Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Инновационный образовательный проект "Внедрение технологии проектного обучения в МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников города Курска в условиях детского объединения по интересам в системе целостного образовательного пространства"

Инновационный образовательный проект "Внедрение технологии проектного обучения в МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников города Курска в условиях детского объединения по интересам в системе целостного образовательного пространства"

Балахнина Ольга Ивановна, методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»


Инновационный образовательный проект


«Внедрение технологии проектного обучения в МБУ ДО

"Дворец пионеров и школьников г. Курска" в условиях детского объединения по интересам в системе целостного образовательного пространства»


Ключевые слова: технология, проект, исследование, компетенция, компетентность, универсальные учебные действия.

Одним из приоритетных направлений развития современного образования является создание условий для развития потенциала человека во всех сферах интеллектуальной культуры. В инновационном образовательном проекте представлены формы, методы, образовательные системы, содержание образования, новые современные технологии обучения, способствующие организации работы с одаренными детьми в современных условиях динамично меняющейся России.

В дополнительном образовании - целостное образовательное пространство – это форма системно-деятельностной организации воспитания, развития и обучения, в единстве учебного занятия в детских объединениях по интересам и других форм системы обучения. К таким формам системы обучения относятся экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, научные общества обучающихся, олимпиады, поисковые и научные исследования и т. д., организуемые участниками образовательного процесса, что позволяет в полной мере реализовывать новые подходы к воспитанию, обучению и развитию молодого человека современного общества.

Анализ проблемы.

Существенными признаками проблемы современного образования является – неуспешность, оказывающая влияние не только на качество образовательного процесса, но и на формирование личности обучающегося.

Поэтому во Дворце пионеров и школьников города Курска, учреждении дополнительного образования детей должны быть созданы специальные условия, способные обеспечить целенаправленное преодоление неуспешности, как негативного фактора в процессе социализации личности обучающегося.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. В условиях дополнительного образования детей она предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности обучающихся с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.

Наличие объективно существующего разрыва между требуемыми в обозримом будущем результатами образования и ее реальными результатами, выявление противоречий между настоящим состоянием и требуемым в соответствии с запросами внешней среды создают предпосылки для особого подхода к дополнительному образованию детей.

Гипотезой проекта можно предположить, что одним из таких подходов можно рассматривать современную педагогическую теорию процесса обучения, как активное вовлечение обучающихся в конструирование своих собственных знаний через проектно-исследовательскую деятельность.

Такое обучение понимается как динамичный процесс, во время, которого дети используют доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения из различных областей. Таким образом, обучающиеся получают свой личный опыт применения полученных знаний на практике, оказываются в среде, способствующей развитию их творческих способностей, возрастает роль содержания, связанного с пониманием проектной деятельности как инструмента повышения качества дополнительного образования детей.

Активная самостоятельная продуктивная работа обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности становится приоритетной в образовательном процессе. Как показывает практика, педагогам и обучающимся необходимо активнее проектировать, открывать и создавать.

Инновационный образовательный проект - «Внедрение технологии проектного обучения в МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска», в условиях детского объединения по интересам, в системе целостного образовательного пространства это - попытка решить на современном этапе развития в учреждении дополнительного образования детей сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения, адаптации научных изысканий в педагогическую практику, создание условий для развития у обучающихся умения самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовность к самоизменениям, самовоспитанию и саморазвитию, создание условий для конкурентоспособности и безопасности личности.

В связи с этим возникает необходимость формирования у обучающихся универсальных деятельностных умений и способностей:

  • умения фиксировать затруднения в собственной деятельности и выявлять их причины;

  • ставить цели и планировать их реализацию;

  • выбирать способы и средства достижения результатов;

  • осуществлять самоконтроль и самооценку, что является в настоящее время одним из приоритетов образования, так как изменилось представление об образовательных результатах (личностных, метапредметных, предметных);

Пути решения проблем на современном этапе в условиях Дворца пионеров и школьников города Курска заключается в следующем:

- привлечь к проектно-исследовательской деятельности педагогов дополнительного образования, руководителей структурных подразделений, управленцев образовательной деятельностью в учреждении, педагогов - организаторов, педагогов- психологов для организации проектной деятельности в детских объединениях по интересам различной направленности, в единстве целостного образовательного пространства Дворца пионеров и школьников;

- создать систему методического обеспечения проектной деятельности, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий, компьютерных технологий;

- выстроить систему контроля и экспертизы качества внедрения проектной технологии, с соответствии с заявленными целями.


Актуальность проекта.

В условиях развития и расширения доступности открытых информационных сетей, трансляция «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса. Теперь образование ориентировано на успешное вхождение и продуктивную адаптацию молодых людей в современном «открытом» мире. Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного образования детей, отводится большая роль технологии проектного обучения.

Технологии проектного обучения в современном понимании является компонентом продуктивного образования и включает в себя совокупность приемов, позволяющих при реализации их в определенной последовательности, стимулировать интерес обучающихся к различным проблемам. Через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата в виде социального, культурного или материального продукта.

Технология проектного обучения ориентирована на самостоятельное приобретение и применение универсальных учебных действий, ценностных ориентаций, отношений. Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, коммуникативных методов, творческих по самой своей сути.

Цель данной технологии остается прежней:

- стимулировать активность и самостоятельность обучающихся;

- развивать их познавательные способности;

- формировать приемы творческого учения;

- развивать познавательные навыки и критическое мышление обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Все это соответствует современному развитию образования и новой цели - воспитание, социально-педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. (ФГОС).

Подходы к современным направлениям образовательной деятельности в инновационном проекте ориентированы на правительственные документы:

- Приоритетный национальный проект «Образование»,

- Федеральную целевая программа развития образования 2011-2015 годы;

- Федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»;

- на материалы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- на приоритетные направления развития учреждений дополнительного образования детей в Курской области.

Данные ориентиры обеспечивают современное качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций воспитания и дополнительного образования детей по различным направлениям образовательной деятельности с использованием современных образовательных, в том числе информационных технологий.

Немаловажную роль в обеспечении современного качества образования отводится системе непрерывного профессионального образования педагогов дополнительного образования детей, с использованием мониторинга, как инструмента оценки качества дополнительного образования детей.

Новизна инновационного образовательного проекта заключается в организации проектно-исследовательской деятельности во Дворце пионеров и школьников города Курска в системе целостного образовательного пространства в детских объединениях по интересам, в единстве занятий и других форм обучения.

Необходимо создание интегрированной социокультурной среды, как целостной системы влияний, в том числе и средствами проектной деятельности. Эта среда должна включать в себя два взаимосвязанных элемента - пространственно-духовный (внутренняя среда) и предметно-материальный (внешняя среда).

В такой образовательной среде возможно объединение сфер взаимодействия между педагогом и обучающимся, между членами детского объединения по интересам. В основе педагогического взаимодействия в данных условиях лежит деятельность, сотрудничество, взаимопомощь, толерантность, самоуправление, что является необходимым компонентом социализации ребенка, его готовности к полноценной жизнедеятельности в современной социокультурной среде.

В отделе художественного воспитания Дворца пионеров и школьников города Курска создана Модель организации целостного образовательного пространства с учетом внедрения технологии проектного обучения.

В «Модели» отражено муниципальное задание, переходящее в целевой и содержательный компоненты. Содержательный компонент включает обучение по основным и дополнительным общеобразовательным программам, организацию проектно - исследовательской деятельности, переходящий в процессуальный компонент, который влияет па результат реализации программ, что в целом способствует формированию умений, как личностных новообразований, в том
числе, и универсальных деятельностных умений, которые возможны лишь в деятельности и -образовательных результатах (личностных, метапредметных, предметных).

Цели инновационного образовательного проекта обозначены следующим образом:

- создание открытой инновационной образовательной среды, способствующей обеспечению современного качества образования обучающихся, через разработку, апробацию и внедрение оптимальных механизмов управления технологией проектного обучения в рамках Дворца пионеров и школьников города Курска в условиях детскою объединения по интересам в единстве целостного образовательного пространства;

- формирование и подготовка управленческих команд к активному и успешному использованию в массовой практике современных технологий обучения, воспитания и управления процессом освоения проектной деятельности;

- развитие механизма психолого-педагогического сопровождения проектно-исследовательской инновационной деятельности во Дворце пионеров и школьников юрода Курска;

- формирование системы непрерывного профессионального развития педагогов дополнительного образования средствами технологии проектного обучения.

Задачами инновационного проекта является:

- повышение профессиональной компетентности педагогических работников по технологиям проектного обучения, применения деятельностного метода, информационно-коммуникативных, компьютерных технологий;

- повышение личной уверенности каждою участника проектной деятельности, развитие процессов самореализации и рефлексии;

- формирование и развитие исследовательских компетенций обучающихся;

- развитие познавательных навыков и критического мышления обучающихся;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;

- внедрение в обучение детей системы универсальных учебных действий;

- развитие у обучающихся осознания значимости коллективной работы для получения результата и роли сотрудничества;

- развитие у обучающихся коммуникабельности;

- обеспечение обучающихся знаниями понятийного аппарата проектно-исследовательской деятельности, метода проектов, проектной технологии;

- создание системы критерий оценки проектов.


Этапы и содержание работы

инновационного образовательного проекта.


1-й этап – подготовительный (2012-2013) учебный год, предполагает проведение работы по формированию творческой группы педагогических работников, использующих в образовательном процессе технологию проектно-исследовательской деятельности:


- систематическое обучение по образовательным программам для педагогов;

- составление программ деятельности;

- подготовка и утверждение нормативных документов.

- разработка дополнительных образовательных программ по технологиям проектного обучения, их обсуждение и апробация;

- подготовка методической продукции;

- поиск финансирования;

- составление смет;

- заключение договоров о совместном сотрудничестве социальных партнеров, участников образовательного процесса в полисубъектном взаимодействии и др.


2-й этап – деятельностный (2013-2014) учебный год – предполагает активное внедрение технологии проектного обучения и исследовательских методов в образовательный процесс в условиях детского объединения по интересам в единстве занятий и других форм обучения в целостном образовательном пространстве Дворца пионеров и школьников:

- вовлечение новых участников проектной технологии;

- рефлексия деятельности на уровне диагностических исследований;

- активизация деятельности научного общества обучающихся «Поиск» Дворца пионеров и школьников города Курска;

- ретрансляция педагогического опыта и достижений обучающихся в проектно-исследовательской деятельности.


3-й этап – (2014-2015) учебный год – предполагает корректировку образовательных процессов, при усовершенствовании проектной технологии, подготовку методических материалов для дальнейшей развивающей деятельности, на выполнение целей и задач, поставленных в самом начале инновационного образовательного проекта.


Ресурсы инновационного образовательного проекта:


- детские объединения по различным направлениям деятельности (занятия, студии, клубы, воспитательные программы, экспедиции экскурсии, музеи);

- востребованность общества в применении современных образовательных технологий в обучении ИКТ, КТ;

- запросы обучающихся и родителей в обеспечении качественным образованием в соответствии требованиями нового времени;

- включенность обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность, мероприятия целевых воспитательных программ;

- включенность обучающихся в образовательный процесс и событийные мероприятия, проводимые во Дворце пионеров и школьников города Курска;


- Человеческие ресурсы - использование интеллектуальных возможностей педагогов и обучающихся, наличие хорошего здоровья (физического и психического), использование положительных эмоций в процессе работы над проектом, творческие возможности каждого участника проектной деятельности;


- Временные ресурсы - возможность заниматься проектно-исследовательской деятельностью, как на занятиях в образовательном учреждении, так и в домашних условиях совместно с родителями и близкими.


- Методические - различные образовательные технологии в обучении проектно-исследовательской деятельности:

  1. вариативность образовательных программ, через создание дополнительных программ проектного обучения;

  2. дидактическая продукция - (схемы, советы обучающимся, алгоритмы деятельности, дистанционные формы обучения, пособия).

  3. повышение профессиональной компетенции педагогов;

  4. стабильность основного состава педагогического коллектива;

- Валеологические - (оптимальное расписание, количество обучающихся в группах, в соответствии с санитарными правилами и нормами).


  1. Материально-технические - кабинеты Дворца пионеров и школьников города Курска, оборудованные учебной мебелью, техническими средствами, библиотека - центр информационно-коммуникативных технологий, автобус для совершения экскурсий и экспедиций, оснащенность образовательного процесса оборудованием, инструментами для проведения исследовательской деятельности.

  2. Информационные - доступ в интернет, дистанционное обучение и др.


Диагностический инструментарий:

- проведение мониторинга обучающихся по исследовательской одаренности;

- анализ выполнения и уровня освоения дополнительных образовательных программ по технологии проектного обучения;

- анкетирование и опрос участников проектной деятельности;

- анкетирование и анализ анкет обучающихся и родителей по удовлетворенности проектной деятельности:

- экспертиза методической продукции на предмет качества проектной деятельности;

- проведение внутренней и внешней экспертизы организации проектно-исследовательской деятельности.

- разработать модель внедрения проектной технологии в детские объединения по интересам в единстве занятий и других форм обучения в целостное образовательное пространство Дворца пионеров и школьников города Курска.

- определить условия успешной реализации модели.


Теоретическая и практическая значимость инновационного образовательного проекта заключается в необходимости создать педагогические условия, обеспечивающие формирование человека, его окружения, средствами проектной технологии, создать процесс качественного изменения личности - совершенствование нравственное, умственное, эстетическое и физическое.

Содержание проекта нацелено на способы деятельности, которыми необходимо овладеть обучающемуся, включить его в широкий спектр различных видов учебной деятельности, расширить кругозор, сформировать интегративные знания о мире, способствующие его адаптации к быстро меняющимся жизненным условиям.

Инновационный процесс в образовательной деятельности способствует улучшению качества образования. Качество образования в данном случае понимается как полнота образования, предоставление современному ребенку всех условий (информацию, технологии) для накопления опыта (эмоционального, коммуникативного и др.), для выбора, возможность становления способностей.

Определение теоретико-методологических подходов к решению проблем.

Пути решения проблем на современном этапе в условиях Дворца пионеров и школьников г. Курска заключается в следующем:

  1. привлечь к проектной деятельности педагогов дополнительного образования, руководителей структурных подразделений, управленцев образовательной деятельностью в учреждении, педагогов - организаторов, педагогов-психологов, родителей обучающихся для организации проектной деятельности в детских объединениях по интересам различной направленности.

  2. Создать систему методического обеспечения проектной деятельности, в том числе с использованием информационно - коммуникативных технологий, компьютерных технологий;

  3. Построить систему контроля и экспертизы качества внедрения проектной технологии с соответствии с заявленными целями;

  4. Обеспечить обучение проектной технологии современными диагностическими методиками, мониторинговыми исследованиями.

  1. Информационное сопровождение предполагает распространение информационно-методических пакетов, в которые входят:

  • Подборка положений о городских, областных, региональных, российских и международных конференциях по краеведению и традиционной культуре, проводимых в предстоящем учебном году;

  • Лист обзора литературных источников по истории культуры, краеведению, художественному творчеству.

  • Методическая продукция с рекомендациями по оформлению научно-исследовательского проекта;

  • Информация по осуществлению контактов с представителями общественных организаций и движений;

  • Распространение и пропаганда материалов о научно-исследовательской деятельности обучающихся Дворца пионеров и школьников г. Курска; городских и окружных СМИ; на сайте образовательного учреждения.

  • Электронные ресурсы по организации исследовательской деятельности обучающихся, др. материалы:

2. Методическое сопровождение проекта обеспечивают методисты. Целью его деятельности является создание условий для повышения педагогической компетенции педагогических работников дополнительного образования детей в проектно-исследовательской деятельности обучающихся детских объединений.

Методисты готовят:

  • пакет нормативно-правовых документов в области политики образования в Р.Ф. по направлению научно-исследовательской деятельности;

  • оснащает обучающихся и педагогов методической продукцией, пособиями, разработками учебных курсов различной тематической направленности:

  • совместно с педагогами дополнительного образования разрабатывает образовательную программу «Введение в учебно-исследовательскую и проектную деятельность»;

  • готовят семинары по организации исследований проектов;

  • организует участие педагогов и обучающихся в конкурсах, конференциях, экспедициях и др.

3. Психолого - педагогическое сопровождение - направлено на выявление одаренных детей, на развитие их способностей, личностного роста. Педагоги-психологи проводят:

  • анкетирование на выявление наличия потребностно-мотивационной сферы детей и ее закономерности, что позволяет определить круг обучающихся, заинтересованных исследовательской деятельностью;

  • мониторинговые исследования по изучению самооценки (По Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан); по «Уровню уверенности в себе (А.Г. Грецов): по исследованию креативности (С.Туник), субтесты 1.2.4.6. Тест школьной тревожности Филлипса: Тест Айзепка (направлен на исследование трех индивидуальных качеств ребенка интравертность-экстравертность. нейротизм и лживость (социальная желательность);

  • проводят тренинги «Учитесь властвовать собой», с обсуждением публичных выступлений обучающихся на конференциях;

  • организуют работы по ориентированию и выработки уверенности в себе, умения выходить из ситуации неуспеха;

  • проводят коррекцию обучающихся по развитию навыков общения, управлением своими эмоциональными состояниями.

Диагностика научно-исследовательской деятельности обучающихся - осуществляется педагогами под руководством заместителя директора УВР. Производится оценка уровня ключевых компетенций обучающихся на основании требований, представленных системой критериев. Система критериев предложена в методике Г.Б. Голуб и др. Метод проектов технология компетентностно-ориентированного образования.

4. Развитие презентационной деятельности - направление работы нацелено

- на развитие универсальных учебных действий обучающихся, как подготовка презентаций мультимедиа (с помощью педагогов компьютерных технологий);

- формирование культуры речи, подготовка к публичным выступлениям и др.
Педагоги дополнительного образования оказывают консультативную помощь по темам «Требования к публичному выступлению»; «Структура презентации»; «Как представить наглядно-иллюстрационный материал па презентации» и др.;

Кому и для чего предназначены результаты проекта'?

В процессе работы по технологии проектного обучения результаты предназначены для обучающихся, педагогов, социума:

- это использование в образовательном процессе исследовательских проектов и творческих занятй:

- изобретение и осваивание нового;

- выражение собственных мыслей;

- принятие решений;

- помощь друг другу:

- формулирование интересов и осознание возможностей;

- обеспечение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;

- учет возрастных особенностей.

Предназначенные результаты соответствует целям опережающего развития. Результат нацелен на использование современной системы оценки качества образования, поддержки и сопровождения талантливых детей.


Описание эффектов, достигаемых при использовании проекта.

Инновационный образовательный проект предполагает, прежде всего формирование ключевых компетенций, то есть на развитие личности обучающегося. Метод проектов влияет на приобретение обучающимися следующих ключевых компетенций:

  1. Исследовательские - умение генерировать идеи, выбирать лучшее решение;

  2. Социального воздействия - умение сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;

  3. Оценочные - оценивать ход и результат своей деятельности и других обучающихся;

  1. Информационные - самостоятельно осуществлять поиск нужной информации или каких-либо умений, которых не достает;

  2. Презентационные - выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности;

  3. Рефлексивные - отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

  4. Менеджерские - проектировать процесс, планировать деятельность время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

В развитии проектно-исследовательской деятельности обучающихся во Дворце пионеров и школьников имеются давние традиции. Более десяти лет функционирует научное общество обучающихся «Поиск», которое было создано по инициативе администрации и творческих педагогов.

