Информационно-коммуникационные
технологии в обучении как средство достижения качества образования
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент
переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Можно соглашаться
с запросами рынка и общества, предъявляемые к образованию, или нет, но
несомненным является то, что освоение учащимися современных технологий,
практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать
гипотезу, искать пути решения проблемы, решать её и делать выводы -
компетенции, которые становятся жизненно необходимыми.
Анри Барбюс говорил: «Школа — это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь
выпустить из рук будущее» [2,45]. В настоящее время от выпускников школ требуются
не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой
и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в
быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более
очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу
эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним
задачи. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе
современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного
образования [1,62].
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - общее понятие,
описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки
информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека,
особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение.
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет
рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и
ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель
перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека,
организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его
основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий,
необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик
учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути
классическая образовательная технология принуждения трансформируется в
личностно-ориентированную [2,77].
Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися,
так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться
в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или
иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается
1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и
услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в
процессе обучения. ИКТ позволяют создать условия для повышения процесса
обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм [2,81].
Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет разнообразить
формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает
творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет
экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей
проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных
заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным [4,28].
На уроках английского языка применение ИКТ позволяет использовать
разнообразный иллюстративно - информационный материал. Причем материал находят
сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает
самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к
уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с
компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов
помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим
оценить свои знания, свои возможности
Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать
английский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование
мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.
Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу
урока [1,68].
Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на
этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной
работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя,
рабочего инструмента, объекта обучения.
На сложном этапе урока, когда необходимо сфокусировать внимание, монитор
может стать мощным ритмическим организатором.
С помощью компьютера организовано выполнение всех известных типов
упражнений (вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование
текстов и др.). Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля
над усвоением знаний и формированием навыков учащихся [1,70].
Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания
благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного)
правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности,
которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического
материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует
не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с
применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления»
иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного
и репродуктивного методов обучения).
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать
информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры
позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты,
графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные
фотоизображения [3,19].
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни
одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение.
Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса
компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии,
программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и
методические разработки к ним - сейчас существует довольно широкий интерактивный
мир возможностей для успешного учебного процесса.
Поэтому, мы считаем, что использование информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе позволяет расширять кругозор учащихся, повышают
уровень их культурного образования, развивают языковые и коммуникативные
навыки и умения [5,90].
Компьютер является средством для добывания информации, ее
систематизации, обмена и эстетического оформления результатов.
Таким
образом, использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов
способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их
речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы
в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности.
Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся
устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на
выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ
творческого характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Донцов, Д.
Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Донцов. – М.,
2007.- С.65-70.
2. Евдокимова
М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и
педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001,
№4. – С.75-89.
3. Ефременко
В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ
№8, 2007. - С.18-21.
4. Полат
Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3 – С.23-26.
5. Афанасьева
О.В., Михеева И.В. Новый курс английского языка для российских школ. –
М.:Дрофа,2005. – С.36-47. Книга для учителя к учебнику Афанасьевой и др. –
М.:Дрофа,2005. – С.37-39. Конева Л.П. Применение метода проектов / Корнева Л.П.
– М.,2007.- С.78-90.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.