Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИмя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Скачать материал

DSCN9088

Тема: Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

 

Цель:

  • актуализировать и углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, о его значении в предложении, синтаксической роли;
  • ознакомить ребят с лексико-грамматическими группами имен прилагательных, с их особенностями: научить различать качественные, относительные, притяжательные прилагательные;
  • активизировать деятельность учащихся на уроке, используя нестандартные ситуации;
  • способствовать развитию творческих возможностей школьников;
  • воспитывать интерес к предмету, эстетику восприятия нового материала.

 

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Метод: репродуктивный, эвристический.

 

Ход урока.

 

I.       Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

Учитель:

     Мы закончили изучение интереснейшей темы: имя существительное. Какие Вы запомнили орфограммы.

Учащиеся:

ü  О – Е в  □ и ˄;

ü  ЕК – ИК;

ü  НЕ;

ü  ЧИК – ЩИК.

     Итак, кое-что мы в рюкзак собрали. А если есть рюкзак, значит, надо в путешествие. А путешествие у нас удивительное - в загадочную страну.

«В этой сказочной стране интересно жить вполне!»

Прежде необходимо усвоить два правила:

v  Прилагать усилия и старания в усвоении знаний.

v  Учитель охотно поможет вам в этом.

     Найдите приставку, корень и суффикс в сказуемом первого предложения; второй суффикс в подлежащем второго предложения; суффикс из обстоятельства, окончание добавьте сами. Что получилось?

 

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

 

Отметьте орфограммы (приставка при - ; корень - лаг -; суффикс – тель -).

Запишем 2 эпиграфа:

     Очень занимательное

     имя прилагательное.

               В этой сказочной стране

               Интересно жить вполне.

     Путешествие в сказку! А какая же сказка без феи! Имя прилагательное и будет нашей феей.

     Начинаем работу, наша гостья Фея – Имя прилагательное - взяла кисть и палитру и принялась за работу.

     Все, к чему прикасается ее вымышленная кисточка, удивительным образом преображается, каждый предмет становится особенным. Был просто гриб. Прикоснулась к нему фея. КАКОЙ стал гриб?

     - Красный, нарядный, яркий, но ядовитый, опасный.

КАКОЙ?

DSCN9087-1

 

 

Дети записывают: КАКОЙ? И перечисляют названные прилагательные.

 

     - Была просто кошка. Кошка как кошка, ничего особенного. Прилагательное разрисовало и ее.

КАКАЯ получилась кошка?

Дети:

     - красивая, пушистая, усатая, полосатая, лохматая, веселая, ласковая, симпатичная, милая, славная.

DSCN9085-2

 

Дети пишут: КАКАЯ? И называют прилагательные.

 

     - Росло себе дерево. Прикоснулось и к нему прилагательное. Смотрите, КАКОЕ стало дерево?

DSCN9111-3

Дети пишут: КАКОЕ?

     -Зеленое, ветвистое, пышное.

Учитель:

     - Ребята, вы хорошо справились с заданием. Послушайте, что сказало о вас Прилагательное: «Вы хорошие, умные, сообразительные».  КАКИЕ?

Дети пишут: КАКИЕ?

          ВЫВОД: на какие вопросы отвечает Прилагательное:

ü  КАКОЙ?

ü  КАКАЯ?

ü  КАКОЕ?

ü  КАКИЕ?

Учитель:

     Ребята, чем наделяло Прилагательное предметы?

     - ПРИЗНАКАМИ.

     - Что обозначает Прилагательное? – Признаки предмета. А для чего нужны признаки?

А поскольку предметы обозначает существительное, значит прилагательное связано с именем существительным. Давайте докажем. Ой, что-то мы забыли о путешествии! Тем более SOS! Погибает наша сказочная планета от скуки и серости. Нужно спасать!

 

Зрительный диктант с творческим заданием. Текст на доске:

     На …  …  планете жили  …  человечки. У них были  …  глаза,  …  волосы,  … уши. Зато очень  …  характер. Домики у них были  …  , с  …  крышами. В лесах водились  …  слонята,  …  цыплята,  …  ежики. На  … черепахах  …  человечки ездили в гости.

ВЫВОД: в чем сочетается прилагательное с именем существительным?

              - В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ.

 

Выборочный диктант: «Зеленый лист».

Как – то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый. (И. П.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа. (Р. П.)

Ветер нес его и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу. (Д.П.)

Лапой – хвать зеленый лист, (В. П.)

Дескать, поиграем.

«Не хочу,» - парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым (Т. П,)

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом. (П. П.)

 

Учитель:

     Молодцы! Прилагательное дарит вам за вашу работу вот этот торт. Я буду читать прилагательные, вы будете записывать только те, которые характеризуют торт.

 

     - Сладкий, красивый, резиновый, бисквитный, смешной, восхитительный, чудесный, прекрасный, вкусный, бесподобный, черствый, ягодный, бабушкин.

DSCN9099-4

     Почему записали не все прилагательные?

 

 

Значит, прилагательные сочетаются с существительными по смыслу!

 

Итак, ВЫВОД: Кое – что испорчено в послании, но вы, ребята, поможете восстановить текст:

 

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ.

          Она с существительным живет на редкость дружно.

          Изменит окончание, когда ему так нужно.

          Она с ним не расстанется никогда уже

          Стоит с ним в одном (дети:) роде, числе и падеже.

Такая связь называется согласованием.

Снова перед нами сказочные герои.

 

В сказке девочка жила

Как она была мила!

Как была она мала.

Как умна она была.

 

Учитель:

 

     - Есть ли здесь прилагательные?

     - Мила, мала, умна.

      Это краткие прилагательные. Чем они отличаются от полных?

     В И. р. окончание □.

Склоняются ли они? Проверим.

 

Эта девочка умна

Все запомнила она.

Я люблю ее одну.

Эту девочку умну?

 

     Подобрать краткие прилагательные. На доске записаны полные прилагательные колонками. Вызванные учащиеся подбирают к ним краткие.

милая –                                       ловкий -

интересная –                               веселый -

выразительные –                        красивый -

длинные –                                   богатый -

яркие –                                        умный -

глупый –                                     знатный -

ленивый –                                   великие -

злой –

    Краткие прилагательные отвечают на «квакающие» вопросы.

    Снова нужен наш совет жительнице сказочной страны.

На доске надпись.

     Речная лягушка собралась замуж. Лягушка умная. Рассуждала так. Конечно, я толста, не очень молода. Зато я мила и интересна.

Разобрать по членам предложения.

ВЫВОД: прилагательное является определением, сказуемым.

Слуховой диктант. Учитель читает, ученики записывают по памяти.

                                                                DSCN9100-5

Наряды мои ярки. Я хороша. Кого из женихов мне предпочесть? Крокодил глуп, ленив, зол. Уж ловок, весел, красив. Зато бобер богат, умен. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра.

Разобрать по членам.

 

Квакающие вопросы найти в тексте:

К(В)А-КОВ?

К(В)А-КОВА?

К(В)А-КОВО?

 

     Лягушка оценила в бобре богатство. Разве это самое главное качество? У каждого есть свои хорошие и плохие качества, причем в большей или меньшей степени.

     А чтобы назвать их, в языке используются качественные прилагательные.

                           DSCN9096-6

     Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени. Например: один богатый, другой еще богаче, а третий менее богатый.

DSCN9108

 

Относительные прилагательные.

 

Дворовый. Можно сказать дворовее? дворов? очень дворовый?

     Это относительное прилагательное. Относительное прилагательное выражает признаки предметов по разным отношениям между предметами. Например:

     Городской дом. Дети: относится к месту.

     Каменная стена. Дети: относится к материалу.

     Русская речь. Дети: относится к национальности.

DSCN9094-7

Примеры детей.

 

Распределительный диктант.

месту

времени

действию

материалу

подводный

лесной

завтрашний

воскресный

защитный

заботливый

янтарный

резиновый

 

 

Питяжательные прилагательные.

DSCN9101-8

 

 

Ботинок 

*      новый

*      кожаный

*      папин – притяжательные прилагательные.

 

РЕФЛЕСИЯ

1. «Расширить» содержание рисунка.

DSCN9092

2. Работа с опорным конспектом.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

 


       КАЧЕСТВЕННЫЕ                            ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

          Степень сравнения                                                                                   Простр.

          Краткая форма                                                                                       *  t

          Сочетание с наречием                                                                            *  материал

          СЛЖН (повтор)

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ

принадлежность (чей?)

 

3. Выберите смайлик, соответствующий вашему участию в уроке.

       - понравился урок, было интересно;

 

- было интересно, но хотелось бы быть более активным;

 

   - было трудно работать на уроке.


 

Домашнее задание:

     Умным из умнейших, мудрым из мудрейших, написать мини – сочинение о чертах характера своего друга, которые проявляются в большей или меньшей степени.

                                                                                    

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель:

·        актуализировать и углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, о его значении в предложении, синтаксической роли;

·        ознакомить ребят с лексико-грамматическими группами имен прилагательных, с их особенностями: научить различать качественные, относительные, притяжательные прилагательные;

·        активизировать деятельность учащихся на уроке, используя нестандартные ситуации;

·        способствовать развитию творческих возможностей школьников;

 

·        воспитывать интерес к предмету, эстетику восприятия нового материала.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 292 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 755
    • DOCX 3.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Миллер Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Миллер Людмила Николаевна
    Миллер Людмила Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21826
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов