Инфоурок Другое Другие методич. материалыИнструкционно-технологические карты по выполнению лабораторных работ МДК.03.02

Инструкционно-технологические карты по выполнению лабораторных работ МДК.03.02

Скачать материал

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

на выполнение лабораторной работы  1

по учебной дисциплине: Техническое обслуживание и ремонт автоматизированных систем с\х техники.

 

Тема: Эксплуатация электродвигателей.

 

Наименование работы: Изучение способов сушки обмоток электродвигателей.

 

Цель занятия (чему научиться?): Научиться проводить сушку обмоток электродвигателей во время эксплуатации и после ремонта электродвигателей.

 

Приобретаемые умения и навыки: Практическое освоение методов сушки обмоток электродвигателей на базе установки модель 8816.

 

Норма времени:__2 часа___

 

Оснащение рабочего места: Установка модель 8816, мегомметр, омметр, набор инструментов, пассатижи, ключи гаечные.

 

Основные правила ОТ на рабочем месте:

 

Студенты допускаются к выполнению лабораторных работ только после прохождения инструктажа по охране труда на рабочих местах лаборатории и приступить к её выполнению только после:

  • изучения соответствующих методических указаний;

  • ознакомления с устройством и правилами использования оборудования,

     приборов;

  • после прохождения у преподавателя контроля знаний, дающих право

     выполнять лабораторную  работу.

 

Литература:

 

1. Г.П. Ерошенко, А.П. Коломиец, Н.П. Кондратьева, Ю.А. Медведко, М.А.

    Таранов  Эксплуатация электрооборудования . – М.: КолосС, 2007.

2. А.В. Суворин, Современный справочник электрика.-Ростов-н/Д.;

   Феникс,2012

     3. А.А. Пястолов, Эксплуатация и ремонт электроустановок.- М.: КолосС,

         1993.

4. Объем и нормы испытаний электрооборудования. РД 34.45-51.300-97

    Сибирское университетское издание.- Новосибирск 2008.

 

 

 

 

Контрольные вопросы при допуске.

 

1.Перечислить основные способы сушки изоляции эл.двигателей и их сущность?

2. Достоинства и недостатки существующих способов сушки обмоток?

3. Как определить степень увлажнения обмоток в процессе эксплуатации?

4. Основные причины увлажнения обмоток?

 

 

 

 

 

Содержание работы и последовательность ее выполнения

Инструкционные указания

1. Ознакомиться с устройством и принципом работы электрической принципиальной схемы установки 8816 на переменном токе для сушки изоляции обмоток электродвигателей с автоматическим контролем сопротивления изоляции и температуры обмоток на участке технического обслуживания

 

2. Ознакомиться с назначением, составом, технической характеристикой, порядком работы, подготовкой и включением в работу установки 8816.

 

3. Начертить электрическую принципиальную схему установки 8816, расшифровать обозначенные на схеме элементы, найти их на действующем оборудовании, объяснить работу схемы.

 

4. Изучить методы сушки изоляции.

 

 

 

5 Ответить  на контрольные вопросы

                    

                    

Действующая модель установки 8816

 

 

 

 

 Технический паспорт установки

 

 

 

 

 

 

 

Выполнить работу

Зафиксировать данные

 

Выключить установку привести в исходное состояние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие краткие сведения.

 

       При измерении сопротивления изоляции обмоток ЭМ может оказаться, что

сопротивление изоляции понижено. В таком случае ЭМ подлежит сушке.

Целью сушки является удаление влаги из обмоток машины. Удаление влаги из обмоток происходит за счет перемещения влаги от более нагретой к более холодной. Перемещение влаги происходит за счет перепада влажности в разных слоях изоляции, движением её из слоев с большей влажностью в слои с меньшей влажностью. Перепад влажности создается перепадом температуры.

Перепад температуры можно создать нагреванием внутренних частей обмотки те усилить процесс сушки. При сушке сильно увлажненной изоляции температурный перепад можно создать периодическим обдуванием машины снаружи холодным воздухом и повторным нагреванием её изоляции. Существует много методов сушки ЭМ, например внешним нагреванием, током от постороннего источника, нагревание током короткого замыкания, потерями в активной стали или потерями в корпусе машины.

