УДК 811. 111
Т.
Н. Березявка (г. Пинск, Республика Беларусь)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ:
НЕОБХОДИМОСТЬ
И УСЛОВИЯ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ,
ОЧЕВИДНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
Информационное
общество – это объективное условие существования современного человека, что
обеспечивается в первую очередь стремительным развитием
информационно-коммуникационных технологий. Данные технологии, фактически
создавая глобальную инфраструктуру, становятся системой жизнеобеспечения всего
человечества.
Использование компьютерных технологий в
преподавании иностранных языков началось более 60 лет назад. До недавнего
времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов,
но с наступлением информационной эры в развитии общества и появлением Интернета
все больше преподавателей иностранных языков осознают необходимость и
эффективность интеграции компьютерных технологий в учебный процесс.
Информатизация
образования - это
внедрение
информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, разработка особых
моделей и технологий, новых подходов к преподаванию иностранных языков, которые
подразумевают:
Ø во-первых,
использование языка в реальном контексте, формирование функциональных умений и
видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма);
Ø во-вторых,
необходимость решения психолого-педагогических задач использования компьютерных
средств в учебном процессе на основе соблюдения баланса между лучшими методами
традиционного обучения и информационными технологиями;
Ø в-третьих, формирование дидактически целесообразной
информационно-обучающей среды. [1, с. 24]
Информационно-коммуникационные
технологии – это средство, с
помощью которого успешно решаются вопросы интенсификации и оптимизации
образования, воспитания личности, адаптированной к жизни в информационном
обществе.
Однако необходимым условием научно
обоснованного применения ИКТ в обучении является разработка теоретических
вопросов организации учебного процесса и форм учебной деятельности с учетом
психолого-дидактических особенностей использования ИКТ в образовательном
процессе. При этом какие бы концепции и теории ни создавались, во главе каждой
из них должна стоять личность обучаемого, так как введение ИКТ в учебный
процесс возможно путем соединения достижений в области информационной техники,
психологии и педагогики в единое целое.
Реализация и
успешное функционирование обучения с применением средств ИКТ возможно при
наличии следующих основополагающих условий:
- информационной культуры у педагога и учащегося;
- информационной обучающей среды;
- устойчивой мотивации учащихся;
- психологической грамотности и готовности педагога
и учащегося к использованию ИКТ;
- компьютерной безопасности процесса
обучения.
Интересно, что
школьники не помнят себя без ИКТ, для этого поколения Интернет был всегда[2, с. 66], а мы
преподаватели всеми силами стараемся разобраться в них и внедрить их в учебный
процесс. И мы абсолютно правы. Если мы сравним традиционного ученика с
современным, то увидим, что современные ученики не ждут от нас прямого ответа –
они уверены, что учитель поможет им найти правильный ответ. Они не
ограничиваются учебником и тетрадью, сейчас мы говорим об электронных учебниках
и всевозможных справочниках, предоставляемых сетью Интернет. Домашние задания
уже выполняются не индивидуально, а через Интернет либо с помощью Интернета.
Интернет – это
культура участия, а не только потребления. Приобщение
педагогов к такому еще необычному образовательному пространству, как всемирная
сеть Интернет, поднимет культуру преподавания на качественно новый уровень,
обеспечит развитие и социальную адаптацию обучающегося в условиях глобализации
мирового сообщества. Поэтому наши ученики ждут и от нас участия. А для
нас это:
- обучающие,
тренировочные, контролирующие, комбинированные программы [3, с. 21];
- программы для создания тестов;
- примеры шаблонов для лексических
и грамматических тестов;
- руководства по созданию
веб-страниц и веб-заданий;
- коммуникативные службы в
преподавании;
- сайты для размещения
объявлений для поиска персонального обмена электронной почтой;
- форумы, предназначенные для
преподавателей и учащихся;
- чаты, предназначенные для
преподавателей и учащихся;
- сайты, посвященные внедрению
видеоконференций в преподавание;
- телекоммуникационные проекты в
преподавании;
- коллекция методических и
учебных сайтов;
- электронные словари и
справочники;
- электронные библиотеки;
- интернет-энциклопедии.
