Конспект интегративного занятия
литературы и правоведения по роману М.Ф.Достоевского «Преступление и
наказание» .
Толикина Елена Анатольевна- преподаватель
ГБОУ ВПО НГИЭИ, г.Княгинино
Цели урока:
Обучающие:
·
изучение романа «Преступление и наказание»;
·
закрепление изученного материала по
роману;
·
изучение понятий учебной дисциплины
«Правоведение»;
·
знакомство со статьями УК РФ.
Развивающие:
·
развитие представления о целостности
картины мира;
·
развитие представления о взаимосвязанности
и взаимопроникновении учебных дисциплин;
·
развитие общекультурного потенциала;
·
развитие умения вести дискуссию ;
·
развитие умения работать в малых группах;
·
развитие логики мышления;
·
развитие критического мышления;
·
развитие образного мышления;
·
развитие умения анализировать,
синтезировать, сравнивать;
·
развитие способности умело доказывать свою
точку зрения, отстаивать свое мнение;
·
развитие актерских способностей учащихся.
Воспитывающие:
·
воспитание чувства ответственности за свои
поступки;
·
воспитание чувства коллективизма;
·
формирование негативного отношения к
преступности среди молодежи ;
·
воспитание терпимости по отношению к
другому человеку, чужому мнению .
Занятие
проводится с использованием сразу двух инновационных технологий: технология
интегрированного обучения и технология развития критического
мышления по средствам чтения и письма (РКМЧП). В соответствии с
технологией РКМЧП урок состоит из 3 этапов: 1- Вызов, 2- Осмысление, 3-
Рефлексия.
1
Этап. Вызов.
На
стадии вызова преподавателем зачитывается текст песни М.Щербакова
«Свидание с полковником»:
Здравствуйте,
полковник, Вы точны как бес,
Вижу,
мало спали и черны как лес,
Что
ж, располагайтесь без чинов,
Прошу
Вас - запросто отстегивайте свой протез.
Трубка
Вас согреет и вино взбодрит -
Полон
Ваш бокал и золотист на вид.
Пробуйте
- напиток благородный, древний,
Это
только кажется, что он горчит.
Выпейте
до дна и перейдем к делам -
Завтра
наступление по всем фронтам:
Жуткая
бесцельная резня и бойня,
Завтра
суждено в числе других и Вам.
Был
вчера на штабе утвержден приказ,
Нынче
он в деталях доведен до Вас.
Завтра
Вы прикажете и цепь замкнется -
Полк
пойдет в атаку и падет за час.
Тысяча
смертей за шестьдесят минут
Ради
стратегических штабных причуд -
Это,
согласитесь, не смешно, полковник,
Или
по-английски говоря, not good.
Следует
из сказанного мной одно:
Следует
из цепочки исключить звено.
Именно
за этим я позвал вас, сударь,
Именно
за этим отравил вино.
Что
предотвратил я и чего не смог,
Чей
расчет простителен и чей жесток,
Мы
обсудим позже и не здесь - прощайте -
Яд
уже подействовал - зрачок широк.
В
путь, мой дорогой, не поминайте злом,
Следующий
гость уже стучится в дом,
Встречу
на сегодня я назначил многим
И
не собираюсь прекращать приём...
Дискуссия: В чем смысл данного текста? Согласны ли
вы с выражением «Цель оправдывает средства»? Что означает выражение «кровь по
совести»?
2 этап.
Осмысление.
После
дискуссии записывается тема занятия : «Преступление и наказание» и
эпиграф : «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы- сердца людей» (Ф.М.Достоевский).
Словарная
работа ( преступление, мотив, наказание,
виновность, концепция).
Постановка
задач:
-определить мотивы
преступления Раскольникова
-классифицировать это
преступление в соответствии с УК РФ
-вынести приговор
Раскольникову
-сравнить свой приговор с
тем наказанием, которое дает своему герою Достоевский
Просмотр
видеоклипа по фильму «Преступление и наказание»
Записи
в тетрадь. Признаки преступления: общественная
опасность, противоправность, виновность, наказуемость.
Слово
преподавателя: Давайте посмотрим на преступление
Раскольникова , учитывая все эти 4 признака преступления. Приходим к выводу,
что состав преступления налицо.
Записи
в тетради. Преступления делятся на умышленные и без
умысла (Рассматриваются признаки того и другого преступления).
В
уголовном праве выделяют 4 категории преступления:
1.небольшой
тяжести : умышленные преступления и преступления по неосторожности.
Максимальное наказание-до 2 лет.
2.средней
тяжести. Наказание – до 5 лет.
3.тяжкие
преступления. Наказание-до 10 лет.
4.особо
тяжкие : умышленные преступления. Наказание - свыше 10 лет.
Слово
преподавателя: Пример из жизни об убийстве 14
–летнего юноши .
Мини-дискуссия:
Состояние «аффекта». Примеры из жизни студентов.
Записи
в тетради: Обстоятельства, исключающие уголовную
ответственность: необходимая оборона, задержание лица, совершившего
преступление; крайняя необходимость выполнения приказа, обоснованный риск.
Слово
преподавателя: Пример из жизни о применении
необходимой обороны.
Мини-дискуссия:
Были ли у Раскольникова обстоятельства, исключающие уголовную ответственность?
Записи
в тетради: Стадии совершения преступления: 1)
подготовка к преступлению (объект преступления, подходы к нему, система охраны
и т.д)
Работа
в группах: Группа № 1.- Восстановить цепочку
событий, мыслей, действий Раскольникова, составляющих подготовку к преступлению
(За полгода до убийства - статья «О преступлении»- расчет убить процентщицу- изучение
подходов к дому и обстановки комнаты- выбор орудия убийства -подготовка «заклада»-
убийство
Записи
в тетради (продолжение записи о стадиях преступлении):
2) покушение на преступление, 3) оконченное преступление
Группа
№ 2.- Чтение или инсценировка эпизода убийства
Записи
в тетради: Наказание - это мера государственного
принуждения, назначаемая только судом лицу, совершившему преступление.
Мини-дискуссия:
А что такое моральное наказание? Какое наказание
тяжелее?
Записи
в тетради: Виды наказаний. Пожизненное лишение
свободы. Лица, которым не назначается уголовная ответственность.
Ролевая
игра. Группа № 3 - «Обвинители», Группа № 4
- «Адвокаты»
3
этап. Рефлексия.
Выслушав
обвинителей и адвокатов , учитывая статьи УК РФ, группа № 5- « Судьи» выносит
Раскольникову приговор.
Обсуждение:
Какое наказание дает Достоевский своему герою?
Сравните его с приговором, который вынесли «судьи». Наказан ли Раскольников за
свое преступление?
Подведение итогов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.