Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыИнтегративная песочная терапия при работе с детьми с ОВЗ

Интегративная песочная терапия при работе с детьми с ОВЗ

Скачать материал

Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется разум.

К. Г. Юнг

 

В  дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития. Именно поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 20-х годов прошлого столетия. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии.

Автор метода «Песочной терапии», швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф, увидела в этом методе возможность не только помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка, помочь процессу индивидуального становления личности и взаимодействию реальности и воображения.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой как вербальную так и невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Одной из моих задач как педагога-психолога детского образовательного учреждения является развитие и психокоррекция у детей эмоциональной и коммуникативной сферы. Для этого мной разработаны программы по песочной терапии для детей с 4-х до 7-и лет.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.  Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать.

Нельзя забывать о роли общения в формировании личности детей.  Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияние на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

В нашем образовательном учреждении песочная терапия введена во всех дошкольных группах. В младших группах она направлена на предупреждение дезадаптационных проявлений, снижение уровня тревожности у детей, вызванной новой ситуацией взаимодействия, на снятие напряжения, а также  на развитие познавательных способностей.

Занятия песочной терапией с детьми средних и старших групп нашего дошкольного учреждения дают средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Миниатюрные фигурки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне сякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.

Для детей подготовительной к школе группы система занятий дает возможность выразить их самые глубокие эмоциональные переживания. Эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

Еще одним из наиболее важных для дошкольников является процесс развития воображения.  Благодаря появлению воображения  меняется вся жизнь ребенка. Образ воображения позволяет дошкольнику выходить за пределы объективной ситуации. Когда ребенок сталкивается с ситуацией неопределенности или когда сама реальность остается для него непознанной, тогда ребенок обращается к особой функции воображения и действует в его пространстве. Дошкольнику непонятны очень многие стороны окружающего мира. И поэтому символические формы поведения позволяют дошкольнику обрести известную стабильность мировоззрения, что широко применяется в песочной терапии.

 

Спектр применения методов песочной терапии огромен. Он используется в работе как с  детьми без особенностей, так и с детьми с повышенной активностью, замкнутыми, застенчивыми и агрессивными.

Для реализации метода песочной терапии в нашем детском учреждении созданы условия, необходимые для организации процесса, а именно помещение с наличием соответствующего  оборудования:

- водонепроницаемый деревянный ящик,

- чистый просеянный песок,

- разноцветный песок,

- коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице,

- природный материал,

- геометрические фигуры,

- пластилин, бумага, буквы, цифры словом все, что встречается в окружающем мире.

Разработанная мной система занятий песочной терапии основана на авторских программах О. Ю. Епачинцевой «Путешествие в песочные фантазии», Ю. С. Шиманович «Разгадай тайну Песочной страны» и М. А. Федосеевой «Занятия с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии».

К числу наиболее актуальных проблем, решаемых в системе занятий, относятся:

- создание благоприятных условий и средств для развития эмоциональной сферы старшего дошкольника;

- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива.

Основными задачами являются:

1) Развитие творческих способностей, воображения, речи в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям.

2) Воспитание гуманных чувств, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

3) Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревоги, неуверенности в себе.

Основным положительным моментом песочной терапии, несомненно, является возможность получать ребенком первый опыт рефлексии (самоанализа). А накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.

2. Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2012.

3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.

4. Сапожникова О. Б., Гранова Е. В. Гранова Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: Сфера, 2014. – 62 с.

5. Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.

6. Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998. — 383 с.    

 7. Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. – Волгоград.: Учитель, 2015 – 122 с.    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегративная песочная терапия при работе с детьми с ОВЗ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития. Именно поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 20-х годов прошлого столетия. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии.Автор метода «Песочной терапии», швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф, увидела в этом методе возможность не только помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка, помочь процессу индивидуального становления личности и взаимодействию реальности и воображения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 657 040 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.06.2020 151
    • DOCX 16.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горелова Елена Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горелова Елена Сергеевна
    Горелова Елена Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89012
    • Всего материалов: 210

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Нейропсихологические технологии раннего вмешательства

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Детская и подростковая депрессия: пути и способы преодоления

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 189 человек

Курс повышения квалификации

Основы кризисной психологии: кризисные состояния у детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 102 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 217 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе