Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
3 641
методическую разработку в категории другое
Перейти в каталог
ГБОУ СОШ
СП ДОД ЦДТ п.г.т. Мирный
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СП ДОД ЦДТ п.г.т. Мирный
Полное наименование программы |
Программа развития Структурного подразделения дополнительного образования детей Центра детского творчества п.г.т. Мирный на 2015 – 2018 год |
Основание для разработки программы |
- Закон Российской Федерации "Об образовании" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ - Концепция развития дополнительного образования детей в РФ(Распоряжение Правительства РФ№1726-Р от 04.09.2014) - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г.№996-р). |
Периоды и этапы реализации программы |
Проектировочный: сентябрь – декабрь 2015 г. - Анализ деятельности Дома творчества п.г.т Мирный - Проектирование деятельности СП ДОД ЦДТ по приоритетным направлениям развития учреждения до 2018 г. - Утверждение программы развития на Совете Учреждения Внедренческий: январь 2016 г. - август 2018 г. - Перспективное и календарное планирование реализации Программы развития по годам - Реализация направлений Программы развития - Мониторинг результативности выполнения Программы развития - Корректировка реализуемых проектов Программы развития - Педсоветы, Советы ОУ, родительские собрания по рассмотрению промежуточных результатов реализации Программы Завершающий: сентябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.: - Анализ эффективности реализации программы развития - Обобщение опыта |
Цель программы |
Обеспечение доступности и высокого качества дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с задачами развития образования на современном этапе, а также социальным заказом детей, родителей. |
Задачи программы |
· Обновить оформление и содержание структурных элементов дополнительных общеразвивающих программ. · Развивать педагогический потенциал, направленный на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого педагога. · Создать условия для гражданского становления и социальной самореализации подростков . · Формировать способности обучающегося, сознательно выстраивать свои отношения с окружающим миром на основе духовных и нравственных ценностей. · Разработать систему занятий по развитию одарённости детей. · Подготовить систему мониторинга сформированных ключевых компетентностей обучающихся и оценки успешности введения проектов в образовательный процесс. · Создать условия для реального сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания детей и подростков. · Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и формирования ценностей здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса. · Создать условия для творческой реабилитации, развитие творческого потенциала и обучения детей, попавшие в сложную жизненную ситуацию, детей-инвалидов. |
Объем финансирования реализации программы развития |
· Внебюджетные средства |
Разработчик Программы |
Структурное подразделение дополнительного образования детей Центр детского творчества п.г.т. Мирный |
Заказчик Программы |
Совет Учреждения |
Исполнитель Программы |
Педагогический коллектив, обучающиеся, родители, обслуживающий персонал |
Контроль за ходом реализации Программы |
Анализ и отчёт – 1 раз в полугодие на педагогическом совете, Совете учреждения
|
2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ СП ДОД ЦДТ п.г.т. Мирный
2.1.ПРОЕКТ «МЫ - МОЛОДЫЕ!»
Актуальность проекта: Подростки является стратегическим ресурсом развития любого общества. Успешное социально-экономическое развитие района во многом будет определяться тем, насколько подростковое поколение знает и принимает цели и задачи развития своей малой родины, связывает с ней свои жизненные перспективы, обладает необходимыми физическими, интеллектуальными и нравственными качествами, имеет необходимые возможности для участия в общественно-политической и культурной жизни.
В настоящее время значительный процент подростков мало интересуется историей родного края, не проявляет инициативы в его развитии, отсюда - отсутствие чувства гордости за свою малую родину, нежелание участвовать в социально-значимой деятельности на благо района.
Реализация мероприятий, включенных в проект, рассчитана на работу с различными группами подростков, проживающей на территории посёлка Мирный.
Цель проекта - создание благоприятных условий для гражданского становления и социальной самореализации подростков.
Задачи и направления деятельности:
1) формировать у подростков активную жизненную позицию, готовность к участию в общественно-политической жизни через включение в деятельность молодежных общественных объединений, поддержку инициативной, талантливой молодёжи;
2) развивать у подросткового поколения ориентацию на здоровый образ жизни, совершенствовать систему предупреждения и профилактики правонарушений среди подростков;
3) создать систему социально-психологического сопровождения подростков;
4) совершенствовать информационное сопровождение социально-значимых инициатив подростков .
Ожидаемые результаты:
1) рост интеллектуального и творческого потенциала, максимальное участие подростков в молодежных и детских общественных объединениях, создание системы добровольческих акций, направленных на нравственное развитие подростков;
2) увеличение числа подростков, ведущей активный, здоровый образ жизни;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
4) улучшение информационного обеспечения подростков, расширение возможности обмена опытом и совместной работы над социально-значимыми проектами.
Ресурсное обеспечение:
Нормативно-правовое обеспечение:
· разработка положений о конкурсах и фестивалях для подростков;
· издание приказов, распоряжений;
· составление плана работы на учебный год;
· разработка дополнительных образовательных программ для подростков.
Информационное обеспечение:
· публикация информации о ходе реализации проекта;
· пополнение официального сайта учреждения информацией о намеченных и проведённых мероприятиях с подростками.
Научно-методическое обеспечение:
· разработка методических рекомендаций;
· разработка сценариев мероприятий;
· разработка дополнительных образовательных программ и социальных проектов по работе с подростками;
· консультации для педагогов по ознакомлению с новыми формами и технологиями работы с подростками.
Учебно-дидактическое обеспечение:
· приобретение специальной литературы, DVD-дисков;
· наличие в учреждении Интернет и свободного доступа к нему.
План работы мероприятий по реализации основных направлений проекта
№ пп |
Мероприятия и основные этапы работы |
Сроки реализации |
Исполнители |
Ф.И. О педагога |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
|||
1. «Гражданин России» |
||||||||
1. |
Проведение мероприятий, посвященных праздничным датам Великой Отечественной войны |
май |
май |
май |
||||
2. |
Участие в районном фестивале гражданско-патриотической песни, в районном мероприятие «День независимости России» |
апрель- май ноябрь |
апрель- май ноябрь |
апрель- май ноябрь |
||||
3. |
Проведение молодежных акций «1000 свечей», «Георгиевская лента» «Бессмертный полк» |
май |
май |
май |
||||
4. |
Проведение акции «Весенняя неделя добра» |
апрель |
апрель |
апрель |
||||
5. |
Участие в организации и проведении Дня молодежи |
июнь |
июнь |
июнь |
||||
6. |
Участие в Дне памяти и скорби |
22 июня |
22 июня |
22 июня |
||||
7. |
Проведение конкурсных рейтинговых мероприятий, |
В течение года |
В течение года |
В течение года |
||||
8. |
Проведение Всероссийской акции |
в течение года |
в течение года |
в течение года |
||||
|
|
|
|
|
||||
2. «Здоровое поколение» |
||||||||
9 |
Молодёжные акции и флэш-мобы «Здоровье – это образ жизни!» |
в течение года |
в течение года |
в течение года |
||||
10 |
Проведение районного кинофестиваля |
В течение года |
В течение года |
В течение года |
||||
11 |
Проведение акций, посвящённых «Международному дню отказа от курения», «Всемирному дню отказа от курения» |
ноябрь-май |
ноябрь-май |
ноябрь-май |
||||
12 |
Организация и проведение Дня здоровья |
апрель |
апрель |
апрель |
|
|||
|
|
|
|
|
||||
3. «Молодежь в трудных жизненных ситуациях» |
||||||||
13 |
Работа подростковых творческих объединений «Я Лидер», «Журналистика», «Искусство фотографии» |
в течение года |
в течение года |
в течение года |
|
|||
14 |
Выпуск листовок и буклетов для подростков направленных на профилактику наркозависимости алкоголизма, табак курения. |
в течение года |
в течение года |
в течение года |
||||
|
|
|
|
|
||||
4. «Профессионализм молодых» |
||||||||
15 |
Повышение квалификации педагогов и с подростками через посещение семинаров, практикумов, веб наров, курсов |
в течение года |
в течение года |
в течение года |
||||
|
|
|
|
|
||||
5. «Поддержка инициативных, талантливых подростков и развитие молодежных инициатив» |
||||||||
16 |
Участие в областных конкурсах лидеров |
В течение года |
В течение года |
В течение года |
||||
17 |
Организация и проведение слёта фестиваля волонтеров |
декабрь-май |
декабрь-май |
декабрь-май |
||||
18. |
Участие в межрегиональном фестивале авторской песни «Бардовские костры» |
апрель |
апрель |
апрель |
||||
19. |
Сезон игр команд КВН области |
февраль - апрель |
февраль - апрель |
февраль - апрель |
||||
20. |
Оказание информационно-методической поддержки педагогам |
в течение года |
в течение года |
в течение года |
||||
|
|
|
|
|
||||
6. «Молодежное информационное пространство» |
||||||||
21. |
Выпуск газеты «Школьники мирного» |
в течение года |
в течение года |
в течение года |
||||
22. |
Создание информационных бюллетеней, буклетов, рекламных листков «Фейерверк» |
в течение года |
в течение года |
в течение года |
||||
23. |
Предоставление в СМИ области тематических страниц, по проблемам подростков |
в течение года |
в течение года |
в течение года |
||||
|
|
|
|
|
||||
|
2.2.«ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО»
Проект
Пояснительная записка
Старый афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”. Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. В современных условиях в силу целого ряда причин семья становится одним из основных объектов внимания общества. Это объясняется тем, что все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны.
В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум (стихийное влияние “улицы”). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и создавать условия для их содержательного партнерства.
Семья представляется для человека психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания.
Главными компонентами семейного воспитания выступают:
Главное назначение семьи – воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
В связи с обозначенными выше тенденциями меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе Дома детства и юношества. Актуальным становится взаимодействие семьи и педагогического коллектива Дома творчества в интересах развития личности ребенка. Создание союза трех социальных сил: педагоги - дети - родители – один из актуальных вопросов сегодняшнего дня. В сотрудничестве с родителями педагоги видят большие воспитательные возможности.
