ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ.
Гончаренко Е. М.
МКОУ Ясенковская
СОШ
e-mail:simka-lenka12345@yandex.ru
Сегодня
в качестве одного из перспективных направлений развития российской образовательной
системы рассматривается ее информатизация.
Доктор
педагогических наук Вадим Валерьевич Гришкун в учебнике для студентов
педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов
«Информатизация образования» обращается к понятию «информационная революция»[1]
и выделяет шесть типов, говоря о том, что «Сегодня мы являемся
свидетелями шестой информационной революции связанной с появлением
глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей и их интеграцией с
технологиями мультимедиа и виртуальной реальности»[2].
Электронный
педагогический словарь под информатизацией образования подразумевает « комплекс
социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных
систем информационной продукцией, средствами и технологией; а также внедрение в
учреждения системы образования информационных средств, основанных на
микропроцессорной технике, информационной продукции, педагогических технологий,
базирующихся на этих средствах»[3]
Таким
образом, информатизация образования есть ни что иное, как область
научно-практической деятельности человека, направленной на применение методов и
средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для
систематизации уже имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения
психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Понятие
«информатизация образования» относительно новое, тем не менее работа в
современной школе не мыслима без средств информатизации.
Средствами информатизации образования называются компьютерное и
программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для
достижения целей информатизации образования. В средней общеобразовательной
школе самыми доступными средствами информатизации являются: проекционная
техника (мультимедийные проекторы); видео и телевизионные средства (цифровые
видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, электронные карты памяти);
компьютерные средства; телекоммуникационные средства общения; средства доступа
к информационным ресурсам.
Я
в своей практике активно использую средства и возможности информатизации как
для личного профессионального развития, так и для достижения высокого уровня
образовательного процесса.
Средства
ИКТ предоставляют широкий выбор возможностей для самообразования учителя. Я
неоднократно принимала участие во Всероссийских сетевых проектах на сайте
«Педагогическая планета» Томского государственного педагогического
университета, осваивая при этом информационно-методические курсы по
интересующим меня темам. Например:
-
«Авторский электронный учебник»;
-
«Авторский дистанционный урок. Система MOODLE»;
-
«Электронное портфолио педагога».
Интернет-ресурсы
способствуют широкому обмену опытом посредством участия в различных конференциях.
Считаю необходимым условием успешной деятельности педагога обобщение
собственного опыта в публикациях и регулярно работаю в этом направлении [4][5]
Также
для работы я успешно использую готовые мультимедийные презентации, а также
создаю собственные ЦОР, отвечающие современным требованиям к
воспитательно-образовательному процессу в школе. Я составляю свои презентации с
учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей
программы. Часто для орфографических разминок («Вставьте пропущенные буквы»),
пунктуационных тренажёров («Расставьте знаки препинания»), игровых задач
(«Корректор», «Найди лишнее») использую презентации, созданные в программе
«Mouse Mischief».
Материал
в созданных мною презентациях очень разнообразен, это рисунки, схемы, таблицы.
Особое внимание на уроках уделяю использованию схем. Зрительное восприятие, с
одной стороны, не утомляет учащихся и вносит разнообразие в учебную
деятельность, а с другой стороны, обеспечивает более прочное усвоение
материала. Часто привлекаю учащихся к самостоятельному или коллективному
составлению опорных схем, как в электронном, так и в письменном варианте.
Важно, что применяемые мною таблицы-алгоритмы можно использовать не только на
отдельных уроках в конкретном классе. Так, например, такие таблицы, как
«Правописание частицы НЕ с разными частями речи», «Правописание Н-НН в
суффиксах разных частей речи» можно использовать и в 5, и в11 классах с каждым
годом усложняя материал.
Неоценимо
значение электронных тренажёров на уроках контроля, а также при подготовке к
итоговой аттестации. Учащиеся, работая с тренажером, не только самостоятельно
применяют полученные знания, но и анализируют допущенные ошибки, восполняют
пробелы. Работа с электронными тренажёрами формирует предметные (практическое
применение полученных ранее знаний, умений и навыков) и личностные умения
(самостоятельное решение поставленной задачи).
Применение
презентаций на уроках литературы разрешило вопрос недостатка наглядности. В
своей методической копилке, совместно с учащимися я собираю материал о
писателях, а затем использую его для составления презентаций.
Современный
школьник должен уметь самостоятельно получать информацию, применяя полученные
умения и навыки. Лучший вариант для самостоятельного изучения предмета –
электронный учебник. Электронный учебник также является одной из разновидностей
ИКТ.
Освоив
в рамках сетевого педагогического проекта информационно-методический курс по
теме «Авторский электронный учебник», владею технологией составления
электронного учебника или пособия. В своей методической копилке имею авторскую
разработку - электронное пособие для учащихся 7 класса по теме
«Причастие» http://planeta.tspu.ru/files/file/manual
Могу
перечислить следующие преимущества данного электронного ресурса:
-
ЭУ максимально облегчает понимание и запоминание (причем активное, а не
пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в
процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга,
в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные
объяснения;
-
ЭУ по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней
сложности, а потому обеспечивает многовариантность, многоуровневость и
разнообразие проверочных заданий;
-ЭУ
позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме (при
неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями);
На
мой взгляд, очень интересным использовать такое пособие как методическое
сопровождение элективного курса, потому что программы таких курсов часто бывают
авторскими или модифицированными, а потому не сопровождаются готовым
учебно-методическим комплексом. Можно разрабатывать, например, материал для
обучающихся с высокой мотивацией к обучению, пособия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
В
последнее время всё более популярным становится дистанционное образование. Технология
дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением
материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии
on-line и off-line. Я уделяю большое внимание возможностям дистанционного
обучения, имею авторскую разработку «Авторский дистанционный урок. Система
MOODLE» http://planeta.tspu.ru/files/file/1400394555.doc
Очень
важно, что дистанционные ЦОР направлены в первую очередь для работы с детьми,
вынужденными обучаться дома.
В
Российской системе образования в рамках
реализации Национального проекта «Образование» (направление «интернетизация
образования») подготовлена база для дальнейшей модернизации
образовательного процесса на основе современных IT-технологий.
Уже
выявлены преимущества электронного обучения перед традиционным в области
открытости, доступности
и расширения возможностей дистанционного
обучения. Однако, как и любое явление, процесс информатизации имеет не только
положительные стороны, встречается много трудностей как для педагога, так и для
обучаемого.
Литература
1.
Информационная революция заключается в изменении способов и инструментов
сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящем к увеличению
объёма информации, доступной активной части населения. Григорьев С. Г., Гришкун
В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. — Москва,
2005 с.12 глава II
2.
Григорьев С. Г., Гришкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные
основы. — Москва, 2005 с.12 глава II
3.
Педагогический словарь enc-dic.com…Informatizacija-Obrazovanija-694
4.
Гончаренко Е.М. Развитие связной речи учащихся – одна из приоритетных задач
современного образования. СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО» info@zavuch.info
5.
Гончаренко Е.М. Русский язык сегодня (анализ новых тенденций в развитии
современного русского языка). СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО» info@zavuch.info
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.