Главная / Математика / Интеграция естественнонаучных дисциплин, как элемент модернизации школьного образования

Интеграция естественнонаучных дисциплин, как элемент модернизации школьного образования

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

Тема доклада «Интеграция естественнонаучных дисциплин, как элемент модернизации школьного образования.»

Никифорова Елена Владимировна

учитель математики

МБОУ « Житнинская СОШ».

Икрянинский район

Вопрос интеграции естественнонаучных дисциплин остро стоит в современной школе. Ученики, не понимая практической значимости той или иной математической темы, задаются вопросом: « А для чего необходимо изучать данное понятие и где оно потом применяется». И такие вопросы возникают всё чаще, поэтому необходима интеграция естественнонаучных дисциплин и тогда таких вопросов возникать не будет.

«…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем» и далее, «…ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению» (Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»).

Если рассмотреть программы, цели и содержание обучения дисциплинам естественнонаучного цикла, по которым реализуется естественнонаучная подготовка, то следует отметить в плане формирования мышления учащихся высокую степень их суверенизации: математика формирует математическое мышление, физика - физическое и т.д. В результате, знания и умения, полученные в рамках одной дисциплины, с трудом переносятся в другую. Такое различие между научными дисциплинами не является отражением раздельного протекания природных процессов. Все осуществляющиеся во Вселенной процессы взаимосвязаны, но сложившееся в процессе познания разделение труда между исследователями проецируется в узкодисциплинарные картины мира, которые создаются в человеческом сознании и затем реализуются в человеческой деятельности. Иначе говоря, разделение труда между учеными разграничивает мышление ученика и дизгармонизирует мир, который мы создаем. В результате, практическая деятельность ученика организуется на основе образа мира в форме модели, аккуратно собранной из отдельных фрагментов, приобретенных в процессе обучения, в процессе освоения отдельных ветвей естественнонаучного языка, что и актуализирует проблему их интеграции, их содержания и соответствующего структурирования.

Межпредметная интеграция дисциплин позволяет интенсифицировать процесс умственного развития обучаемых на основе создания в памяти структур, отражающих структуру естественнонаучной картины мира, включающую информационно-семантические свойства объектов, алгоритм их представления как систем. Это обеспечивает формирование у учащихся разнопланового мышления.

В различных УМК темы сформированы таким образом, что уже в процессе урока учитель может применять интегрированные знания, многие темы переходят из преподавания математической дисциплины в другие дисциплины естественно-математического цикла, на пример тема «Симметрия» изучается на уроках геометрии в 8 классе, ребята изучают центральную и осевую симметрию просто теоретически или выполняя несложные чертежи. А куда более интересно было бы одновременно рассмотреть «Симметрию электрических и магнитных полей», которую изучают в физике, «Симметрию молекул» тема из учебника химии, или «Симметрия растений и человека» из учебника биологии. Тогда детям не надо было бы гадать о значимости данного понятия в природе. И так можно найти взаимосвязь и других тем. В старших классах при изучении симметрии пространственных фигур, ребятам интересно будет рассмотрение этого понятия в различных областях наук. Мои ребятки при создании проекта «Симметрия – гармония мира.» проанализировали и применили не только математические знания, умения и навыки, но и затронули глубокие темы физики, химии, биологии, а также в литературы и архитектуры. В результате у них получились замечательные работы «Симметрия в физике», «Симметрия в химии и биологии» «Симметрия в архитектуре» и т .д. В которых четко прослеживается взаимосвязь всех наук естественнонаучного цикла.

Включение в предметные задания на основе исследовательской работы школьников математического и информационного моделирования явлений и процессов в физике, химии и биологии, а также реализация этих моделей средствами информатики и ИКТ – компьютерного моделирования – несет новое качество содержания естественно-математического обучения. Позволяет системно объединить все предметные знания в единую картину мира для учащихся, подготовить их к исследовательской деятельности.

Хочу привести пример ещё одного проекта , который выполняли учащиеся 6 класса. Его творческое название «Меню для школьной столовой». Ребята работая над темой проекта должны были вычислить не только стоимость предлагаемых блюд, но и рассмотреть её с точки зрения закупочных цен ( я им предложила три цены: буфетную , магазинную и оптовую) Ребята проанализировали состав блюд по этим ценам и составили меню на 20 рублей ,исходя из стоимости продуктов, закупаемых в разных местах. В результате работы они научились вычислять энергетическую ценность продуктов, калорийность блюд , научились определять питательность и полезность продуктов . А главное они научились устанавливать взаимосвязь различных научных дисциплин и применять естественнонаучные знания в практической деятельности , а также в рамках школьной программы знакомится с новыми науками , такими как экономика .

По условиям нового ФГОС такие работы станут основным критерием качества знаний учеников нового поколения. Проектной деятельности отводится большое место в новых стандартах, так как именно в познании объекта исследования с разных точек зрения, ребёнок может получить целостное восприятие мира. А это способствует развитию именно гармонической личности. Все эти составляющие потенциала информатизации школы могут рассматриваться как механизм реализации важнейшей задачи школьного образования – интеграции предметного обучения школьников и лежат в основе методик обучения в комплексе предметов естественно-математического образования. Согласно ФГОС основного общего образования «изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить: формирование целостной научной картины мира…». В связи с этим поиск практического опыта интеграции остаётся актуальной задачей современного образования.


Установлено, что в случае большого объема времени отводимого в учебном плане на естественнонаучные дисциплины, интегрированный цикл должен предшествовать более подробному изучению остальных компонентов цикла. Опыт реализации показал, что даже в рамках проведения исследовательских работ интегрированного типа, дидактическая система должна содержать не только теоретическую, но и практическую составляющие обучения. На пример такие работы как « Влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся» или «Влияние шумов на организм ребёнка» они предполагают разную практическую подготовку в различных областях наук естественнонаучного цикла.

Целью интеграции является формирование компонент естественнонаучной компетентности, выражающееся в том, что ребёнку в процессе учебной деятельности приходится решать задачи с естественнонаучным содержанием, а выбранный вариант решения должен быть направлен на сохранение баланса процессов сложившегося в результате эволюции. Для представления взаимосвязи и сущности реализующихся процессов ученик должен уметь выделить объект, идентифицировать и представить его как систему и создать его математическую модель. Анализ гносеологических и психофизиологических аспектов познавательной деятельности показывает, для того чтобы обеспечить эффективное усвоение больших объемов знаний, способствовать умственному развитию обучающихся и сформировать основы целостного системного мышления, необходима опора на принцип «от общего к частному, от целого к частям».

Образовательной целью уроков и факультативных занятий с использованием интеграции естественнонаучных дисциплин является закрепление знаний из школьных курсов предметной области «Естественные науки», формирование умений решать задачи с использованием знаний разных учебных дисциплин, а также формирование представлений о единстве биологической, химической и физической форм материи.

Е естественнонаучной подготовка показывает, что важнейшими элементами познавательной деятельности учащегося, способного обеспечить антикризисный характер взаимодействия человека с окружающим миром являются формирование новой формы мышления, отработка элементов практической и познавательной деятельности. Которые представляют собой одну из фаз умственного развития хорошо подготовленных учащихся , которое не может быть осуществлено без интеграции основных компонент естественнонаучных дисциплин.







Информационные источники.

1. Национальная образовательная инициатива Наша новая школа .

2. А. Кондаков. Главный риск – низкая конкурентно способность российских выпускников. Образовательные программы: назначение, структура, секреты создания. - Естественные науки. – зима 2011/2012.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] / Мин-во образования и науки Российской Федерации. М., 2010.

4. А.С. Выготский. Педагогическая психология. М., 1999.




.







Интеграция естественнонаучных дисциплин, как элемент модернизации школьного образования

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Математика
Описание:

Вопрос интеграции естественнонаучных дисциплин остро стоит в современной школе. Ученики, не понимая практической значимости той или иной математической темы, задаются вопросом: « А для чего необходимо изучать данное понятие и где оно потом применяется». И такие вопросы возникают всё чаще, поэтому необходима интеграция естественнонаучных дисциплин и тогда таких вопросов возникать не будет.

Автор Никифорова Елена Владимировна
Дата добавления 29.04.2015
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 958
Номер материала 58625
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