Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИнформатизация образовательного пространства в школе

Информатизация образовательного пространства в школе

Скачать материал

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ.

Гончаренко Е. М.

МКОУ Ясенковская СОШ

e-mail:simka-lenka12345@yandex.ru

Сегодня в качестве одного из перспективных направлений развития российской образовательной системы рассматривается ее информатизация.

Доктор педагогических наук Вадим Валерьевич Гришкун в  учебнике для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов «Информатизация образования» обращается к понятию «информационная революция»[1] и выделяет шесть типов, говоря о том, что «Сегодня мы являемся свидетелями шестой информационной революции связанной с появлением глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей и их интеграцией с технологиями мультимедиа и виртуальной реальности»[2].

Электронный педагогический словарь под информатизацией образования подразумевает « комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; а также внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, информационной продукции, педагогических технологий, базирующихся на этих средствах»[3]  

Таким образом, информатизация образования есть ни что иное, как область научно-практической деятельности человека, направленной на применение методов и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для систематизации уже имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Понятие «информатизация образования» относительно новое, тем не менее работа в современной  школе  не мыслима без средств информатизации.

    Средствами информатизации образования называются компьютерное  и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования. В средней общеобразовательной школе самыми доступными средствами информатизации являются: проекционная техника (мультимедийные проекторы); видео и телевизионные средства (цифровые видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, электронные карты памяти); компьютерные средства; телекоммуникационные средства общения; средства доступа к информационным ресурсам.

Я в своей практике активно использую средства и возможности информатизации как для личного профессионального развития, так и для достижения  высокого уровня образовательного процесса.

Средства ИКТ предоставляют широкий выбор возможностей для самообразования учителя. Я неоднократно принимала участие во Всероссийских сетевых проектах на сайте «Педагогическая планета» Томского государственного педагогического университета, осваивая при этом информационно-методические курсы по интересующим меня темам. Например:

- «Авторский электронный учебник»;

- «Авторский дистанционный урок. Система MOODLE»;

- «Электронное портфолио педагога».

Интернет-ресурсы способствуют широкому обмену опытом посредством участия в различных конференциях. Считаю необходимым условием успешной деятельности педагога обобщение собственного опыта в публикациях и регулярно работаю в этом направлении [4][5]

Также для работы я успешно использую готовые мультимедийные презентации, а также создаю собственные ЦОР, отвечающие современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы. Часто для орфографических разминок («Вставьте пропущенные буквы»), пунктуационных тренажёров («Расставьте знаки препинания»), игровых задач («Корректор», «Найди лишнее») использую презентации, созданные в программе «Mouse Mischief».

Материал в созданных мною презентациях очень разнообразен, это рисунки, схемы, таблицы. Особое внимание на уроках уделяю использованию схем. Зрительное восприятие, с одной стороны, не утомляет учащихся и вносит разнообразие в учебную деятельность, а с другой стороны, обеспечивает более прочное усвоение материала. Часто привлекаю учащихся к самостоятельному или коллективному составлению опорных схем, как в электронном, так и в письменном варианте. 
Важно, что применяемые мною таблицы-алгоритмы можно использовать не только на отдельных уроках в конкретном классе. Так, например, такие таблицы, как «Правописание частицы НЕ с разными частями речи», «Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи» можно использовать и в 5, и в11 классах с каждым годом усложняя материал.

Неоценимо значение электронных тренажёров на уроках контроля, а также при подготовке к итоговой аттестации. Учащиеся, работая с тренажером, не только самостоятельно применяют полученные знания, но и анализируют допущенные ошибки, восполняют пробелы. Работа с электронными тренажёрами формирует предметные (практическое применение полученных ранее знаний, умений и навыков) и личностные умения (самостоятельное решение поставленной задачи).

Применение презентаций на уроках литературы разрешило вопрос недостатка наглядности. В своей методической копилке, совместно с учащимися я собираю материал о писателях, а затем использую его для составления презентаций.

Современный школьник должен уметь самостоятельно получать информацию, применяя полученные умения и навыки. Лучший вариант для самостоятельного изучения предмета – электронный учебник. Электронный учебник также является одной из разновидностей ИКТ.

Освоив в рамках сетевого педагогического проекта информационно-методический курс по теме «Авторский электронный учебник», владею технологией составления электронного учебника или пособия. В своей методической копилке имею авторскую разработку - электронное пособие для учащихся 7 класса по теме «Причастие» http://planeta.tspu.ru/files/file/manual

 Могу перечислить следующие преимущества данного электронного ресурса:

- ЭУ максимально облегчает понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения;

- ЭУ по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности, а потому обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий;

-ЭУ позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме (при неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями);

На мой взгляд, очень интересным использовать такое пособие как методическое сопровождение элективного курса, потому что программы таких курсов часто бывают авторскими или модифицированными, а потому не сопровождаются готовым учебно-методическим комплексом. Можно разрабатывать, например, материал для обучающихся с высокой мотивацией к обучению, пособия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

В последнее время всё более популярным становится дистанционное образование. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. Я уделяю большое внимание возможностям дистанционного обучения, имею авторскую разработку «Авторский дистанционный урок. Система MOODLE» http://planeta.tspu.ru/files/file/1400394555.doc

Очень важно, что дистанционные ЦОР направлены в первую очередь для работы с детьми, вынужденными обучаться  дома.

В Российской  системе образования    в рамках реализации Национального проекта «Образование» (направление «интернетизация образования»)  подготовлена база для дальнейшей модернизации образовательного процесса на основе современных  IT-технологий.  

Уже выявлены преимущества электронного обучения перед традиционным в области открытости, доступности и  расширения  возможностей  дистанционного обучения. Однако, как и любое явление, процесс информатизации имеет не только положительные стороны, встречается много трудностей как для педагога, так и для обучаемого. 

Литература

1. Информационная революция заключается в изменении способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящем к увеличению объёма информации, доступной активной части населения. Григорьев С. Г., Гришкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. — Москва, 2005 с.12 глава II

2.  Григорьев С. Г., Гришкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. — Москва, 2005 с.12 глава II

3.  Педагогический словарь enc-dic.com…Informatizacija-Obrazovanija-694

4. Гончаренко Е.М. Развитие связной речи учащихся – одна из приоритетных задач современного образования. СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО» info@zavuch.info

5. Гончаренко Е.М. Русский язык сегодня (анализ новых тенденций в развитии современного русского языка). СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО» info@zavuch.info

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Информатизация образовательного пространства в школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Хранитель музейных предметов

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Авторская статья для заочного участия в XII всероссийской научно-практической конференции "Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии".

    Сегодня в качестве одного из перспективных направлений развития российской образовательной системы рассматривается ее информатизация.

    Информатизация образования есть ни что иное, как область научно-практической деятельности человека, направленной на применение методов и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для систематизации уже имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 276 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока для обучающихся с ОВЗ "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения"
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 27 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
  • 06.10.2020
  • 473
  • 10
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 360
    • DOCX 52 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гончаренко Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гончаренко Елена Михайловна
    Гончаренко Елена Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 8040
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 233 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов

Мини-курс

Основы сетевого гостиничного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе