Интегрированная образовательная программа
«Волшебный
мир»
Возраст детей - 7-11 лет
Срок реализации - 4 года
Авторы
составители:
Свешникова
Марина Владимировна
учитель
начальных классов МОУ «СОШ № 13»
Чирсова Лидия Григорьевна
педагог дополнительного образования
г. Выборг
2011г
Введение
Века и
тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим
поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и всё частное, что
представляет неповторимое лицо данного народа.
Наше время – время больших скоростей и глобальных стрессов. Ребенок,
как и взрослый человек, включается в круговерть повседневности: школа, уроки,
телевизор, компьютер. Ребенку нужен активный, приятный и полезный отдых,
который поможет снять напряжение уходящего дня.
В этой
связи очень важно уделять внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих
видов народного декоративно – прикладного искусства.
Программа «Волшебный мир» по своему
функциональному назначению является интегрированной, прикладной, то есть
создаёт условия для овладения учащимися определённой совокупностью умений и
способов действия, а по содержательной направленности – художественной.
Программа
предназначена для внедрения в практику работы с детьми младшего школьного возраста
и нацелена на формирование у них интереса к декоративно – прикладному
творчеству, уважения к народным традициям.
Основная
задача курса – познакомить учащихся с видами декоративно – прикладных искусств,
привить интерес и пробудить желание совершенствоваться в направлении
декоративно – прикладного творчества, проявлять творческую активность,
участвовать в конкурсах.
Отличительной
особенностью данного курса является более глубокое изучение работы с разными
материалами: (нитками, бумагой и корой). Занимаясь
узелковым плетением макраме и плетением из бумаги и бересты, дети тренируют
руки, а развитие мелкой моторики, уже общеизвестно, очень полезно именно детям
младшего школьного возраста. В процессе обучения учитывается жизненный опыт детей, их представления
об окружающем мире.
Изучение
народных традиций помогает выразить благодаря декоративно – прикладному
творчеству своё отношение к предметам обихода и бытовой культуре.
Занятия
декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые
пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с
пользой провести свободное время. Эти виды творчества
помогут привить такие полезные качеств, как терпение, усидчивость, трудолюбие,
целеустремленность, художественный вкус и любовь к прекрасному, бережное
отношение к природе.
Изучая
декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания
технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому
воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят
над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой
исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать
творческой.
Индивидуальный
подход в работе, с детьми создаёт благоприятные возможности для развития
познавательных способностей, активности, склонностей и одарённости каждого
учащегося. Именно индивидуальный подход в обучении даёт возможность раскрыться
и утвердиться «трудному», социально незащищенному, болезненному или замкнутому ребёнку.
Пояснительная
записка
Направленность
Данная
программа имеет художественную направленность.
Целесообразность,
новизна, актуальность программы.
В настоящее
время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых
обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача
заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить
коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие
возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас
и не подозревают.
Целесообразность
Основа
художественного ручного труда даёт богатый развивающий потенциал для детей. Это
не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих
способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с
учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.
В
основу программы положена идея знакомства детей с историей развития древних
видов творчества: узелкового плетения макраме и плетения бересты, работа с нитками – изонить
и вышивание разными способами, которая дает возможность узнать историю
возникновения национальных ремесел на Руси.
Новизна
Взрослые и
дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В
сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в
быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и
комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и
удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с
людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое
помогает бороться с недостатками.
Большое
значение в художественном воспитании детей младшего школьного возраста имеет
народное декоративно-прикладное искусство. Учитель должен знакомить детей с
изделиями народных мастеров, тем самым, прививая ребенку любовь к Родине, к
народному творчеству, уважение к труду.
Художественное
воспитание направлено на формирование ценностного отношения школьника. Важно не
только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Организуя последовательно
усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному
изображению окружающего, можно научить их не только воспринимать картину, но и
видеть в ней предмет искусства.
Программа
способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта
в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства (вязание, вышивка,
плетение, фольклор), позволяет развивать полученные знания и приобретенные
исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной
культуры, приобщиться к национальным искусствам России.
Разнообразие
творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к
рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, воспитанник
получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением
различных техник.
Актуальность
Особо остро
в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики
художественного воспитания как важнейшему средству формирования отношения к
действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В связи с
этим особую актуальность приобретает воспитание у учащихся художественного
вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Тема
ручного труда становиться актуальной, ведь современные воспитанники практически
не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных
конструкторских навыков. Кроме того ручной труд, особенно занятия по
конструированию, развивает мелкую моторику рук, что связано непосредственно с
развитием речи. Чередование занятий нескольких видов рукоделия дает
ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее
полно реализовать свои креативные способности.
Основная
идея программы – освоение технологии народных ремесел в рамках изучения
материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей,
укладом жизни, культурными традициями.
Данная
образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в
области декоративно – прикладного искусства и является интегрированной.
В
ней четко прослеживаются следующие виды интеграций:
*
пластообразная;
*
спиралевидная;
*
контрастная;
*
взаимопроникающая;
*
идивидуально
— дифференцированная.
Цель
программы
- развитие и
формирование у учащихся интеллектуальных, творческих умений и индивидуальных,
коммуникативных способностей, воспитание уважения к народному искусству,
чувства доброты и любви по отношению к природе.
Задачи
Обучающие
* познакомить учащихся с историей и современными направлениями
развития декоративно – прикладного творчества;
*
научить
детей владеть различной техникой работы с разными материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе;
*
обучить
технологиям разных видов рукоделия;
*
знакомить
учащихся с современными направлениями работы в области декоративно –
прикладного искусства;
*
накапливать
и расширять знания, самостоятельно полученные в процессе выполнения работы;
*
выработать
у школьников умения и навыки отобразить полученные знания в собственной
творческой деятельности;
*
выработать
у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности, сочетающей
познавательный аспект с эстетическим восприятием;
*
приобретение
первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества,
взаимопомощи, планирования и организации;
.*
дать
понятие о цветоведении, свойствах цвета, цветовой гамме.
Воспитательные
*
формировать
устойчивый интерес к декоративно – прикладному искусству;
*
формировать
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
*
создавать
творческую атмосферу и устанавливать контакт с учащимися, а также с их
родителями;
*
воспитывать
коллективизм, взаимопомощь, ответственность к порученному делу,
* воспитывать уважение к народным культурным ценностям и
национальной культуре.
* создавать оптимальные условия для развития и реализации
способностей детей;
* использование приобретённых знаний и умений для творческого
решения несложных конструкторских, художественно – конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач;
* формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развивающие
*
раскрытие
способности детей к прикладному творчеству;
*
развивать
моторику рук, глазомер;
*
развивать
образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
*
развивать
положительные эмоции и волевые качества;
*
развивать
этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание к чувствам других людей.
Возраст
Программа
предназначена для внедрения в практику работы с детьми младшего школьного
возраста (7 –11лет) и нацелена на развитие личности через формирование
универсальных учебных действий, формирование у воспитанников ценностного
отношения к личности, интереса к декоративно – прикладному творчеству.
Сроки
реализации
Программа
рассчитана на 4 года обучения (2часа в неделю,70 часов в год).
Формы и
режим
Занятия проводятся два раза в неделю
по два часа.
Обучение
проводится в двух направлениях:
1)
усвоение
теоретических знаний;
2)
формирование
практических навыков.
Теоретическая
часть проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением
иллюстративного материала, сказочных историй возникновения разных материалов,
личных впечатлений детей с опорой на пройденный материал.
Формы проведения занятий варьируются: в рамках одного занятия
сочетания разные виды деятельности:
- история народных промыслов,
- групповой и индивидуальный показ
приемов плетения, вышивания,
- показ и знакомство с готовыми
изделиями, техника плетения и вышивания этих изделий,
- расчет, заготовка и обработка
материала,
- оздоровительная гимнастика для глаз,
рук, позвоночника, ног,
- подведение итогов занятия.
Практическая часть включает в
себя отработку навыков работы с инструментами и материалами, навыки
изготовления поделок и композиций, создание собственных проектов.
Первые два
года обучения ведется блок «Плетение
для детворы из ниток, бумаги и коры», а следующие
два года «Сказочная вышивка» и «Царство ниточки».
Глубина знаний обучающихся вышиванию, изонити, плетению бересты и
узелковому плетению макраме, прочность усвоения ими материала, положительная
результативность полностью зависит от богатства и разнообразия методов и
приемов работы, использованных на занятиях.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
После
четвёртого года обучения учащиеся:
Должны
знать:
*
направления
и традиции декоративно – прикладного искусства;
*
материалы
и оборудование;
*
технологию
работы с бумагой, корой и нитками;
*
технику
выполнения работ, правила техники безопасности;
*
историю
и культуру развития ремесел;
*
элементарные
понятия о цветовой гамме и свойствах цвета.
Должны
уметь:
*
правильно
пользоваться инструментами и приспособлениями;
*
изготавливать
изделия по заданной теме и схеме, простые сувениры, выполнить задание по
аналогии;
* разрабатывать авторские изделия, используя исследовательские
навыки, составлять и воплощать свой проект в жизнь;
* использовать приобретённые знания и умения для творческого решения
несложных конструкторских, художественно – конструкторских (дизайнерских),
технологических и организационных задач;
*
моделировать
на плоскости, подбирать фон, производить монтаж изделий;
* креативно продумывать дизайн
изделий, различать текстуру ниток, украшать интерьер.
Формы
подведения итогов реализации программы
Формы
подведения итогов
*
правильно
и хорошо оформленные работы в дальнейшем применяются в качестве наглядных
пособий;
*
участие
в конкурсах, выставках, презентациях;
*
создание
и участие в проектах, коллективные работы;
*
ведение
фотоальбома
*
наблюдение,
опрос, ролевые игры, проблемные задания, мастер – класс;
*
организация
выставок в дошкольных учреждениях.
Структура и
содержание программы
Весь курс
представляет единую систему тем. Материал расположен в порядке его прохождения
от выполнения простых до сложных композиций.
Программа
состоит из 3 разделов:
1.Плетение из
ниток, бумаги и коры - «Плетение для детворы из ниток, бумаги и коры»
Раздел состоит из двух частей: плетение и макраме.
* история древнерусского
народного промысла плетение бересты и древнего народного промысла узелкового
плетения – макраме,
* техника плетения, мастерство исполнения,
* дизайн изделия.
2. Работа с нитками
- «Сказочная вышивка»
* «Чудо гладь»
*
«Волшебные крестики»
*
«Родные напевы»
*
«Подарочные изделия»
3.Работа с нитками – изонить – «Царство ниточки»
*
«Декоративный уголок» - заполнение
угла, ёлочка, рамочка для фотографий, волна;
*
«Сказочная окружность» - заполнение
окружности, снеговик, медальоны, шары;
*
«Прекрасные сюжеты» - снежинки,
цветы в вазе, декоративные закладки, праздничный салют;
*сказочные
картины
Сводный
учебно – тематический план
№
|
раздел
|
Кол – во час
(1 год)
|
Кол – во час
(2 год)
|
Кол – во час
(3 год)
|
Кол – во час
(4 год)
|
всего
|
теор
|
пр
|
всего
|
теор
|
пр
|
всего
|
теор
|
пр
|
всего
|
теор
|
пр
|
1.
|
«Плетение для детворы из ниток, бумаги и коры»
|
70
|
20
|
50
|
70
|
24
|
46
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Работа с нитками – «Сказочная вышивка»
|
|
|
|
|
|
|
35
|
8
|
27
|
35
|
5
|
30
|
3.
