будет тема нашего сегодняшнего урока,
попробуем сформулировать ее: « Человек культурный – человек будущего».
СЛАЙД 2 (тема урока). https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Л.А.:
Все знают слово «культура», но кто может сказать, что такое «Культура». И кто
такой «человек культурный»?
Ответы
детей…
-
Кто не дерется, не обзывается.
-Когда
человек правильно ест: вилка слева, нож справа, пользуется салфеткой – меня так
мама учила.
-
Кто никогда не опаздывает.
-
Это физкультура.
-
Когда человек читает, ходит в театры, музеи.
-
Сельскохозяйственная культура (лук, чеснок, картошка и другие)
-
Когда человек красиво одевается…
С.Б.
Ребята, все эти ответы правильные и прекрасно дополняют друг друга. Но мы бы
хотели, чтобы вы ответили еще на один вопрос: как вы думаете, почему, а
главное, для чего мы сегодня вместе собрались и затронули эту тему. Можете ли
вы привести пример из жизни, доказывающий возможность или даже необходимость
такого союза?
Ответы
детей:
СЛАЙД №3(Проблема): https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
«Каким
образом содружество уроков ИЗО, физической культуры и музыки помогает воспитать
человека культурным?»
Е.А.:
Ребята, а сможете ли вы ответить на вопрос, когда появилась культура?
СЛАЙД 4 https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
100
ЛЕТ НАЗАД
1000
ЛЕТ НАЗАД
БОЛЕЕ
2000 ЛЕТ НАЗАД
Для
того чтобы понять, кто из вас оказался прав, мы отправимся в путешествие в
пространстве и времени в далёкое прошлое – 335 год до нашей эры.
МУЗЫКА……………………………………
Сценка
«Аристотель и ученики»:
Играет
легкая музыка. Ученики и Аристотель прогуливаются по галерее лицея.
Ученик:
«Учитель, а какая цель должна быть в жизни у человека?»
Аристотель:
«Цель каждого человека - достижение счастья».
Ученик:
«А что такое счастье?»
Аристотель:
«Счастье человека есть полнота трех благ. Первое благо – внутреннее - это
духовная добродетель, ум, мудрость. Второе благо – телесное – здоровье, сила,
красота. Третье благо – внешнее – богатство, знатность, слава. При отсутствии
любого из этих благ счастье человека не может быть полным и достаточным. Только
наличие всех этих составляющих делает человека истинно счастливым».
Ученик
записывает слова мудреца….
Аристотель
спрашивает: «Ты всё понял?»
Ученик:
«Да учитель и даже записал!»
Аристотель:
«Первое благо - …»
Ученик:
«..это духовная добродетель……»
(Заканчивает
третьим благом).
Г.В.
«Ребята, догадались ли вы по декорациям и костюмам, куда мы перенеслись?»
Ответы
детей:………… - Это Древняя Греция.
Г.В.
Совершенно верно, именно здесь жил великий Аристотель. Давайте посмотрим на
экран, а Кирилл нам прочтёт информацию со слайда
СЛАЙД 5. Слайд с Аристотелем. (Дети читают) https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Л.А.:
Именно Древняя Греция стала колыбелью европейской цивилизации и культуры.
Именно в ней были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности,
которые нашли свое развитие почти у всех европейских народов.
Л.А.:
Ребята, а что еще полезное для современных людей мы позаимствовали у древних
греков?
Дети:
скульптура, музыка, Олимпийские игры.
Л.А.:
Работу, какого мастера в Древней Греции считали сродни божественному творению?
Ответ
учеников: Скульптора.
Л.А.:
А кто был первым скульптором –
Ответ
учеников: Прометей.
Л.А.:
Посмотрите на экран.
СЛАЙД 6. https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Здесь
изображены Дискобол Мирона и т.д. О чем говорят нам эти скульптуры?
Ответ
учеников: О силе, красоте тела…..
