Инфоурок Другое Другие методич. материалыИнновационные методы и приемы обучения грамоте и чтению

Инновационные методы и приемы обучения грамоте и чтению

Скачать материал

Барсукова Валентина Григорьевна                                                                                                       

КГУ «Средняя школа №27»

 акимата г. Усть –Каменогорска,

мини –центр «Айналайын»

 

Инновационные методы и приемы обучения грамоте и чтению

На современном этапе к воспитателю детского сада предъявляются высокие требования: педагог новой формации должен уметь чувствовать внутреннее состояние дошкольника, соответственно реально оценивать их эмоционально-психологическую готовность к получению новых знаний, к организуемой деятельности.

Дидактический комплект «Раннее обучение чтению и грамоте дошкольника с разными образовательными возможностями» представляет последовательную систему инновационных методов и приемов, в которые включены элементы методики Е. Е. Шулешко и Глена Домана, адаптированные с учетом специфики дошкольной организации (далее – ДО) с инклюзивным образованием.

Использование данного комплекта позволило кардинально изменить подходы в организации основного вида деятельности дошкольника и разработать систему с четкой последовательностью педагогических действий:

·        развивать артикуляционную моторику и ритмико-интонационную сторону речи дошкольника;

·        осуществлять постановку и автоматизацию звуков;

·        развивать речевую активность ребенка во всех видах деятельности, через сочетание ряда компонентов – эмоционального, психомоторного, поисково-познавательного и речевого.

Актуальность дидактического комплекта: возможность оценить уровень орфографически беглого чтения дошкольника, пополнения словарного запаса новыми терминами и овладение дошкольниками законами грамматики. Использование проекта при образовательно-коррекционном обучении «не говорящих» детей активизирует и стимулирует появление собственной активной речи.

На первом этапе организуется работа по таблице «Аквариум», в младших группах выстраиваем систему, начиная со знакомства с «аквариумом», затем уточняем, что детям известно на представленной картине, также знакомим их с буквами и цифрами.

ПРИМЕР

занятия в подготовительной группе

1. Логическая разминка

Ребята, сегодня утром я получила телеграммы с небольшими стихотворениями, но из каких сказок эти строчки, я не знаю. Вы мне поможете узнать, откуда пришли телеграммы.

Если топну я ногою, позову моих солдат, в эту комнату толпою умывальники влетят.

Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают, мыши кошку изловили, в мышеловку посадили.

Ладно, ладно, побегу, вашим детям помогу. Только где же вы живете? На горе или в болоте?

Кто злодея не боится и с чудовищем сразится – я тому богатырю двух лягушек подарю.

На столе биты с названиями сказок – отправителей телеграмм: «Мойдодыр», «Путаница», «Айболит», «Тараканище». Детям предлагается выстроить биты по порядку чтения строчек из стихотворения. Убрать лишнее слово и объяснить, почему? («Айболит» – начинается на гласную, а все остальные – на согласную).

2. Конструирование слов

По первым буквам каждого слова, написанного на бите, сконструировать новое слово:

Р – РУКА

А – АРИНА

Д – ДИМА

У – УШИ

Г – ГОЛОВА

А – АЛЕША

Контрольные вопросы:

На какие две смысловые группы можно разделить эти слова?

Назовите слова, которые относятся к именам? Назовите слова, которые характеризуют части тела.

Какое слово сконструировали? РАДУГА

3. Графический диктант

У каждого на столе – разлинованный листок. Сегодня мы будем писать слова, но не буквами, а кружочками. Сколько в слове букв, столько кружочков надо написать:

ООООО (БАНАН)

ООООО (ВИЛКА)

ОООО (ОКНО)

Контрольные вопросы:

Подчеркните слово, которое начинается на твердую согласную, – синим карандашом, на мягкую согласную – зеленым, на гласную – красным.

Назовите слова с одним слогом, с двумя.

Разделите слова на слоги.

Соотнесите биты-слова со словами, написанными кружочками.

В старших группах задача усложняется – ребенок как знаток выступает проводником при организации работы по аквариуму. Создавая поисковую ситуацию, где «предмет» работы буква или цифра, о которой идет речь, становится объектом обсуждения: назначение, внешний вид, место расположения, цвет, неповторимость буквы по имени, месту, облику, что помогает ребенку за короткий период освоить все группы букв.

На втором этапе организуется работа по слоговым таблицам: тема беседы по аквариуму имеет логическое продолжение занятия по слоговым таблицам, то есть дети учатся соотносить буквы со слогом и словом. Ведение слоговых таблиц позволило

·        активизировать зрительное восприятие дошкольника;

·        стимулировать вербальные возможности дошкольника.

На третьем этапе организуется работа по «Битам».

К слоговым таблицам разрабатываются биты. Они разделены на тематические лоты и в течение дня могут предъявляться ребенку в различных видах деятельности.

В результате систематической работы происходит

·        усвоение детьми технологии работы с битами;

·        зрительная стимуляция к целому восприятию слов и словосочетаний;

·        активизация слухового восприятия алфавита, слогов и слов, через активизацию тактильного восприятия.

 

Таким образом, введение данного дидактического комплекта в образовательный процесс дает возможность безболезненно научить детей основам грамоты и чтения, позволяет сформировать возрастные компетентности, получить качественный образовательный результат.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Инновационные методы и приемы обучения грамоте и чтению"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 818 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.04.2020 124
    • DOCX 45.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 141145
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 848 человек

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»