Многие обучающиеся являются дипломантами городских научно-исследовательских конференций проводимых в рамках городской целевой воспитательной программы «Эрудит», областных и Всероссийских конкурсов исследовательских работ обучающихся.

Дети принимают участие во Всероссийском туристско-краеведческом движении «Отечество» в номинациях «Земли Курской славные сыны», «А мои-то куряне – доблестные воины», проводят исследования по истории Дворца пионеров и школьников города Курска, о выдающихся педагогах и знаменитых земляках, выполняют практико-ориентированные проекты, участвуя в Международном экологическом конкурсе "Красная книга - глазами детей", проводимого под эгидой ЮНЕСКО правительства Российской федерации и др.

Особенно одаренные дети принимают участие в образовательных олимпиадах по различным областям знаний. Немаловажная роль отводится администрации и педагогическим работникам нашего учреждения. В проектной деятельности меняется роль педагога - из носителя знаний и информации педагог превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению научной проблемы.

Эффекты от реализации проекта - это, прежде всего:

- субъекты образовательной программы, которые принимают идеологию государственной политики в области образования, активно взаимодействуют с социумом, друг с другом;

- обогащается педагогическая деятельность по технологии проектного обучения, воспитания и развития личности ребенка;

- образовательные программы нацелены на гуманизацию образования, с учетом принципов, методов, подходов к возрастным особенностям детей в технологии проектного обучения;

- образовательные процессы ориентированы на реализацию системно-деятельностного и компетентностного подходов;

- содержание деятельности заключается в многообразии, вариативности, уровневом подходе к реализации технологии проектного обучения.

Резюме.


Инновационный образовательный проект, связан с формированием инновационной личности, способной к решению вызовов в интенсивно меняющемся мире, он способствует раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности обучающихся, на основе исследовательской, проектной и познавательной деятельности в социальной области.

В созданной модели формирования исследовательской культуры обучающихся, показано, как происходит сопровождение раскрытия потенциала интеллектуально-одаренных детей через исследовательскую деятельность, что способствует формированию у обучающихся навыков будущего через проектно-исследовательскую деятельность.

В инновационном образовательном проекте прослеживаются методы диалектического отношения «обучение-воспитание», при этом педагог дополнительного образования целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; руководит процессом освоения знаний, навыков и умений проектно-исследовательской деятельности; создает условия для развития личности обучающихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь обучающийся овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью педагога, совместно с коллективом детей или самостоятельно; пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить; проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием и самодиагностикой.

Диалектическое отношение «обучение-воспитание» направлено, прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

Таким образом, цель данного инновационного образовательного проекта - стимулирование активности и самостоятельности обучающихся, развитие их познавательных способностей; формирование приемов творческого учения;


- развитие познавательных навыков и критического мышления обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве - соответствует современному развитию образования и новой цели - воспитанию, социально-педагогической поддержке, становлению и развитию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.


Приложение №1.

«Примерный учебно-тематический план к дополнительной образовательной программе «Введение в проектную деятельность и научное исследование» (Точные науки).


1. Что такое проектная деятельность и научное исследование?

Различия проектной и исследовательской деятельности учащихся. Основные методы проектных и исследовательских работ. Оборудование, инвентарь, экипировка.

Типы проектов. Типы исследований - полевые (маршрутные, стационарные), лабораторные. Маршрутный метод, методы пробных площадей, пробных площадок, учётных трансект и т.п.

Экспедиционные поездки. Бытовые навыки. Поведение в полевых условиях и при работе в лаборатории. Оказание первой медицинской помощи.

Теоретические занятия - 5 часов.

Практические занятия - 4 часа.


Тема 2. Подготовительный период в исследовательской (проектной) работе.

Планирование и выбор темы и цели исследования (проекта). Формулирование задач. Типы задач. Планирование и выбор методики исследования. Регистрация данных (основные правила ведения записей при наблюдении и в лабораторных экспериментах).

Теоретические занятия - 2 часа.

Практические занятия - 6 часов.


Тема 3. Принципы работы с собранным материалом.

Обработка данных опытов и наблюдений (картотека, таблицы, диаграммы и гистограммы, матрицы, иллюстрации и т.д.).

Теоретические занятия - 2 часа.

Практические занятия - 2 часа.


Тема 4. Как оформить результаты исследований (проектов)?

Внешнее оформление и язык. Правила написания отчётов. Структура и общий план написания. Вычитывание текста. Работой с литературными источниками. Ссылки на литературу и оформлением библиографического списка использованной литературы. Оформление проекта (исследовательской работы). Подготовка докладов и их тезисов, стендовых докладов.

Контрольное задание: Подготовка проекта по выполнению исследовательской работы по теме.


Теоретические занятия - 3 часа.

Практические занятия - 1 час. Зачётное занятие - 1 час.



Тема 5. Методики исследований в данной предметной области.

Теоретические занятия -4часа. Зачётное занятие - 1 час.


Тема 6. Методы математической и статистической обработки материала.

Первичная обработка и оформление результатов исследований. Матричные, табличные, диаграммные, графические и другие способы обработки и представления материала. Сведения о статистике, применение коэффициентов. Теоретические занятия ~ 4 часа.


Зачётное занятие - 1 час.


Тема 7. Подготовка к конференции.

Формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, представление модели, электронной презентации, стендового материала и т.п. Подготовка доклада по выполненной работе. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии, соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Теоретические занятия - 2 часа.

Практические занятия - 2 час.

Зачётное занятие - 1 час.

Итого 41 час.



Приложение№2.

Исследовательские компетенции.


Интеллектуальная компетенция:

- готовность осмыслить задачу;

-сформулировать вопрос;

- высказать гипотезу;

- формулировать определение понятия через отличительные признаки (предмета, явления).

Когнитивная компетенция (познавательная):

- готовность к генерированию идей;

- находить недостающую информацию;

- находить варианты решения и принимать решения по выбору оптимального варианта;

-устанавливать причинно-следственные связи;

- систематизировать и классифицировать;

- планировать и проводить экспериментальное исследование;

Коммуникативная компетенция:

- готовность дискутировать;

- инициировать взаимодействие с партнёром;

- вести диалог, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения;

- находить компромиссное решение;

- брать и давать интервью;

-проводить устные опросы.


Корпоративная компетенция:

- готовность к планированию коллективных действий в направлении к намеченной цели;

-продуктивно взаимодействовать с группой;

- находить и исправлять ошибки в своей работе и в работе партнеров;

- деловое партнерство.

Менеджерская (организационно-управленческая) компетенция:

- готовность к проектной деятельности;

- к планированию средств и времени;

- к принятию решений в ситуации неопределенности;

- прогнозировать последствия принимаемых решений;

- готовность к анализу деятельности партнеров и своей.


Презентационная компетенция:


- готовность к публичной монологической речи;

- к публичной презентации результатов учебно-исследовательской деятельности;

- артистизм в исполнительской деятельности;

- использование современных информационно-коммуникационных средств;

- задавать и отвечать на вопросы.


Приложение№3.

«Школа социального проектирования в полисубъектном взаимодействии». ( Мини-проект)

Каждый человек составляет свой образ любви к Родине это и природа, история своего народа, традиции, быт, музыкальный и поэтический фольклор, дела выдающихся деятелей истории и культуры, герои Родины.

Знания о таких людях помогут обучающимся верить словам о Родине, Долге, Чести, Справедливости.

Задача проекта: формировать уважение к событию и факту, воспитывать позитивное мышление, уважительное отношение к выдающимся деятелям современности.

Чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни, молодому человеку, входящему в жизнь необходимо уметь самостоятельно приобретать новые знания, успешно применять их в жизненных ситуациях.

Молодой человек должен критически и творчески мыслить, уметь находить решения на преодоление трудностей. Иметь способность быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации и конструктивно разрушать их - все это можно достигнуть, занимаясь проектной деятельностью.

Социальные проекты дают обучающимся возможность соотнести общие представления, полученные в ходе занятий, с реальной жизнью, в которую они вовлечены сами, их сверстники, семья, педагоги, а также с жизнью общественной, с социальными и политическими событиями, происходящие в масштабах города, области, страны в целом. Но всему этому надо обучать детей и педагогов.

С этой целью во Дворце пионеров и школьников города Курска создается «Школа социального проектирования в полисубъектном взаимодействии». Для педагогов разрабатывается образовательная программа «Педагогические основы социального проектирования».

Обучающиеся в детских объединениях краеведения и гуманитарного образования на занятиях знакомятся с методами научно- исследовательской деятельности, овладевают практическими навыками опытной работой, учатся работать с литературными источниками и т.д.

Для реализации инновационного образовательного проекта «Проектная деятельность в УДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» в условиях детского объединения по интересам, для внедрения технологии социального проектирования предлагаются темы проектов:

  • «Мой родимый край, место отчее»;

  • «Мой край - моя история»;

  • «История моей семьи» (дома, деревни);

  • «Школьная история»;

  • «История учреждения дополнительного образования детей»;

  • «История наших рек Тускарь и Кур» (по книге Ю. Александрова «Сварожье племя);

  • «Парк - наша гордость»;

  • « Растительный мир парка Бородино» и др.

Необходимо, чтобы проект был реализован непосредственно в родном городе.

Перспективное направление для участия в инновационном проекте - «Игры на сплочение коллектива», совместно с педагогами-психологами МБОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» в организации экскурсий по городу Курску:

  • Маршрут «Улица Ленина - путь славы»;

  • Маршрут «Мой Курск» (письменные работы детей);

  • Дизайнерское оформление экскурсионного маршрута;

  • Подготовка корреспондентов по написанию текстов маршрутных экскурсий;

  • Создание газеты о моем городе;

  • Связь с сотрудниками музеев. Сбор и описание воспоминаний.

  • Формами рефлексии могут выступать:

- сочинение - размышление «Город после праздника», «Праздник своими руками», «Наша семья и город»;

- Эссе «Мой выходной день», «Моя мечта», «Будущая профессия»;

- «Письмо другу, писателю, поэту, труженику полей»;

- Словесное рисование «Эпизоды из любимых книг»;

- Чтение с остановками «Книга юбиляра»;

Диагностические исследования

- «Социальный опрос населения по различным вопросам (социология).

Этапы подготовки экскурсии:

- Роль экскурсии в воспитании школьников (теория)

- Определение маршрута, объектов (опрос школьников) конкурс.

- Распределение в группы и выбор метода работы

- Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов

- Составление библиографии к экскурсии

- Экскурсионные методы и приемы.

- Обработка и сдача экскурсии.

- Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства экскурсовода - школьника.

Используя технологии социального проектирования Дворец пионеров и школьников города Курска способствует личностному самоопределению ребенка и помогает ощутить себя гражданином своей страны.

Через социальную практику дети учатся находить пути решения социально-значимых задач. При этом подросток определяет, что он может сделать самостоятельно, а что совместно с педагогом, у него формируется чувство ответственности за себя, за команду, за успех общего дела.



Приложение № 4.


Советы обучающимся

по развитию исследовательской деятельности.

Название работы должно соответствовать содержанию. В начале работы должно быть описано содержание предмета исследования, которое вводит читателя в курс проблемы.

Цель показывает с какими намерениями приступает автор к изложению. Целью исследования является изучение определенных явлений. Необходимо выделить Гипотезу. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

  1. Гипотеза - (гр. Основание, предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, причин, достоверность, которых не может быть проверена и доказана при современном состоянии науки).

  2. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующего проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.


Задачи исследования.

Показать, что вы собираетесь делать? Ставить новую задачу от прежних авторов. Далее следует описать методы исследования (способы решения поставленных задач): описание действий по изучению темы, анализ текста, сравнение памятников, построение модели др. Следует отдавать себе отчет в границах применимости методики.

Далее следует описать источники (литература по данной теме). Литературный обзор поможет отвечать на вопросы во время доклада. При сложной организации текста к работе следует сделать Оглавление.

В конце работы должны быть описаны результаты, т.е . что сделано, какое новое знание получено. В реферате нужно подытожить изложенное, сделать выводы, привести свои наблюдения. Тезисно, по-порядку излагать результаты работы.

При представлении собственных результатов необходимо иллюстрировать общую характеристику полученных в ходе исследования результатов на основе, которых делаются выводы самые необходимые. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

Выигрышная форма представления - графическая, где за 5-10 минут можно разобраться в работе, максимально облегчить восприятие текста.

Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и литературными источниками и проанализировать, т.е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. По окончании работы возможна публикация в СМИ.

Иллюстрации (материалы, рисунки, копии документов, фото, видеоматериалы) желательно вынести в приложение и сделать к ним пояснительные материалы (кратко).

Если иллюстраций много, следует их пронумеровать и привести список в приложении к работе.

Ссылки следует вставлять в работе в скобках, указать (ФИО автора цитируемой работы, год издания и номер страницы после двоеточия). Полные данные о цитируемом труде должны быть помещены в полном разделе «Литература».

Примерный План работы.

  1. Осведомленность о современном состоянии области исследования.

  2. Владение методикой эксперимента.

  3. Наличие собственных данных, их анализа, обобщений, выводов.

  4. Обзор литературы по выбранной тематике.

Объект исследования должен быть локализован т.е. например: архитектурный комплекс, икона, история и современность.

Этапы работы:

- Практические работы на местности;

- Архивный этап работы;

- Этап работы с населением, духовенством, телевидением





Приложение №5.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.


Исследования в области психологии мышления показывают, что поздно учить человека заниматься исследовательской деятельностью, когда он стал уже взрослым. Необходимо приступить к работе в этом направлении еще в начальной школе. Доказано, что в младшем школьном возрасте у детей отчетливо проявляются любознательность, познавательная активность, стремление к поисковой, исследовательской деятельности.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие следующих основных этапов в научной сфере:

  • постановка проблемы;

  • изучение разной информации по данной проблематике;

  • выбор методов исследования и практическое овладение ими;

  • сбор собственного материала;

  • анализ и обобщение;

  • формулировка выводов.

Одной из основных целей учебного исследования является приобретение обучающимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, так как именно в исследовании наиболее явно выражается процессуально - деятельный компонент обучения. Исследовательская деятельность предполагает этапы деятельности:

1. Подготовительный этап. Своевременно и правильно проведенная подготовка поможет избежать многих ошибок и недочетов в дальнейшей практической работе, формулировке выводов, рекомендаций и т д.

Необходимо обязательно проделать следующие виды работы:

- выбрать направления исследования;

- ознакомиться с научной проблемой и объектом исследования по доступным литературным источникам;

- выбрать тему, поставить цель исследования;

- сформулировать задачи; ознакомиться с возможными методиками исследования и выбрать среди них наиболее оптимальные - реальные как с точки зрения достижения поставленной цели, так и с точки зрения наклонностей детей, а главное - возможностей.

Подробнее о видах подготовительной работы.

Выбор направления исследования. Перед детьми должны быть поставлены вопросы: «Чем я буду заниматься?», «Что или кого исследовать?» Вопросы очень сложные и важные, поскольку дальнейшие действия зависят от того, как обучающиеся на них ответят. Более сложные темы, возможно исследовать группой детей, единомышленников.

Знакомство с проблемой и объектом исследования по литературным источникам.

Необходимо в реферативной форме изложить сведения о предполагаемом объекте исследования, почерпнутые из доступных научных и научно - популярных источников, а также из периодических изданий. За краеведческим материалом о природе и культуре родного края можно и желательно обратиться в краеведческий музей, в библиотеки города и образовательного учреждения. Информацию следует собирать по определенному плану, который составляется заранее. На данном этапе обучающиеся могут выявить круг наименее изученных и наиболее актуальных вопросов и проблем.

Выбор темы исследования, определение цели и задач. После принципиального выбора направления исследования и теоретического знакомства с объектом исследования и научной проблемой можно приступать к формулировке конкретной исследовательской темы, постановке цели, составление перечня практических задач исследования.

Цель достижение конкретного результата исследования, а в задачах раскрываются способы или этапы достижения цели. Сообразно поставленным задачам следует выбрать методики практической работы, с помощью которых дети достигнут поставленной цели.


Выбор методов исследования.

Основная задача исследователя на данном этапе заключается в правильном подборе методов изучения объекта исследования.

Для этого необходимо учесть следующее:

- состояние материально-технической базы образовательного учреждения оснащенность приборами, инструментами, оборудованием и т. п.) и возможности ее улучшения (помощь спонсоров и родителей, а также самостоятельное изготовление несложного оборудования;

- индивидуальные особенности участников исследования (возможность справиться с поставленной задачей);

- особенность исследуемого объекта или проблемы;

- характер целей и задач исследования (если цель достижима при помощи простых методов, то нет необходимости их искусственно усложнять).



2. Общие требования к проведению исследований.

Обратимся к опыту известных исследователей. Большинство из них рекомендуют при проведении работы соблюдать следующие правила:

в длительных маршрутных и экспедиционных исследованиях обязательное непосредственное присутствие взрослых руководителей; необходимо правильно вести себя, не шуметь без особой причины; не ходить в одиночку в «глухих» местах.

  1. Обработка и обсуждение результатов исследований.


Этот этап следует начинать после завершения сбора первичной информации. Результаты исследовательской работы могут быть по-разному. Например, в виде развернутого научного доклада, статьи в газету, заявки на грант или итоговой аттестационной работы. При проведении исследования необходимо помнить следующее:

  1. При работе с литературными источниками следует фиксировать все библиографические данные для включения в список использованной литературы: фамилия и инициалы, автора или редактора, название книги, место издания, издательство, год издания и количество страниц в данном издании.

  2. Необходимо тщательно фиксировать первичную информацию, которая обобщается и оформляется в различной форме. Это могут быть таблицы, графики, диаграммы и другие.

  3. При оформлении и последующем представлении результатов работы особую ценность будут представлять какие-либо объекты, материалы, рисунки, фотографии, копии документов, фото- видеоматериалы.


  1. Использование результатов исследований.


Результаты грамотно проведенного исследования могут быть использованы для участия в следующих мероприятиях:

- выступления на научных конференциях, научно-практических выставках, конкурсах и олимпиадах;

- публикации в научных изданиях или средствах массовой информации;

- получение финансовых средств на продолжение исследований и внедрения их результатов практику;

- защита исследовательской работы, в качестве аттестационной работы на выпускных или переводных экзаменах в образовательном учреждении.


Выполненные работы могут стать, дидактическим, оформительским, выставочным материалом; сценарным материалом; информационно- реферативными обзорами с иллюстрациями; разработками мастер-классов; игрушками-персонажами для кукольных спектаклей; элементами сценических костюмов, масками, декорациями.

Организация социально-значимой деятельности. Типология проектов – социальные. Формы и методы работы - интегрированная проектная деятельность.

Выполнение технологических проектов по заказам городских социальных служб, работающих с детьми с ограниченным развитием здоровья (ОРЗ), тесно взаимодействующими с образовательным учреждением.

Виды работ: Социальное исследование - поиск заказов. Выбор наиболее приоритетных заказов. Поиск источников финансирования. Конструкторский и технологический вид

Приложение № 6.

Анкета

участника проектной деятельности

Фамилия, имя

Детское объединение

Консультант (тьютор) проекта

Практический результат проекта (продукт):

- реферат;

- веб-страница;

- брошюра;

- учебное пособие;

- модель;

- театрализованное представление;

- доклад;

- глава учебника;

- другое.

2.0тветь на вопросы (ответ обозначь в таблице):

- Какие умения тебе помогли в работе над проектом?