Л.А.:
Да, скульпторы Древней Греции стремились так сделать скульптуру, чтобы
воплотить в своих работах идеал мужской и женской красоты.
Г.В.:
А как вы думаете какого человека в Древней Греции считали идеальным?
Ответ
учеников: красивого, сильного, мужественного
С.Б.:
Да, именно так, но древние Греки имели в виду не только красоту лица, но
красоту тела. В здоровом теле – здоровый дух! - говорили они.
Л.А.:
Да, эти статуи воплощали воинов, атлетов, укрепляющих свою силу, ловкость для
того, чтобы быть достойным защитником своего города и добывать славу на
стадионе. ПОБЕДА НА стадионе – это не личное дело, а государственное, которое
требовало, чтобы сограждане были могучими и ловкими.
С.Б.:
Ребята, а какие спортивные состязания, игры подарила нам Древняя Греция? СЛАЙД 7 https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Олимпийские
игры Древней Греции
С.Б.
Давайте посмотрим, какие интересные факты о Древних Олимпийских играх сообщает
нам история СЛАЙД 8,9,10,11,12,13 https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Е.А.:
Сейчас вы прослушаете музыкальный фрагмент. Как он связан с искусством Древней
Греции. СЛАЙД 14(музыка) https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Дети:
Это Мелодия из оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика». В основе оперы –
древнегреческий миф о музыканте Орфее. СЛАЙД 15. https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Е.А.
Совершенно верно. Кстати не только Глюка вдохновил миф об Орфее и Эвридике на
написание оперы, этот сюжет мы встречаем в творчестве таких композиторов, как
Каччини, Монтеверди. Но не только музыкантов вдохновил этот миф на создание
прекрасных произведений.
Л.А.
Совершенно верно. Многие художники увековечили образы Орфея и Эвридики на своих
полотнах. Вот одно из них, принадлежащее кисти французского художника Жана
Батиста Коро. (описание картины Л.А.)
Е.А.
Кстати, какой музыкальный инструмент прославил Орфея?
Дети:
Лира.
Учитель.
Какое слово в искусстве созвучно слову «лира»?
-
Лирика
Е.А.
Что такое лирика?
-В
Греции лирикой называли стихи, «исполняемые под звуки лиры», а в наше время
лирикой называют произведения, в которых автор рассказывает о своих чувствах,
переживаниях
Л.
А. Мне сейчас вспомнились стихи великого Пушкина:
И
долго буду тем любезен я народу,
Что
чувства добрые я лирой пробуждал…
………………………………………………………………………..
Л.А.:
Кто знает, может когда - то и вас посетит изменчивая покровительница творчества
– муза и мы услышим ваши имена, как слышим и любим творчество А.С. Пушкина. А
хотите с ним встретиться?
Дети:
Хотим!
С.Б.:
Так перенесемся туда скорее. На старт, внимание, марш! Ой, только забыла в
какой век, напомните!
Дети - в Россию, в начало 19 века.
СЛАЙД 16 (музыка Глинка Вальс – фантазия). Под музыку входит Пушкин https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Пушкин
читает «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
СЛАЙД 17 https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Г.В.:
Это стихотворение читал Александр Сергеевич на выпускном экзамене в учебном
заведении, который назвали – как? – лицеем и которое открыли - когда? - в
начале 19 века в России. Помните откуда мы позаимствовали это название?
Дети:
Из Древней Греции.
С.Б.:
Как вы думаете, с какой целью открыли лицей?
Ответы
детей: чтобы много знать; изучать разные
предметы и быть образованным человеком…..
С..Б.
А давайте посмотрим на расписание лицеистов. Может, оно подскажет нам ответ? СЛАЙД 18 https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Е.А..
Как вы думаете, для чего было нужно такое разнообразное расписание?
Дети:
Чтобы дать всестороннее образование……
Л.А.:
Итак, целью лицея стало воспитание всесторонне развитой личности.
