Секция 5
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ
ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Зайцева Н.В., преподаватель информатики
Государственное бюджетное образовательное
учреждение
среднего профессионального образования
«Дубовский педагогический колледж»
Телефон/факс: 8-(84458)-3-10-40 e-mail: dpk2005@mail.ru
В настоящее время в
рамках профессионального образования большое значение отводится развитию гармоничной,
духовно здоровой личности, а также подготовке высококвалифицированных,
творческих специалистов, способных быть компетентными работниками, готовыми
решать любые профессиональные задачи.
Интегрированный подход к преподаванию дисциплины
«Информационные технологии в профессиональной деятельности позволяет студентам
применять полученные знания при изучении других предметов. Информационные
технологии становятся средством обучения, через которые молодые люди учатся
воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать общими и
профессиональными компетенциями, оценивать, прежде всего, в
духовно-нравственном аспекте. Задача преподавателя информатики не только
научить студентов применять информационные технологии, но и приобщить молодых
людей к духовным ценностям, создать условий для приобретения ими личностных
смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии. Развитие информационных
и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека,
на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается
изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим
миром. В современном «информационном» обществе человек не может обойтись без
соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств и ресурсов,
инструментария и объекта исследований. Также фактом современной
действительности является растущая духовная опустошенность и нравственный
упадок человеческой личности, особенно юной. Наркомания, алкоголизм, разного
рода психические отклонения являются также продуктом «развития» современных
информационных технологий. В связи с этим актуальным для системы образования
становится вопрос не только о подготовки молодого поколения с высоким уровнем
сформированности информационных компетентностей, а духовно-нравственного
воспитания личности. Очень важно воспитывать у студентов доброту, щедрость
души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это помогает им
подготовиться к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, развивается
оптимистическое восприятие жизни, делает дружными, стимулирует стремление
сделать нашу жизнь лучше.
В прошлом году студенты Дубовского педагогического
колледжа стали участниками педагогического проекта «Электронная книга в
дошкольном образовании», направленного на приобщение дошкольников к
художественной литературе. Работая над проектом, молодые люди собирали
методическую копилку (презентации, видеоролики и видео физминутки). В ходе
создания электронных пособий студенты работали с множеством компьютерных программ
и приложений, запланированных учебным планом. На втором этапе студентами
педагогического колледжа были проведены занятия по произведениям русских
писателей и поэтов в дошкольных учреждениях города Дубовки.
В ходе проектной деятельности молодые люди учились самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для
решения познавательных и практических задач - подбирать иллюстрации по
соответствующей тематике, надлежащего качества. Формы организации
проектной деятельности выходят за пределы изучения информатики, они
социально-направлены и предполагают привлечение преподавателей специальных дисциплин,
администрации колледжа, родителей дошкольников.
На следующий год применения проектной технологии было
принято решение перенести имеющийся опыт по созданию видеороликов во
внеклассную деятельность студентов педагогического колледжа. Результатом
совместной работы было создание фильма, с наложением аудиозаписи на выполненные
студентами постановочные фотокадры, по мотивам выбранного рассказа, сказки или
стихотворения. Разделившись на группы обучающиеся работали над созданием выбранного
видеоролика. На первоначальном этапе внутри группы были распределены роли:
режиссер, оператор, декоратор, актеры и монтажер. Теперь студенты сами
снимали, сами в них были актерами и режиссерами и монтировали фильм
самостоятельно. Проектная деятельность представляет собой особый вид
интеллектуально-творческой деятельности, способ достижения цели через
детальную проработку проблемы.
Чтобы озвучивать, монтировать и вообще более полно
использовать созданные кадры, и опубликовать свой фильм в Интернете, можно
воспользоваться программой Windows Movie Maker. Так были созданы видеоролики
по мотивам стихотворений Агнии Барто «Две бабушки» и «Разлука», которые
заняли первое место в районном конкурсе видеороликов, посвященного Дню Матери.
Совместно с дошкольным учреждением города Дубовки
были сделаны видеоролики по мотивам русских народных сказок, в сюжете которых
раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств: запрет - нарушение
- кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние
качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Студенты
педагогического колледжа помогали изготавливать костюмы и декорации к сказкам,
создавали постановочные кадры и монтировали ролики. Показ видеосказок был
организован на родительском собрании у дошкольников средней группы, что вызвало
бурю положительных эмоций как у детей, так и у родителей и студентов.
Применение ИКТ повышает эффективность деятельности
педагога, формирует нравственную позицию студента, нравственность изначально
заложена в сюжетах всех народных сказок. Особенно, если обучающиеся участвуют в
разработке проекта и создании данного электронного продукта. Информационные
технологии позволяют учителю разработать собственный банк образовательных
ресурсов, обеспечивающих достижение воспитательных результатов.
Список литературы:
1. Емельянова,
И. Е. Развитие духовно - творческого потенциала ребенка как фактор
самореализации в социуме / И. Е. Емельянова // Начальная школа: плюс, до и
после. - 2009. - № 11. -с. 10 - 14.
2. Зазнобина Л. С.,
Прессман Л. П. О внедрении видеозаписи в школу. Советская педагогика.
1979. № 7
3. Куклев В.А. Опыт
разработки и применения цифровых образовательных ресурсов: от компьютеризированных
учебников через сетевые технологии к мобильному образованию // Компьютерные
учеб. программы и инновации. - 2006. - № 3. - С. 70-74.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.