Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалыИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, ОЧЕВИДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, ОЧЕВИДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Скачать материал

УДК 811. 111

Т. Н. Березявка (г. Пинск, Республика Беларусь)

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ИХ  ИНТЕГРАЦИИ  В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ,

ОЧЕВИДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Информационное общество – это объективное условие существования современного человека, что обеспечивается в первую очередь стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий. Данные технологии, фактически создавая глобальную инфраструктуру, становятся системой жизнеобеспечения всего человечества.

Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более 60 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества и появлением Интернета все больше преподавателей иностранных языков осознают необходимость и эффективность интеграции компьютерных технологий в учебный процесс.

Информатизация образования - это внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, разработка особых моделей и технологий, новых подходов к преподаванию иностранных языков, которые подразумевают:

Ø во-первых, использование языка в реальном контексте, формирование функциональных умений и видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма);

Ø во-вторых, необходимость решения психолого-педагогических задач использования компьютерных средств в учебном процессе на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и информационными технологиями;

Ø в-третьих, формирование дидактически целесообразной информационно-обучающей среды. [1, с. 24]

Информационно-коммуникационные технологии – это средство, с помощью которого успешно решаются вопросы интенсификации и оптимизации образования, воспитания личности, адаптированной к жизни в информационном обществе.

Однако необходимым условием научно обоснованного применения ИКТ в обучении является разработка теоретических вопросов организации учебного процесса и форм учебной деятельности с учетом психолого-дидактических особенностей использования ИКТ в образовательном процессе. При этом какие бы концепции и теории ни создавались, во главе каждой из них должна стоять личность обучаемого, так как введение ИКТ в учебный процесс возможно путем соединения достижений в области информационной техники, психологии и педагогики в единое целое.

Реализация и успешное функционирование обучения с применением средств ИКТ возможно при наличии следующих основополагающих условий:

  • информационной культуры у педагога и учащегося;
  • информационной обучающей среды;
  • устойчивой мотивации учащихся;
  • психологической грамотности и готовности педагога и учащегося к использованию ИКТ;
  • компьютерной безопасности процесса обучения.

Интересно, что школьники не помнят себя без ИКТ, для этого поколения Интернет был всегда[2, с. 66], а мы преподаватели всеми силами стараемся разобраться в них и внедрить их в учебный процесс. И мы абсолютно правы. Если мы сравним традиционного ученика с современным, то увидим, что современные ученики не ждут от нас прямого ответа – они уверены, что учитель поможет им найти правильный ответ. Они не ограничиваются учебником и тетрадью, сейчас мы говорим об электронных учебниках и всевозможных справочниках, предоставляемых сетью Интернет. Домашние задания уже выполняются не индивидуально, а через Интернет либо с помощью Интернета.

Интернет – это культура участия, а не только потребления. Приобщение педагогов к такому еще необычному образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, поднимет культуру преподавания на качественно новый уровень, обеспечит развитие и социальную адаптацию обучающегося в условиях глобализации мирового сообщества. Поэтому  наши ученики  ждут и от нас  участия. А для нас это:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, комбинированные программы [3, с. 21];
  • программы для создания тестов;
  • примеры шаблонов для лексических и грамматических тестов;
  • руководства по созданию веб-страниц и веб-заданий;
  • коммуникативные службы в преподавании;
  • сайты для размещения объявлений для поиска персонального обмена электронной почтой;
  • форумы, предназначенные для преподавателей и учащихся;
  • чаты, предназначенные для преподавателей и учащихся;
  • сайты, посвященные внедрению видеоконференций в преподавание;
  • телекоммуникационные проекты в преподавании;
  • коллекция методических и учебных сайтов;
  • электронные словари и справочники;
  • электронные библиотеки;
  • интернет-энциклопедии.

      Другими словами,  мы говорим о 4 категориях информационных технологий,   в зависимости от дидактической цели:  обучающие (электронные учебные пособия), справочные (справочные приложения), прикладные (текстовые редакторы, базы данных), коммуникационные системы (локальные сети, Интернет).  [3, с. 19]

Исходя из всего сказанного, можно себе представить, каким могучим средством мотивации может выступать использование ИКТ на занятиях и какое широкое поле для деятельности открывается перед учащимися и преподавателями. Внедрение ИКТ в учебный процесс даёт возможность:

v принимать участие  в исследовательских работах;

v оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам,

расширяя таким образом  кругозор учащихся и повышая их культурный уровень;

v формировать в процессе переписки коммуникативные навыки, культуру общения;

v создавать подлинную языковую среду в условиях совместных  телекоммуникационных проектов, видеоконференций, формировать умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и умения выслушать партнёра;

v формировать умения добывать информацию из разнообразных источников и т.д. [4, с. 11]

Современные ИКТ обладают поистине уникальными возможностями для обучения иностранным языкам, однако важно уметь сочетать виртуальное и реальное. Когда учитель увлекается возможностями Интернета, неизбежно возникают вполне очевидные проблемы.