Другими словами, мы говорим о 4
категориях информационных технологий, в зависимости от дидактической цели: обучающие
(электронные учебные пособия), справочные (справочные приложения), прикладные
(текстовые редакторы, базы данных), коммуникационные системы (локальные сети,
Интернет). [3, с. 19]
Исходя из всего сказанного, можно себе
представить, каким могучим средством мотивации может выступать использование
ИКТ на занятиях и какое широкое поле для деятельности открывается перед учащимися
и преподавателями. Внедрение ИКТ в учебный процесс даёт возможность:
v
принимать
участие в исследовательских работах;
v
оперативно
обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных
проектов вопросам, темам,
расширяя таким образом кругозор учащихся и
повышая их культурный уровень;
v
формировать
в процессе переписки коммуникативные навыки, культуру общения;
v
создавать
подлинную языковую среду в условиях совместных телекоммуникационных проектов,
видеоконференций, формировать умения вести дискуссию, аргументировать свою
точку зрения и умения выслушать партнёра;
v
формировать
умения добывать информацию из разнообразных источников и т.д. [4, с. 11]
Современные ИКТ
обладают поистине уникальными возможностями для обучения иностранным языкам,
однако важно уметь сочетать виртуальное и реальное. Когда учитель увлекается
возможностями Интернета, неизбежно возникают вполне очевидные проблемы.
ü Первая и, пожалуй, самая главная проблема – это
проблема информомании, чрезмерного увлечения информационными ресурсами без
соответствующей методической проработки. [5, с. 33] Какая разница, откуда взят
тот или иной текст, если на уроке предлагается читать его и переводить,
выполнять все те же традиционные виды деятельности. В этом случае источник
информации не столь важен. Работа с интернет-ресурсами требует не только
тщательного отбора учителем материалов, но и конечно использования современных
технологий, отвечающих направленности всего процесса обучения.
ü
Вторая
проблема связана с увлечением использования информационных технологий ради них
самих, забывая о целях обучения иностранному языку, его специфике. Важно
понимать, куда и зачем мы стремимся и что мы должны получить в результате! Часто
такие учителя настаивают на оборудовании их кабинетов компьютерами, с выходом в
Интернет, что не запрещается, но урок должен быть посвящен в первую очередь
устной практике. Именно этой практики и не хватает. Просмотр ресурсов
Интернета, переписка не должны проходить на уроке. Для этого используется
внеурочное время. На уроке организуется обсуждение полученной информации,
отработка соответствующих навыков и умений.
ü
Если
есть возможность, хорошо использовать иллюстративный материал Интернета,
презентации, что значительно обогатит урок. Но для этого нужен мультимедийный
проектор, что создаёт дополнительные трудности в установке. Как вариант можно
рассматривать ноут-бук и диапроектор, которые легко устанавливаются в нужном
кабинете и значительно расширяют возможности современного учебного процесса. Но
и здесь главное не переборщить. Можно найти прекрасную презентацию о стране
изучаемого языка и показывать её целый урок, будучи уверенным в том, что
делаешь хорошо, а на самом деле не принося никакой пользы учащимся. А можно
разумно и органично вписать в урок презентацию, состоящую из 5 слайдов, при
этом предоставляя возможности знакомства с культурой, расширяя кругозор и вводя
учащихся в межкультурное пространство. Презентация должна содержать максимум
9-12 слайдов!
ü
Следует
отметить, что соответствие образовательных электронных изданий и ресурсов
возрастным особенностям обучаемых и санитарным нормам работы с компьютерной
техникой являются одним из основных условий эффективности информатизации
учебного процесса. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию
обучаемыми части информации или к ухудшению их здоровья.
ü
Третья
проблема связана с культурой коммуникации в сети, будь то контакт со
сверстниками либо со школьниками из других стран. Эта серьёзная проблема,
предусматривающая необходимость формирования толерантности к чужому мнению,
культуре, обычаям, уважение своего партнера, овладение речевым этикетом. И
этому надо учить!
Сложно ли это? Совсем просто. Главное,
насколько умело пользуется учитель ресурсами Всемирной сети и вводит их в
учебный процесс.
Дети живут не в вакууме, они живо
интересуются жизнью, прекрасно осознают, какие возможности им предоставлены,
используя их как средство общения и как наиболее быстрый способ получить нужные
сведения.
[2, с. 69]
Так давайте же
«успевать за учениками», чтобы не опоздать совсем!
ЛИТЕРАТУРА
1.
Титова,
С. В. Информационно-коммуникационные
технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для
студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. - М.:
Квинто-Консалтинг, 2009. - 239 с.
2. Коптюг, Н.М. Межкультурное
общение: виртуальный опыт / Н.М. Коптюг // Иностранные языки в школе. – 2005. -№ 7. – С.66-70.
3. Капралова,
И.М. Различные подходы к классификации современных информационных технологий,
применяемых в процессе обучения иностранному языку / И.М. Капралова // Замежныя
мовы у Рэспублiцы
Беларусь. – 2002. -
№1. – С. 18-21.
4.
Сысоев
П. В., Евстигнеев М. Н. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки
учащихся / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 8. – С.11-15.
5.
Полат,
Е.С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах
общеобразовательной школы / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 2. – С.26-34.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.