Инновационная деятельность учителя начальных классов
Сегодня становится актуальной подготовка учителя начальных классов нового типа
- учителя, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения,
развития и становления личности ребенка, умеющего организовать общение в
учебной деятельности, владеющего специальными знаниями и умениями для
внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.
Изучив
современные образовательные технологии, я выбрала для себя следующие:
-
Игровая технология.
-
Технология уровневой дифференциации.
-
Проектная технология.
-
Компьютерная технология.
Для
младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия,
легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность,
особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя
начальной школы.
В 3 -ом классе я провела простой эксперимент. Для этого взяла два урока
математики на одну тему. Один урок провела в традиционной форме, другой – в
игровой. После опроса учащихся 100% учеников выбрали урок в игровой форме как
наиболее интересный. В то же время усвоение учебного материала улучшилось на
28%.
Одной из центральных проблем обучения русскому языку является орфографическая
грамотность учащихся.
Важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на
сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических
правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
Среди причин,
порождающих ошибки учащихся, можно назвать следующее:
- невнимательность,
рассеянность, поспешность;
- не видят
орфограммы (нет орфографической зоркости);
- орфограмму
видят, но ошибочно её определяют;
- не понимают
значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
- работают
медленно, не успевают применять свои знания.
К.Д.Ушинский предупредил учителей, что изучения не следует делать только игру
или забаву, что это серьёзный труд, требующий напряжения сил. Если учитель не
научит учащихся тщательно исправлять ошибки, указывая при этом на их характер,
то ошибки не исчезнут в письменных работах.
Итак,
внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов,
сознательное отношение к работе, волевое напряжение – всё это имеет большое
значение в формировании орфографических навыков у младших школьников. С целью
развития орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах,
проверять их написание учащимся предлагаю следующие виды заданий:
1.
Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мосты, река, столы).
2. Подбери к
данным словам слова с безударной гласной. Сравни написание ударных и безударных
гласных (Косы – к…са, норы – н…ора, страны – стр…на).
3. Найди в тексте
слова с безударными гласными и объясни их написание.
4. Среди данных
слов (гора, горы, гористая) найди проверяемое и проверочное слова.
5. Найди в словах
коза и коса орфограмму. Докажи, как её проверить.
6. Подбери слова с
безударной гласной О (а, е, и, я), которую можно проверить ударением (игра «Подбери
слово» или «Кто больше подберет слов»).
7. Игра «Спрячь Ь
в середину слова»: день – деньки, пень – пеньки.
Докажите, почему в
словах деньки и пеньки написали безударную гласную Е (Потому что в словах день
и пень под ударением пишется гласная Е).
8. Игра «Помоги
Незнайке вставить пропущенную букву»: п…ля, м…ря, с…ды. Объясни, почему вставил
такие буквы.
9. Игра «Подбери
букву»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу.
Мои учащиеся в
процессе письма используют следующие алгоритмы:
- проговариваю
- определяю
орфограмму
- вспоминаю
правило
- применяю
его
- пишу
- проверяю
В начальной
школе помимо игровой технологии можно использовать технологию уровневой
дифференциации, предполагающую разделение (расслоение) целого на части, формы,
ступени. Технология эта знакома многим учителям, и в ней есть много
положительных моментов, в числе которых назову следующие:
- у учителя
появляется больше возможностей помогать слабым ученикам и уделять больше
внимания сильным;
-
осуществляется желание сильных учащихся быстрее продвигаться в образовании;
-
в группе, в которой собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
-
главный ориентир – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по
достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов
ориентирован на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его
интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих
способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы.
Обучая учащихся действовать в пределах проектной технологии, учитель
стимулирует обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных
источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки
аналитического, критического и творческого мышления.
Учебный
творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт.
Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому я считаю, что его место –
комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений.
Обучая учащихся действовать в пределах проектной технологии, учитель стимулирует
обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных источников,
пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки
аналитического, критического и творческого мышления.
В качестве примера приведу проект «Новый
год - глазами детей».
В осуществлении проекта принимали все учащиеся класса вместе с
родителями. В роли экспертов выступали представители школьной администрации и
администрации районо. Итог работы – выбранные работы учащихся были
направлены в районный отдел образования. Конкурс такой был проведен, а его
итоги были оглашены на линейке с вручением грамот.
Сейчас ученики моего класса принимают участие в облагораживании
школьного двора и приусадебного участка.
В настоящее время в школе в качестве
универсального средства получения учащимися новых знаний выступает
компьютер. Дети учатся работать на нем, используют возможности Интернета.
Поэтому и для учителя овладение компьютерными технологиями становится насущной
потребностью. Технологии эти обогащают арсенал методических средств обучения,
предоставляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить
уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению
знаний учащимися. Современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать
от своих учеников.
Различные мультимедийные программы я
использую на своих уроках, на родительских собраниях, а также во
внеклассной работе.
Таким образом, инновационные технологии в
работе учителя начальных классов дают ему возможность:
- повысить уровень профессионализма,
- обеспечить благоприятные условия для
развития личности ученика,
- выбирать наиболее эффективные технологии
для решения педагогических проблем,
- с большей определенностью предсказывать
результат и управлять педагогическим процессом.
Инновационные технологии помогают
учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их,
перерабатывать и применять на практике. В то же время эти
технологии…
- стимулируют у учащихся процесс
познания нового,
- формируют у них осознанную потребность в
приобретении знаний и умений,
- порождают стремление к самостоятельной
деятельности,
- формируют устойчивое внимание к предмету.
Для повышения квалификации прошла курсы
по ФГОС. Принимаю участие в интернет вебинарах, принимала участие в
конференции «Наша школа: новый маршрут». Отправляла разработки своих уроков на
сайт Инфоурок.
Закончить хотелось бы словами о том, что
для учителя является главным.
Главное – это искры радости познания в
глазах детей.
Главное гореть самой, чувствовать, что ты
можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.
Учитель
начальных классов Лузина И.А.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.