Демиденко Раиса
Николаевна
МБОУ «Федоровская
начальная общеобразовательная школа №4»
Учитель начальных
классов
Индивидуальная
программа
развития
ребенка-инвалида, ученицы 4-го класса
(индивидуальное
обучение на дому)
МБОУ «Федоровская
начальная общеобразовательная школа №4»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Родитель: Захаров Е.
А. Директор
ОУ: Азарова Н. В.
Дата:
01.09.2012г.
Дата: 01.09.2012г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
учащейся 4 «Б»
класса
Захаровой Дарьи
Возраст: 10 лет
Ответственный за
реализацию программы:
Демиденко Раиса Николаевна
Индивидуальная
программа
развития
ребенка-инвалида, ученицы 4-го класса
(индивидуальное
обучение на дому)
Демиденко
Раиса Николаевна, учитель начальных классов
Поддубная Марина Викторовна, педагог-психолог
Ильина Евгения Николаевна, учитель-логопед
Пояснительная записка.
Индивидуальная
программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей Захаровой
Дарьи, ученицы 4 класса, для получения полноценного образования, достижения
максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель программы:
комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1.
Обеспечить формирование универсальных учебных
действий, как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной,
регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности
учащейся.
2.
Обеспечить возможности для продолжения
социально-личностного развития ребенка, появления осознанных представлений об
окружающем мире, о себе, о нравственно-этических нормах общества.
3.
Обеспечить общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающегося, сохранение своей индивидуальности.
4.
Гарантировать создание условий учащейся с
ограниченными возможностями здоровья для получения ей образования, коррекции
нарушения развития, социальной адаптации на основе специальных педагогических
подходов.
5.
Осуществить индивидуально ориентированную
психолого-медико-педагогическую помощь ребенку с ОВЗ с учётом её
психофизического развития и индивидуальных возможностей.
6.
Осуществить коррекцию индивидуального дефекта на
основе медико-психолого-педагогической диагностики.
Обучение в связи с
ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому.
Данная программа
разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью
комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и
комплексной помощи её родителям.
При создании программы следует
придерживаться следующих принципов:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- единство диагностики и коррекции;
- принцип научности и
доступности обучения;
- принцип поэтапности
и повторяемости;
- целостность и
системность процесса коррекции;
- принцип
воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- сочетание прямых и опосредованных действий (работа с ближайшим
социальным окружением);
- игровая форма проведения занятий как средство повышения активности
и самооценки ребенка;
- принцип связи обучения
с жизнью.
Основные методы
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные
методы:
показ, иллюстрация, демонстрация.
Практические методы: рисунки, схемы, таблицы, обведение контуров материков и
т.д.
Конструктивно-рисуночный
метод
Формирует
зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные
координации.
Метод
двигательных ритмов.
Направлен на
формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных
координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает
основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность,
переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом,
повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа
вхождения в работу.
Метод
звукодыхательных упражнений.
Направлен на
стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия,
развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный
ритм, которым произвольно может здесь управлять человек - ритм дыхания и
движения.
Релаксационный
метод.
Направлен на
формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и
психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную
равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует
снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует
обогащению и дифференциаций сенсорной информации от самого тела (дополнительная
афферентация тела). Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в
соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям
(цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и
соответственно от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).
Индивидуализация планирования связана:
— с невозможностью ученика работать в группе в связи со
спецификой заболевания ;
— с резкой
дисгармоничностью интеллекта и недостаточным развитием вербальных подструктур;
— со сниженным
уровнем интеллекта;
— с отклонениями в
эмоциональном и личностном развитии.
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
—
наглядный материал (схемы, таблицы);
—
книги школьной, домашней библиотек;
—
аудио и видео материалы.
Виды
деятельности
1)
Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются
следующие:
—
устный ответ;
—
письменный ответ;
—
составление/заполнение таблицы;
—
составление плана;
—
подбор/поиск примеров;
—
наблюдение;
—
сравнительный анализ.
Формы
контроля
Предполагается
осуществление промежуточного контроля в разных формах:
—
опрос
—
устный ответ
—
письменный ответ
—
тестирование
—
самостоятельная работа
Общая характеристика трудностей обучения.
Характеристика общеучебных трудностей:
—
наличие в анамнезе некомпенсированные неврологические
осложнения, снижающие общую работоспособность;
— неумение строить
развернутый устный ответ на вопрос;
— ограниченность
словарного запаса.
— неспособность
самостоятельно начать выполнение задания;
— непонимание,
неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
— недостаточная
осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
— неспособность
учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное
выполнение задания);
— смешение
(подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при
его выполнении;
— неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения
задания;
— неумение применить знания в нестандартной ситуации;
— неумение
решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить
решения по степени рациональности.
Характер взаимодействия ученика и учителя:
— непонимание,
неготовность услышать учителя (взрослого);
— боязнь
критики, негативной оценки.
Предполагаемый
результат по предметам
Обучающаяся получит возможность для
формирования:
—
уровня устной и письменной речи, формулирование основной мысли высказывания;
—распознавания
смысловых, грамматических, орфографических ошибок при письменном оформлении
высказывания;
—дифференциации
качественных характеристик звуков;
—умения
определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;
—умения
разбора слова по составу;
—различения
родственных слов и слов с омонимичными корнями;
—определения
грамматических признаков различных частей речи, различение частей речи;
— различения
вопросов к именам существительным;
—различения
двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по
интонации;
—
установления синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении
главного и зависимого слова;
—умения
выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;
—навыка
применять знание орфограмм при письме под диктовку, при записи собственного текста.
—умения
обобщить информацию, содержащуюся в разных частях.
—умения
привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;
умения на основании прочитанного высказать
свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;
—умения
скоординировать имеющиеся житейские представления с информацией, получаемой из
текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с
имеющейся в тексте информацией;
—умения
записывать числа (величины) и давать характеристики
—умения
различать, правильно называть геометрические фигуры;
—способность
установить зависимость между величинами (часть-целое), решить текстовую задачу
в 1-2 действия;
—умения
пользоваться математической терминологией;
—умения
применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;
—умения
использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;
—способность
установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием
изученных алгоритмов.
Сформировать
навык самостоятельной работы, работать над систематизацией ранее изученного, строить
развернутый устный ответ на вопрос, увеличить словарный запас ученика.
Коррекционное
обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков
психического и физического развития ребенка.
Особое внимание
уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной
степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является
ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку,
включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации.
Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на
ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение
реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Задача родителей –
помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него
природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в
приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к
максимальной интеграции в обществе. Консультацию об особенностях развития
ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и
обучении получают у учителя, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка, в
соответствии с рекомендациями ИПР.
Участники
программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед,
педагог-психолог, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Обеспечить
социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, и
попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.