Е.В. Винтоняк
Интеграция проблемного
и информационного
Подходов в обучении
на уроках английского языка
Аннотация.
Успешное обучение вообще, и иностранным языкам в особенности, немыслимо без
познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся.
Основоположник педагогической науки Ян Амос Каменский писал: «Руководящей
основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при
котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». В связи с
этим думается, что интеграция проблемного и информационного подходов в
обучении позволяет превратить урок иностранного языка в дискуссионный,
исследовательский процесс, в котором решаются интересные, значимые и доступные
учащимся проблемы, ориентирует школьников на реальный практический результат и
применение полученных знаний на практике.
Ключевые
слова: принцип интегрированности, проблемная ситуация, проблема, проблемность,
проблематизация учебной задачи, информация, переработка информации,
информационный подход.
ХХI век - век технологий. Действительно, ни
одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обойтись без
высоких технологий. Это особо должно касаться сферы образования. Современные
образовательные технологии и подходы в обучении, также как и все
высокиетехнологии, должны быть основаны на следующих принципах:
• принцип гуманности -
должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.
• принцип эффективности
- должны быть результативными, т.е. должны давать гарантированные результаты
уже в течение 5 лет их применения.
• принцип наукоемкости -
должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и
докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе
их применения, чтобы исключить возможность искажения.
• принцип
универсальности - должны иметь широкое применение, например, одна и та же
технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов,
должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с
разным уровнем развития.
Под проблемным подходом в обучении
понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в
сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию
активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. В результате
происходит приобретение ЗУН учащимися, усвоение способов самостоятельной
деятельности, формирование поисковых и исследовательских умений и навыков,
развитие познавательных и творческих способностей.
Информационный подход в обучении следует рассматривать, как
сложную систему процессов переработки информации, которые могут
осуществляться как последовательно, так и параллельно, как с использованием
информационно-коммуникационных технологий, так и без них.
По мнению Е.В. Ковалевскойпоскольку
проблему мы ищем в информации, а новую информацию создаем через постановку и
решение проблем, постольку проблемный и информационный подходы – это часть
единого целого, или – «две стороны одной медали». Информационный подход
отвечает за содержание обучения, а проблемный – за процесс обучения.
Рассмотрим, какпринцип интегрированности реализуется в процессе
применения проблемного и информационного подходов в обучении с целью
формирования и совершенствования навыков говорения в 5 классе по теме: «Летние
каникулы» (Student’sbook “EnjoyEnglish-5” М.З. Биболетова).
Делая акцент на развитие речевых навыков и умений, предлагаем согласно
принципу интегрированности перевести содержание урока (языковой и речевой
материал) на платформу проблемности, т.е. проблематизировать учебные задачи.
В начале изучения темы ученикам была предложена проблема,
личностно-значимая для каждого ученика, создающая условия для коммуникации,
подводящая учащихся к теме урока. Она вызвала интерес школьников,
заинтриговала, послужила мотивацией к активной деятельности.
Ещё на перемене учеников заинтересовал слайд сличными фотоучителя,
демонстрирующими его умения и таланты садовода-огородника.Увидев их, учащиеся наперебой
задавали учителю вопросы: Это Ваш огород? Это всё вырастили Вы? И всё это Вы
сами приготовили? и т.д. Учитель не торопится отвечать, а предлагает задать
все интересующие ребят вопросы на уроке на английском языке. Ребята с
нетерпением ждут начала урока и сразу после оргмомента задают учителю свои
вопросы: Isityourdacha? Arethevegetables from your garden ?Did you make jams yourself?Didyouspendyoursummerholidaysatyourdacha ?Проблемнаяситуацияспособствоваласозданиюположительного
настроя к уроку и помогла учащимся самостоятельно сформулировать тему.
Выстраивая учебно-познавательный процесс в формате
проблемно-информационного подхода учитель целенаправленно создаетпроблемные ситуации, включающие
противоречие, задачи с недостаточными или избыточными данными, знаково –
символическими средствамии др. Результатом решения проблемы являются самостоятельно
добытые учащимися субъективно новые знания.
