Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (2 часа) ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, ОХРАНА ЖИЗНИ ТЕМА: Органы дыхания

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (2 часа) ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, ОХРАНА ЖИЗНИ ТЕМА: Органы дыхания

Зеленюк И.Ю.

Учитель-методист

Мариупольской ОШ № 41

Донецкой обл.


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (2 часа)

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, ОХРАНА ЖИЗНИ

ТЕМА: Органы дыхания

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с органами дыхания , их расположении в организме, назначением, с правилами личной гигиены. Расширить знания детей о народных приметах весны. Обогащать словарный запас учащихся. Довести до сведения ребят сведения о вреде курения, загрязненной атмосферы. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы, макет «Органы дыхания», иллюстрации, фразеологический словарь, «Дневники наблюдений», индивидуальные карточки, слайды –мультимедиа.


ХОД УРОКА

1Сообщение темы урока.

  1. Сегодня на уроке, ребята, мы обобщим знания по теме «Органы пищеварения», узнаем, как дышит человек, что ему помогает дышать, а что вредит.

  2. Характеристика дня

  • Какую погоду предсказывали синоптики?

  • Что же мы можем отметить в «Дневнике наблюдений»?

  • Чтобы правильно отметить свои наблюдения в дневниках, надо знать народные приметы. Послушайте об этом информацию.

  1. Сообщение о погоде весной. (ученица)

  • Сегодня Акулин день. Если на Акулину – дождь, яровые плохие, а калина хорошая. Утреннее солнце кажется очень большим – к дождю. Вечером туман и сильный ветер – заморозков не будет. Первый гром при восточном ветре – сухая и теплая весна. Если пчелы рано вылетают из улья, то следует ожидать ранней весны. Одновременный прилет птиц – к дружной весне.

  • А какое будет лето?

  • Если до 14 апреля не потекут ручьи – лето холодное, дождливое. Если до 22 апреля погода не установится, год будет сухой.

  1. Проверка домашнего задания. Программированный учет знаний по теме «Человек»

На доске код: 1. Желудок

2. Кожа

3. Язык

4. Зубы

5. Кишечник

  1. Он помогает издавать нам нужные звуки, помогает есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под одни, то под другие зубы. (язык)

  2. Это главное отделение внутренней кухни. (желудок)

  3. Помогает организму освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых желез, выделяющих капли пота. (кожа)

  4. Внутренняя кухня человека тянется на 7 метров. Но она свернута так плотно, что помещается целиком в животе. (кишечник)

  5. Самые твердые части твоего организма, поменять старые на новые человек может один раз в жизни. (зубы)

( Ответ: 31254)

  • Что необходимо, чтобы жить, расти, учиться? (пища)

  • Чем становится одна часть съеденных продуктов? (источником энергии для организма)

  • А другая часть? (строительным материалом)

  • Что помогает продуктам питания путешествовать по вашему организму? (органы пищеварения)

  • Что такое органы пищеварения? (система органов, при помощи которых тело получает из пищи питательные вещества)

  • Какие органы к ним относятся? Назовите и расположите таблички на доске в том порядке, в каком проходит пища.

На доске: 3. Желудок

  1. Полость рта

4. Кишечник

2. Пищевод

  • Расскажите о начале процесса пищеварения, пользуясь таблицей «Органы пищеварения». (слюна, язык, зубы)

  • Для чего выделяется слюна? (размягчает пищу, не ранит пищевод, уничтожает микробы)

  • Какую работу выполняет язык? (часть речевого аппарата, определяет вкус, участвует в процессе пережевывания, глотания пищи)

  • Покажите по схеме дальнейший путь пищи.

  • Что может привести к заболеванию желудка, кишечника? (кариес, незнание правил питания и гигиены)

  • Что является точным показателем правильного режима питания? (масса тела)

  • Что является показателем неправильного питания? (ломка волос, ногтей, цвет лица)

  • Сколько калорий в сутки вам необходимо для нормальной учебы и отдыха? (2200)

  • Подсчитайте, пожалуйста, пользуясь таблицами в «Дневнике наблюдения» суточное количество килокалорий за вчерашний день.

  • На какие две группы делятся продукты питания по происхождению?

