Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Школьному психологу / Интегративная песочная терапия при работе с детьми с ОВЗ

Интегративная песочная терапия при работе с детьми с ОВЗ

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется разум.

К. Г. Юнг


В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития. Именно поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 20-х годов прошлого столетия. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии.

Автор метода «Песочной терапии», швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф, увидела в этом методе возможность не только помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка, помочь процессу индивидуального становления личности и взаимодействию реальности и воображения.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой как вербальную так и невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Одной из моих задач как педагога-психолога детского образовательного учреждения является развитие и психокоррекция у детей эмоциональной и коммуникативной сферы. Для этого мной разработаны программы по песочной терапии для детей с 4-х до 7-и лет.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать.

Нельзя забывать о роли общения в формировании личности детей. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияние на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

В нашем образовательном учреждении песочная терапия введена во всех дошкольных группах. В младших группах она направлена на предупреждение дезадаптационных проявлений, снижение уровня тревожности у детей, вызванной новой ситуацией взаимодействия, на снятие напряжения, а также на развитие познавательных способностей.

Занятия песочной терапией с детьми средних и старших групп нашего дошкольного учреждения дают средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Миниатюрные фигурки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне сякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.

Для детей подготовительной к школе группы система занятий дает возможность выразить их самые глубокие эмоциональные переживания. Эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

Еще одним из наиболее важных для дошкольников является процесс развития воображения. Благодаря появлению воображения меняется вся жизнь ребенка. Образ воображения позволяет дошкольнику выходить за пределы объективной ситуации. Когда ребенок сталкивается с ситуацией неопределенности или когда сама реальность остается для него непознанной, тогда ребенок обращается к особой функции воображения и действует в его пространстве. Дошкольнику непонятны очень многие стороны окружающего мира. И поэтому символические формы поведения позволяют дошкольнику обрести известную стабильность мировоззрения, что широко применяется в песочной терапии.


Спектр применения методов песочной терапии огромен. Он используется в работе как с детьми без особенностей, так и с детьми с повышенной активностью, замкнутыми, застенчивыми и агрессивными.

Для реализации метода песочной терапии в нашем детском учреждении созданы условия, необходимые для организации процесса, а именно помещение с наличием соответствующего оборудования:

- водонепроницаемый деревянный ящик,

- чистый просеянный песок,

- разноцветный песок,

- коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице,

- природный материал,

- геометрические фигуры,

- пластилин, бумага, буквы, цифры словом все, что встречается в окружающем мире.

Разработанная мной система занятий песочной терапии основана на авторских программах О. Ю. Епачинцевой «Путешествие в песочные фантазии», Ю. С. Шиманович «Разгадай тайну Песочной страны» и М. А. Федосеевой «Занятия с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии».

К числу наиболее актуальных проблем, решаемых в системе занятий, относятся:

- создание благоприятных условий и средств для развития эмоциональной сферы старшего дошкольника;

- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива.

Основными задачами являются:

1) Развитие творческих способностей, воображения, речи в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям.

2) Воспитание гуманных чувств, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

3) Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревоги, неуверенности в себе.

Основным положительным моментом песочной терапии, несомненно, является возможность получать ребенком первый опыт рефлексии (самоанализа). А накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.















Список литературы:


1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.

2. Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2012.

3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.

4. Сапожникова О. Б., Гранова Е. В. Гранова Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: Сфера, 2014. – 62 с.

5. Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.

6. Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998. — 383 с.    

7. Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. – Волгоград.: Учитель, 2015 – 122 с.    


  • Школьному психологу
Описание:

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития. Именно поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 20-х годов прошлого столетия. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии.

Автор метода «Песочной терапии», швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф, увидела в этом методе возможность не только помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка, помочь процессу индивидуального становления личности и взаимодействию реальности и воображения.

Автор Кононова Елена Александровна
Дата добавления 01.06.2017
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 694
Номер материала MA-071381
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»