Например, для описания популярных видов деятельности во время летних
каникул ученикам предлагается игра на основе вопросно -ответного
взаимодействия «Закончи предложение», направленная на актуализацию знаний и
активизацию речемыслительной деятельности.Чтобы сделать задание посильным для
всех учащихся, заранее готовятсясмысловые и языковые опоры:лексическиеединицы и
речевые клише.Учитель произносит начало предложения,бросает мяч ученику;
ученик ловит, произносит конец предложения и возвращает мяч учителю. Использование игровых приемов
активизирует учебный процесс и делает его более увлекательным.
С целью развития коммуникативных и
познавательных умений на основе языковых и социокультурных знаний, привития
навыков групповой работы и воспитания в духе патриотизма, ученикам было
предложено интересное задание в формате «поговорка-пазл» ‘‘ EastorWest , homeisbest’’. Чтобы
снять, определённые трудности в понимании лексических единиц на слайдах были
представлены смысловые опоры в виде компаса.На основе рассуждений и
доказательств учащиеся выбирали правильный смысл высказыванияв рамках заданного
контекста ( Choosethecorrectmeaning:1.Holidaysindifferentcountriesarethebest! 2.My country is the
most interesting and pleasant for my holidays!) , училисьсвязномупостроениюиноязычноговысказывания.
Для развития личностной активности и
умения применять полученные знания в нестандартной ситуации ученикам было
предложено задание, ориентированное на использование речевого материала в
персональных творческих проектах:changethekey (main) wordintheproverbandcreateoriginalcaptionsunderthepictures (theymaybeusedasatitleforyourproject).
Ребята с удовольствием работали в
группах: искали ключевое слово в поговорке, в соответствии с картинкой
видоизменяли его, получив оригинальные заголовки длябудущих проектов и
надписи для иллюстраций: ‘‘EastorWest , Sochiisbest’’ , ‘‘EastorWest , mycountryisbest’’ ,‘‘EastorWest , mydachaisbest’’.
Чтобы учебно-познавательный процесс стал
творческой деятельностью, а ученик - ученым-исследователем полезно
использовать задания со знаково – символическими средствами. Информация, передаваемая знаками и символами, интригует,
создаёт проблемную ситуацию, психологический
дискомфорт, который побуждает к действию по поиску способа ее разрешения,
является мощным стимулом деятельности.
Для проверки понимания прочитанного ребятам было
предложено задание, призванное научить их использовать знаково – символические
средства:What do the symbols mean? -25 .09.2012 *500* 2014 (до начала Олимпийских игр осталось пятьсот дней).
Задание вызвало большой активизирующий эффект. Затем ученики с удовольствием
работали в парах, учились преобразовывать информацию в знаково- символическую
форму. Значение знаково-символического развития детей, начиная уже с первых
классов, педагогика признает безапелляционно.Л.С.Выготский считал, что
овладение новыми средствами (т.е. знаками, символами) переводит детей на более
высокий уровень интеллектуального развития.
Как видим, проблемный и информационный подходы в
обучении взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимообогащают и усиливают друг
друга. Интеграцияпроблемного и информационного подходов в обучении
способствует развитию творческих способностей, стимулирует речемыслительную
деятельность, учебно-познавательную мотивацию и делает процесс усвоения знаний
эффективным и увлекательным.
Литература
1.Зуева М.Л. Возможности использования адаптивной системы обучения для
формирования ключевых компетенций // Ярославский педагогический вестник. 2005.
№ 2 (43). С. 87-92.
2.Ковалевская
Е.В.Проблемно-информационный подход в современном образовании // Реализация проблемного и
информационного подходов к обучению в условиях модернизации российского
образования: Материалы XI Московской международной конференции «Образование в
XXI веке – глазами детей и взрослых» (18-19 марта 2011 г.): Сборник статей
/ Отв. ред. Е.В. Ковалевская. – М.: Издательство «Спутник +», 2013. –
С 60 – 62.
3.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении.Издательство
МосковскогоУниверситета,1988 //Источник информации - http://www.twirpx.com/file/113837/
4.Юнина Е.А. Учебно-методическом пособие «Педагогическая психология:
социально-личностное образование» -Пермь: ПРИПИТ, 2004. -92 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.