Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИнтегративное занятие по литературе

Интегративное занятие по литературе

Скачать материал

Конспект интегративного занятия   литературы и  правоведения  по роману М.Ф.Достоевского «Преступление и наказание» .

Толикина Елена Анатольевна- преподаватель ГБОУ ВПО НГИЭИ, г.Княгинино

            Цели урока:

Обучающие:

·        изучение романа «Преступление и наказание»;

·        закрепление изученного материала по роману;

·        изучение  понятий учебной дисциплины «Правоведение»;

·        знакомство со статьями УК РФ.

          Развивающие:

·        развитие представления о целостности картины мира;

·        развитие представления о взаимосвязанности и взаимопроникновении учебных дисциплин;

·        развитие общекультурного потенциала;

·        развитие умения вести дискуссию ;

·        развитие умения работать в малых группах;

·        развитие логики мышления;

·        развитие критического мышления;

·        развитие образного мышления;

·        развитие умения анализировать, синтезировать,  сравнивать;

·        развитие способности умело доказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;

·        развитие актерских способностей учащихся.

        Воспитывающие:

·        воспитание чувства ответственности за свои поступки;

·        воспитание чувства коллективизма;

·        формирование негативного отношения к преступности среди молодежи ;

·        воспитание терпимости по отношению к другому человеку,  чужому мнению .

 Занятие проводится с использованием сразу двух инновационных технологий: технология интегрированного обучения и  технология развития критического мышления по средствам чтения и письма (РКМЧП).  В соответствии с технологией РКМЧП урок состоит из 3 этапов: 1- Вызов, 2- Осмысление, 3- Рефлексия.

1 Этап. Вызов.

На стадии вызова преподавателем зачитывается текст песни М.Щербакова «Свидание с полковником»:

Здравствуйте, полковник, Вы точны как бес,

 Вижу, мало спали и черны как лес,

 Что ж, располагайтесь без чинов,

 Прошу Вас - запросто отстегивайте свой протез.

 Трубка Вас согреет и вино взбодрит -

 Полон Ваш бокал и золотист на вид.

 Пробуйте - напиток благородный, древний,

 Это только кажется, что он горчит.

 Выпейте до дна и перейдем к делам -

 Завтра наступление по всем фронтам:

 Жуткая бесцельная резня и бойня,

 Завтра суждено в числе других и Вам.

 Был вчера на штабе утвержден приказ,

 Нынче он в деталях доведен до Вас.

 Завтра Вы прикажете и цепь замкнется -

 Полк пойдет в атаку и падет за час.

 Тысяча смертей за шестьдесят минут

 Ради стратегических штабных причуд -

 Это, согласитесь, не смешно, полковник,

 Или по-английски говоря, not good.

 Следует из сказанного мной одно:

 Следует из цепочки исключить звено.

 Именно за этим я позвал вас, сударь,

 Именно за этим отравил вино.

 Что предотвратил я и чего не смог,

 Чей расчет простителен и чей жесток,

 Мы обсудим позже и не здесь - прощайте -

 Яд уже подействовал - зрачок широк.

 В путь, мой дорогой, не поминайте злом,

 Следующий гость уже стучится в дом,

 Встречу на сегодня я назначил многим

 И не собираюсь прекращать приём...

 

          Дискуссия: В чем смысл данного  текста? Согласны ли вы с выражением «Цель оправдывает средства»? Что означает выражение «кровь по совести»?

2 этап. Осмысление.

После дискуссии записывается тема занятия : «Преступление и наказание» и эпиграф : «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы- сердца людей» (Ф.М.Достоевский).

Словарная работа ( преступление, мотив, наказание, виновность, концепция).

Постановка задач:

-определить мотивы преступления Раскольникова

 -классифицировать это преступление в соответствии с УК РФ

-вынести приговор Раскольникову

-сравнить свой приговор с тем наказанием, которое дает своему герою Достоевский

Просмотр видеоклипа по фильму «Преступление и наказание»

Записи в тетрадь. Признаки преступления: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.

