Информационные
технологии на уроках английского языка
Саламахина
Н.Н.
В
последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что
использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном
процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися.
Применение ИКТ на уроках дает возможность в любой момент извлечь из памяти и
использовать языковой материал, относящийся к разным разделам изучаемого
иностранного языка, проводить углубленное структурирование данного материала,
располагать его в любой приемлемой форме, использовать цвет, анимацию,
графические и звуковые возможности, регулировать динамическую
последовательность их предъявления. Более адекватная форма презентации языковых
знаний дает положительный психологический эффект, в результате обеспечивается
лучшее понимание языкового материала.
Одной
из основных целей уроков иностранного языка является формирование
коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять
иноязычное межличностное и межкультурное общение. Как считают современные
ученые (Е.С. Полат), чтобы сформировать коммуникативную компетенцию
недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными
упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать
какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с
тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы
в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции –
формирования и формулирования своих мыслей.
Основная
идея подобного подхода к обучению иностранному языку, заключается в том, чтобы
перенести акцент с выполнения различного вида упражнений на активную
мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения
определенными языковыми средствами. Коммуникативный подход способен подготовить
учащегося к спонтанному общению на иностранном языке.
Для
оптимизации учебного процесса в своей опытно-поисковой работе мы использовали
разные варианты сочетания информационных технологий как способа решения
коммуникативных задач , активизации и стимулирования их познавательной
деятельности и повышения качества успеваемости.
Мы
разработали и апробировали несколько типов уроков, в основу которых заложили
принципы постепенного усложнения используемых элементов информационно-коммуникационных
технологий, учета возрастных особенностей детей, индивидуализации и
дифференциации обучения.
Первый
тип занятия – это занятие в компьютерном классе. Обычный урок по теме, когда
компьютер используется в демонстрационном режиме. Компьютерные презентации
могут использоваться на всех этапах работы с учебным материалом. Например, урок
“Летние каникулы ” (класс 7) направлен на закрепление и активизацию
лексического материала, что сопровождается показом презентации о разных видах
отдыха. Заключительным этапом урока является ролевая игра, в которой
собеседники должны убедить друг друга выбрать тот или иной вид отдыха, это
задание обучающиеся выполняют также с опорой на слайд. Преимущества очевидны:
наглядность (анимация и красочное оформление), возможность многократного
использования.
Второй
тип – урок с использованием электронных учебников и компьютерных программ.
Применяются электронные учебники (“Профессор Хиггинс”), CD-диски, входящие в
комплекты УМК “ Enjoy English ”,
а также компьютерные программы игрового характера для младших школьников и
учащихся пятых классов (“Занимательный английский для детей”, “Sing and Learn),
интерактивный учебник “Правильный английский без скучных правил” для детей
10-12 лет. Электронные учебники позволяют детям самостоятельно изучать новый материал
урока, выполнять тренировочные упражнения на его активизацию, проходить тесты
на выявление уровня усвоенного материала. Многие электронные учебники содержат
тесты разноуровнего характера, что повышает мотивацию выполнения заданий , учащийся
с каждым разом старается справиться с заданиями более высокого уровня и компьютер
оценивает учащегося , а не учитель.
Электронные
учебники и компьютерные программы продуктивно используются при введении,
закреплении и активизации учебного материала . Для детей они привлекательнее,
чем учебники. Такое представление нового материала повышает мотивацию и познавательный
интерес учащихся, способствует более глубокому и эффективному его усвоению,
осознанию, развивает память, расширяет словарный запас и воображение.
Что
касается средней и старшей ступени обучения, то здесь неизменным помощником
является мультимедийный учебник “Профессор Хиггинс”, включающий в себя два
раздела “Грамматика” и “Фонетика”. Учащиеся 5-7 классов с интересом изучают
фонетические особенности английского языка, читают за диктором стихотворения,
скороговорки, диалоги, пишут диктанты. Ребята самостоятельно мыслят, решают
возникающие проблемы , рассуждают над возможными путями их решения.
Третий
тип урока с использованием ИКТ включает в себя работу в сети Интернет. Интернет
является одним из лучших инструментов обучения, который может быть включён в
учебный процесс.
Однако,
существует проблема получения излишней, порой недостоверной информации. Получив
задание найти факты, биографии, фото в Интернете, ребенок пускается в плавание
по огромному информационному морю, где рискует “утонуть”. Поэтому прежде чем
давать задание, связанное с поиском информации, ее обработкой и оформлением,
учитель должен выполнить его сам. Целесообразнее указать учащимся в качестве
“опорных” несколько проверенных сайтов, тогда ребятам будет легче
ориентироваться в найденной самостоятельно информации.
Интернет
предоставляет возможность не только обучаться в иноязычной среде, но и
совершать виртуальные путешествия по странам изучаемого языка. Виртуальное путешествие
дает возможность самому получить дополнительную информацию, сделать
самостоятельный вывод о каком-либо памятнике культуры, явлении и событии и обладает
мощным мотивирующим фактором. Игра в путешествие снимает чувство страха перед
общением с носителем языка, помогает привыкнуть к аутентичным материалам.
