Барсукова Валентина
Григорьевна
КГУ
«Средняя школа №27»
акимата
г. Усть –Каменогорска,
мини
–центр «Айналайын»
Инновационные методы и приемы обучения грамоте и
чтению
На современном этапе
к воспитателю детского сада предъявляются высокие требования: педагог новой
формации должен уметь чувствовать внутреннее состояние дошкольника,
соответственно реально оценивать их эмоционально-психологическую готовность к
получению новых знаний, к организуемой деятельности.
Дидактический
комплект «Раннее обучение чтению и грамоте дошкольника с разными
образовательными возможностями» представляет последовательную систему инновационных
методов и приемов, в которые включены элементы методики Е. Е. Шулешко и Глена
Домана, адаптированные с учетом специфики дошкольной организации (далее – ДО) с
инклюзивным образованием.
Использование данного
комплекта позволило кардинально изменить подходы в организации основного вида
деятельности дошкольника и разработать систему с четкой последовательностью
педагогических действий:
·
развивать артикуляционную
моторику и ритмико-интонационную сторону речи дошкольника;
·
осуществлять постановку и
автоматизацию звуков;
·
развивать речевую активность
ребенка во всех видах деятельности, через сочетание ряда компонентов –
эмоционального, психомоторного, поисково-познавательного и речевого.
Актуальность
дидактического комплекта:
возможность оценить уровень орфографически беглого чтения дошкольника, пополнения
словарного запаса новыми терминами и овладение дошкольниками законами
грамматики. Использование проекта при образовательно-коррекционном обучении «не
говорящих» детей активизирует и стимулирует появление собственной активной
речи.
На первом этапе
организуется работа по таблице «Аквариум», в младших группах выстраиваем
систему, начиная со знакомства с «аквариумом», затем уточняем, что детям
известно на представленной картине, также знакомим их с буквами и цифрами.
ПРИМЕР
занятия в
подготовительной группе
1. Логическая
разминка
Ребята, сегодня
утром я получила телеграммы с небольшими стихотворениями, но из каких сказок
эти строчки, я не знаю. Вы мне поможете узнать, откуда пришли телеграммы.
Если топну я ногою,
позову моих солдат, в эту комнату толпою умывальники влетят.
Рыбы по полю
гуляют, жабы по небу летают, мыши кошку изловили, в мышеловку посадили.
Ладно, ладно,
побегу, вашим детям помогу. Только где же вы живете? На горе или в болоте?
Кто злодея не
боится и с чудовищем сразится – я тому богатырю двух лягушек подарю.
На столе биты с
названиями сказок – отправителей телеграмм: «Мойдодыр», «Путаница»,
«Айболит», «Тараканище». Детям предлагается выстроить биты по порядку
чтения строчек из стихотворения. Убрать лишнее слово и объяснить, почему? («Айболит»
– начинается на гласную, а все остальные – на согласную).
2.
Конструирование слов
По первым буквам
каждого слова, написанного на бите, сконструировать новое
слово:
Р – РУКА
А – АРИНА
Д – ДИМА
У – УШИ
Г – ГОЛОВА
А – АЛЕША
Контрольные
вопросы:
На какие две
смысловые группы можно разделить эти слова?
Назовите слова,
которые относятся к именам? Назовите слова, которые характеризуют части тела.
Какое слово
сконструировали? РАДУГА
3. Графический
диктант
У каждого на столе
– разлинованный листок. Сегодня мы будем писать слова, но не буквами, а
кружочками. Сколько в слове букв, столько кружочков надо написать:
ООООО (БАНАН)
ООООО (ВИЛКА)
ОООО (ОКНО)
Контрольные
вопросы:
Подчеркните слово,
которое начинается на твердую согласную, – синим карандашом, на мягкую
согласную – зеленым, на гласную – красным.
Назовите слова с
одним слогом, с двумя.
Разделите слова на
слоги.
Соотнесите биты-слова со словами, написанными кружочками.
|
В старших
группах задача усложняется – ребенок как знаток выступает проводником при
организации работы по аквариуму.
Создавая поисковую ситуацию, где «предмет» работы буква или цифра, о
которой идет речь, становится объектом обсуждения: назначение, внешний вид,
место расположения, цвет, неповторимость буквы по имени, месту, облику, что помогает
ребенку за короткий период освоить все группы букв.
На втором этапе
организуется работа по слоговым таблицам: тема беседы по аквариуму имеет
логическое продолжение занятия по слоговым таблицам, то есть дети учатся
соотносить буквы со слогом и словом. Ведение слоговых таблиц позволило
·
активизировать зрительное
восприятие дошкольника;
·
стимулировать вербальные возможности
дошкольника.
На третьем этапе
организуется работа по «Битам».
К слоговым таблицам
разрабатываются биты. Они разделены на тематические лоты и в
течение дня могут предъявляться ребенку в различных видах деятельности.
В результате
систематической работы происходит
·
усвоение детьми технологии
работы с битами;
·
зрительная стимуляция к
целому восприятию слов и словосочетаний;
·
активизация слухового
восприятия алфавита, слогов и слов, через активизацию тактильного восприятия.
Таким образом, введение
данного дидактического комплекта в образовательный процесс дает возможность
безболезненно научить детей основам грамоты и чтения, позволяет сформировать
возрастные компетентности, получить качественный образовательный результат.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.