  1. Работа в паре:

( Разложить карточки с названиями продуктов в 2 столбика: растительного и животного происхождения. У всех на парте таблички: мясо; рыба; хлеб; крупы; яйца; овощи; масло; грибы; сахар; творог)

  • Какой должна быть пища, чтобы мы были здоровыми? (разнообразная)

  • Послушайте сообщение ученицы, как правильно питаться весной.

(Выходит ученица к доске с коробочками с витаминами)

За зимний период организм человека расходует запасы витаминов и микроэлементов, которые необходимы для жизни. С наступлением весны необходимо восполнить запас витаминов. Это можно сделать с помощью лекарственных препаратов, содержащих витамины. Много витаминов и микроэлементов содержится в яблоках, абрикосах, клубнике, лимонах, апельсинах, моркови, петрушке, персиках, помидорах и даже картофеле. Нужно есть сливочное и растительное масло, молоко, яйца, рыбу, мясо, лук, гречневую кашу, фасоль, печень, капусту. Все эти продукты содержат много витаминов и микроэлементов.

Из аптечных витаминов широко применяются: мульти – табс, витамин – «плюс», биовиталь, пикавит, дуовит, олиговит, юникап, мультивитамол. Эти витамины предотвращают заболевания крови (анемии), повышают устойчивость организма к различного рода инфекциям, улучшают работу всех органов нашего тела, ускоряют рост детей, укрепляют зубы, ногти, волосы. А больным людям помогают быстрей выздороветь. Достаточное количество витаминов в организме – залог вашего здоровья и хорошего самочувствия.

  1. Новый материал.

  • Как только ребенок рождается, он приветствует мир громким криком. Может, он здоровается так? Может, отчасти и так. Но этот крик имеет и другое важное значение. С первым криком расправляются легкие новорожденного, и он начинает дышать. Поэтому все окружающие с нетерпением ждут этого первого крика. Ведь, если без еды человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, то без дыхания человек погибнет через несколько минут. Когда мы хотим сказать, что не можем без чего-то обойтись, то говорим: «Нужен, как воздух». Но на самом деле нам необходим не сам воздух, а содержащийся в нем кислород. Мы вдыхаем воздух. При помощи физических процессов в легких, извлекаем из него кислород, который кровь разносит по всему организму, где он участвует во всех главных химических реакциях. Благодаря этим реакциям выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности. Поэтому, нет – дыхания, нет – жизни.

Человек за минуту делает 12 – 18 вздохов, причем при каждом получает примерно 0,5 л воздуха.

Дыхание – это регулярная смена вдоха и выдоха. А что вы выдыхаете?

Воздух, но с очень небольшим количеством кислорода и с очень большим количеством углекислого газа. Весь кислород мы никогда не можем выдохнуть. В организме присутствует около 1л кислорода.

Углекислый газ – это отходы жизнедеятельности. Он должен быть удален, что и происходит при выходе. Иначе переизбыток углекислого газа может вызвать головную боль, быструю утомляемость организма, вялость, повышенное артериальное давление, болезнь сердца.

Именно это нас заставляет широко открывать рот и глубоко вдыхать воздух.

  • Как мы называем это движение? (зевота)

  • Также мы выдыхаем и воду: зимой мы видим это при морозе в виде пара изо рта, летом дыхните близко на стекло или зеркало.

За сутки ребенок выдыхает около двух больших стаканов воды, а взрослый 4 стакана.

(Практическая работа; дети дышат на зеркало)

Процесс дыхания происходит автоматически, но вы можете руководить им:

  • Усилите дыхание;

  • А сейчас давайте по часам узнаем, на какое время вы можете задержать дыхание;

  • Каков результат? Он зависит от тренировки и объема легких. Японские ныряльщики, охотники за жемчугом, могут нырять на глубину 30м. и находиться под водой до 4 минут. Спортивный рекорд нахождения под водой в спокойном состоянии – 5 мин. 24 сек. Это предельные возможности человека. И животные могут задерживать дыхание. Бобры до 15-39 мин., киты – до 1 час.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


( у доски две девочки декламируют стихотворение С.Я.Маршака с движениями, все повторяют)

Одна дана нам голова,

А глаза два,

И уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки.

Зато один и нос, и рот.

А будь у нас наоборот,

Одна нога, одна рука,

Зато два рта и языка –

Мы только бы и знали,

Что ели и болтали.

  1. Работа с макетом органов дыхания.

  • Основными органами, благодаря которым мы дышим, являются легкие.

Наши легкие работают и днем, и ночью. Изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, всю нашу жизнь они работают как налаженный газовый насос. У каждого из нас два легких: правое и левое. Находятся они внутри грудной клетки и очень напоминают красивую большую губку. Как губка, они могут сжиматься и расправляться. Когда легкие в расправленном состоянии, воздух засасывается в них, а в сжатом – выталкивает наружу. Но сами они сжиматься и расширяться не могут. Это их заставляет делать грудная клетка и диафрагма – это мышечный блин, который лежит горизонтально и отдаляет органы грудной клетки от тех, что помещаются в животе.

Для того, чтобы попасть в легкие, воздух проходит довольно длинный путь по целой системе трубок. Все эти трубки называются «верхние дыхательные пути». Начинается этот путь с носа. Здесь задерживаются крупные частички и пылинки, которые могли бы повредить нежную ткань легких. Они задерживаются за счет волосков, обильно растущих на слизистой носовых ходов. Слизь уничтожает за 5 минут до 90% микробов.

Нос называют по этому фильтром, а еще он печь, так как очень узкие носовые ходы богаты кровеносными сосудами, по которым струится кровь, согревающая даже самый холодный воздух.

(при рассказе учитель на таблице прикрепляет название органов дыхания на карточках)

  • Кто понял, как правильно дышать ртом или носом?

Затем воздух через носоглотку поступает в дыхательное горло-трахею. Она устроена очень хитро. Когда мы что-нибудь глотаем, трахея закрывается маленькой заслонкой, чтобы пища не попадала в легкие. Вот почему нельзя баловаться во время еды. Если же еда все таки попала, как мы говорим «не в то горло», у нас тут же начинается кашель. Это короткий вдох и следующий за ним очень резкий толчкообразный выдох через рот. Вместе с кашлем вылетают «заблудившиеся крошки» (А вот что в таких случаях предпринять, мы узнаем на уроках охраны жизни)

Дыхательное горло разделено на 2 бронха: правое и левое. Бронхи входят в легкие и там разветвляются, как корни дерева.

  • ИТАК, какие органы дыхания вы запомнили?


  1. Работа с учебником.

  1. Чтение статьи на с.97.

  2. Закрепление

  • Что же происходит в легких во время дыхания?

  • Почему нужно развивать легкие? Как это сделать?


  1. Физкультминутка (дыхательная гимнастика) «Нюхаем цветок»:

  • Дыхание поверхностное

Грудное

Брюшное (для пения)


  1. Работа с «Дневником наблюдения». (с.72)

Закончи предложение:

  • При входе грудная клетка…(поднимается, расширяется)

Покажите это, сделав вдох. В этот момент вы вдыхаете 350см3 , а взрослый – 500 куб. см. Сравните.

  • При выдохе - …(сужается, опускается). Какой газ выдыхаем? Что происходит с вами от избытка этого газа в организме?


  1. Путешествие в страну Носарию.

  • Давайте совершим путешествие в страну Носарию, заслушав сообщение из фразеологического словаря. (Ученица называет выражения – учащиеся заменяют одним словом).

  • Это страница из словаря, в нем собрано около 30 выражений со словом НОС: повесили нос, выше нос, заруби себе на носу, сует нос в наши дела, нос к носу, задирать нос, не видить дальше носа, воротить носом, комар носа не подточит.

Запомните эти выражения и употребляйте их в речи.


  1. Историческая справка о носовом платке.

  • Ребята, а почему чихаем?

  • Верно, чихание – это защитное приспособление организма для освобождения от пыльных частиц или слизи носовых ходов.

Но, о чем вы должны помнить, чихая? (Иметь носовой платок)

  • Послушайте историческую справку о носовом платке.

(У доски девочка с различными носовыми платками)

Носовой платок очень маленькая деталь нашего туалета, но с врачебной точки зрения немаловажная. Сначала носовые платки были украшением. Расшивались золотой вышивкой, драгоценными камнями. В 18 веке считалось хорошим тоном, если вытирали зубы после еды. Но шло время и носовой платок стал носовым. При кашле и чихании образуется до 40 000 капель слюны и слизи, насыщенных микробами. Эти капельки разлетаются в радиусе до 3 метров. А носовой платок, сложенный в четверо, может задержать до 94% выдыхаемых микробов.


