Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалыИнтеграция проблемного и информационного Подходов в обучении на уроках английского языка

Интеграция проблемного и информационного Подходов в обучении на уроках английского языка

Скачать материал

Е.В. Винтоняк

учитель английского языка

МБОУ «СШ №21»

Интеграция проблемного и информационного  подходов  в обучении на уроках английского языка

                                                                      

                                                                     Тот, кто учится не размышляя,

                                                                                    впадет в заблуждение.

                                                                                    Тот, кто размышляет,  

                                                                                           не желая учиться,

                                                                                окажется в затруднении.

                                                                                          

                                                                                               Конфуций
 

 

ХХI век - век технологий. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обойтись без высоких технологий. Это особо должно касаться сферы образования. Современные образовательные технологии  и подходы в обучении, также как и все высокие технологии, должны быть основаны на следующих принципах:

•        принцип гуманности - должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.

•        принцип эффективности - должны быть результативными, т.е. должны давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.

•        принцип наукоемкости - должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.

•        принцип универсальности -  должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.

•        принцип интегрированности - должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга[1].

 

Под проблемным подходом в обучении понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. В результате  происходит приобретение ЗУН учащимися, усвоение способов самостоятельной деятельности, формирование поисковых и исследовательских умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей.

 

Информационный подход в обучении следует рассматривать, как  сложную систему процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно, как с использованием информационно-коммуникационных технологий, так и без них.

По мнению Е.В. Ковалевской поскольку проблему мы ищем в информации, а новую информацию создаем через постановку и решение проблем, постольку проблемный и информационный подходы – это часть единого целого, или – «две стороны одной медали». Информационный подход отвечает за содержание обучения, а проблемный – за процесс обучения.

 

Рассмотрим, как принцип интегрированности  реализуется в процессе применения проблемного и информационного подходов в обучении  с целью формирования и совершенствования навыков говорения в 5 классе по теме: «Летние каникулы» (Students bookEnjoy English-5” М.З. Биболетова).

 

Делая акцент на развитие речевых навыков и умений,  предлагаем согласно принципу интегрированности перевести содержание урока (языковой и речевой материал) на платформу проблемности, т.е.  проблематизировать учебные задачи.  

В начале изучения темы ученикам была  предложена  проблема, личностно-значимая для каждого ученика, создающая условия для коммуникации, подводящая учащихся к теме урока. Она вызвала интерес школьников, заинтриговала, послужила мотивацией к активной деятельности.

Ещё на перемене учеников  заинтересовал   слайд личными фото учителя  , демонстрирующими  его умения и таланты садовода-огородника. Увидев их, учащиеся наперебой задавали учителю вопросы:  Это Ваш огород? Это всё вырастили Вы? И всё это Вы сами приготовили? и т.д. Учитель не торопится отвечать, а предлагает задать все интересующие ребят вопросы на уроке, соответственно не на родном, а на иностранном языке. Ребята с нетерпением ждут начала урока и сразу после оргмомента  задают учителю свои  вопросы: Is it your dacha? Are  the vegetables from your garden ?Did you make jams yourself?  Did you spend  your  summer holidays at your dacha ? В ходе обсуждения, дети самостоятельно подошли к теме урока.   Проблемная ситуация способствовала созданию  положительного настроя с самого  начала  урока.

Выстраивая учебно-познавательный процесс в формате проблемно-информационного подхода учитель целенаправленно создает проблемные ситуации, включающие противоречие, задачи с недостаточными или избыточными данными,  знаково – символическими средствами и др. Результатом решения проблемы являются самостоятельно добытые учащимися субъективно новые знания.

Например,  для описания популярных видов деятельности во время летних каникул  ученикам предлагается  игра  «Закончи предложение» на  основе вопросно-ответного взаимодействия, направленного  на  актуализацию знаний и активизацию  речемыслительной деятельности. Чтобы сделать задание посильным для всех учащихся, заранее готовятся смысловые и языковые опоры:  лексические единицы и речевые  клише.

Учитель произносит  начало  предложения, бросает мяч ученику; ученик ловит, произносит конец предложения и возвращает мяч учителю.

 Использование игровых приемов  активизирует учебный процесс и делает  его более увлекательным.