|
Работа с нитками – изонить –«Царство ниточки»
|
|
|
|
|
|
|
35
|
4
|
31
|
35
|
4
|
31
|
|
|
70
|
20
|
50
|
70
|
24
|
46
|
70
|
12
|
58
|
70
|
9
|
61
|
Содержание
программы
1.Плетение из
ниток, бумаги и коры - «Плетение для детворы из ниток, бумаги и коры»
Береста
- уникальный природный материал, который требует определенных навыков
заготовки в лесу и обработки дома. Сложно заготовить большое количество
материала на весь учебный год. Поэтому учатся дети плести вначале из бумаги, а
далее - из бересты. Педагог старается привлечь внимание родителей к проблемам
детского объединения, это и изготовление специфических инструментов, это и
заготовка материала в лесу. Таким образом, родители становятся соучастниками
учебного процесса, а порой и сами увлекаются и плетением бересты и узелковым
плетением макраме, которые объединяют и детей и родителей в один творческий
коллектив.
Занятия
способствуют воссозданию традиционных старых промыслов на Руси; формированию
художественного вкуса, самостоятельности и творческих способностей, развивают
умение понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родной природы;
формируют умения и навыки по обработке бересты.
Работа в
технике «макраме» учит работе по этому виду рукоделия. Ребята за этот период
осваивают азбуку макраме, плетут сувениры, получают информацию познавательного
характера об истории макраме,о простых и сложных изделиях. Задания для первых
изделий несложные, а время, затраченное на изготовление, - минимальное, так
учащиеся могут быстрее увидеть результаты своего труда. Это способствует
развитию их интереса к этому виду рукоделия, пробуждает стремление к
самостоятельности. Готовые изделия находят практическое применение в быту,
жизни, оформлении интерьера.
Цель раздела - формирование
эмоционально-ценностного отношения к богатой культуре развития исконно русского
народного промысла плетение бересты и древнейшего из рукоделий – узелкового
плетения макраме.
ЗАДАЧИ
1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Обучающие:
- Ознакомление с инструментами и материалами,
правилами техники безопасности,
- обучение приемам прямого и косого
плетения, в плетении бересты,
- обучение приемам плетения несложных
по форме изделий из бумаги и бересты,
- обучение основным узлам и узорам,
приемам начала и окончания работы в макраме,
- обучение плетению несложных по форме
и фактуре изделий.
Развивающие:
- Развивать в детях интерес к богатой
самобытной истории древнейших видов творчества,
- развивать в детях чувства гармонии и
цвета,
- развивать основные понятия дизайна в
изделии и интерьере.
Воспитательные:
- Воспитание
художественно-эстетического вкуса, интереса к истории древних видов творчества,
- воспитание патриотических и
нравственных качеств через изучение древних ремесел,
- воспитание способностей доводить
начатое дело до конца,
- воспитание способностей критической
оценки своей деятельности: способность оценки достоинств и недостатков своей
работы,
- воспитание чувства коллективизма,
ответственности за общее дело,
- воспитание способностей выполнять
задания педагога четко и правильно,
- воспитание культуры труда: подготовка
рабочего места, аккуратность и уборка рабочего места.
ЗАДАЧИ
2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Обучающие:
- Продолжить обучение более сложным
приемам прямого и косого плетения в плетении бересты,
- обучение приемам объемного плетения
изделий в плетении бересты, более сложных приемов обработки края изделия,
украшения изделия,
- продолжить обучение основным узлам и
узорам в плетении макраме,
- оформить «Азбуку макраме»,
- плетение более сложных по форме и
фактуре изделий макраме.
Развивающие:
- Развитие индивидуальных творческих
способностей,
- развитие творческого плетения,
памяти,
- развитие художественного вкуса,
чувства гармонии и цвета,
- развитие высокого исполнительского
мастерства в работе над изделиями из бумаги, бересты и нити.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к народному
творчеству, бережного, чуткого отношения к природе,
- воспитание патриотических и
нравственных качеств через изучение истории самобытной культуры древнего
народного, исконно русского народного промысла, плетение бересты и древнего вида
творчества – макраме,
- воспитание чувства коллективизма,
ответственности за общее дело, дружбы, взаимоподдержки и взаимопонимания,
- воспитание способностей выполнять
задания педагога четко и правильно,
- воспитание критического отношения к
своей деятельности: способности оценки достоинств и недостатков своей работы,
- воспитание профессиональной культуры.