  1. Практическая работа в группах.

  • А теперь, работая в группах подпишите на рисунке органы дыхания


hello_html_mc81f881.gif

hello_html_m25b16ad2.gif


hello_html_7992a007.gif

hello_html_m18cceb66.gifhello_html_1b337b2e.gif

hello_html_1bfb8db3.gif



hello_html_m48546d0f.gif

hello_html_m3729f966.gifhello_html_551c6eaa.gifhello_html_m6dcc3469.gifhello_html_3055db0a.gif

hello_html_66c22c48.gifhello_html_2f10b5f1.gif

hello_html_m4e091de8.gifhello_html_540010f4.gifhello_html_m74b1f173.gif

hello_html_fb51d7e.gif

hello_html_m5f05bc37.gif




  1. Закрепление пройденного материала.

  • Когда легче дышать у нас в классе, утром или вечером?

  • Где легче дышать, в лесу или в городе? Почему?

  • Послушайте биологическую справку о дереве, которое прижилось в нашем городе.

(У доски ученик с гербарием и иллюстрацией)

  1. Тополь часто высаживают у нас в городах. Его увидишь на оживленной улице, в узком переулке и на заводской площади. Такая честь тополю потому, что это зеленый друг растет очень быстро и в любых условиях. Он хорошо переносит стрижку. Густая листва тополя отлично глушит уличный шум и очищает от пыли городской воздух.

  • А какие загрязнители воздуха вы знаете в нашем городе?

(заводы, автомобили)

  • Да, ребята, автомобиль во многих странах мира превратился в злейшего врага. Он занимает 1 место по выбросу вредных веществ. Например, в Токио, полицейские не выдерживают на посту и падают в обморок от выбросов.

  • Что еще мешает нашему дыханию? (курение)

  1. Рассказ ученика о вреде курения (на доске таблица)

Конечно, мы еще не курим. Но сейчас так много красивой рекламы различных сигарет, что невольно хочется почувствовать себя немного взрослее, открыв пачку настоящего «Кента». К этому нас подталкивает и пример курящих друзей, родственников родителей. Находясь в компании курящих сверстников, в накуренной комнате, мы уже невольно вдыхаем дым, который содержит никотин, синильную кислоту, отравляющие вещества. Они затрудняют доставку кислорода к органам, поэтому подвергаем себя риску заболевания раком легких. У нас в жизни будет выбор курить или не курить. Сделайте его правильно!


  1. Экологическая сценка.

  • Сейчас вы увидите, как люди сами себе вредят.

Дед Матвей кричит с утра: «Всем вставать давно пора. Вам со сном придется расстаться и за дело дружно взяться»

Закипела работа в доме.

  • Если в доме моль заведется и до шуб доберется, нужно брызгать сразу одежду, не оставив моли надежду.

  • Взял я щетку свою неспроста, дверь покрасить хочу до конца. Чисто будет в квартире у нас. Для просушки включить надо газ.

  • Я сегодня в гости иду, буду снова у всех на виду. Что за ногти? Придется опять красным лаком их покрывать.

  • Ой, я что-то дышать не могу.

  • Задыхаюсь, наверно, умру!

  • Голова заболела и горло. Грудь сжимает и давит вески, что-то плохо мне…

  • Очень трудно мне тут дышать, надо форточку скорей открывать!

  • Вот свежий воздух тебе здоровье принесет. Ты с ним дружи, здоровьем дорожи.


  1. Беседа по увиденному.

  • Почему нашим героям было трудно дышать?

  • Что им помогло?

  • Наше здоровье охраняется Конституцией Украины (ст. 13,66)

  • Чтение статей из Конституции о правах ребенка.

Дорогой друг!

Ты находишься в самом начале своего жизненного пути. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что ты имеешь право дышать чистым воздухом, пить чистую воду, купаться в мааре, реке или озере, не боясь заболеть. Но у тебя есть не только права, но и обязанности:

  • Каждый обязан не наносить вред природе;

  • Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды;

  • Земля является основным национальным богатством, находящимся под охраной государства.


  1. Домашнее задание.

  • Органы дыхания, работа с «Дневником наблюдений».


