Е.А.:
В это же время в Росси в дворянской среде появляются салоны: литературные,
музыкальные. Сегодня бы их назвали «клубами по интересам»
СЛАЙД 19 https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Е.А.
Здесь писатели, поэты и музыканты представляют свои новые сочинения.
А
кого из известных нам музыкантов мы бы могли встретить в таком салоне в начале
19 века.
Дети:
М.И. Глинку.
СЛАЙД 20 https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Е.А.
Какие произведения могли звучать на таком вечере?
-
Вальсы, романсы
Вспомним
один из романсов М.И. Глинки.
Исполнение
Романса М. Глинки «Жаворонок» (играет Е.А.)
Л.А.-
слушая эту трогательную мелодию я представила скульптуры Аполлона, Венеры, как
могли греки так очеловечить холодный мрамор! Да, именно в древнегреческом
искусстве был установлен тип героя – прекрасного, гармонически сложенного
человека, сильного, спортивного. Ребята, а интересно, что стало с Олимпийскими
играми?
Дети:
Их возродил Пьер де Кубертен
СЛАЙД 21 П. Де Кубертен https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Кто
может подробнее рассказать о деятельности этого человека?
Де
Кубертен придумал девиз, флаг…
Е.А.:
Ребята, вот мы и не заметили, как оказались в конце XIX
века. А теперь, пора домой в XXI
век. СЛАЙД 22 (фанфары) https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
СЛАЙД 23 спортсмены https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Г.В.:
Ну вот, мы сразу и окунулись в спортивную жизнь, с кем же нам посчастливилось
встретиться, кто, ребята может назвать их имена? (Елена Исинбаева – прыжки с
шестом; Беслан Мудранов - дзюдо; Николай Валуев – бокс; Юлия Липницкая –
фигурное катание; Алина Кабаева – художественная гимнастика; Александр Овечкин
– хоккей; Софья Великая – фехтование; Евгений Плющенко – фигурное катание;
Александр Воевода и Алексей Зубков – бобслей).
С.Б.
: Может, и среди учащихся нашей школы есть будущие олимпийские чемпионы. По крайней
мере, мы на это очень надеемся. А сейчас, смотрите и восхищайтесь!!!
(Выступление
гимнасток………………………………………….)
-С.Б.
: Кто может сказать, как называется этот вид спорта?
Дети:
художественная гимнастика
С.Б.:
А представили нам этот вид спорта: Полина – ученица 3 класса и…
…………………………………………………………………….
Е.А.
Обратите внимание, что в этом виде спорта огромное значение имеет музыкальное
сопровождение и костюмы спортсменов. Для того, чтоб спортсмен пришел к победе,
и его выступление было зрелищным, необходим труд целой команды. Как вы думаете,
кто входит в эту команду?
Дети:
тренер, хореограф, художник, музыкант.
Назовите
другие виды спорта, в которых присутствуют одновременно и музыка, и
изобразительное искусство.
Ответ
- фигурное катание, синхронное плавание. СЛАЙД 24 https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Е.А.
: Заметьте, что изобразительное искусство, спорт и музыка идут в ногу и
помогают спортсменам побеждать!
Г.В.
Конечно, спорт – это высшее достижение физических возможностей человека, и не
каждому человеку дано достичь таких высот. Но каждый может достичь успеха в
развитии своей физической формы. Именно этим мы с вами занимаемся на уроке?…
Дети:
Физкультуры
Алиса:
Я предлагаю показать на что мы способны прямо сейчас.
Вольные под музыку СЛАЙД 25 https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Л.А:
Ах, какие молодцы!: А сейчас давайте вспомним о проблеме, поставленной в начале
урока: СЛАЙД 26 – проблема https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
Е.А.:
Каким образом содружество уроков ИЗО, физической культуры и музыки помогает
воспитать человека культурным?
Дети:
Он должен много знать, читать, разбираться в музыке, живописи, следить за своей
физической формой. Чего-то одного недостаточно для воспитания человека
культурного.
