Главная / Математика / Индивидуальный подход в обучении на уроках математики

Индивидуальный подход в обучении на уроках математики

«Индивидуальный подход в обучении на уроках математики»


Процесс обучения подчиняется определенным закономерностям, знание которых помогает преподавателю найти наиболее эффективные пути и методы обучения, правильно организовать учебный процесс.

К числу таких закономерностей относится неравномерность усвоения знаний, умение навыков учащимися одной и той же группы. Значит, чтобы правильно и эффективно обучать, преподаватель среднего учебного заведения должен знать не только свой предмет и методику его преподавания, но и учащихся, с которыми он работает.

Неравномерность усвоения знаний, умений, навыков учащимися связана со значительными индивидуальными различиями среди них и проявляется на любом материале, при любом составе учебных групп, у любого преподавателя. Независимо от содержания изучаемого материала, предмета, курса, степени опытности и педагогического мастерства преподавателя, от методов, которые он применяет, темп продвижения в учении у учащихся одной и той же группы будет различным. Как я выясняю степень усвояемости материала учащимися.

После изложения нового материала и закрепления его учащимися предлагаю на отдельных листках написать все, что они усвоили. Провожу и устные опросы. Таким образом, устанавливаю качественную и количественную характеристику усвоения знаний различными учащимися. После этого я даю задания по применению полученных знаний к решению задач различного типа. В данном случае я проверяю осознанность усвоения и способность применения только что полученных знаний на практике.

Задания каждому из учащихся даю трех типов: аналогичные разобранным в классе, несколько усложненные и, наконец, требующие самостоятельного, творческого подхода к выполнению.

Например:

hello_html_m5ede1225.gif

Такие же письменные и устные опросы провожу на следующей день, чтобы определить степень овладения материалом после работы над ним дома. тут же я устанавливаю время, которое учащиеся потратили на приготовление домашнего задания по данной теме. Затем снова даю учащимся задачи на применение знаний на практике и провожу устный опрос

по обоснованию выполненных действий. В итоге такой работы создается полная картина усвоения материала учащимися в отдельности и целой группы.

С целью создания оптимальных условий для всех учащихся необходимо привести в соответствие требования, предъявляемые к учащимся, с их учебными возможностями. От того, на сколько удастся поставить учащихся в условия, которые заставляют их работать в полную меру сил и способностей, зависит не только качество успеваемости, но и общее развитие их личности. Необходимо иметь в виду, что неуспеваемость учащихся подразделяется на абсолютную и относительную.

Абсолютная – такая неуспеваемость, когда учащийся не усваивает в установленные сроки программного материала и его знания оцениваются неудовлетворительной отметкой; при относительной неуспеваемости неудовлетворительных оценок может и не быть, но учебные достижения учащихся ниже его возможностей.

Относительная неуспеваемость в нашем техникуме распространена шире абсолютной. Повышение качественных показателей работы в техникуме неразрывно связано с преодолением не абсолютной, но и относительной неуспеваемости учащихся. Поэтому неправильно поступают преподаватели, которые, постоянно обращаются к учебной группе как оценку целому. Конечно, при одновременном обучении 30 человек трудно учесть все особенности каждого учащегося. Поэтому следует начинать с учета типического в рамках дифференцированного подхода, доводя его потом до степени индивидуального. Индивидуальной работой нельзя обеспечить оптимальных условий обучения.

Дифференцированный и индивидуальный подход не исключает, а, наоборот, предполагает коллективные виды работы. Для учащихся с низкими учебными возможностями лучше усвоить материал помогает облегченные задания, и дать им возможность дополнительно повторить материал и приступить к решению задач. Однако чтобы развитие учащихся не тормозилось, повторность следует сочетать с постепенным нарастанием трудности материала. Учащиеся со средними учебными возможностями также испытывают потребность в определенной помощи преподавателя. Им даются узловые опросы, для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно анализировать изучаемый материал. Учащиеся с высокими учебными возможностями больше нуждаются в побуждении к самостоятельной, творческой работе при получении новых знаний. Поэтому самостоятельная работа для этой группы учащихся значительно усложняется. При изучении нового материала следует им рекомендовать дополнительную литературу и первоисточники для более глубокого овладения изучаемого материала. В результате такой индивидуальной у учащихся воспитываются познавательные интересы, побуждается желание изучать предметы более углубленно и шире, т.е. создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития таких учащихся. С другой стороны, изученный ими дополнительный материал становится достоянием всей учебной группы, способствует оживлению урока, развитию остальных учащихся и появлению у них учебных интересов. Здесь действует закономерность: «Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении».

При закреплении материала преподаватель устанавливает связь между ранее изученным и новым материалом, заставляя учащихся путем вопросов анализировать и сопоставлять изучаемый материал с ранее пройденным, т.е. преподаватель добивается от учащихся более свободного владения материалом. Это в дальнейшем облегчит его использование на практике.

Чтобы нормально успевать, учащимся с низкими учебными способностями дается на дом больше упражнений. Остальным учащимся упражнения усложняются, но их количество уменьшается.

Дополнительная работа проводится со слабоуспевающими учащимися по выработке умения обосновать решение.

Этот кропотливый труд приносит свои плоды: усвоение и применение знаний в дальнейшем осуществляется более сознательно. Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учащихся со слабыми учебными возможностями. Если их лишить возможности упражняться в самостоятельном мышлении, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью. Тем не менее, они больше всех других учащихся нуждаются в постоянной серьезной помощи преподавателя.

Для них полезно конкретизировать пути и способы (повышения) усвоения материала, одновременно вырабатывая не сформировавшиеся еще приемы мыслительной деятельности.

Домашнее задание должно даваться дифференцированно для каждой группы учащихся. Для групп с низкими учебными возможностями задание должно способствовать к ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках.





  • Математика
Описание:

Дифференцированный и индивидуальный подход не исключает, а, наоборот, предполагает коллективные виды работы. Для учащихся с низкими учебными возможностями лучше усвоить материал помогает облегченные задания, и дать им возможность дополнительно повторить материал и приступить к решению задач. Самостоятельная работа для этой группы учащихся значительно усложняется. При изучении нового материала следует им рекомендовать дополнительную литературу и первоисточники для более глубокого овладения изучаемого материала.

Автор Комнацкая Галина Ивановна
Дата добавления 07.04.2017
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 733
Номер материала MA-071010
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: