Тема:
Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая
роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
Цель:
- актуализировать
и углубить знания учащихся об имени прилагательном как части
речи, о его значении в предложении, синтаксической роли;
- ознакомить
ребят с лексико-грамматическими группами имен прилагательных, с их
особенностями: научить различать качественные, относительные,
притяжательные прилагательные;
- активизировать
деятельность учащихся на уроке, используя нестандартные ситуации;
- способствовать
развитию творческих возможностей школьников;
- воспитывать
интерес к предмету, эстетику восприятия нового материала.
Тип урока: усвоение
новых знаний.
Метод:
репродуктивный, эвристический.
Ход урока.
I.
Актуализация
опорных знаний, умений, навыков.
Учитель:
Мы закончили изучение интереснейшей темы: имя существительное. Какие Вы
запомнили орфограммы.
Учащиеся:
ü О – Е в □
и ˄;
ü ЕК – ИК;
ü НЕ;
ü ЧИК – ЩИК.
Итак, кое-что мы в рюкзак собрали. А если есть рюкзак, значит, надо в
путешествие. А путешествие у нас удивительное - в загадочную страну.
«В
этой сказочной стране интересно жить вполне!»
Прежде
необходимо усвоить два правила:
v Прилагать
усилия и старания в усвоении знаний.
v Учитель
охотно поможет вам в этом.
Найдите приставку, корень и суффикс в сказуемом первого предложения; второй
суффикс в подлежащем второго предложения; суффикс из обстоятельства, окончание
добавьте сами. Что получилось?
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Отметьте
орфограммы (приставка при - ; корень - лаг -; суффикс – тель -).
Запишем
2 эпиграфа:
Очень занимательное
имя прилагательное.
В этой сказочной стране
Интересно жить вполне.
Путешествие в сказку! А какая же сказка без феи! Имя прилагательное и будет нашей
феей.
Начинаем работу, наша гостья Фея – Имя прилагательное - взяла кисть и палитру и
принялась за работу.
Все, к чему прикасается ее вымышленная кисточка, удивительным образом
преображается, каждый предмет становится особенным. Был просто гриб. Прикоснулась
к нему фея. КАКОЙ стал
гриб?
- Красный, нарядный, яркий, но ядовитый, опасный.
КАКОЙ?
Дети
записывают: КАКОЙ? И перечисляют названные прилагательные.
- Была просто кошка. Кошка как кошка, ничего особенного. Прилагательное разрисовало
и ее.
КАКАЯ
получилась кошка?
Дети:
- красивая, пушистая, усатая, полосатая, лохматая, веселая, ласковая,
симпатичная, милая, славная.
Дети
пишут:
КАКАЯ? И называют прилагательные.
- Росло себе дерево. Прикоснулось и к нему прилагательное. Смотрите, КАКОЕ стало
дерево?
Дети
пишут: КАКОЕ?
-Зеленое, ветвистое, пышное.
Учитель:
- Ребята, вы хорошо справились с заданием. Послушайте, что сказало о вас
Прилагательное: «Вы хорошие, умные, сообразительные». КАКИЕ?
Дети
пишут: КАКИЕ?
ВЫВОД: на какие вопросы отвечает Прилагательное:
ü КАКОЙ?
ü КАКАЯ?
ü КАКОЕ?
ü КАКИЕ?
Учитель:
Ребята, чем наделяло Прилагательное предметы?
- ПРИЗНАКАМИ.
- Что обозначает Прилагательное? – Признаки предмета. А для чего нужны признаки?
А
поскольку предметы обозначает существительное, значит прилагательное связано с
именем существительным. Давайте докажем. Ой, что-то мы забыли о путешествии!
Тем более SOS! Погибает
наша сказочная планета от скуки и серости. Нужно спасать!
Зрительный диктант с творческим заданием.
Текст на доске:
На … … планете жили … человечки. У них были … глаза, … волосы, … уши.
Зато очень … характер. Домики у них были … , с … крышами. В лесах
водились … слонята, … цыплята, … ежики. На … черепахах … человечки
ездили в гости.
ВЫВОД:
в чем сочетается прилагательное с именем существительным?
- В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ.
Выборочный диктант: «Зеленый лист».
Как
– то раз с большого клена
Оторвался
лист зеленый. (И. П.)
И
пустился вместе с ветром
Путешествовать
по свету.
Закружилась
голова
У
зеленого листа. (Р. П.)
Ветер
нес его и нес,
Бросил
только на мосту.
В
тот же миг веселый пес
Шмыг
– к зеленому листу. (Д.П.)
Лапой
– хвать зеленый лист, (В. П.)
Дескать,
поиграем.
«Не
хочу,» - парашютист
Головой
качает…
Ветер
вмиг с листом зеленым (Т. П,)
Над
землей взметнулся снова,
Но
шалун листок упал…
Я
пишу в саду под кленом
Стих
о том листе зеленом. (П. П.)
Учитель:
Молодцы! Прилагательное дарит вам за вашу работу вот этот торт. Я буду читать
прилагательные, вы будете записывать только те, которые характеризуют торт.
- Сладкий, красивый, резиновый, бисквитный, смешной, восхитительный,
чудесный, прекрасный, вкусный, бесподобный, черствый, ягодный, бабушкин.
Почему записали не все прилагательные?
Значит, прилагательные
сочетаются с существительными по смыслу!
Итак, ВЫВОД: Кое – что испорчено в послании, но вы,
ребята, поможете восстановить текст:
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ,
КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ.
Она с существительным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется никогда уже
Стоит с ним в одном (дети:) роде, числе и падеже.
Такая связь называется согласованием.
Снова
перед нами сказочные герои.
В
сказке девочка жила
Как
она была мила!
Как
была она мала.
Как
умна она была.
Учитель:
- Есть ли здесь прилагательные?
- Мила, мала, умна.
Это краткие прилагательные. Чем они отличаются от
полных?
В И. р. окончание □.
Склоняются ли они? Проверим.
Эта
девочка умна
Все
запомнила она.
Я
люблю ее одну.
Эту
девочку умну?
Подобрать краткие прилагательные. На доске записаны
полные прилагательные колонками. Вызванные учащиеся подбирают к ним краткие.
милая – ловкий -
интересная – веселый -
выразительные – красивый -
длинные – богатый -
яркие – умный -
глупый – знатный -
ленивый – великие -
злой –
Краткие прилагательные отвечают на «квакающие» вопросы.
Снова нужен наш совет жительнице сказочной страны.
Речная лягушка собралась замуж. Лягушка умная.
Рассуждала так. Конечно, я толста, не очень молода. Зато я мила и интересна.
Разобрать
по членам предложения.
ВЫВОД:
прилагательное является определением, сказуемым.
Слуховой диктант. Учитель читает,
ученики записывают по памяти.
Наряды мои ярки. Я хороша. Кого из женихов мне предпочесть?
Крокодил глуп, ленив, зол. Уж ловок, весел, красив. Зато бобер богат, умен.
Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра.
Разобрать
по членам.
Квакающие вопросы найти в тексте:
К(В)А-КОВ?
К(В)А-КОВА?
К(В)А-КОВО?
Лягушка оценила в бобре богатство. Разве это самое
главное качество? У каждого есть свои хорошие и плохие качества, причем в
большей или меньшей степени.
А чтобы назвать их, в языке используются качественные
прилагательные.
Качественные прилагательные обозначают такой признак
(качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей
степени. Например: один богатый, другой еще богаче, а третий менее богатый.
Относительные прилагательные.
Дворовый. Можно сказать дворовее? дворов? очень дворовый?
Это относительное прилагательное. Относительное
прилагательное выражает признаки предметов по разным отношениям между
предметами. Например:
Городской дом. Дети: относится к месту.
Каменная стена. Дети: относится к материалу.
Русская речь. Дети: относится к национальности.
Примеры
детей.
Распределительный диктант.
месту
|
времени
|
действию
|
материалу
|
подводный
лесной
|
завтрашний
воскресный
|
защитный
заботливый
|
янтарный
резиновый
|
Питяжательные
прилагательные.
Ботинок
новый
кожаный
папин –
притяжательные прилагательные.
РЕФЛЕСИЯ
1. «Расширить» содержание
рисунка.
2. Работа с опорным
конспектом.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
КАЧЕСТВЕННЫЕ
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
Степень
сравнения Простр.
Краткая
форма
* t
Сочетание с наречием
* материал
СЛЖН (повтор)
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
принадлежность (чей?)
3. Выберите смайлик,
соответствующий вашему участию в уроке.
- понравился урок,
было интересно;
- было интересно,
но хотелось бы быть более активным;
- было трудно
работать на уроке.
Домашнее
задание:
Умным из умнейших, мудрым из мудрейших, написать мини –
сочинение о чертах характера своего друга, которые проявляются в большей или
меньшей степени.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.