При малой эффективности одного метода сушки можно применить два метода комбинированно. Метод сушки выбирается в зависимости от имеющихся возможностей и степени увлажнения изоляции. Наиболее интенсивной сушкой сильно увлажненной изоляции является сушка током. При этом следует учесть что сушка током сильно увлажненной изоляции может привести к её вспучиванию. Постоянный ток может оказать электрическое действие (пробой изоляции), поэтому сушку сильно увлажненной изоляции рекомендуется про водить другими методами, например внешним нагревом.

      При сушке нагревать обмотку и сталь магнитопровода нужно постепенно, иначе при быстром нагреве температура внутренних частей может достичь опасной величины при нормальном нагреве наружных частей. Кроме того при разной степени расширения обмотки магнитопровода и деталей машины возможны механические повреждения.

       При сушке током необходимая плавность повышения температуры обмотки

может достигнута временным его отключением.

В начале сушки машины её сопротивление изоляции обычно понижается по мере нагревания, затем начинает возрастать, потом становится постоянным или немного меняется в процессе сушки.

Наименьшая величина сопротивления изоляции, при которой машина может включена в сеть, составляет 1 кОм на 1 В номинального напряжения машины, но не ниже 0,5 мОм.

1. Сушка внешним нагреванием.

Сушка внешним нагревом производится с разборкой машины. Разборка машины необходима как для улучшения сушки и сокращения её времени, так и для полного удаления влаги и ржавчины из зазора.

Простейшим способом сушки внешним нагревом является нагрев лампами накаливания, помещенных внутрь статора машины на лист асбеста. Лучше брать две лампы. Например при мощности машины 30 кВт можно взять две лампы мощностью по 300 Вт, для машины 75 кВт две лампы по 500 Вт, для машины 11 О кВт две лампы 1000 Вт.

Вместо ламп накаливания внешний нагрев можно выполнить с помощью трубчатых нагревателей (ТЭН), которые удовлетворяют необходимой мощностью. Их устанавливают внутрь статора на теплостойкую подкладку.

        Нагрев статора машины можно также выполнить с помощью струи горячего

воздуха от воздухонагревателя, например электрокалорифера.

        Нагрев так же можно выполнить и в специальном сушильном шкафу.

 

2. Сушка изоляции обмоток током от посторонних источников.

Этим методом можно сушить ЭМ всех типов. Это возможно тогда, когда изоляция машины сильно не увлажнена, т.е. нет капель влаги, и имеется источник низкого напряжения для получения нужного тока для сушки. Этот ток не должен быть больше 0,5 номинального тока машины.

 

3. Сушка изоляции обмоток асинхронных двигателей. При сушке АД трехфазным напряжением его ротор надежно затормаживают, а к статору подводят напряжение около 0,1 номинального напряжения двигателя. Обмотка фазного ротора замыкается накоротко. Сушить таким способом можно и при вынутом роторе. Сушка двигателей с двойной клеткой в роторе производится при вынутом роторе во избежание перегрева обмотки ротора.

Для сушки могут применяться трехфазные трансформаторы напряжением 36 В 

 необходимой мощности

При отсутствии трехфазного трансформатора сушку двигателя можно выполнить с помощью сварочного трансформатора. В этом случае если ЭД имеет шесть выводных концов, то обмотки фаз соединяются последовательно

 

Схема сушки машины однофазным током

 

 

                                                                    Рис.2

Подача однофазного напряжения на ЭД, с соединением в звезду или треугольник и имеющий три всего вывода, дает неравный ток в фазах обмотки двигателя. Поэтому при трех выводах обмоток двигателя нужно периодически пересоединять провода к разным зажимам двигателя.

 

4. Сушка изоляции обмоток синхронных машин.

Синхронные машины могут сушиться также трехфазным током, при этом ротор должен быть вынут во избежание перегрева его обмоток вращающимся полем статора от потерь в его обмотках. Величина необходимого напряжения такое же как и для АД.

Сушка может производиться без вынимания ротора однофазным током, при этом обмотки статора должны быть включены по схеме разомкнутого треугольника. Рис3.

 

Рис 3. Схема сушки изоляции обмоток асинхронной машины однофазным током.

       

 

 

При таком соединении обмоток отсутствует трансформаторная связь с роторными обмотками. Необходимое напряжение находится в тех же пределах.

 

5. Сушка изоляции обмоток машин постоянного тока.

При этом подается постоянный ток низкого напряжения в последовательную цепь машины, состоящую из обмоток якоря, добавочных полюсов, последовательной и компенсационной.

        Величину напряжения определяют по величине сопротивления всей цепи и

необходимой силе тока.