- Чему ты научился, работая над проектом?

- Чему тебе еще надо учиться?


Умения

Умел

Научился

Надо научиться

Умение выделять существенное, главное




Умение планировать и организовывать работу




Умение анализировать, сравнивать




Умение обобщать, делать выводы




Умение формулировать научную гипотезу и цель работы




Умение воображать, создавать, моделировать





Самостоятельная работа




Активность




Желание учиться







Приложение №7.


Роль исследовательской работы

в развитии и саморазвитии обучающихся дополнительного образования детей

Исследовательская деятельность должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.

Исследовательская деятельность обучающихся, это образовательная технология, использующая в качестве главного средства - учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста-руководителя исследовательской работы.

Основной особенностью исследования в образовательном процессе является то, что оно - учебное. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности заключается:

  • в приобретении обучающимися функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности;

  • в развитии способности к исследовательскому типу мышления;

  • в активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося).

Чтобы обучить ребенка технологии исследовательской деятельности; методам исследования; работе с первоисточниками; развить навык формирования и выделения версий, анализа, развить исследовательские способности и помочь выработать исследовательскую позицию требуется время для индивидуальной работы.

Одной из главных составляющих образования является его наполнение реальным предметно-тематическим и культурно-историческим содержанием.

В этом один из решающих факторов актуальности исследовательской деятельности обучающихся. Обращение молодежи к памятникам истории, природы и культуры способно обеспечить решение задачи подъема художественно-эстетических потребностей личности, поскольку сейчас обществу необходима личность свободная, интеллектуальная, творческая, образованная и культурная.

Сохранение культурной среды и сохранение окружающей природы - это две важные, существенные и неразрывно связанные задачи, решение которых необходимы человеку для его духовной и нравственной жизни.

Такое обращение открывает неиссякаемый источник общественно-значимой и художественной информации. Постижение этой информации должно идти так сказать «на ощупь». Необходимо учить чувствовать и воспринимать мир исторического прошлого через: пиршество красок декоративно-прикладного искусства, этнографию, оригинальность конструктивных решений наших предков в различных направлениях материальной и духовной культуры.

Настоящие мемориальные ансамбли находятся рядом. Только нужно их разглядеть. Сила их воздействия определяется синтезом искусств - архитектуры, скульптуры, литературы, паркового искусства, достоверностью места исторического события, памятниками природы, воинской славы. Произведения народных художников, природа родного края составляют богатство и гордость страны.

И молодежь необходимо: учить понимать, любить, беречь это богатство; формировать эмоционально-ценностную ориентацию обучающихся через историческое краеведение и экологическую культуру, возрождать духовно-нравственное наследие.





Приложение № 8.


«СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ»

  1. Название работы должно отражать ее содержание. В настоящее время большое рас­пространение получил следующий способ оформления названия. Кратко формулируется предмет работы, а затем в скобках или после двоеточия поясняется суть проблемы или определяется ее исследовательский статус.

  2. В начале работы должно быть дано описание предмета исследования и сформулиро­ваны цели работы. Описание предмета исследования вводит читателя в курс проблемы, а цели должны показать, с какими намерениями автор приступает к изложению. Если рабо­та носит исследовательский характер, желательно описать методы исследования. Методы

- это то, какими способами будут решаться поставленные задачи (анализ текста, сравне­ние памятников, построение модели...). Кроме этого, следует описать источники.

  1. Деление смысловой части может быть произвольным. В том случае, если привлечено много материала или присутствуют сложные логические связи, целесообразно разбить текст на части. При сложной организации текста к работе желательно сделать оглавление.

  2. В конце работы должны быть описаны результаты. Эта часть должна показать чита­телю, что было сделано, какое новое знание получено. Следует помнить, что даже отрица­тельный результат в науке рассматривается как результат, и потому должен быть достой­но оформлен. В реферате нужно подытожить изложенное, сделать выводы, привести свои наблюдения.

  3. Иллюстрации могут помещаться в тексте или вынесены в специальное приложение. Для понимания места и смысла иллюстраций они должны иметь пояснительные подписи. В самом тексте на них желательно делать ссылки в соответствующем смысловом куске. Если иллюстраций много, следует их пронумеровать и привести их полный список в при­ложении к работе.

  4. О ссылках. Существуют разные способы оформления ссылок. Выбор одного из них зависит от размера и характера работы. В настоящее время предпочтительной считается «оксфордская» система, когда ссылка вставляется в текст в скобках. Скобки содержат фа­милию автора цитируемой работы, год издания работы (в том случае, если в тексте цити­руются и другие работы этого автора) и номер страницы после двоеточия. Например: (Старцев:26) или (Анненков 1996:84). Полные данные о цитируемом труде должны быть помещены в заключительном разделе «литература» и иметь такой вид: Алфеева В. А. Паломничество на Синай. М., 1998. Если цитируется статья из журнала или сборника, то это будет выглядеть так: Архипецкая А. С.Египет глазами европейцев: Египетские впе­чатления. СПб., 2000.Все вышеизложенные правила не исключают творческого отноше­ния к оформлению работы, главное в которой — логическая последовательность, а также обоснованность и ясность выводов.


Исследовательские работы учащихся подразделяются на группы:



- Реферативные работы. При написании реферата подразумевается, что автор прора­ботал большое количество монографий, сборников, статей, содержащих материал по интересующей его теме. Реферат является научной работой в случае наличия анализа и обработки представленного материала.

- Отчеты об экспедициях и поездках. В таких работах может содержаться интересный фактический материал, собранный в результате прохождения маршрута или прове­дения наблюдений. Научной работой отчет может считаться в том случае, если имеются обобщения, систематизация и обработка собранных данных.

- Исследовательская работа содержит обязательные элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки факти­ческого материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и об­суждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы (выводы) на поставленные в задачах вопросы.



















Приложение № 9

Требования к дополнительной образовательной программе


«Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся учреждения дополнительного образования детей в условиях детского объединения по интересам»

  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

  • формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и социально значимой проблемы.

Программа нацелена на:

  • развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению;

  • формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок;

  • системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

  • самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к построению индивидуальной образовательной траектории;

  • решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.


Повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий:

  • формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности;

  • создание условий для интеграции форм занятий и внеурочных форм, их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;

  • формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.);

  • возможность получения практико-ориентированного результата (практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов);

  • возможность практического использования приобретённых обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;

  • подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.