 С целью развития коммуникативных и познавательных умений  на основе языковых и социокультурных знаний, привития навыков групповой работы и воспитания в духе патриотизма, ученикам было предложено  интересное задание в формате «поговорка-пазл» ‘‘ East or West , home is best’’. Чтобы снять, определённые трудности в понимании лексических единиц  на слайдах были представлены смысловые опоры в виде компаса. На основе рассуждений и доказательств учащиеся выбирали правильный смысл высказывания в рамках заданного контекста ( Choose the correct meaning:1.Holidays in different countries are the best! 2.My country is the most interesting and pleasant  for my holidays!) , учились связному построению иноязычного высказывания.

 Для развития личностной активности  и умения применять полученные знания в нестандартной ситуации ученикам было предложено задание, ориентированное на использование  речевого материала в персональных творческих проектах: change the key (main) word in the proverb and create original captions under the pictures (they may be used as a title for your project).

 Ребята с удовольствием работали в  группах:  искали ключевое слово в поговорке, в соответствии с картинкой  видоизменяли его,  получив оригинальные заголовки для будущих  проектов и надписи для иллюстраций:  ‘‘East or West , Sochi is best’’ , ‘‘East or West , my country  is best’’ ,‘‘East or West , my dacha is best’’.

Чтобы учебно-познавательный процесс стал творческой деятельностью, а ученик-  ученым-исследователем полезно использовать задания со  знаково – символическими средствами. Информация,  передаваемая знаками и символами, интригует, создаёт  проблемную ситуацию, психологический дискомфорт, который побуждает к действию по поиску способа ее разрешения, является мощным стимулом деятельности.

 Для проверки понимания прочитанного ребятам  было предложено задание, призванное научить их  использовать знаково – символические средства.  : What do the symbols mean?  - 25 .09.2012 *500* 2014 ( до начала Олимпийских игр осталось пятьсот дней). Задание вызвало большой активизирующий эффект. Затем ученики с удовольствием работали в парах «шифруя»  информацию  на английском языке   с помощью знаков и символов.  Значение знаково-символического развития детей, начиная  уже с первых классов, педагогика признает безапелляционно.

 Л.С.Выготский считал, что овладение  новыми средствами (т.е. знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития.

 

Как видим, проблемный  и информационный подходы в обучении взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимообогащают  и усиливают друг друга.  Интеграция проблемного и информационного  подходов  в обучении способствует развитию творческих способностей, стимулирует речемыслительную деятельность, учебно-познавательную мотивацию и  делает процесс усвоения знаний эффективным и увлекательным.

                                                                     

 

 

                                                                    Литература

 

 1.Ковалевская Е.В. Проблемно-информационный подход в современном образовании // Реализация проблемного и информационного подходов к обучению в условиях модернизации российского образования: Материалы XI Московской международной конференции «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (18-19 марта 2011 г.): Сборник статей / Отв.ред Е.В. Ковалевская. – М.: Издательство «Спутник +», 2013. – С 60 – 62.

2.Юнина Е.А. Учебно-методическом пособие «Педагогическая психология: социально-личностное образование» -Пермь: ПРИПИТ, 2004. -92 с.

3. Зуева М.Л. Возможности использования адаптивной системы обучения для формирования ключевых компетенций // Ярославский педагогический вестник. 2005. № 2 (43). С. 87-92.

4. Салмина Н.Г.  Знак и символ в обучении.Издательство Московского

Университета,1988 // Источник информации - http://www.twirpx.com/file/113837/

 

 



[1] Юнина Е.А. Учебно-методическом пособие «Педагогическая психология: социально-личностное образование» -Пермь: ПРИПИТ, 2004. -92 с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интеграция проблемного и информационного Подходов в обучении на уроках английского языка"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Успешное обучение вообще, и иностранным языкам в особенности, немыслимо без познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся. Основоположник педагогической науки Ян Амос Каменский писал: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». В связи с этим думается, что интеграция проблемного и информационного подходов в обучении позволяет превратить урок иностранного языка в дискуссионный, исследовательский процесс, в котором решаются интересные, значимые и доступные учащимся проблемы, ориентирует школьников на реальный практический результат и применение полученных знаний на практике.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 898 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.04.2020 67
    • DOCX 38.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лекомцева Лариса Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лекомцева Лариса Михайловна
    Лекомцева Лариса Михайловна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83405
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы теории обучения немецкому языку

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по английскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 298 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 831 человек

Курс профессиональной переподготовки

Итальянский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель итальянского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в сфере высшего образования. Как подготовиться к поступлению в вуз: простые ответы на сложные вопросы

Перейти к трансляции