Якорь при сушке необходимо периодически проворачивать, чтобы все катушки обмоток поочередно включались в цепь. Параллельную обмотку возбуждения можно сушить отдельно.

 

Способы сушки изоляции обмоток электродвигателей.

 

1. Конвективная сушка- осуществляется в специальных сущильных шкафах. Источником теплоты может служить пар, электроэнергия или газ. Во вех случаях теплоносителем является нагретый воздух. При этом способе сушки теплота передается от статора к обмотке, поэтому наружные слои высыхают быстрее, чем внутренние. Для более равномерного удаления влаги из изоляции следует температуру  в сушильном шкафу поднимать медленно.

 

 2 Сушка потерями в стали (индукционный метод) При этом способе нагревание электродвигателя осуществляется индукционными токами, возникающими при пропускании переменного тока по специальной намагничивающей обмотки, намотанной на статор.  Недостатки: низкий коэффициент мощности 0,3 - 0,6 и увеличиваются затраты материалов и времени - на наматывание и демонтаж намагничивающей обмотки.

 

3. Токовый способ требует пропуск по обмотке статора постоянного или переменного тока нестандартного напряжения, (10 - 20) % U ном эл. двигателя.

Продолжительность сушки изоляции обмоток сокращается в 5 - 6 раз, по сравнению с конвективным способом сушки, а расход энергии меньше в 4 раза. Сушке может подвергаться обмотка собранной эл. машины или одного статора. .

При сушке переменным током тепло дополнительно выделяется в стали

.

статора, за счет потоков рассевания, однако коэффициент мощности при

этом составляет всего 0,3 - 0,6.

Практически в качестве источника питания может быть применен сварочный трансформатор.

Oсновным недостатком токового метода сушки изоляции обмоток является необходимость специального источника тока.

4. Сушка инфракрасным облучением - как разновидность конвективного метода сушки увлажненных обмоток эл. машин.

Нагрев ведется инфракрасными лампами / например ИКЗК / в стационарной камере, в помещении или на открытом воздухе. Плотность энергии одной лампы 0,3 - 0,4 Вт/см.

Продолжительность сушки - до 28 часов.

При необходимости можно использовать обычные лампы накаливания.

5. Сушка обмоток электродвигателей токами электроосмоса. Электроосмос - возможность переноса жидкости через пористую поверхность перегородки под действием разности потенциалов электрического поля.

Напряжение питания 220 В преобразуется в напряжение: 100, 150, 200, 350, 500 В.

Независимость от выбранного режима одно из напряжений подается на выпрямитель. Выходная клемма «минус» подсоединяется к корпусу электродвигателя, а клемма «плюс» к любой из обмоток электродвигателя.

Режим сушки обмотки от 2 до 30 часов. Максимальная мощность в режиме сушки 5 Вт.

Расход Эл.энергии для сушки электродвигателя 2,2 – 5,5 кВт не более 100 -150 Вт.ч.

Преимущество этого метода в том, что сушку можно производить на месте эксплуатации эл.двигателя, так как габариты установки небольшие, а вес ее не более 3 кг. Для соединения электродвигателя с установкой недостаточно снять крышку клеммовые коробки, притом при необходимости проводку эл.питания эл.двигателя можно использовать для запитки прибора.

Важным фактором является то,что процесс сушки проходит без повышения температуры эл.двигателя, что сохраняет изоляцию.

 

II. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ УСТАНОВКИ 8816.

 

Рис .1 Общий вид

 

Технические данные:

Тип установки                                                            электрическая

Источник                                                                    сеть переменного тока

Напряжение сети, В                                                   200

Частота, Гц                                                                 50

Напряжение постоянного тока                                  24

Диапазон рабочих температур, С                              0…150

Диапазон измерения сопротивлений, МОм               0,4…10

Мощность электродвигателей подвергаемых сушке, кВт   0,4…30

Габаритные размеры, мм                                           1920 х 700 х 1610

Масса не более                                                           200

Срок службы, лет                                                       8

 

              

           

            Рис. 2 Схема электрическая принципиальная установка модель 8816

 

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ.

Площадка представляет собой сварную конструкцию из листового и профильного проката и служит для установки на ней электродвигателей, подвергаемых сушке.

        Шкаф управления сварной конструкции из листового профильного проката. Внутри шкафа установлены электрические приборы и аппаратура для контроля и поддержания требуемых параметров в процессе сушки электродвигателей. Сушка электродвигателя происходит за счет тепла выделяемого при прохождении постоянного тока через  обмотку статора.

 

III ПОДГОТОВКА И ВКЛЮЧЕНИЕ УСТАНОВКИ В РАБОТУ.

 

Провести внешний осмотр установки, убрать все ненужные предметы, проверить заземление

Проверить правильность соединения установки к источнику питания.

Закрыть дверцы шкафа.

 

Порядок выполнения работы:

 

1.Величина тока сушки изоляции обмотки электродвигателя

подсчитывается по формуле: Iс.А =Iн.э.дв  ∙ k.

      где:

Iс. - ток сушки. В А

Iн.эдв. - номинальный ток электродвигателя = 2 А

Рн = 0,6 кВТ

 

k- коэффициент, учитывающий способ соединения обмотки эл.двигателя, определяется по монограмме:

2. Обмотка электродвигателя присоединяется к зажимам 41, 42 находящихся на боковой стенке шкафа.

3. Включаем автоматический включатель QF 1, в схему подаётся напряжение питающей сети, загорается лампочка HL1- "сеть".

4. Нажатием кнопки 8ВС включается пускатель КМ1, который своими контактами подаёт питание на цепь управления. Загорается лампочка HL3, сигнализирующая о начале сушки, включается пускатель КМ2, который подаёт питание на автотрансформатор Т1.

5. Ток сушки устанавливается автотрансформатором TV1 и контролируется по амперу Р А.

6. Непрерывный контроль сопротивления изоляции просушиваемого

электродвигателя осуществляется прибором PR. Если сопротивление изоляции меньше установленного значения, то включается реле KL 3, которое своими контактами размыкает цепь питания катушки реле времени КТ.

При увеличении сопротивления до установленного значения реле KL 3 отключается. Включается реле времени КТ и начинается счёт времени сушки. По истечению 3 ч. контакт реле времени включает реле КL 1. Загорается лампочка HL2 - «конец сушки». Реле KL 1 своими контактами размыкает сеть питания у пускателя КМl. Сушка прекращается.

              

  Рис.3 Монограмма определения коэффициента, учитывающего способ соединения обмоток электродвигателя.

 

7. В процессе сушки логометром РР осуществляется контроль и регулирование температуры просушиваемых обмоток электродвигателя . При достижении максимально допустимой температуры включается реле

пускатель КМ 2, процесс сушки продолжается.

8. Отключение установки осуществляется нажатием кнопки SВТ1.

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

1.Устройство установки 8816?

2. Объяснить технологию сушки установкой 8816.

3. Какие параметры контролируются при сушке?

4. Меры безопасности при выполнении работ по сушке обмоток эл.двигателей7

 

 

 

 

 

Преподаватель                                                            В.П.Ласков

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Инструкционно-технологические карты по выполнению лабораторных работ МДК.03.02"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Лабораторная  работа  –  это  такой  метод  обучения,  при  котором  обучающиеся  под руководством  преподавателя  и  по  заранее  намеченному  плану  проделывают  опыты  или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал. 

     Темы лабораторных работ разработаны в соответствии с учебным планом и на основе перечня  тем,  представленного  в  программе  учебной  дисциплины  и  учебно-методическом комплексе.  В  УМК  по  каждой  дисциплине,  предусматривающей  организацию  лабораторных занятий,  размещаются  тематика  и  содержание  лабораторных  работ  (цель  и  задачи  каждой лабораторной работы), порядок выполнения лабораторных работ, необходимые инструкции по выполнению  заданий  лабораторной  работы,  указывается  форма  отчётности.     Специфика выполнения лабораторных работ находит своё отражение не только в УМК, но и в "Методических указаниях " к  изучению  дисциплин, закреплённых  за  отделением электрификации и автоматизации сельского хозяйства и  методики преподавания. Тематика лабораторных работ обеспечивает реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине, в формах проведения которой учебным планом предусмотрены лабораторные работы

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 309 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Практические работы по предмету «Экономика» для студентов специальности «Технология парикмахерского искусства» по разделу «Рынок труда. Виды безработицы».
  • Учебник: «Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.
  • Тема: § 3.2. Рынок труда
  • 02.10.2020
  • 682
  • 11
«Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1432
    • DOCX 5 мбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ласков Василий Петрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ласков Василий Петрович
    Ласков Василий Петрович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 10799
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе