«Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций»
Диапазон исследования: система урочной
деятельности – внеурочной деятельности.
Условия возникновения проблемы:
- Появление
ФГОС, определяющего новые требования к образовательным результатам
(результаты метапредметные, предметные, личностные).
- Изменение требований к современному уроку и
технологическим условиям его проведения в соответствии с новым ФГОС.
- Работа
в творческой группе по разработке и реализации модели интегративного
обучения (интеграция нескольких предметов в рамках одного урока,
ориентация на метапредметные образовательные результаты).
Актуальность
В
последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и
экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и
общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного,
думающего человека, способного творчески подходить к решению задач,
обладающего установкой на рациональное использование своего времени и
проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях
глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий
фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.
Поэтому на современном этапе
развития общество требует от школы внедрения в учебный процесс новых форм и
технологий обучения, постоянного повышения квалификации преподавателей,
использования на уроках интегрированных форм обучения и осуществления
метапредметных связей.
В связи с этим, особую
актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии,
ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков,
сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность
каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и
личностную компетентность). На сегодняшний день детей интересуют знания,
которые они смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой
жизни.
Интеграция вопросов из различных
учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей
является реализацией метапредметных связей в обучении. Именно они наиболее
эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений,
учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на
их основе - задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов,
которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке,
ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их,
устанавливает причинно-следственные связи.
Острая необходимость внедрения
метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана с тем, что
традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать
обучение в школе адекватным уровню развития других сфер практики, в первую
очередь промышленности. Он, метапредметный подход, предполагает такую
переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы
транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как
знания для осмысленного использования.
В Концепции модернизации
Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым
образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают
вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику
развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения,
работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе
формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
В настоящее время определяющая
тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет
создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.
Методология исследования
Метапредметность
как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины
мира в сознании ребенка.
Метапредметность
– принцип интеграции содержания образования.
Под
метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий –
познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности,
включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий
осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметное
задание включает в себя объединение ради решения одной проблемы, ради познания
одного объекта или предмета, когда метапредметная связь обнаруживается на
уровне метапонятий («Человек», «Природа», «Время», «Движение», «Познание»,
«Развитие» и т.д.).
Метапредметная проблемная ситуация
– спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения
ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи
ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость
их внутри- и межпредметной интеграции.
Метапредметные компетенции:
- ориентация учащихся в
различных областях;
- общеучебные умения
информационно-логического характера;
- организация собственной
учебной деятельности;
- основные универсальные умения
информационного характера;
- использование средств
информационных и коммуникационных технологий;
- принятие решений и
управление;
- формирование навыков
исследовательской деятельности;
- взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Корни же процесса интеграции
лежат в далеком прошлом классической педагогики. Великий дидактик Ян Амос
Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно
преподаваться в такой же связи".
Исходя из того, что «Интегрировать – это значит
объединять в одно целое», необходимо помнить, что интеграция возможна только
при ряде условий:
- близости изучаемой, исследуемой темы;
- совпадении объекта изучения;
- наличии общих методов.
Интегрированный
урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его
закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного
знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении
рассматриваемых дисциплин.
Интегрированный урок могут проводить два учителя-предметника, но есть
возможность проведения таких уроков и одним учителем. На таких уроках учитель
ставит две цели двух предметных областей, при этом одна цель (задача)
продолжает другую.
Преимущества
интегрированных (бинарных) уроков:
-
способствуют повышению
мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной
научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
-
в большей степени, чем обычные
уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать,
обобщать, делать, выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса,
снимают перенапряжение, перегрузку;
-
не только углубляют
представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию
разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
-
интеграция является источником
нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные
выводы, наблюдения учащихся в различных предметах,
-
интегрированные уроки позволяют
систематизировать знания,
-
формируют в большей степени
общеучебные умения, навыки и рациональные навыки учебного труда, как следствие
и метапредметные компетенции,
-
способствуют росту
профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения
методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления
деятельностного подхода в обучении.
Методы
интегрированного обучения:
- активное использование знаний, полученных на уроках
по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других
дисциплин);
- рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов (например, экология);
- исследовательский метод (учащиеся самостоятельно
сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях,
устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно
выработанные учебные умения).
Интегрированные задания и задания на интегрированных урока выполняются
учениками с большим интересом. Объясняется это прежде всего тем, что дети сами
выбирают траекторию выполнения поставленной задачи. В данном случае дети больше
занимаются самостоятельно, что развивает у них умение выбирать соответствующие
технологии поиска информации, умение сравнивать преимущества и недостатки
различных источников информации, создавать и использовать должные модели и
процедуры изучения и обработки информации.
Говоря о методологической значимости интегрированных заданий, следует
отметить, что для современного выпускника важно умение представлять информацию
в различных видах и формах, умение строить схемы и модели, умение делать анализ
на основе наблюдений и сравнений, умение быстро обрабатывать большой объем
информации, четко и ясно выражать свои мысли.
При такой постановке вопроса, когда на первый план выдвигается задача
освоения современной методологии приобретения знаний о мире и о себе,
информатика из вспомогательной дисциплины превращается в фундаментальную
научную дисциплину. Она формирует целостное мировоззрение, характеризующееся
осознанием мира как единой системы энергоинформационных процессов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.