Слово преподавателя: Давайте посмотрим на преступление Раскольникова , учитывая все эти 4 признака преступления. Приходим к выводу, что состав преступления налицо.

Записи в тетради. Преступления делятся на умышленные и без умысла (Рассматриваются признаки того и другого преступления).

В уголовном праве выделяют 4 категории преступления:

1.небольшой тяжести : умышленные преступления и преступления по неосторожности. Максимальное наказание-до 2 лет.

2.средней тяжести. Наказание – до 5 лет.

3.тяжкие преступления. Наказание-до 10 лет.

4.особо тяжкие : умышленные преступления. Наказание - свыше 10 лет.

Слово преподавателя: Пример из  жизни  об убийстве 14 –летнего юноши .

Мини-дискуссия: Состояние «аффекта». Примеры из жизни студентов.

Записи в тетради: Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность:  необходимая оборона, задержание лица, совершившего преступление; крайняя необходимость выполнения приказа, обоснованный риск.

Слово преподавателя: Пример из жизни о применении необходимой обороны.

Мини-дискуссия: Были ли у Раскольникова обстоятельства, исключающие уголовную ответственность?

Записи в тетради: Стадии совершения преступления: 1) подготовка к преступлению (объект преступления, подходы к нему, система охраны и т.д)

Работа в группах: Группа № 1.-  Восстановить цепочку событий, мыслей, действий Раскольникова, составляющих подготовку к преступлению (За полгода до убийства  - статья «О преступлении»- расчет убить процентщицу- изучение подходов к дому и обстановки комнаты- выбор орудия убийства -подготовка «заклада»- убийство

Записи в тетради (продолжение записи о стадиях преступлении): 2) покушение на преступление, 3) оконченное преступление

Группа № 2.- Чтение или инсценировка эпизода убийства

Записи в тетради: Наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая только судом лицу, совершившему преступление.

Мини-дискуссия: А что такое моральное наказание? Какое наказание тяжелее?

Записи в тетради: Виды наказаний. Пожизненное лишение свободы. Лица, которым не назначается уголовная ответственность.

Ролевая игра. Группа № 3 - «Обвинители», Группа № 4 - «Адвокаты»

3 этап. Рефлексия.

Выслушав обвинителей и адвокатов , учитывая статьи УК РФ, группа № 5- « Судьи» выносит Раскольникову приговор.

Обсуждение: Какое наказание дает Достоевский своему герою? Сравните его с приговором, который  вынесли «судьи». Наказан ли Раскольников за свое преступление?

  Подведение итогов.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегративное занятие по литературе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект интегративного занятия   литературы и  правоведения  по роману М.Ф.Достоевского «Преступление и наказание» .

 

            Цели урока:

Обучающие:

·       изучение романа «Преступление и наказание»;

·       закрепление изученного материала по роману;

·       изучение  понятий учебной дисциплины «Правоведение»;

·       знакомство со статьями УК РФ.

          Развивающие:

·       развитие представления о целостности картины мира;

·       развитие представления о взаимосвязанности и взаимопроникновении учебных дисциплин;

·       развитие общекультурного потенциала;

·       развитие умения вести дискуссию ;

·       развитие умения работать в малых группах;

·       развитие логики мышления;

·       развитие критического мышления;

·       развитие образного мышления;

·       развитие умения анализировать, синтезировать,  сравнивать;

·       развитие способности умело доказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;

·       развитие актерских способностей учащихся.

        Воспитывающие:

·       воспитание чувства ответственности за свои поступки;

·       воспитание чувства коллективизма;

·       формирование негативного отношения к преступности среди молодежи ;

·       воспитание терпимости по отношению к другому человеку,  чужому мнению .

 

 Занятие проводится с использованием сразу двух инновационных технологий: технология интегрированного обучения и  технология развития критического мышления по средствам чтения и письма (РКМЧП).  В соответствии с технологией РКМЧП урок состоит из 3 этапов: 1- Вызов, 2- Осмысление, 3- Рефлексия.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 516 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 343
    • DOCX 20.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Толикина Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Толикина Елена Анатольевна
    Толикина Елена Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2094
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 115 человек из 41 региона