Урок русского языка в 6 классе (программа и
учебник С.И. Львовой)
Тема урока: «Имя существительное в тексте»
Цель урока: Сформировать у учащихся
представление о роли имени существительного в текстах разных типов и стилей
речи
Задачи:
показать на конкретных примерах, как
использовать существительные, являющиеся терминами, при создании описательных
текстов научного стиля;
познакомить учащихся с приёмом раскрытия темы
текста посредством исключительно имён существительных и определений к ним;
повторить знания о выразительных средствах
языка и их роли ;
углубить представления учащихся о сравнении и
способах его выражения, в которых активно участвуют формы имён существительных;
способствовать развитию умения определять тему
текста, основную мысль, делить текст на части и пересказывать его;
тренировать учащихся в нахождении сравнений,
выраженных разными способами, в тексте и определении их роли;
на конкретных примерах продемонстрировать, как
односоставное предложение с подлежащим – существительным в начале текста может
играть роль зачина и определять тему текста;
способствовать развитию творческих
способностей учащихся посредством написания сочинения-миниатюры, в котором
зачин является односоставным предложением с главным членом подлежащим;
развивать мыслительные способности учащихся,
умение обобщать, делать выводы.
Оборудование урока: учебники «Русский язык. 6
класс» Ч.1, авторы –
С.И. Львова, В.В. Львов; тетради, доска, м
Ход урока
Объявление учителем темы, целей и задач урока.
В конце урока мы должны будем ответить на вопросы (они записаны на обратной
стороне доски):
1) Какие имена существительные
необходимо использовать при создании текстов научного стиля?
2) Можно ли раскрыть тему текста,
используя только существительные и определения к ним?
3) Какие способы выражения сравнения вам
известны?
4) Какую роль может играть предложение
из одного лишь существительного в начале текста?
5) Какие существительные помогают
пишущему передать своё отношение к какому-то явлению, предмету? (спрошу вас
завтра)
Проверка домашнего задания. Часть учащихся
выполняли упр. 356, описывали строение микроскопа, используя рисунок и опорные
слова. Заслушиваем 1 учащегося. Вывод: без имён существительных невозможно дать
точное описание предмета в научном стиле.
Остальные работали над упр. 357, составляли
словарик литературоведческих терминов, приводили примеры. Вывод: имена
существительные, являющиеся терминами, преимущественно употребляются в текстах
научного стиля.
Но не только в научном стиле активно
используются имена существительные. Прочитаем текст упр. 358, определим стиль
речи (художественный). Какую роль играют существительные в этом тексте?
Познакомимся с теоретической информацией перед упр. 358. Вернёмся к упражнению,
найдём в тексте зачин (Пролетает со свистом паровоз), объясним, почему тема
раскрывается исключительно именами существительными и определениями к ним?
Какой эффект при этом достигается? Вывод: используя только имена сущ., можно
создать текст-описание и при этом передать быстро сменяющиеся события.
Закрепим знания об этой особенности сущ.,
выполнив упр. 359. прочитайте про себя, подготовьтесь читать вслух. Выделите в
тексте зачин (Чудная картина), какое средство языка используется в нём (эпитет),
какое отношение автора к изображаемому он выражает (восхищение…)? В чём
особенность развёртывания описания в этом тексте? (описание развёртывается при
помощи имен сущ.). Задание 2 упр.359 (морфологический разбор 3 выделенных
существительных) выполняют у доски 3 ученика, в тетради по 1 на выбор.
Итак, мы выяснили, что имена сущ. необходимы
нам при создании текстов-описаний как научного стиля, так и художественного.
Причём художественное описание может быть создано исключительно на основе
существительных и определений к ним. Какое значение ещё имеют существительные
при создании текстов-художественных описаний? Чтобы ответить на этот вопрос,
обратимся к теоретической информации на стр. 157. Сначала бегло просмотрите
текст и определите его тему. Озаглавьте. Внимательно прочитайте и сформулируйте
основную мысль текста (языковой основой сравнения является имя
существительное). На сколько основных частей можно разделить текст? Кратко
перескажите текст.
Из упр. 360 выпишем 3-е предложение, вставим и
объясним пропущенные буквы, расставим недостающие знаки препинания и объясним
их, выполним синтаксический разбор. Какую роль играет сравнение в этом
предложении?
Устно выполним упр. 361. Потом 362 по
алгоритму: 1. Прочитай предложение. 2. Назови существительное, употреблённое в
творительном падеже. 3. Имеет ли оно значение сравнения? 4. Если имеет,
замените его сравнительным оборотом.
Откройте стр. 112, изложение «Макс
озорничает». Бегло просмотрите знакомый вам текст и в 3 абзаце назовите
сравнения и определите, в какой форме они употреблены (картечью, как из
пожарной кишки, словно лёгкую тростиночку, как лошадь таракана). С какой целью
использует писатель В. Бианки эти сравнения? (чтобы точнее и образнее передать
действия слона, нарисовать яркую картину происходящего).
Следующий этап нашего урока – написание
сочинения-миниатюры. Этот вид работы тоже будет связан с использованием имён
существительных. Вы увидите, как существительное может помочь в написании
сочинения. Но сначала выполним упр. 368. Прочитаем выразительно тексты. Запишем
в тетради только первые предложения этих текстов, выделим в них грамматическую
основу и сделаем вывод о том, что общего в этих 3 текстах? (в начале каждого
текста – односоставное предложение с одним главным членом подлежащим, выраженным
существительным). Какую роль играет это предложение в начале текста? Прочитаем
теоретическую информацию выше упр. Сделаем вывод: Какую роль играет
односоставное предложение в начале текста?
Выполняем упражнение 369. Сочинение –
миниатюра. Дополнительное условие – использовать сравнения, выраженные
различными способами.
Зачитываем сочинения.
Итак, подведём итоги нашего урока. Вернёмся к
вопросам, заданным в его начале и ответим на них.
А ещё одной очень важной ролью имени
существительного вы познакомитесь дома, выполнив упр. 370 и прочитав
теориетическую информацию на стр. 161.
Если останется время, составляем синквейн
(пятистрочие, выражающее отношение каждого к изученному материалу.) строится по
следующей схеме:
Строка 1: существительное, обозначающее тему.
Строка 2: два прилагательных, ёмко и
исчерпывающе её характеризующих.
Строка 3: описание действия тремя глаголами.
Строка 4: афоризм, крылатое выражение,
обозначающее личное (эмоциональное) отношение ученика к теме.
Строка 5: синоним темы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.