-
человек культурный должен быть всесторонне развитым и образованным и в этом ему
помогут изобразительное искусство, музыка, физическая культура, без
содружества этих предметов невозможно воспитание «человека культурного –
человека будущего».
Л.А.:
А давайте посмотрим, что думают наши первоклассники о культуре, человеке
культурном и каким они видят человека будущего?
ВИДЕО https://yadi.sk/i/U9h5aY-X3NMAgZ
Е.А.:
В течение урока мы увидели, что вопрос воспитания человека всесторонне
развитого и образованного, человека культурного интересовал наших предков, он
волнует нас с вами, а будет ли этот вопрос актуальным в будущем, как по-вашему?
Почему?
Г.В.:
У меня следующее предложение: давайте напишем послания будущим поколениям
учащихся нашей школы, в которых расскажем о выводах, сделанных на сегодняшнем
уроке: о важности влияния культуры на развитие человеческого общества и необходимости
всестороннего развития каждого человека.
Л.А.
Ребята, на предыдущем уроке мы с вами разрабатывали формы кубков. Говорили о
том, что медали, кубки, одним словом – награды получают спортсмены за свои
достижения. И потом на протяжении всей жизни эти награды напоминают им не
только о победах, но и о том, какой ценой эти победы были достигнуты. Эти
медали и кубки - показатель их личностного роста.
Я
предлагаю сегодня доработать наши кубки: украсить их орнаментом с помощью
трафарета и в них вложить ваши послания .
. И пусть эти
кубки станут напоминанием потомкам о нас, и наградой им за стремление к
самосовершенствованию .
Л.А.
Итак, на столах у вас лежит инструкция по выполнению данной работы. Работаем в
группах, распределив между собой обязанности.
СЛАЙД 27 (музыка Усатый нянь) https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
…………………………………………………..
По
окончании работы представители от групп, в том числе учителей, демонстрируют
результаты своего творчества и зачитывают послания
Г.
В. - А сейчас - рефлексия
С.
Б. Ребята! Сегодня на уроке вы отлично поработали. Подведем итог урока.
Николай
тянет руку: «А можно мне что-то сказать? Я хочу извиниться за сегодняшнее
поведение в начале урока. Я понял, что мне нужно меняться, я тоже хочу быть
культурным.
Л.
А.. – Молодец, Коля, мы все рады, что ты это понял, да, ребята?
Е.А.:
Сегодня на уроке мы говорили об изобразительном искусстве, музыке, физической
культуре, их роли и значении в воспитании человека культурного, человека,
который сможет сделать наш мир лучше и счастливей. А закончить урок мы бы
хотели следующими высказываниями:
Одно
из них принадлежит русскому поэту Андрею Белому, который сказал:
«Культура…
есть рассказ о росте нашего Я».
Другое
– принадлежит одному из величайших мыслителей всех времен художнику Николаю
Константиновичу Рериху, назвавшему культуру «почитанием Света». Он даже
разложил слово «культура» на части: «культ» (почитание Высокого) и «ур» (старый
восточный корень, обозначающий «свет», «огонь»). Давайте прочитаем его
высказывание:
СЛАЙД 28 https://yadi.sk/d/uroC8XlU3NMGvs
«Культура
есть почитание Света.
Культура
есть любовь к человеку.
Культура
есть благоухание, сочетание жизни и красоты.
Культура
есть оружие Света…
Культура
есть спасение.
Культура
есть двигатель.
Культура
есть сердце…»
И
мы желаем всем присутствующим, чтоб в нашей жизни было как можно больше
Света!!!
Л.
А. Маша тоже хочет что-то сказать !
Маша:
Я как Николай и все ребята тоже хочу вырасти культурной . И еще я хочу стать
маленьким солнышком , и от того, что я живу на свете , стало теплее , светлее и
лучше как можно большему числу людей.
Л.А.-
Маша, ты сказала прекрасные слова. Твои слова, как призыв. Надеюсь, все ребята
подхватят его, как, ребята? – (все – за).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.