Инструменты
и материалы:
Береста, нитки для плетения, ножницы,
карандаш, образцы работ, инструкционные карты, журналы.
Прогнозируемые
результаты обучения
Должны
знать:
*
народные
традиции в области декоративно – прикладного искусства;
*
материалы,
приспособления и оборудование;
*
технологию
выполнения вышивки, плетения;
*
терминологию
в области декоративно – прикладного искусства;
*
простые
украшающие швы;
* технологию получения эластичной
бересты;
* технику окрашивания берестяных
изделий;
*
правила
технике безопасности.
Должны
уметь:
-
пользоваться
материалами, приспособлениями, оборудованием;
-
создавать
различные украшения с помощью различных видов вышивки и плетения;
-
самостоятельно
решать творческие задачи;
- выполнять отделку и художественную
обработку поделок.
2.Работа с нитками – «Сказочная вышивка»
Вышивание –
это один из самых распространенных и красивых видов народного искусства.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Его возникновение связано с
появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкур
убитых животных.
В старину
каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях женщины украшали свой быт,
одежду различными видами вышивки. Особенно нарядными были женские праздничные
одежды. Они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями,
бисером, стеклами и зеркальцами. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы,
обувь. Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями.
Постепенно
домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия продавались на ярмарках,
создавались мастерские, где вышитое изделие можно было заказать. Так вышивка
разделилась на "народное искусство" и прикладное, которое было
связано с дворянским обиходом.
В России
вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой
древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов
свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка
приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов
быта. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения.
В разных
областях России были свои особенности и приемы вышивания. Но каждая мастерица,
используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать
их индивидуальными и неповторимыми.
Мир вышивки
невообразимо богат. Существуют несколько основных направлений вышивки, однако,
сколько видов её есть на самом деле, наверное, не знает никто. Это вышивка
крестиком, вышивка гладью, вышивка лентами, вышивка ришелье (прорезная гладь).
В этом
разделе дети знакомятся с разными видами вышивки (гладь, крест). Узнают откуда
они к нам пришли, что значат, чему учат, какие виды швов есть.
Вышивка
гладью. Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками
заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор
самыми разными цветами ниток на разных тканях.
Гладевые
швы могут быть плоскими и рельефными. Плоская гладь - это когда стежки плотно
прилегают один к другому. При вышивании рельефной гладью делается так
называемый настил. Для этого пространство между контурами рисунка заполняется
крупными, плотно прилегающими один к другому стежками, идущими в
противоположном направлении по отношению к тем стежкам, которыми будет заполнен
рисунок гладью. Для настила лучше всего подходят мягкие плотные нитки, более грубые,
чем те, которыми решено вышивать рисунок. Чем гуще настил, тем выпуклее
получится вышивка.
Вышивка
крестиком одна из самых популярных и несложных видов вышивки. Стежки,
накладываемые на ткань, представляют собой небольшие крестики.
Крест - это один из самых
распространенных видов украшающих швов. Он распадается на два вида: русский
(одинарный) и болгарский (двойной). Шов "крест" может быть употреблен
для украшения салфеток, скатертей, дорожек и других тканевых вещей, а также для
оформления предметов одежды. Крест является основным элементом для изображения
разнообразных рисунков, как простейших, так и самых сложных, вплоть до пейзажей
и портретов.
Вышивание,
как и каждый вид деятельности, требует правильной организации труда. Основное
требование при вышивании — правильное и достаточное освещение рабочего места.