ü Первая и, пожалуй, самая главная проблема – это проблема информомании, чрезмерного увлечения информационными ресурсами без соответствующей методической проработки. [5, с. 33] Какая разница, откуда взят тот или иной  текст, если на уроке предлагается читать его и переводить, выполнять все те же традиционные виды деятельности. В этом случае источник информации не столь важен. Работа с интернет-ресурсами требует не только тщательного отбора учителем материалов, но и конечно использования современных технологий, отвечающих направленности  всего процесса обучения.

ü Вторая проблема связана с увлечением использования информационных технологий ради них самих, забывая о целях обучения иностранному языку, его специфике. Важно понимать, куда и зачем мы стремимся и что мы должны получить в результате! Часто такие учителя настаивают на оборудовании их кабинетов компьютерами, с выходом в Интернет, что не запрещается, но урок должен быть посвящен в первую очередь устной практике. Именно этой практики и не хватает. Просмотр ресурсов Интернета, переписка не должны проходить на уроке.  Для этого используется внеурочное время. На уроке организуется обсуждение полученной информации, отработка соответствующих навыков и умений.

ü Если есть возможность, хорошо использовать иллюстративный материал Интернета, презентации, что значительно обогатит урок. Но для этого нужен мультимедийный проектор, что создаёт дополнительные  трудности в установке. Как вариант можно рассматривать ноут-бук и диапроектор, которые легко устанавливаются в нужном кабинете и значительно расширяют возможности современного учебного процесса. Но и здесь главное не переборщить. Можно найти прекрасную презентацию о стране изучаемого языка и показывать её целый урок, будучи уверенным в том, что делаешь хорошо, а на самом деле не принося никакой пользы учащимся. А можно разумно и органично вписать в урок презентацию, состоящую из 5 слайдов, при этом предоставляя возможности знакомства с культурой, расширяя кругозор и вводя учащихся в межкультурное пространство. Презентация должна содержать максимум 9-12 слайдов!

ü Следует отметить, что соответствие образовательных электронных изданий и ресурсов возрастным особенностям обучаемых и санитарным нормам работы с компьютерной техникой являются одним из основных условий эффективности информатизации учебного процесса. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию обучаемыми части информации или к ухудшению их здоровья.

ü Третья проблема связана с культурой коммуникации в сети, будь то контакт со сверстниками либо со школьниками из других стран. Эта серьёзная проблема, предусматривающая необходимость формирования толерантности к чужому мнению, культуре, обычаям, уважение своего партнера, овладение речевым этикетом. И этому надо учить!

Сложно ли это? Совсем просто. Главное, насколько умело пользуется учитель ресурсами Всемирной сети и вводит их в учебный процесс.

Дети живут не в вакууме, они живо интересуются жизнью, прекрасно осознают, какие возможности им предоставлены, используя их как средство общения и как наиболее быстрый способ получить нужные сведения. [2, с. 69]

Так давайте же «успевать за учениками», чтобы не  опоздать совсем!

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Титова, С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. - М.: Квинто-Консалтинг, 2009. - 239 с.

2.     Коптюг, Н.М. Межкультурное общение: виртуальный опыт / Н.М. Коптюг // Иностранные языки в школе. – 2005. -№ 7. – С.66-70.

3.     Капралова,  И.М. Различные подходы к классификации современных информационных технологий, применяемых в процессе обучения иностранному языку / И.М. Капралова // Замежныя мовы у Рэспублiцы Беларусь. – 2002. - №1. – С. 18-21.

4.     Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся  / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 8. – С.11-15.

5.     Полат, Е.С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 2. – С.26-34.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, ОЧЕВИДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более 60 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества и появлением Интернета все больше преподавателей иностранных языков осознают необходимость и эффективность интеграции компьютерных технологий в учебный процесс.

Информационно-коммуникационные технологии – это средство, с помощью которого успешно решаются вопросы интенсификации и оптимизации образования, воспитания личности, адаптированной к жизни в информационном обществе.

Однако необходимым условием научно обоснованного применения ИКТ в обучении является разработка теоретических вопросов организации учебного процесса и форм учебной деятельности с учетом психолого-дидактических особенностей использования ИКТ в образовательном процессе. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Иностранный язык в профессиональной деятельности (немецкий) для специальности Эксплуатация с/х техники
  • Учебник: «Немецкий язык», Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В., Лытаева М.А.
  • Тема: Kapitel 1. Das Alltagsleben der Jugendlichen in Deutschland und in Russland. Was gibt es da alles? 
  • 06.10.2020
  • 513
  • 3
«Немецкий язык», Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В., Лытаева М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 340
    • DOCX 28.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Березявка Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Березявка Татьяна Николаевна
    Березявка Татьяна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13600
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Повышение мотивации и эффективности обучения иностранному языку с помощью интерактивных тренажеров (на примере английского языка)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 073 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания испанского языка с учетом требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 76 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения испанскому языку

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе