Разговор о неразговорчивых детях.
Нежелание разговаривать психологи называют мутизмом.
Причин
у мутизма множество…
Один, совсем один...
Мутизмом часто страдают дети, которые в силу обстоятельств
вынуждены общаться с очень ограниченным кругом людей. Сейчас многие родители
предпочитают домашнее воспитание, которое, безусловно, имеет свои
преимущества. Однако замечено, что дети, посещающие детский сад, редко страдают
мутизмом.
Что
делать?
Необходимо расширять круг
знакомств малыша. Отдайте его в какой-нибудь кружок, лучше всего в театральный.
Почаще приглашайте в дом гостей, причем не только детей, но и взрослых,
устраивайте праздники, сами ходите в гости, гуляйте с ребенком на детской
площадке. Вернувшись с работы, не бросайтесь делать домашнюю работу,
побеседуйте с ребенком, поспорьте с ним, узнайте его мнение о чем-либо,
поиграйте с ним в игру, в которой каждый из участников должен отстаивать свою
точку зрения или придумать убедительную историю.
Культ личности.
Некоторые
родители невольно сами подогревают мутизм. Обычно это бывает в семьях, где
царит культ малыша, где мама ослеплена любовью к своему чаду, полностью
подчиняется его воле и готова выполнять любые его прихоти. Ей льстит, что
ребенок не может без нее обойтись, что только через нее он общается с
остальными людьми. И часто уходят годы на то, чтобы мама осознала свою ошибку.
Что
делать?
Как бы вам ни хотелось привязать к себе ребенка,
не стоит лишать его самостоятельности. Наоборот, призывайте его к ней и
поощряйте его активность в этом направлении. Если малыш захотел мороженое,
пусть купит его сам. Для этого ему придется открыть рот и произнести несколько
фраз. А если он будет отказываться обращаться к продавцу, то оставьте его раз
или два без лакомства. Старайтесь как можно чаще ставить его в подобные
ситуации. Ребенок постепенно привыкнет обходиться без вашей помощи и станет
более разговорчивым.
Умные
звуки.
Эти упражнения помогут ребенку 3 - 4 лет познакомиться
со звуками русского языка, научиться правильно произносить их и овладеть
первоначальными учебными навыками.
Звук "И"
Сказать,
как пищат цыплята ("пи-пи-пи-пи").
Назвать предметы, произнося звук "И" более длительно, чем другие
звуки (гриииб, улиитка).
Звук "Ы"
Погудеть так, как гудит
большой пароход ("ы-ы-ы" - громко). Погудеть так, как гудит
маленький пароход ("ы-ы-ы" - тихо).
Что любит мышка? (Сыр.)
Кто съел червячка? (Рыбка.)
Звук "У"
Вспомнить,
как гудит паровоз ("у-у-у").
Назвать птиц, произнося звук "У" более длительно, чем другие звуки (гуусь,
куурица, ууутка, петууух).
Назвать игрушки, произнося звук "У" более длительно, чем другие звуки
(кууукла, Чебууурашка).
Звук "Н"
Какими
словами подгоняют лошадку,
чтобы
она бежала быстрее? ("Н-но".)
Звук "М"
Игра
"Мы пойдем": ребенок произносит слова вместе с вами.
Движения - по тексту стихотворения. Повторить 3 - 4 раза.
Мы пойдем на носках,
Мы пойдем на пятках.
Мы идем, как все ребятки:
Раз-два, раз-два!
И как мишка косолапый:
Топ-топ, топ-топ.
Звук "О"
Игра
"Как у наших у ребят": ребенок выполняет движения по тексту
стихотворения.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
А устали ножки -
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.
Звук "А"
Игра
"Цапля": текст читается два раза: сначала ребенок стоит на одной
ноге, затем на другой.
Очень трудно так стоять -
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Звук
"Ц"
Попросите
малыша подсказать вам слово в конце каждого стихотворения. Звук "Ц"
он должен произносить четче, чем другие звуки.
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая (лисица).
Звуки
"Л-Ль"
Игра "Ладошки". Ребенок
выполняет движения, сидя за столом.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок -
И сжали в кулачок.
(Повторить стихотворение два-три раза.)
Звук "К"
Как
кричит петушок? ("Ку-ка-ре-ку".)
Как квакает лягушка? ("Ква-ква-ква".)
Как кукует кукушка? ("Ку-ку, ку-ку, ку-ку".)
Звуки "З-Зь"
Как поет свою песенку большой комар? ("З-з-з".) Как поет свою песенку
маленький комарик? ("Зь-зь-зь".)
Под бодрое р-р-рычание...
Звук "Р" - один из самых сложных по произношению
в русском языке.
Не
удивительно поэтому, что дети начинают
правильно
произносить его позже других звуков.
К
5 годам артикуляционные навыки ребенка уже достаточно развиты,
чтобы
воспроизводить этот удивительный звук.
Однако
и без регулярных упражнений не обойтись.
«Заводим
машину» - подняв
язык за верхние зубы, произносим дрожащий звук «д-д-д», с силой дуя на широкий
край языка
Риторический
урок.
Этот
урок риторики мы посвящаем устной речи. Умение говорить правильно и свободно,
учитывать ситуацию - залог успеха вашего малыша во всех начинаниях.
Говорим и пишем.
Побеседуйте с ребенком о том, чем письменная речь отличается от устной,
и приведите конкретные примеры. Люди разговаривают между собой, диктор читает
текст, артист выступает со сцены - это устная речь. Ее мы говорим и слышим.
Дети пишут диктант или письмо, читают учебник, писатель пишет книгу - это
письменная речь. Ее мы пишем и читаем.
Попросите малыша назвать предметы, связанные с устной (микрофон, магнитофон,
усилитель звука) и письменной (карандаш, авторучка, пишущая машинка, компьютер,
книга, почтовый ящик) речью.
Разберите несколько ситуаций типа: какой формой речи можно воспользоваться,
если ты неожиданно хочешь уйти из дома и хочешь предупредить об этом маму,
которая еще не вернулась с работы? Устной - можно позвонить ей по телефону. Или
письменной - оставить ей записку.
|
|
Кричим
и шепчем.
Обсудите
с ребенком, в каких случаях люди говорят громко, в каких тихо, а в каких
нормально. Например, как нужно звать на помощь, если ты заблудился в лесу или
если хочешь подбодрить любимую футбольную команду? Или вы в театре. Как должен
говорить актер, чтобы его услышали зрители на последнем ряду? А как попросить у
соседа программку во время спектакля? Нужно ли повышать голос, если в самой
обычной обстановке ты хочешь попросить что-то у мамы или друга?
Театр мимики и жестов.
Что еще помогает делать нашу речь более выразительной и яркой? Конечно
же, мимика и жесты.
Попробуйте прочитать ребенку сказку ровным голосом, с каменным выражением лица,
держа руки по швам. Интересно слушать такую сказку? Как изменится ее
восприятие, если герои начнут говорить разными голосами, а оценку происходящего
можно будет уловить по выражению лица читающего?
О чем можно догадаться без слов? Улыбка - знак одобрения. Поднятые брови -
человек недоволен или удивлен. Движение руки вниз - учитель разрешает детям
сесть, вверх - просит встать. Протянутая другу рука - знак приветствия.
Жесты и мимика бывают лишними. Не стоит широко улыбаться во время ответа у
доски, крутить пуговицу собеседника или одергивать куртку во время разговора с
учительницей.
Умные
руки.
Хотите, чтобы ребенок
вырос умным? Развивайте его руки! Детские физиологи знают точно: хорошо
развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта.
Малыш весь перепачкался пластилином, разукрасил обои, разрезал на тонкие
полоски все имеющиеся в доме газеты и журналы, распустил недовязанный бабушкой
носок? Это просто здорово! Урон, нанесенный вашему дому, с лихвой окупится
пользой, которую маленький разбойник принес себе. В "борьбе" с
окружающими предметами крепнут мелкие мышцы его ручонок, пальцы становятся
гибкими и подвижными.
Какими
еще способами можно тренировать руку?
Вот
несколько упражнений.
Теневой
театр. Попросите
малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером.
Чудо: на освещенной настольной лампой стенке появится попугай. Если распрямить
ладонь, затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене
появится собака. Если сжать кулак, потом поднять указательный и средний пальцы
вверх и раздвинуть – зайчик...
Показываем стихотворение. Малыш не хочет
запоминать даже простые стишки? Пусть показывает руками все, о чем в них
говорится. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше.
Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в
пространстве и пользоваться руками.
Играем в дождик. Кисти рук на столе,
пальцы согнуты. Пошел сильный ливень – пальцы быстро-быстро забарабанили по
столу. Дождь затих – пальцы постукивают медленно. А потом и вовсе только
отдельные капельки падают на листья – то один пальчик ударяет по столу, то
другой. И снова ливень!
Лепим. Это очень полезно. На
дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки? Как здорово
слепить для бабушки крынку из настоящей глины или поделки из пластилина и не
только из него. Подарить в праздник и просто так бусы из красной рябины или созданное
фантазией украшение. И все это тоже - своими руками!
Дисграфия
- буквенная путаница.
Дисграфия обычно бывает
следствием неразвитого фонематического слуха - ребенок не различает схожие
звуки. В этом нет ничего страшного, если набраться терпения, то положение можно
исправить. Чем раньше начать занятия, тем лучше - первоклассник не успеет
нахватать двоек и потерять интерес к учебе.
1. Убедитесь, что ребенок правильно произносит звуки, которые ему не
даются на письме. Повторите пройденное на уроках - звуки бывают звонкие и
глухие, многие из них образуют по этому признаку пары:
"б" - "п", "д"
- "т", "з" - "с", "г" - "к",
"ж" - "ш"
2. Начнем работу
на примере пары "б" - "п". Сначала разберемся со звуком
"б" - он произносится громко, звонко. Попросите ребенка приложить
тыльную сторону ладони к горлу: так он сможет почувствовать напряжение
голосовых связок в момент произнесения звонкого звука. Осваиваем звук
постепенно!
Слоги: ба-, бе-, бу-, би-; аба-, або-,
уба-...
Слова: банка, банан, бочка...
3. Звук "п" - глухой, произносится тихо, голосовые связки не
напрягаются (рука на горле!).
Слоги: па-, пе-, пу-, пи-; апа-, упа-...
Слова: палка, пуля, почка...
Все слоги и слова произносятся громко, четко, с хорошей
артикуляцией!
4. Сравниваем звуки!
Слоги: ба - па, бо - по, бу- пу...; аб- ап,
об- оп, уб - уп... (рука на горле!).
Слова: палуба, баловень, паровоз...
Подбираем слова, сходные по звучанию, но различные при написании: палка
- балка, быль - пыль, белый - спелый, бросит - просит...
Предложения: Люба поливает бабушкины помидоры; папа бросил палку, а потом
балку.
Со звонким звуком ребенок поднимает руку вверх, с глухим - опускает вниз!
По этой же схеме работаем над другими звуками.
Если вы заметили, что ребенок нечетко произносит какие-либо звуки, обратитесь
сначала к логопеду. Помочь ребенку с логопедическими проблемами избавиться от
дисграфии только домашними занятиями чрезвычайно трудно.
Тем
не менее - желаем удачи!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.