Желательно, чтобы лучи света падали слева. Стул должен иметь удобную для
сидения спинку. Под ноги рекомендуется ставить скамеечку высотой 20—25 см. Вышивку
следует держать на расстоянии 25 см от глаз. Вышивать лучше всего при дневном
освещении. При электрическом освещении значительно быстрее устают глаза, к тому
же оно изменяет цвет ниток; поэтому подбирать нитки для вышивания необходимо
обязательно при дневном свете. Через каждый час рекомендуется отдыхать 5—10
мин, переводя по возможности взгляд на фон иной окраски, чем вышивка (лучше
всего на зеленый или желтый).
Здесь дети
понимают, чему учит нас вышивка.
1.
Вышивка учит вас внимательности.
Вы
когда-нибудь видели канву для вышивки крестиком? Маленькие-маленькие
квадратики. Как только вы отвлекаетесь, ощутимый укол в палец напоминает о
внимании.
2.
Вышивка учит искусству терпения.
Вы
вышиваете несколько часов и вдруг с ужасом осознаете, что допущена ошибка.
Ругая себя и весь белый свет, вы начинаете распарывать работу.
Терпеливо-терпеливо.
3.
Вышивка учит скрывать беспорядок.
Помните,
как мама просила вас убрать в комнате. Широким жестом все с пола убиралось под
кровать, все со стола – в стол, все с кресла – в шкаф. Когда показываешь людям
свою готовую работу, все восхищаются. Но никто не должен видеть изнаночную
сторону, эти уродливые узлы, перекрутившиеся нити. Мы ведь вставим работу в
красивую рамку, правда?
4.
Вышивка учит безопасному обращению с острыми предметами.
Вы не
задумывались, почему иголки продаются в наборах по 6 штук? Просто производители
знают о том, что мы их забываем в разных местах, а потом очень неожиданно и
зачастую больно находим.
5.
Вышивка развивает наши математические способности.
Из 10
сантиметров нити получаются 16 крестиков. А в мотке 8 метров в 6 нитей. Сколько
мотков мулине мне надо для вышивки 2567 крестиков в две нити? Однозначно,
вышивка развивает математические способности.
6.
Вышивка учит изобретательности.
Для
окончания работы остается совсем немного, а нитки предательски заканчиваются.
Нужно всего несколько сантиметров. Бежать в магазин за новым мотком? Ну уж нет,
достаем коробки со старыми запасами и приступаем к подбору. Главное не заменить
розовый цвет зеленым.
7.
Вышивка улучшает память.
Вышивая, мы
всякий раз заглядываем в схему, рисунок, план. Если запоминать расположение
лишь одного-двух крестиков, стежков и заглядывать в схему каждые 5 секунд можно
получить судорогу в шейной мышце. С каждой новой вышивкой наша память все
лучше и лучше, а шея все стройнее и расслабленнее.
8.
Вышивка позволяет коротать время.
Вышивальщицы
не знают, что такое нечем заняться. Мы вышиваем, глядя телевизор, слушая радио,
когда едем в поезде или сидим дома.
9.
Вышивка позволяет экономить на подарках.
Мы с вами
знаем, что даже когда все стены и полки в нашей квартире заполнены вышивками,
остановится все равно невозможно. Зато нас не застать врасплох с подарком. У
нас всегда в загашнике есть что-то эксклюзивное ручной работы. Такое в магазине
не купишь, тут душа вложена.
10.
Вышивка дарит огромное удовольствие.
Всякий раз,
заканчивая последний крестик, стежок в работе каждый из нас испытывает ни с
чем несравнимое наслаждение. И пусть это не полотно Леонардо, но это наше
творение, часть нашей души и ничего не может быть лучше.
На
занятиях школьник творит, выдумывает, узнаёт много нового об инструментах,
необходимых для работы, осваивает технологические приёмы, участвует в игровых
ситуациях, развивает образное и пространственное мышление.
Цель
раздела - ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными
приемами вышивания; научить элементарным трудовым навыкам, развивая
самосознание.
Основные
задачи:
*формировать
знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;
*формировать
знания о многообразии ручных швов в технике гладь, крест;
*формировать
умения выбора материалов для вышивания;
*вырабатывать
точность и аккуратность в работе;
*формировать
положительную мотивацию к вышиванию;
*формировать
умение четко организовать свою практическую деятельность;
*воспитывать
усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания;
*воспитывать
уважение к народным традициям;
*развивать
мышление, познавательные и творческие способности, фантазию, расширять
кругозор;
*развивать
творческое отношение к труду и эстетический вкус, художественную инициативу
учащихся;
*развивать
самостоятельность и способность решать творческие задачи.
Инструменты
и материалы:
Пяльцы, ткань, канва, нитки мулине,
набор игл, ножницы, карандаш, копировальная бумага,
образцы рисунков, образцы вышивки,
инструкционные карты, журналы.
Прогнозируемые
результаты обучения
Должны
знать:
*
народные
традиции в области декоративно – прикладного искусства;
*
материалы,
приспособления и оборудование;
*
технологию
выполнения вышивки ;
*
терминологию
в области декоративно – прикладного искусства;
*простые
украшающие швы;
*
правила
технике безопасности.
Должны
уметь:
-
пользоваться
материалами, приспособлениями, оборудованием;
-
создавать
различные украшения с помощью различных видов вышивки;
-
самостоятельно
решать творческие задачи.
3.Работа с нитками – изонить – «Царство ниточки»
Изонить –
это изображение нитью.
Ниточный
дизайн – это:
-
искусство
конструирования и изготовления самого различного жанра с помощью цветных ниток,
натянутых в определённом порядке на твёрдом фоне;
-
новый
способ отражения действительности без художественных умений, помогающий
создавать орнаменты и фигуры, в том числе и объёмные;
-
новый
способ творческого самовыражения для людей, не имеющих художественных способностей.
Здесь дети
понимают, что можно рисунок выполнить даже нитью и при этом научиться
прекрасно, владеть иголкой. Достоинство изонити в том, что выполняется она
довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и можно фантазировать.
Изонить
расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно
вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять
целостность восприятия при создании геометрического узора.
Техника
изонити требует от ребёнка ловкости действий, в процессе систематического труда
рука приобретает уверенность, точность. Ученик вначале рассматривает образец,
анализирует его конструктивную структуру, приёмы выполнения. Затем задание
усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки
для своего изделия.
Работа с
иглой способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и
рук, совершенствованию координации движения, гибкости, точности выполнения
действий.
Работа в
технике изонити формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить
начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть
способствует развитию личности ребёнка.
В настоящее
время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и
предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.
Изонить
сочетает в себе элементы черчения (графику), геометрии, изобразительного
искусства, математики (расчёты схем, возрастающий и убывающий ряд чисел),
материаловедения. Она предполагает формирование определённой готовности ученика
к поиску решения эвристических задач и творческому преобразованию
действительности.
Цель
раздела – научить ребёнка элементарным трудовым навыкам, развивая
самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности; познакомить с новым
видом деятельности и научить реализовывать свои проекты.
Основные задачи:
*
ознакомить
с основными приёмами выполнения техники изонити;
*
формировать
у учащихся способности к активной преобразовательной деятельности;
*
научить
детей отрабатывать полученные знания на практике, мыслить, конструировать и
творить;
*
научить
детей выполнять основные приёмы заполнения геометрических фигур;
*
соблюдать
правила безопасной работы с инструментами;
*
развивать
умение конструировать собственные композиции, отражающие внутренний
эмоциональный настрой учащегося;
*
приобщить
к графической культуре, формирование первоначальных приёмов чертёжными
инструментами;
*
развивать
самостоятельность и способность решать творческие задачи;
*
развивать
эстетический вкус и художественную инициативу учащихся;
*
познакомить
детей с новым видом деятельности – проектной;
*
воспитывать
уважение к народным традициям.
Инструменты и
материалы:
нитки, набор игл, ножницы, карандаш,
линейка, образцы вышивки, инструкционные карты, журналы.
Прогнозируемые
результаты обучения
Должны
знать:
*
народные
традиции в области декоративно – прикладного искусства;
*
материалы,
приспособления и оборудование;
*
технологию
изоплетения;
*
терминологию
в области декоративно – прикладного искусства;
*
правила
технике безопасности
Должны
уметь:
-
пользоваться
материалами, приспособлениями, оборудованием;
-
создавать
различные украшения с помощью изонити;
-
самостоятельно
решать творческие задачи
Прогнозируемые
результаты 3 года обучения
Воспитанники после третьего года
обучения
должны
знать:
*
направления
и традиции декоративно – прикладного искусства;
*
материалы
и оборудование;
*
правила
технике безопасности работы с материалами и инструментами;
*
историю
возникновения вышивки и красоту, свойства ниток;
*
технологию
и виды плетения;
*
технику
выполнения швов гладью и крестом;
*
основные
приемы использования в работе различных предметов.
должны
уметь:
-
правильно
пользоваться инструментами и приспособлениями;
-
изготавливать
картины в технике вышивания;
-
выполнять
изделия к праздникам с использованием изонити;
-
изготавливать
изделия для украшения одежды;
-
самостоятельно
изготавливать различные сувениры;
-
выполнять
отделку и художественную обработку изделий.
Прогнозируемые
результаты 4 года обучения
Воспитанники после четвертого года
обучения
должны
знать:
*
направления
и традиции декоративно – прикладного искусства;
*
правила
технике безопасности;
*
технологию
плетения;
*
историю
праздников, обычаи и традиции русского народа;
*
технологию
составления картин с использованием разных видов вышивки (гладью и крестом) и
плетения;
*
правила
работы над проектом.
должны
уметь:
-
пользоваться
инструментами и приспособлениями;
-
выполнять
изделие в технике плетения разных видов;
-
изготавливать
панно из разных техник;
-
изготавливать
необычные изделия, украшения, выставочные экземпляры;
-
составлять
картины с использованием разных видов вышивки и плетения;
-
участвовать
в различных выставках достижений;
- выполнять отделку и художественную
обработку поделок.
Методическое
обеспечение образовательной программы
Формы
занятий, планируемые по разделам
Разнообразные
формы проведения занятий – вводное, повторение практическое, занятие –
ознакомление с новым материалом, обобщение и контроль полученных знаний,
комбинированные – соединяют в себе различные виды деятельности (познавательная,
игровая, конструктивно – практическая,. исследовательско – поисковая).
Для
проведения занятий используются индивидуальные, коллективные, групповые формы
работы.
Коллективная
работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию
учащихся, но и формированию нравственных качеств ребят. Дружно творить – вот
что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя
единым целым с коллективом. Распределение обязанностей и поручений надо таким
образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами,
исполнителями, отдельными детьми не был ущемлён.
Для
реализации программы применяются: занятия – беседы, занятия – соревнования
(конкурсы, викторины, турниры); занятия – фантазии (сказка, сюрприз);
экскурсии; занятия – игра (кроссворды, сканворды, словесные игры); выставки,
праздники, открытые занятия для родителей.
Формы
подведения итогов по программе
Формами
подведения итогов являются участие школьников в выставках, открытых занятиях,
массовых мероприятиях. Хорошими показателями эффективности программы являются
– достойный уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к
окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое
восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до
выполнения сложных техник украшений.
Приёмы и
методы организации учебно – воспитательного процесса
*
объяснительно
– иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
*
репродуктивный
(воспроизводящий);
*
проблемный
(ставится проблема, и учащиеся под руководством учителя ищут пути её решения);
*
эвристический
(проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы решения).
Формы отслеживания результативности обучения:
·тестовое задание в
виде самостоятельной работы по пройденной теме,
·изготовление
изделий и образцов,
·участие в выставках
декоративно-прикладного творчества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.