Многие семьи п.г.т. Мирный страдают от трудной социально - экономической ситуации. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания детей. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, наносится значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка.
В Доме творчества большое внимание уделяется формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи. Отзывы родителей о работе Дома творчества, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами при организации работы с детьми.
Программа «Ответственное родительство» посвящена решению проблемы организации сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания обучающихся. Особенность предлагаемой программы состоит в том, что при разработке основных направлений воспитательной деятельности учитывались мнения и предпочтения родителей и детей.
Цель программы:
Организация сотрудничества между педагогическим коллективом и молодыми родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.
Задачи:
1. Изучить молодые семьи путем выявления их возможностей по воспитанию детей.
С целью возвращения национальной памяти в содержание программы заложены принципы нового отношения к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь “сито” веков. Участие в семейных праздниках, основанных на русских народных традициях, обычаях, обрядах, направлено на достижение понимания мироощущения предков, национальную самоидентификацию. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, такие праздники способствуют и социальному развитию детей.
Воспитательная работа в сотрудничестве с семьёй обеспечивается методически. К числу используемых методов воспитания относятся:
· метод формирования самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).
С учетом главных функций семьи (воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветительная, досугово-творческая, охранно-защитная) главными во взаимодействии Дома творчества с молодой семьей мы определили функции: информационную, воспитательно-развивающую, формирующую, охранно-оздоровительную; контрольно-диагностическую.
В практике работы Дома творчества определились формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:
Взаимодействие семьи и Дома творчества направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Основные направления организации работы Дома творчества с семьей:
Ожидаемые результаты:
Алгоритм взаимодействия молодых родителей, детей и педагогов.
Психолого-диагностическая работа.
Эта работа включает в себя использование психолого-диагностического инструментария и психологическое сопровождение взаимодействия педагогического коллектива с молодой семьёй. Инструментарий – это набор методик, используемых педагогами Дома творчества для работы с детьми, родителями. Весь набор методик делится на три группы, различные по назначению:
Основным критерием результативности воспитательной работы является, на наш взгляд, воспитанность. Это одна из основных характеристик личности, проявляющаяся в ее мировоззрении, установках и ценностях, общественно – значимом поведении и деятельности. В учреждениях дополнительного образования детей, ожидаемые результаты связываются с развитием “мотивации личности к познанию и творчеству…”, а основными задачами являются “…обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга”. Таким образом, воспитательные задачи для учреждения дополнительного образования детей являются основными. Исходя из сказанного выше, критериями воспитанности обучающихся являются:
· творческая активность (методика диагностики уровня творческой активности обучающихся).
план совместной деятельности родителей,
обучающихся и педагогов
Месяц |
Тема |
Форма, содержание |
Сентябрь
|
Семья и педагоги – партнеры в воспитании” |
Родительское собрание |
День открытых дверей |
Презентация творческих объединений
|
|
Как образовалась моя семья |
Краеведческая акция (подведение итогов на конкурсе “Моя семья”) |
|
Семья обучающегося |
Анкетирование
|
|
Октябрь |
Учимся общению |
Тренинговое занятие с молодыми родителями |
Бабушкины посиделки |
Вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека |
|
Традиции в нашей семье |
Семейный клубный день |
|
Тип семьи |
Анкетирование (методика программированного наблюдения) |
|
Мастер - класс “Семь Я” |
Подготовка исполнителей для семейного праздника
|
|
“Семейные традиции” |
Семейный праздник, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах |
|
Ноябрь |
Склонности и интересы детей в выборе профессии |
Родительское собрание с детьми. Старт поисковой операции “Профессии моих предков”
|
Мастер - класс “Семь Я” |
Подготовка исполнителей для праздничной программы |
|
“Мама для мамонтенка” |
Праздничная программа, посвященная Дню матери |
|
“Мама, мамочка, мамуля” |
Конкурс рисунков |
|
Декабрь |
“Роль отца в воспитании детей” |
Круглый стол с участием специалистов |
“С мамой вдвоем украсим свой дом” |
Выставка декоративно-прикладного искусства
|
|
“Символ года” |
Мастер-класс для родителей |
|
Мастер - класс “Семь Я» |
Подготовка исполнителей для семейного новогоднего праздника |
|
“Волшебный сундучок со сказками” |
Новогодний праздник |
|
Январь
|
“Крещенский вечерок” |
Семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах |
“Чего родителям делать нельзя” |
Час общения родителей и психолога |
|
“Мастерилкино – творилкино” |
Мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта) |
|
Февраль
|
“Семейный калейдоскоп” |
Конкурс семейных альбомов
|
Мастер - класс “Семь Я” |
Подготовка исполнителей для праздничной программы |
|
“Папы могут все, что угодно” |
Праздничная программа, посвященная Дню защитника Отечества |
|
“Семья, друзья и здоровье” |
Спортивно – игровая программа |
|
“Роль семейных традиций в воспитании детей” |
Родительский лекторий |
|
Март
|
“Тайны семейной кухни” |
Конкурс хозяек |
Мастер - класс “Семь Я” |
Подготовка исполнителей для праздничной программы |
|
“Проводы русской зимы” |
Семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах |
|
“От всей души” |
Праздничная программа |
|
“Событие в моей семье” |
Конкурс на самый интересный рассказ о событии, произошедший в семье |
|
Апрель
|
“Остров семейных сокровищ” |
Выставка семейных работ |
“Пасхальный благовест” |
Семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах |
|
“Зажги свою звезду” |
Отчетный концерт и выставка детей творческих объединений |
|
Май
|
“Терем весёлых затей” |
Итоговый праздник творческих объединений |
“Моя семья” |
Конкурсная программа |
|
“Отдыхаем всей семьёй” |
Конкурсная программа |
|
Июнь
апрель |
«Праздник детства» |
Посвящен Дню защиты детей |
“Мама, папа, я – дружная семья” |
Спортивно - игровая программа в рамках молодой семьи |
|
Удовлетворенность родителей работой Дома детства и юношества |
Анкетирование
|
|
Июль – август |
Творческие мастерские |
«Волшебные узоры» |
2.3.Инновационный проект
СП ДОД Центра детского творчества п.г.т. Мирный
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Наименование проекта |
Инновационный проект «Индивидуальная образовательная программа как средство организации исследовательской деятельности обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» |
Заказчик |
Педагогический совет «Центра детского творчества» |
Основные разработчики |
Заведующая СП ДОД ЦДТ |
Исполнители проекта |
Педагогический коллектив СП ДОД ЦДТ |
Цель
|
Распространение опыта работы и повышение квалификации педагогических работников на базе ОУ по теме: «Индивидуальная образовательная программа как средство организации исследовательской деятельности обучающихся в учреждении дополнительного образования детей». |
Задачи
|
1. Создать условия, обеспечивающие реализацию проекта. 2. Организовать повышение квалификации педагогических работников на базе СП ДОД ЦДТ по направлениям инновационной деятельности: ü организация работы с одаренными обучающимися в условиях ДОД; ü индивидуализация образования в системе дополнительного образования детей посредством индивидуальной образовательной программы; 3. Организовать работу по развитию профессиональной компетентности педагогических работников образовательного учреждения. 4. Создать учебно-методический комплекс, обеспечивающий эффективное осуществление процесса повышения квалификации: методические пособия, рекомендации, электронные средства обучения. |
Ожидаемые результаты реализации проекта
|
Главным результатом реализации проекта должно стать создание условий для распространения опыта работы и повышение квалификации педагогических работников на базе ОУ на основе: ü проведения консультаций, круглых столов, семинаров и стажировок для работников областной системы образования; ü обобщения опыта работы педагогов и ОУ по проблеме «Индивидуальная образовательная программа как средство организации исследовательской деятельности обучающихся в учреждении дополнительного образования детей». |
Орган, ответственный за реализацию проекта |
творческая группа
|
Источники финансирования |
внебюджетные источники |
Срок реализации проекта |
2016--2018 гг. |
Критерии оценки |
ü Количество педагогических работников, прошедших повышение квалификации. ü Выполнение плана реализации проекта. ü Количество участников научно-методических мероприятий. ü Влияние результатов деятельности проекта на повышение уровня профессиональной компетентности ее участников. |
Механизм реализации проекта |
ü Индивидуализация учебной работы в процессе обучения и воспитания посредством индивидуальной образовательной программы. ü Внедрение проблемных, исследовательских, поисковых, проективных методов обучения. ü Развитие системы подготовки кадров, работающих с детьми с признаками одаренности. ü Сотрудничество ЦДТ с учреждениями культуры и образования. |
Количество участников инновационной деятельности по проекту |
Группа педагогов в количестве 8человек |
Уровень реализации инновации |
Региональный |
Тема проекта:
«Индивидуальная образовательная программа как средство организации исследовательской деятельности обучающихся в учреждении дополнительного образования детей».
Цель проекта:
Распространение опыта работы и повышение квалификации педагогических работников на базе образовательного учреждения по теме: «Индивидуальная образовательная программа как средство организации исследовательской деятельности обучающихся в учреждении дополнительного образования детей».
Задачи проекта:
Проект предусматривает решение следующих задач:
ü организация работы с одаренными обучающимися в условиях ДОД;
ü индивидуализация образования в системе дополнительного образования детей посредством индивидуальной образовательной программы;
ü исследовательская деятельность как один из факторов творческого развития обучающихся.
Сроки и этапы реализации проекта:
Организационный этап (2016 г.)
ü Создание творческой группы по внедрению проекта.
ü Осмысление педагогическим коллективом ЦДТ теоретико-методологических основ проблемы.
ü Разработка основополагающих документов, регламентирующих организацию исследовательской деятельности обучающихся на основе индивидуальных образовательных программ.
ü Разработка инновационного проекта.
Основной этап (2017 г.)
Внедрение инновационного проекта.
Обобщающий этап (2018г.)
ü Анализ, оценка эффективности и результативности проекта.
ü Выработка рекомендаций и определение дальнейшего пути развития проекта.
Исполнители проекта:
Ø Педагогический коллектив ЦДТ.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Главным результатом реализации проекта должно стать создание условий для распространения опыта работы и повышение квалификации педагогических работников на базе ОУ на основе:
ü проведения консультаций, круглых столов, семинаров и стажировок для работников областной системы образования;
ü обобщения опыта работы педагогов и ОУ по проблеме «Индивидуальная образовательная программа как средство организации исследовательской деятельности обучающихся в учреждении дополнительного образования детей».
Обоснование актуальности проекта
Главным принципом работы в сфере дополнительного образования является принцип предоставления возможностей (или создания условий) для предметной творческой деятельности и диагностики по продуктивности (значимому для обучающегося результату) этой деятельности за определенный период.
Характер внутренней среды учреждения дополнительного образования определяется приоритетом развития в нем исследовательской деятельности обучающихся. Эта деятельность развивается в рамках целого ряда форм (конференции, конкурсы и т. д.). Формы организации деятельности обучающихся являются предметом проектирования со стороны , педагогов и родителей (дети постепенно включаются в этот процесс).
Исследовательская позиция определяется не только подходом к практическому познанию, но и окружающему миру и самому себе. Наиболее эффективным способом развития творческого потенциала у ребенка является собственная исследовательская практика: умения и навыки исследователя, полученные в играх и на занятиях в коллективах дополнительного образования, легко переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
Педагоги, работающие с детьми и подростками, занимающиеся исследовательской деятельностью, должны проходить специальную подготовку. Именно такие дети больше всего нуждаются в «своем» педагоге. Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с этими обучающимися, которые особенно нуждаются в индивидуализированных программах обучения.
Исследовательская деятельность обучающихся в учреждении дополнительного образования реализуется посредством индивидуальной образовательной программы, которая отражает основные этапы исследования. Очевидно, что задачи и формы исследовательской деятельности должны соответствовать особенностям обучающихся, возрастным особенностям их развития, специфике познавательной мотивации, в противном случае учебные исследования могут оказаться неэффективными.
Главным продуктом деятельности воспитанников в рамках образовательного учреждения является итоговая исследовательская работа (доклад) с обязательной презентацией данной работы на ежегодной практической конференции в ЦДТ.
Руководит исследовательской деятельностью воспитанника педагог, имеющий соответствующую подготовку, практику ведения исследовательской деятельности. Его деятельность координирует методическая служба ЦДТ, которая осуществляет регулярную связь с научным руководителем учреждения.
Годовой цикл исследовательской деятельности включает в себя ряд этапов, которые не зависят от ее конкретного предметного содержания, а являются типовыми для всех направлений.
Цикл начинается в сентябре с определения темы исследования, затем обучающийся знакомится с теорией, помогающей ему войти в проблематику исследований. На зимнем этапе проводится обработка собранных данных, проходят практические занятия в архивах, библиотеках, сравнение с литературными источниками. К концу зимы обучающийся владеет методикой исследований в рамках своей задачи. Заканчивается этап, когда обучающиеся завершают написание и делают выводы по работе, выполненной ими самостоятельно на основе собранных экспериментальных данных.
И, наконец, завершается годовой цикл защитой работ, докладами на практической конференции. Представление работ в стандартном файловом виде является необходимым требованием к работам, представляемым к защите.
Таким образом, «суть исследовательской деятельности можно определить в организации процесса трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему на уровне конкретного образовательного учреждения. Этим фактором во многом определяется комфортная и вместе с тем деятельностная психолого-педагогическая развивающая среда, сложившаяся в данном учреждении». (А.В.Леонтович)
Попав в такую среду, ребенок получает широкие возможности для собственной творческой деятельности, проявляется через нее, достигая высоких результатов. Предметно-тематическая направленность реализации его задатков выбирается ребенком самостоятельно, «мягко», а не только на основе диагностических тестов, с более полным учетом собственного желания, предпочтений, внутренней, подчас неосознанной мотивации.
.
Перспективы реализации инновационного направления деятельности:
- выход на экспериментальную работу более высокого уровня;
- представление педагогического опыта профессиональной общественности;
- участие в профессиональных конкурсах, соискательстве грантов.
План работы мероприятий по реализации инновационного проекта
№ пп |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
I этап Поисково – теоретический (2016 – 2017 учебный год) |
|||
1. |
Изучение и анализ нормативной, методической и научной литературы, анализ существующего опыта |
Январь-март2016 г. |
Зав. СП ДОД ЦДТ |
2. |
Разработка анкет, подбор методик по выявлению уровня интереса детей, родителей, уровня готовности педагогов к реализации проекта |
апрель2016 г. |
Зав. СП ДОД ЦДТ |
3. |
Разработка перспективного плана реализации проекта |
июнь2016 г. |
Зав.СП ДОД ЦДТ |
4. |
Распределение функции по разработке и реализации проекта |
сентябрь2016 г. |
Зав.СП ДОД ЦДТ |
5. |
Создание нормативно-правовой базы проекта |
Май 2016 г. |
ЗАВ.СП ДОД ЦДТ |
6. |
Проведение педагогического совета по запуску проекта, родительского собрания |
Май 2016 г.
|
Администрация |
7. |
Проведение серии теоретических проблемных семинаров по теме проекта. Организация консультаций, оказание конкретной методической помощи педагогам |
Январь-май 2016 г. |
Зав.СП ДОД ЦДТ |
8. |
Написание проблемного анализа |
июнь2016 г. |
Зав.СП ДОД ЦДТ |
9. |
Создание банка инновационных идей |
июнь 2016 г. |
Зав.СП ДОД ЦДТ |
10. |
Подбор педагогов, реализующих проект |
Май 2016 г. |
Администрация |
11. |
Работа над подбором материала для составления плана работы для реализации проекта |
Май 2016 г. |
Педагоги |
12. |
Проведение подготовки педагогов экспериментальных групп |
Январь-февраль 2016 г. |
Зав. СП ДОД ЦДТ |
13. |
Информирование педагогического коллектива о начале реализации проекта |
Февраль 2016 г. |
Зав.СП.ДОД ЦДТ |
14. |
Разработка и утверждение учебного плана Центра с учётом инновационного проекта |
Май 2016 г. |
Зав. СП ДОД ЦДТ |
15. |
Проведение диагностики уровня инновационного потенциала педагогического коллектива |
Август 2016 г. |
Зав СП ДОД ЦДТ |
16. |
Разработка рекомендаций для планирования педагогами учебного процесса |
Август 2016 г. |
Зав. СП ДОД ЦДТ |
II этап Опытно-экспериментальный (2016-2017 гг.) Организационный период |
|||
1. |
Коррекция плана работы на 2016-2017 уч.год |
сентябрь 2016г. |
Зав.СП ДОД ЦДТ |
2. |
Проектирование индивидуального маршрута обучающихся (индивидуальные образовательные программы) |
Сентябрь 2016 |
Педагоги
|
3. |
Проведение диагностики обучающихся |
Сентябрь 2016г., январь, апрель 2017 г. |
Педагоги |
4. |
Формирование творческой группы |
Сентябрь 2016 г. |
Зав.СП ДОД ЦДТ |
5. |
Проведение занятий с использованием педагогических технологий |
Весь период |
Педагоги |
6. |
Проведение мастер-классов для педагогов Центра. |
Весь период |
Педагоги |
7. |
Организация выставок детских достижений |
Январь-май 2017 г. |
Педагоги |
8. |
Проведение открытых занятий для педагогов Центра и родителей |
Сентябрь 2016 г. - апрель 2017 г. |
Педагоги
|
9. |
Анализ первых итогов внесения изменений в учебный процесс, выявление недостатков и внесение коррективов |
Декабрь 2016 г. |
Зав.СП ДОД ЦДТ |
10. |
Подготовка аналитического отчёта о ходе реализации проекта и рассмотрение его на педагогическом совете |
Ноябрь 2016 г. |
Зав. СП ДОД ЦДТ
|
11. |
Написание исследовательской работы с обучающимися |
2016-2017 г. |
|
12. |
Изучение и внедрение метода проекта на занятиях |
2016-2017 уч. год |
|
13. |
Вовлечение родителей в учебный процесс и в проведение мероприятий |
В течение всего времени |
Педагоги |
14 |
Разработка новых методических пособий (инструктивных карт, схем) |
Сентябрь-ноябрь 2016 г. |
Педагоги |
15. |
Организация консультаций, оказание конкретной помощи педагогам |
В процессе реализации программы |
Методист ДЮЦ |
16. |
Организация обмена опытом между педагогами |
2016-2017 уч. год |
Зав. СП ДОД ЦДТ |
17. |
Участие обучающихся в конкурсах и выставках |
Весь период |
Педагоги |
18. |
Мониторинг профессионального мастерства |
Январь 2017 г. |
Зав.СП ДОД ЦДТ |
19. |
Оценка результативности участия обучающихся в конкурсах, выставках различного уровня |
Март 2017 г. |
Зав.СП ДОД ЦДТ |
20. |
Оценка и поощрение работы участников программы |
Май 2017 г. |
Зав СП ДОД ЦДТ |
21. |
Проведение заключительного мониторинга |
Апрель 2017 г. |
ЗаВ. СП ДОД ЦДТ |
III этап Обобщающий (2017-2018 учебный год) |
|||
1. |
Подведение итогов реализации программы эксперимента «Индивидуальная образовательная программа как средство организации исследовательской деятельности обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» |
Апрель 2018 г. |
Зав СП ДОД ЦДТ |
3. |
Проведение заключительного мониторинга |
Апрель 2018 г. |
Зав СП ДОД ЦДТ |
4. |
Выпуск брошюр, методических рекомендаций |
2018 г. |
Педагоги |
5. |
Размещение материала в СМИ, на сайт |
2018г. |
Педагоги
|
6. |
Оценка и поощрение работы участников эксперимента |
Май 2018 г. |
Зав.СП ДОД ЦДТ |
3.«ПУТЬ К УСПЕХУ»
Программа деятельности по развитию одаренности
детей и подростков СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ
п.г.т. Мирный
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»», на основании Концепции развития дополнительного образования в РФ, на основании Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Актуальность и методология программы Состояние системы работы с одаренными детьми в настоящее время волнует многих. Это связано с тенденциями в развитии образования в сторону его унификации и профильности, ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки..
Организация работы с обучающимися с признаками одаренности является одним из приоритетных направлений деятельности и в СП ДОД ЦДТ. Ежегодно 315 детей, подростков становятся обучающимися учреждения.
Педагогический коллектив, изучив методологию отечественной психологии, пришел к выводу, что в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности», так как одаренность ребенка в значительной мере характеристика условная. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут постепенно исчезнуть в силу разных причин. Поэтому присвоение статуса «одаренный ребенок», на наш взгляд, лучше не использовать, чтобы избежать драматизма ситуации в будущем. Мы согласны с кандидатом психологических наук А.В. Леонтовичем, рассматривающим признаки одаренности, как некоторые особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Эти особенности могут быть выявлены через систему дополнительного образования, где реализуются индивидуализированные формы учебной работы по гибким образовательным программам и ожидаемый результат жестко не стандартизируется.
.
Главное условие реализации программы - создание «ситуации успеха» - атмосферы комфортности и уюта, установление партнерских отношений с обучающимися, личностно-ориентированный, деятельностный и индивидуальный подходы в образовательном процессе.
Принципы работы с одаренными обучающимися:
· целенаправленность и системность (чтобы достичь значимых результатов, важно работу с обучающимися с признаками одаренности проводить в системе целенаправленно и организованно, т.к. одаренность – это постоянно развивающийся потенциал, существующий только в динамике, постоянно находящийся в движении, в развитии, а потому, практически непрерывно меняющийся;
· индивидуальность (только в индивидуальной деятельности можно достичь наиболее высоких результатов);
· нестандартность (использование «особых», нестандартных форм и методов работы при совместной деятельности педагога с обучающимися);
· оптимистичность («подход к человеку с оптимистической гипотезой» (А.С.Макаренко) поможет обучающимся с признаками одаренности раскрыть свои потенциальные способности);
· взаимодействие (только при взаимодействии и поддержке института семьи одаренность воспитанника может быть раскрыта в полной мере).
Но главным принципом работы с одаренными детьми в ЦДТ, на наш взгляд, должен явиться принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности и диагностики обучающегося с признаками одаренности по продуктивности (конечному результату) этой деятельности за определенный период.
Предоставление таких возможностей должно реализовываться через конструирование разнообразных форм образовательной деятельности (групповые, индивидуальные занятия, практикумы, фестивали, конкурсы и др.), которые характерны именно для дополнительного образования.
Таким образом, цель программы – это создание условий для выявления, поддержки, развития одаренных детей (детей с признаками одаренности) в условиях Центра детского творчества.
Задачи:
· Проведение диагностических процедур для выявления обучающихся с признаками одаренности;
· Подбор эффективных современных форм и методов работы с одаренными детьми,
· Организация развивающей индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с признаками одаренности;
· Создание мотивационного и стимулирующего инструментария для поддержки обучающихся с признаками одаренности.
Особенность и новизна данной программы заключается в том, что она имеет две составляющих параллели: «Теоретическая и практическая поддержка педагогов в реализации программы» и «Практическая деятельность с детьми, подростками и семьей».
«Теоретическая и практическая поддержка педагогов в реализации программы» представляет собой систему мероприятий для повышения профессионального уровня в направлении деятельности. «Организация работы с детьми, подростками с признаками одаренности в условиях Центра детского творчества» и предполагает параллельный плавный переход от теории к практической деятельности с обучающимися и их родителями.
Механизм реализации программы рассчитан на три этапа:
I. Организационно – диагностический (сентябрь 2015 г. – сентябрь 2016 г.)
II. Развивающий (сентябрь 2016 г. – сентябрь 2017 г.)
III. Аналитический (сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.)
Модель программы можно представить следующим образом:
Критерии оценки эффективности реализации программы:
Индикаторы:
Контроль и координация реализации программы возложена на Методический совет учреждения.
План работы мероприятий организационно – диагностического этапа
(сентябрь 2015 г. – сентябрь 2016 г.)
I параллель: «Теоретическая и практическая поддержка педагогов» |
Дата |
Ответст- венный |
II параллель: «Практическая работа с обучающимися и семьей» |
Дата |
Ответст- венный |
«Организация работы с детьми и подростками с признаками одаренности в условиях Центра детского творчества» Рассматриваемые вопросы: 1.Система работы с одаренными детьми и подростками в ЦДТ 2.Презентация программы «Путь к успеху» |
Сентябрь 2015 г.
|
педагоги
|
Дни открытых дверей для детей, подростков и родителей
|
Сентябрь 2015 г.
|
Гусева И.В. |
Изучение научной и методической литературы, Интернет-ресурсов, опыта работы педагогов-новаторов по проблеме «Одаренные дети» |
Октябрь – ноябрь 2015 гг. |
Педагоги
|
Родительское собрание «Если в семье одаренный ребенок», анкетирование родителей на тему «Способности вашего ребенка». |
Октябрь 2015 г. |
Гусева И.В. |
Круглый стол «Факторы перспективности работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования на разных этапах» (диагностика, развитие, поддержка) |
Декабрь 2015 г. |
педагоги |
Участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы, фестивали, коференции…) |
В течение года |
Педагоги |
Консультация «Диагностический инструментарий по выявлению одаренности» |
Январь 2016 г. |
Гусева И.В. |
Диагностика методом педагогического наблюдения с привлечением специалистов (психолога,) |
В течение года |
Педагоги |
Семинар «Сотворчество педагога и обучающегося. Пути к успеху» на базе ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный |
Март 2016 г. |
Пучко Л.Б.- Зав.УВР |
Творческие отчеты, персональные выставки детей в разных направлениях деятельности |
Март – май 2016 г. |
Педагоги |
Анализ реализации I этапа программы. Перспективы на будущее. Пополнение банка «Одаренные дети» |
Май 2016 г. |
Гусева И.В. |
Церемония награждения воспитанников, достигших высоких результатов в 2015\2016гг. |
Май 2016 г. |
педагоги |
План работы мероприятий развивающего этапа (сентябрь 2016 г. – сентябрь 2017 г.)
I параллель: «Теоретическая и практическая поддержка педагогов» |
Дата |
Ответст- венный |
II параллель: «Практическая работа с обучающимися и семьей» |
Дата |
Ответст-венный |
Семинар - практикум «Разработка индивидуализированных образовательных программ (маршрутов)» |
Сентябрь 2016 г. |
Гусева И.В. |
Обсуждение с родителями и обучающимися индивидуальных образовательных программ, маршрутов |
Сентябрь 2016 г. |
Педагоги |
«Использование проектного, исследовательского метода обучения на занятиях в системе дополнительного образования» |
Октябрь 2016 г. |
Гусева И.В. |
Внедрение в образовательный процесс проектного, исследовательского метода обучения на занятиях |
В течение года |
Педагоги |
Разработка системы поддержки, стимулирования и мотивации для обучающихся с признаками одаренности в ДОД |
Декабрь 2016 г. |
Гусева И.В. |
Пополнение фотоальбома - галереи фотографий творческих работ «В каждой работе солнце» |
В течение года |
Педагоги |
оформления «Стены успеха» |
Февраль 2017 г. |
педагоги |
Творческие отчеты, персональные выставки детей и подростков в разных направлениях деятельности |
Май 2016 г. |
Педагоги |
Экспертиза эффективности индивидуальных образовательных программ (маршрутов). Подведение итогов рейтинга «Участие и результативность обучающихся в мероприятиях различного уровня». Пополнение банка одарённых детей. Анализ развивающего этапа программы |
июнь 2017 г. |
Педагоги
|
Торжественная церемония вручения орденов «За успех» обучающимся, достигшим высоких результатов в 2016 – 2017 г.г. Зажжение «звезд» на Стене успеха |
Май 2017 г. |
Гусева И.В. |
План работы мероприятий аналитического этапа (сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.)
I параллель: «Теоретическая и практическая поддержка педагогов» |
Дата |
Ответст- венный |
II параллель: «Практическая работа с обучающимися и семьей» |
Дата |
Ответст- венный |
Расширенный Методический Совет с приглашением педагогов, участвовавших в реализации программы для обобщения опыта работы в данном направлении |
Сентябрь 2017 г. |
Гусева И.В. |
Анкетирование обучающихся Изучение мнения родителей (методом социологического опроса) о влиянии дополнительного образования на развитие способностей ребенка |
Сентябрь 2017 г. |
Педагоги |
Обобщение опыта работы ЦДТ по теме «Организация работы с детьми и подростками с признаками одаренности в условиях ЦДТ на районном Экспертно – методическом Совете |
Октябрь 2017 г. |
Гусева И.В. |
Круглый стол (анализ проведённой работы) |
Октябрь 2017 г. |
педагоги |
Ретрансляция опыта работы (публикации в СМИ ,журналах )
|
Ноябрь 2017 г. |
педагоги |
Организация выставки индивидуальных детских работ «Вернисаж творчества» |
декабрь 2017 г. |
Педагоги |
В нашем каталоге доступно 74 083 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Программа развития Структурного подразделения дополнительного образования детей Центра детского творчества п.г.т. Мирный на 2015 – 2018 годОбеспечение доступности и высокого качества дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с задачами развития образования на современном этапе, а также социальным заказом детей, родителей.
6 656 140 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Афонина Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.