Программа должна содержать:


  1. цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся как средства совершенствования их универсальных учебных действий; описание места Программы и её роли в реализации качества образовательного процесса;

  2. описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью- а также места универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;

  3. типовые задачи по формированию универсальных учебных действий;

  4. описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

  5. описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной

деятельности обучающихся;

  1. планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках занятий и внеурочной деятельности;

  2. описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

  3. методику и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

Система условий реализации должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения

Система условий должна учитывать организационную структуру образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными институтами. Система условий должна содержать:

- описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических; обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; контроль состояния системы условий.

Условия реализации должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения в соответствии с индивидуальными учебными планами всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

  • развития личности, её способностей;

  • формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

  • самореализации обучающихся через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • социальной практики;

  • общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими учреждениями общего, дополнительного и профессионального образования, организациями и учреждениями культуры и спорта;

  • овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу ориентации в мире профессий, осознанного выбора будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;

  • работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;

  • формирования у обучающихся гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентации, готовности к защите Отечества, службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;

  • самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;

  • выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом;

  • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектно-исследовательской жеятельности.

Личностным:

- включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

- правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном

социуме.


Метапредметным - включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

  • способность их использования в познавательной и социальной практике;

  • самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

  • способность к построению индивидуальной образовательной траектории;

  • владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Предметным:

  • включающие освоенные обучающимися в ходе изучения образовательной программы учебного умения, специфические для данной программы;

  • виды деятельности по получению нового знания в рамках программы, их преобразование и применение в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

  • формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

9. Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);

  • сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику

быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели и составлять планы;

  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать образовательную деятельность;

  • использовать различные ресурсы для достижения целей;






























Приложение №10

ПОЛОЖЕНИЕ


"о дополнительных образовательных программах с элементами проектно-исследовательской деятельности, для реализации в образовательном процессе МБОУ ДОД "Дворец пионеров и школьников г. Курска

Настоящее Положение разработано в целях определения статуса и требований к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, содержащим элементы проектно-исследовательской деятельности.

Реализация данных программ является необходимым условием обеспечения вариативности и качества дополнительного образования, ориентированного, преимущественно на детей с повышенным уровнем интеллектуальных способностей и мотивацией к творческой деятельности.

Разработка дополнительных образовательных программ с элементами проектно-исследовательской деятельности нацелена на обучение в рамках естественнонаучной, эколого-биологической, научно-технической, культурологической, художественно-эстетической направленности, краеведения и гуманитарного образования.

Образовательные программы с элементами проектно-исследовательской деятельности, должны соответствовать Закону РФ "Об образовании", "Типовому Положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей", требованиям Устава образовательного учреждения, Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей" и подразумевают

- подачу содержания образовательной программы в проблемном ключе, с фиксацией вопросов, которые могут стать темой индивидуального проекта или учебно-исследовательского.

- обучение детей методологии проектирования или исследования, изучение состава и последовательности этапов их выполнения (выделение проблемы, формулировка гипотезы, планирование, постановка цели и задач, освоение методики, получение собственных данных, обработка, анализ, выводы, представление результатов в различных формах)

- выполнение каждым обучающимся индивидуальной проектной или исследовательской работы.

В зависимости от склонностей и возможностей конкретного обучающегося проект или исследовательская работа может быть в форме реферата с элементами анализа и сопоставления до полномасштабного исследования, включающего результаты самостоятельной творческой, экспериментальной или полевой работы.


Основными результатами реализации дополнительных образовательных программах с элементами проектно-исследовательской деятельности на уровне организациии, проведения самостоятельного исследования является наличие у обучающихся следующих знаний:

- по классификации проектов и учебно-исследовательских работ

- о понятийном аппарате проектно-исследовательской деятельности

- о методологии научного исследования и о содержании исследования и проектирования

- о закономерностях проектно-исследовательской деятельности и о содержании ее основных этапов

- знание основных методов проектно-исследовательской деятельности.


Освоение навыков и выработка следующих умений:


- по технологии выполнения проекта или самостоятельного исследования;

- по реализации общей схемы хода научного исследования для получения результатов с использованием различных методик проведения работ;

- по презентации полученных результатов с применением современных информационных технологий;

- в оформлении и предоставлении результатов проекта или исследования, подготовки докладов, рефератов, презентации и других форм выступлений на конкурсах, конференциях и т.п.

- об освоении универсальных учебных действий

Личностных - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

- Регулятивных - целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция;

- Познавательных - общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы, (работа с информацией, с учебными моделями, использование знаково-символических средств);

- Коммуникативных - планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли, разрешение конфликтов.

На уровне становления исследовательских способностей и развитие субъектной позиции обучающихся, результат определяется навыками и умениями:

- определять цель и тематику работы;

- выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и исследовательской работе;

- определять допустимые сроки выполнения проекта или исследовательской работы;

-подбирать методы и способы решения поставленных задач;

- владеть правилами сбора и его обработки и анализа;

- прогнозировать результаты выполнения работ и проектов и критерии их оценки;

- работать с литературными источниками и выделять главное;

- грамотно использовать в своей работе данные литературных источников и материалы Интернета;

- првавилам оформления исследовательской работы и отчета о выполнении работы;

- грамотно оформить работу, проект;

- подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту ), (для выступлений на научно-практической конференции;
- грамотно, кратко и четко высказать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы,

- подготовить тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для публикаций.

Педагогические работники, осуществляющие проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися детских объединений должны обладать знаниями о планировании проектно-исследовательской деятельности, о методике обучения, организации и проведении самостоятельных исследований.

Учебные группы или детские объединения, работающие по дополнительным образовательным программам с элементами проектно-исследовательской деятельности, могут иметь право на целевое финансирование выполняемых проектно-исследовательских работ.

В группах, работающих по данным программам каждый обучающийся должен в течение года выполнить и защитить творческую работу (реферативную - на 1-ом году обучения, проектную или научно- исследовательскую работу на 2-м и последующие годы обучения).

Минимальный численный состав группы 1-го года обучения, работающие по дополнительным образовательным программам с элементами проектно-исследовательской деятельности - 10-12 человек, - 2-го и последующих годов обучения - 6-8 человек.

Образовательные программы с элементами проектно-исследовательской деятельности проходят экспертизу в Научно-методическом совете МБОУ ДОД "Дворец пионеров и школьников г. Курска", получают внутреннюю и внешнюю рецензии, и утверждаются Педагогическим советом;

- Творческие группы педагогических работников Дворца пионеров и школьников анализируют результативность реализации образовательных программ с элементами проектно-исследовательской деятельности



  • Другое
Автор Балахнина Ольга Ивановна
Дата добавления 08.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 270
Номер материала MA-073211
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»