ОХРАНА ЖИЗНИ



ТЕМА: Инородные тела в дыхательных путях. Носовое кровотечение.

ЦЕЛЬ: Научить учащихся предотвращать попадание инородных тел в органы дыхания. Обсудить правильность поведения при носовом кровотечении.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы: «Инородные тела», «Помощь при кровотечении», перекись водорода, вата.



ХОД УРОКА


  1. Сообщение темы.

  • Вы уже знаете из урока природоведения, как воздух приходит в легкие, поэтому понимаете, какая опасность угрожает человеку, если в дыхательные пути попадут инородные тела. А что это такое?

  • Посмотрите таблицу. Что вы видите?

Семечки подсолнуха, арбуза, фасоль, орехи, зерна кукурузы и граната, кусочки всевозможных пищевых продуктов, а так же гвозди, кнопки, скрепки, пуговицы – вот далеко не полный список того, что попадает иногда «не в то горло». Понятно, что всех этих предметов в дыхательном горле не должно быть. Поэтому они и получили название – инородные тела.















  • Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не случилось этой беды?

(ответы детей)

  • Надо запомнить и всегда соблюдать золотые правила.

Правило 1: Во рту может быть только еда. Никаким, даже самым красивым и соблазнительным предметам во рту не место.

Правило 2: За едой нельзя смеяться, а так как при разговоре иногда очень трудно удержаться от смеха, то лучше и не разговаривать.

Но если это все же произошло, необходимо, как минимум скорее, доставить пострадавшего в больницу. Помни, без дыхания мы можем жить несколько минут.


  1. Носовое кровотечение

  • На свете нет, наверное, ребенка, который не разбивал бы нос.

Как вы думаете, почему даже при не очень сильном ударе возникает кровотечение? (слизистая носа богата кровеносными сосудами)

  • Как себя правильно вести? (главное сохранять спокойствие. Беготня и плач только усилят кровотечение)

  1. Спокойно сесть, подставить емкость под нос или положить полотенце(объяснение идет с практическим показом)

Пусть кровь спокойно стекает, голову не надо запрокидывать, так как кровь потечет в желудок. Это приведет к заблуждению, что кровотечение прекратилось. Так же кровь, попадая в глотку, может вызвать рвоту.

  1. Необходим холод на переносицу. Это – смоченное холодной водой полотенце, либо снег с балкона, кусок мяса из морозилки в целлофане и сверху обернут тонким слоем ткани. Ткань – носовой платок, шарфик шеи, кухонное полотенце.

  2. Одновременно с холодным компрессом необходимо сделать пальцевое прижатие. Для этого большой палец руки ставим крыло носа с той стороны, откуда течет кровь. А затем надавливаем около 10 минут на крыло носа так, как будто хотим его затолкать обратно. Пострадавший должен потерпеть и головой упираться во что-то.


  1. Практическая работа

Демонстрация несколькими учениками практических действий при кровотечении.


  1. Действия с перекисью водорода при кровотечении.

Кровотечение можно остановить с помощью перекиси водорода.

Надо взять кусочек ваты, смоченный перекисью, который с трудом поместиться в кровоточащей ноздре и туго набить им ноздрю.

После прекращения кровотечения извлекать вату нужно осторожно.


  1. Итог занятия

  • Какие проблемы могут возникнуть с органами дыхания?

  • Как их избежать?


Иногда остановить кровотечение из носа в домашних условия не удается. И если вы промучились больше получаса, оставьте попытки и собирайтесь к врачу – специалисту.

Я желаю вам всем здоровья. Берегите свою жизнь!


10



  • Начальные классы
Описание:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (2 часа)

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, ОХРАНА ЖИЗНИ

ТЕМА: Органы дыхания

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с органами дыхания , их расположении в организме, назначением, с правилами личной гигиены. Расширить знания детей о народных приметах весны. Обогащать словарный запас учащихся. Довести до сведения ребят сведения о вреде курения, загрязненной атмосферы. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы, макет «Органы дыхания», иллюстрации, фразеологический словарь, «Дневники наблюдений», индивидуальные карточки, слайды –мультимедиа.

Скачать материал
Автор Зеленюк Инна Юрьевна
Дата добавления 19.01.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 387
Номер материала MA-069649
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»