Одним
из любимых уроков детей 8-9 классов по теме “Страноведение” является
“Путешествие по Лондону” с опорой на сайт www.visitlondon.com. Этот урок
является уроком повторения и закрепления страноведческого материала, направлен
на пополнение культуроведческих знаний, развитие навыков чтения, повышение
мотивации средствами Интернета
Перед
детьми были поставлены задачи: научиться пользоваться электронным словарем,
путеводителем по Лондону, справочной информацией, заполнять анкету.
В начале урока мы
знакомимся с инструкциями о работе с электронным словарем, с путеводителем по
Лондону, как расшифровывать электронную карту. Вместе со мной ребята составили
план виртуального путешествия. В ходе урока каждый ребенок зашел на заданный
сайт и самостоятельно путешествовал по городу, осматривая
достопримечательности, читая небольшие тексты и надписи, находя подтверждение
знаниям, полученным на предыдущих уроках, либо пополняя страноведческие и
лексические знания.
Увлекательное
задание – самостоятельно просмотреть список отелей Лондона, выбрать подходящий
по месторасположению, интерьеру и стоимости, заполнить анкету гостя.
Инструкции, составленные мной, помогают справиться с заданием.
Данный вид
деятельности позволяет учителю быть не тренером, а помощником и консультантом.
Форма работы могут быть как индивидуальными, так и парными и групповыми. На
заключительном этапе урока ребята защищают свой маршрут посещения столицы Соединенного
Королевства, обосновывая, почему они выбрали те или иные места и
достопримечательности.
Полученные
на таком уроке знания и навыки очень прочны. Ученики с успехом применяют их в
дальнейшем в сочинениях, докладах, устных высказываниях, презентациях и
проектных работах.
Также
хочется отметить и такую форму работы с детьми через Интернет, как
дистанционное обучение или консультирование, которой я пользуюсь как в своей
ежедневной работе, так и при подготовке к конкурсам и олимпиадам.
Четвертый
тип – урок, который строится на комбинированном использовании
информационно-коммуникационных технологий.
Так, урок “На дне
рождения” включает в себя использование презентации и электронного учебника
“Профессор Хиггинс”. Для более наглядного введения новых лексических единиц и
грамматического материала, для активизации уже изученной лексики используется
программа Power Point. Для первичного закрепления грамматического правила
“Прошедшее простое время” учащиеся выполняют упражнения на постановку
правильных форм глаголов с помощью программы “Профессор Хиггинс”.
Более
того, использование информационных технологий оказывает неоценимую помощь в
работе со слабыми учениками, для которых характерно рассеянное внимание,
быстрая утомляемость. Электронные опорные конспекты и электронные учебники
удобны для многократного повторения, дают возможность остановиться в любом
месте, вернуться к любому этапу урока, выделить главное. Ведь именно повторение
пройденного – один из наиболее эффективных способов достижения усвоения знаний.
Пятый
тип – урок с комплексным использованием информационно-коммуникационных
технологий. Например, учащиеся создают мультимедийные проекты в рамках
практически каждого раздела учебной программы с применением электронных
учебников, компьютерных программ и ресурсов сети Интернет. Главное правильно
сформулировать тему и проблему. Уже созданы такие проекты как “Новый год в
разных странах”, “Рождество в Великобритании”, “Ее Величество Королева”, “Мой
любимый актер”, “Телевидение: за и против”, “О Великобритании вкратце” и многие
другие.
В
целях развития коммуникативной компетенции на этапе творческого применения
языкового материала используем метод проектов. Это позволяет превратить уроки
иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются
действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с
учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного
взаимодействия.
Внедрение
информационных технологий в образовательный процесс – это требование,
предъявляемое к современному учителю, призванному сделать все возможное для
модернизации образования и реализации социального заказа. Использование
персонального компьютера – это не цель обучения, а средство для реализации
творческих идей и учителя, и учеников.
Однако
всегда следует помнить о том, что при использовании
информационно-коммуникационных технологий нужно быть очень аккуратным, чтобы за
зрелищностью не ушли на второй план суть материала, его научность.
Разумеется,
что никакие новые технологии не смогут заменить учителя на уроке, ведь только
учитель может правильно организовать учебный процес, определить цель занятия,
которая должна быть достигнута, направить учащихся на ее достижение и помочь
им. Компьютер не может заменить удовольствие и радость общения учителя и
детей. Это лишь средство, дополнительная возможность в руках учителя
организовать учебный процесс так, чтобы обучающимся было интересно на уроке,
чтобы они активно принимали в нем участие, чтобы были достигнуты те цели и
задачи, которые ставит учитель, начиная урок.
Применяя
на уроках и во внеурочное время вышеназванные технологии и методические приемы,
мы добиваемся значительного повышения мотивации обучающихся к изучению
английского языка, мы получаем хорошее владение материалом, достаточно высокую
успеваемость, активно принимаем участие в конкурсах и олимпиадах различного
уровня. Это помогает обучающимся наработать позитивный жизненный опыт, успех,
ставший результатом напряжения физических и психических сил личности.
Таким
образом, компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью школьного
образования, что позволяет детям создать что-то свое, интересное, современное и
получить необыкновенно интересный материал и полезный опыт.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.