Индивидуализация
процесса обучения и дифференцированный подход в обучении математике
Преподаватель математики: Даниярова Дарига Байболатовна
КГКП
«Красноармейский аграрно-технический колледж», 2014-2015 учебный год
Проблема индивидуализации всегда
интересовала и интересует педагогов. Последние годы в связи с трудностями
образования, его реформой, индивидуализация приобретает еще большее значение.
Под индивидуализацией мы понимаем
обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными
возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе
обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах,
независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
К особенностям учащихся, которые в первую
очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:
-
уровень умственного развития школьника, его обученность и
обучаемость;
-
индивидуально-типологические особенности;
-
познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);
-
скорость прохождения и понимания учебных предметов: быстро,
медленно.
Выделяются следующие основные виды
индивидуализации:
1. дифференциация
обучения, то есть группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или
комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам
и (или) программам;
2. внутриклассная
индивидуализация учебной работы - это те приемы и способы индивидуальной
работы, которые использует учитель в обычном классе массовой школы;
3. прохождение
учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно, или замедленно.
Для проведения опытной работы были
использованы следующие приемы: индивидуализация и дифференциация заданий
(классных, контрольных, домашних), индивидуальная помощь отдельным школьникам.
Результаты опытной работы показали
изменение в обученности школьников (обученность повысилась), в развитии их
интересов и повышении мотивации.
Нужно
отметить, что наряду с понятием «индивидуальный подход в обучении» часто
применяется понятие «дифференцированный подход». Некоторые авторы даже
отождествляют эти понятия. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение,
расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение -
1. Форма организации
учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся,
составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса
общих качеств;
2. Часть общей
дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для
различных групп обучаемых.
Цель дифференцированного обучения:
- обучение каждого
на уровне его возможностей и способностей;
- адаптация обучения
к особенностям различных групп учащихся.
Реальностью, обуславливающей необходимость
дифференцированного обучения математике в 5-11 классах являются объективно
существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в
способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Поэтому
учащихся условно можно разделить на три группы.
Первая группа - учащиеся с высоким темпом продвижения
в обучении: общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в
процессе первичного обучения, во многих случаях могут самостоятельно находить
решения изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение
нескольких известных способов решения.
Вторая группа - учащиеся со средним темпом продвижения
в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых
затруднений, способы выполнения типовых задач усваивают после рассмотрения 2-3
образцов, решения изменённых и усложнённых задач находят, опираясь на указания
учителя.
Третья группа - учащиеся с низким темпом продвижения:
при изучении нового материала испытывают определённые затруднения, нуждаются в
дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после
длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений
усложнённых задач, как правило, не проявляют; слабоуспевающие учащиеся,
значительно отстающие в развитии от сверстников, имеющие существенные пробелы в
знаниях. Достижение учащимися этой группы уровня обязательных результатов
представляет сложную задачу.
Дифференцированное обучение
помогает
одним учащимся достичь обязательных результатов обучения, задающих нижнюю
границу подготовки школьников, другим - последовательно формировать умения
самостоятельно находить решения более сложных задач на основе изученного. Для
организации целенаправленной работы по достижению учащимися уровня обязательной
подготовки и продвинутого уровня я предлагаю разработки (методику) по индивидуализированному
обучению.
Новая методика - это, скорее всего один из способов
коллективного (парного) + индивидуализированного обучения. Это изучение нового
материала и первичное закрепление, формирование знаний, умений и навыков. Можно
использовать для работы с любой возрастной группой учащихся. Можно
использовать при изучении нового материала 15-20 минут.
Сформулирую основные принципы работы этой методики:
- добровольность
участия в этой работе учащихся;
- посильность
работы для каждого учащегося;
- открытость
плана урока и критериев оценок.
Каковы преимущества:
- у большинства
учащихся появляется заинтересованность.
- улучшаются
осмысленность изученного.
- каждый работает со
своим собственным заданием и скоростью.
- у учителя
появляется возможность чаще вызывать к доске слабых учащихся. Это не тормозит
работу класса.
- урок можно
спланировать так, чтобы у сильных учащихся оставалось время для решения заданий
повышенной сложности.
- у учащегося
появляется право выбора: получать отметку за урок или не получать.
- увеличивается
число отметок в журнале.
- отпадает
необходимость в динамических паузах (учащиеся и так много двигаются во время
урока по классу).
Правила, которые должны соблюдаться во время такого
урока:
-
нельзя
говорить громче отвечающего у доски.
-
нельзя
бегать по классу, передвигаться можно только спокойным шагом.
-
подходить
с проверкой к учителю только по одному, если учитель свободен.
При работе в парах учащимся передаются функции учителя
такие, как: информационная, организационная, контрольная, частично оценивающая.
Пары могут быть постоянного и сменного характера, при этом надо учитывать
психологическую совместимость ребят.
В основу
дифференциации положена теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития.
Зона ближайшего развития находится между уровнем актуального развития, когда
ребенок решает задачу самостоятельно, и уровнем потенциальной возможности, на
котором ребенок успешно решает задачу только в сотрудничестве со взрослым.
Выделяются
два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя. Внешняя
дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам
(способностям, интересам) на стабильные группы, в которых и содержание
образования, и методы обучения, и организационные формы различаются. Внешняя
дифференциация по общим способностям, учеников представляет собой
коррекционно-развивающие классы, общеобразовательные и гимназические. Внешняя
дифференциация по интересам учеников - это классы с углубленным
изучением отдельных предметов, профильные классы, а также выбор учениками ряда
учебных предметов при обязательном наборе базовых.
Внутренняя
(внутриклассная) дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей в
процессе обучения в классе. Разделение на группы может быть явным или неявным,
состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи.
Если
"внешняя дифференциация" может быть "навязана сверху"
(директором или другим образовательным органом), то "внутренняя
дифференциация" полностью зависит от учителя, от его способностей, от его
умения и применяемых им собственных или предлагаемых методик для обеспечения
каждому ученику возможностей развития своих задатков.
Во
внутренней дифференциации выделяются следующие виды: дифференциация по
способностям, дозирование помощи учителя, уровневая дифференциация,
дифференциация по интересам проектируемой профессии.
В
обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется
спецификой самого учебного предмету. Объективно математика - одна из самых
сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же
время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв
в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на
личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала
потребности всех
школьников.
Различают
два вида дифференциации.
Уровневая
дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по
одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных
уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его
достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых
требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие
уровни овладения материалом.
Ориентация
на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения учитывала
потребности всех школьников. Обучаясь в одном классе по одной программе и
учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях.
Определяющим уровнем при этом является уровень обязательной подготовки. На его
основе формируются более высокие уровни овладения материалом. По отношению к
этому виду дифференциации в последнее время получил распространение термин
"уровневая дифференциация".
Учитель
разрабатывает варианты заданий для учащихся с высокими учебными возможностями
(имеющих высокий уровень развития способностей к изучению данного предмета и
обладающих высокой работоспособностью); для учащихся со средними учебными
возможностями (обычно работоспособных, со средним, а иногда даже высоким
уровнем способностей к учению, но не проявляющих специального интереса к
предмету) и для учащихся с низкими учебными возможностями (с низкой
работоспособностью, со средним или низким уровнем способностей к учению, не
проявляющих интереса к предмету, имеющих значительные пробелы в знаниях).
Учебные задачи в математике рассматриваются как цель и как средство обучения. В
силу этого нормативные требования к усвоению того или иного раздела (темы)
формулируются и задаются в виде задач различной сложности, решение которых
является обязательным или желательным результатом обучения.
Важные
условия, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного
осуществления уровневой дифференциации:
-выделенные уровни
усвоения материала и в первую очередь обязательные результаты обучения должны
быть открытыми для учащихся;
-наличие
определенных ножниц между уровней требования и уровнем обучения;
-в обучении должна
быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням обучения;
-добровольность в
выборе уровня усвоения и отчетности.
Профильная
дифференциация (или дифференциация по содержанию) предполагает
обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения
материала, объемом сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов.
Однако высокий уровень учебных требований естественным образом ограничивает
число учащихся, охваченных этой формой обучения.
Профильная
дифференциация представлена в современной школе в форме классов,
ориентированных на вуз, или лицейских классов. Расширение учебной программы
происходит за счет более глубокого изучения уже включенных в программу тем,
рассмотрения большего числа сторон явления, его связей, зависимостей.
Добавляется материал, отобранный на основании интересов самого учителя.
Что
касается специфики методов обучения и организационных форм, то в классах с
углубленным изучением отдельных предметов увеличивается удельный вес проблемных
методов, ученики выполняют большое количество самостоятельных творческих работ
(микроисследования, рефераты, доклады, модели и так далее).
Среди
организационных форм в этих классах увеличивается объем групповых,
индивидуальных форм работы, чаще проводятся лекции, уроки - дискуссии,
семинарские и практические занятия.
Оба
вида дифференциации сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех
ступенях школьного математического образования, хотя и в разном удельном весе.
В основной школе преобладает уровневая дифференциация, не теряющая своего
значения и в старших классах. На старшей ступени школы приоритет отдается разнообразным
формам профильного изучения предметов. Вместе с тем дифференциация по содержанию
может проявляться уже в основной школе, где она осуществляется через кружковые
занятия и факультативы.
В
дифференцированном обучении математике гуманна концепция единства
уровневой и профильной дифференциации, одна без другой
неполноценна. Лишить ученика возможности в полной мере использовать тот или
иной вид дифференциации - значит совершить антигуманный акт. Получать
удовольствие от занятий математикой школьник сможет только тогда, когда
дифференциация и индивидуализация (как предельная форма дифференциации) будут
доступны ему в той степени, в какой он сам пожелает. В противном случае один
ребенок будет учиться налегке, не напрягаясь, а другой - пытаться осилить непосильное.
Первый не найдет применения имеющимся способностям и не реализует свой потенциал,
второй будет чувствовать постоянное унижение, ощущать на каждом шагу
собственную неполноценность и умственную убогость.
Изучение
математики «на высоком» уровне нельзя осуществить в полной мере, если оно не
опирается на профильную дифференциацию. Не использовать ее как рычаг для
приведения в действие всех возможностей уровневой дифференциации - значит
заранее понизить предполагаемую эффективность обучения.
Профильная
дифференциация направлена на углубленное изучение математики, расширение
представлений о ее приложениях в различных областях человеческой деятельности.
Иначе говоря, мы имеем дело с качественно иным уровнем обучения математике.
Поэтому профильная дифференциация является эффективным средством варьирования
уровней обучения предмету, независимо от того, в каком классе он преподается:
в математическом, гуманитарном, техническом или общеобразовательном; без
профильной дифференциации невозможна эффективная уровневая дифференциация.
Выбор профиля обучения нисколько не снижает значимости уровневой
дифференциации, а изменяет лишь возможности ее осуществления.
Выделение
двух видов дифференциации полезно только для того, чтобы более разносторонне,
глубоко, детально и полно изучить проблему дифференцированного обучения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.