ИНТЕГРАЦИОННЫЕ
МОДЕЛИ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Макиян
Светлана Анатольевна
Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение
начальная
общеобразовательная школа №17 города Пятигорска
Детство
всегда с надеждой обращено в будущее,
как
бы ни было беспощадно настоящее.
И
дети, как правило, ждут, чтобы взрослые
показали
им путь, который определит им жизнь.
Душа
каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от
духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О
необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят
наши дни.
Из страны
детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами
счастья и горя. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других,
проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми,
удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно,
трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но
главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла
необходимость говорить о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о
колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.
Духовно-нравственное
воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр,
естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать
помощью для развития и роста души ребёнка.
Очень
важным этапом в работе учителей начальных классов является целенаправленная
внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
Анализируя
работу преподавания основных предметов, приходим к выводу, что учащиеся мало
знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его
прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит
абстрактный характер. Дети не только не могут назвать достопримечательностей
родного края, они затрудняются назвать и название нашего государства, город,
который является его столицей, никогда не присутствовали на военных парадах, и
других исторических местах своего города.
Эта работа
ложится на плечи школы и не только с учащимися, но и с родителями - убеждать,
советовать, рассказывать на различных встречах о том, что необходимо ребенку
приобретать такой опыт воочию, что называется, а не только через экран
телевизора. Ведь именно в начальной школе закладываются основы познавательного
интереса к изучению своего населенного пункта, как окружающего ребенка
микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок
на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него
окружающей микросреды; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится
грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Такая организация краеведческой работы
содействует формированию гражданственности.
Краеведение
предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности
представляет изучение предмета окружающий мир, краеведение, история,
литература. Здесь, на мой взгляд, систематизируются и расширяются
представления учащихся о своем крае, понимая, что только на основе знаний можно
убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, учителя
выбирают разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы,
творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п. И вот тут на помощь
нам, учителям начальных классов, приходит музей Краеведения. Начиная с азов в
начальной школе, мы пытаемся сотрудничать с опытными и радушными хранителями
музея.
Данный
опыт представляет особую ценность, так как содержит крупицы совместной работы
учителей и сотрудников музея по формированию интереса учащихся к подлинным
ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Уже в самом раннем возрасте детей начинает
интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем
накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Радость
познания и удовольствие от рассматривания - это, по существу, явления сходные и
одновременные. Музей способен обогатить детей впечатлениями от подчас
совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да
и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор,
представление о мире.
Музейная и школьная сферы образования различны, но могут рассматриваться по
принципу взаимодополнения, т.е.:
-
школа призвана дать базовое образование во всех областях знаний на основе
достаточно регламентированных программ, тогда как музей дает избирательное
образование;
-
по сравнению с информационным подходом, который преобладает в школе, в музее
образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта
человека, развитие способности к ценностному переживанию, эстетической реакции,
визуальному восприятию и постижению «языка вещей»;
-
в школе общение участников образовательного процесса носит в основном
вербальный характер, музей же не только компенсирует избыток вербальности, но и
предоставляет школе редчайшую возможность - учить детей извлекать знания,
опираясь на первоисточник, не верить «на слово»;
-
образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически
значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где
человек ощущает свою сопричастность культуре и возможность диалога с ней;
-
в отличие от классно-урочного типа поведения в школе, музей предлагает иной
регламент, основанный на признании особого музейного этикета, пространственном
перемещении, возможности включения в игровую или творческую деятельность
непосредственно на экскурсии.
Итак, новую тенденцию во взаимодействии музея и школы можно определить как стремление
к партнерству, т.е. к интеграции, но на основе разделения функций,
дифференциации.
Поиски вариантов сотрудничества и обогащение способов взаимодействия во имя
лучшего образования детей - это то, над чем постоянно работают музейные
педагоги в других странах. Обратимся к рассмотрению достижений зарубежной
музейной педагогики в интересующем нас аспекте взаимодействия музея со школой.
Успешное взаимодействие музея и школы во многом обеспечивается поддержкой их
контактов со стороны государственных структур. В качестве примеров можно
привести следующие:
В США в 1969 г. в так называемом «Докладе Бельмонта» Американской ассоциации
музеев была обоснована программа музейной педагогики, на основе которой Государственный
комитет по образованию принял национальную программу «Музей и образование»
(Кузьмина Е.Е., 1990, с. 5). Музеи получили официальный статус образовательного
учреждения. В 1994 г., после публикации доклада о проблемах гуманитарного
образования «Нация на грани риска», принимаются Национальные стандарты
преподавания художественных дисциплин, которые актуализируют обращение к музею
(Столяров Б.А., 1999, с. 85-90, 199-222).
В 1971 г. в Италии под председательством президента
республики прошел конгресс «Музей как социальный эксперимент», который принял
общегосударственную программу «Музей и образование». В середине 1980-х гг. в
школах Англии были введены новые учебные программы, пафосом которых стало
возрастание роли источников по сравнению с ролью учебников, что потребовало
пересмотра традиционных контактов музея и школы, в частности - введения
обязательного «музейного дня» (Музеи и новые учебные программы в системе
среднего образования Англии, 1988).
Таким образом, создание системы «музей - школа» является в некоторых странах
предметом государственной заботы. Принятые здесь программы делают посещение
музея естественной частью учебного процесса. Но официальная поддержка и самые
лучшие программы не дали бы ощутимого результата, если бы не активная позиция
самого музея, стремящегося наладить партнерские отношения с учительством.
От ретроспективного анализа взаимодействия музея и школы за рубежом
перейдем к рассмотрению сотрудничества музея Краеведения со школами нашего
города.
Совместная работа данного сотрудничества имеет свой
путь, свою образовательную задачу - формирование ценностного, эмоционально
окрашенного отношения к культурному наследию. Это особенно важно применительно
к младшим школьникам. Ведь если ребенок не прошел стадию приобщения к
предметному миру, погружения в стихию национальной культуры, не узнал о
существовании ценностей, отличных от массовых образцов, его развитие будет
неполным и даже ущербным.
Посещение музея - это своего рода путешествие. Каждое
путешествие включает подготовку - эту часть работы выполняет учитель на
уроке. После этого следует экскурсия в музей, которую проводят сотрудники
музея. Музей предполагает организацию аудитории. Решая, казалось бы, чисто
организационные вопросы (на что обращать внимание, как размещаться около стенда
или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы), экскурсовод, по
существу, преследует весьма важную цель - воспитание музейной культуры
маленького посетителя.
Заканчивается путешествие уроком закрепления,
которое также проводит учитель в школе. Лучшей формой закрепления и осмысления
полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа - самый
естественный для детей способ освоения информации. Так моделируется ситуация
партнерства музея Краеведения и учителей начальных классов.
А итогом служит проведение ежегодных городских олимпиад для
учащихся 4-х классов школ города Пятигорска. Цель
проведения олимпиад:
·
углубление знаний по истории города;
·
его природно-климатическим особенностям;
·
минеральным богатствам;
·
сегодняшнему дню и перспективам развития;
·
новой роли в хозяйственном, политическом и административном
положении на юге Российской Федерации;
·
развитие интереса детей к поисковой, собирательской и
исследовательской работе;
·
поддержка желания практическими делами способствовать процветанию
своей малой Родины.
В городском туре олимпиады, который пройдёт по
билетной системе, примут участие победители, занявшие первое место в своём
образовательном учреждении. Помимо устного ответа на два вопроса билета они
представят творческую работу. Ценность этой работы - в практических делах
участника олимпиады, его вкладе в сохранение памятников истории и культуры;
разъяснительной работе среди сверстников по краеведению.
Для учащихся и учителей в течение года, проводятся уроки-экскурсии, лектории,
научно-практические конференции и чтения, встречи с выдающимися пятигорчанами, организуются
групповые консультации Пятигорского краеведческого музея под руководством
старшего научного сотрудника Багдасарян Анны Ашотовны.
Традиционная
музейная олимпиада по краеведению для выпускников начальной школы в этом
2012-2013 учебном году посвящена теме «Пятигорск-2013 в юбилейных датах своей
истории». Она предполагает углубление знаний учащихся по истории родного
города. В ее основу положено выявление знаний детей на материале юбилейных дат,
отмечаемых Пятигорском в 2013 году. Они касаются самых различных сфер
становления и развития города-курорта: в исследовании минеральных вод;
архитектуре и градостроительстве; курортном деле; пребывании замечательных
людей на КМВ и т.д.
Как показывает практика, партнёрство учителей начальных классов и музея
Краеведения даёт наибольший образовательный эффект в работе с младшими
школьниками, воспитывает толерантность, уважительное отношение к людям разных
национальностей, способствует пополнению знаний учащихся по краеведению и на
этой основе дает возможность планирования работы по выполнению программы по
национально-региональному компоненту и организации внеклассной работы по
предмету.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.