Тема
урока: Имя числительное в теме
«Нумерация»
Продолжительность урока: 45 минут
Класс:7
Тип урока: урок обобщения
и систематизации знаний
Оборудование: интерактивная
доска, компьютер, компьютерная презентация.
Цели
урока:
Цель урока: Обобщить
и систематизировать знания имени числительного и нумерационной системы
счисления. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов
деятельности при совмещении знаний по двум предметам.
В результате чего ученик:
- умеет правильно употреблять числительные в
устной и письменной речи;
- умеет анализировать полученные решения;
- умеет делать выводы и грамотно выражать свои
мысли;
- умеет обобщать свои знания и применять их
в новых ситуациях.
Результаты обучения:
Математика:
·
I группа – Уровень А (минимальный): учащиеся должны
выполнять простейшие преобразования выражении.
·
II группа – Уровень Б (общий): учащиеся должны
владеть минимумом; уметь преобразовывать выражения на конструктивном уровне,
самостоятельно выполняя проверку по «ключу».
·
III группа – Уровень В (продвинутый): учащиеся
должны владеть общим уровнем; уметь создавать проект по заданной теме.
Русский язык:
·
I группа – Уровень А (минимальный): учащиеся должны
уметь правильно записывать числительные прописью.
·
II группа – Уровень Б (общий): учащиеся должны
выполнять частичный комплексный анализ текста; употреблять числительные в
правильной форме, грамотно их записывать
·
III группа – Уровень В (продвинутый): учащиеся
должны владеть общим уровнем, уметь создавать проект по заданной теме.
Общая
схема урока:
Организационное начало урока, постановка
цели.
1. Орг.момент.
2. Постановка проблемы.
3. Постановка цели с опорой на субъективный
опыт учащихся.
Реализация основных этапов урока в
определенной последовательности (оптимальная стратегия учения и
преподавания ).
1. Работа в группах.
2. Просмотр презентации.
3. Практическая работа в парах.
4. Отработка умений проверить себя.
5. Фронтальная работа.
Проверка. Осуществление обратной связи.
1. Диагностика уровня усвоения материала учащимися
с предоставлением права выбора.
2. Подведение промежуточных итогов работы на
каждом этапе.
Подведение итогов, подстройка к будущему
использованию знаний.
1. Рефлексия.
2. Домашнее задание.
3. Определение перспективы изучения данной
темы.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Методические комментарии
|
1. Орг.момент
|
Приветствие учителя, проверка готовности
класса к уроку.
|
Мобилизуют себя, сосредотачиваются.
|
Учитель обеспечивает внешнюю обстановку на
уроке и положительный эмоциональный настрой, что в дальнейшем создает
ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания.
|
2. Актуализация знаний.
|
Постановка проблемы: Что важнее математика
или русский язык?
Обобщающее слово учителя: Математика и
русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по
содержанию. Аргументы обоих спорящих приятелей, которые вы поддержали,
справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то
математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную
систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на
вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: “Все науки в грамматике
нужды имеют”. Вот и мы с вами сегодня на уроке проверим можно ли в математике
обойтись без знаний русского языка.
|
Дети
высказывают мнения, отстаивая свои позиции
(приложение 1).
|
Использование проблемной ситуации-
побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов.
|
3.
Постановка цели с опорой на субъективный
опыт учащихся.
|
Исследовательская
беседа позволяющая сформулировать тему урока (приложение 2).
|
Формируют цель своей работы на уроке,
осмысливая её.
|
Учитель обобщает цель урока.
|
4. Самостоятельная работа ( тест)
|
Предлагает учащимся
задания (приложение 3) ( по результатам выполнения
которого учащиеся делятся на группы).
|
Самостоятельно выполняют тест.
|
|
5.
Работа в группах.
.
|
Обобщающее слово учителя (приложение 4)
III группа – творческая. Данным ребятам предлагается
решить задачу и на основе этого написать рассказ, используя имена
числительные.
II группа – это учащиеся, которые будут работать
самостоятельно с последующей самопроверкой.
I группа –они будут работать под руководством учителя.
|
Вырабатывают свои варианты, обсуждают их,
приходят к общему выводу.
|
.
|
6. Комплексное применение знаний, умений.
Тренировочные упражнения
|
.
Фронтальная работа с 1 группой
Разноуровневая работа с учащимися 2 группы (
приложение 5)
Защита проекта учащимися 3 группы
Работа в парах.
(приложение 6-7)
.
|
Проверяют правильность выполнения заданий
(взаимопроверка ).
Работают в парах.
|
|
7.
Фронтальная работа с классом
|
“Сочини” загадку –
таково следующее задание. Выполнив математическое задание, впишите полученное
числительное в загадку.
-(245800 – 245700)
одежек и все без застежек. (Капуста).
– (699 + 1) ворот, да
(100000 – 99999) выход. (Невод).
– Выходили (30012 – 30000) молодцев, выносили
(2552 – 2500) сокола, выпускали (300 + 60 +5) лебедей. (Месяцы, недели, дни).
|
Выполняют устно задание.
|
|
8. Подведение
промежуточных итогов работы на каждом этапе.
|
Делает выводы об усвоении учащимися данной
темы.
|
Определяют результативность своей
деятельности. Оценивают своё участие в работе, осмысливают полученные знания.
|
Подведение итогов деятельности каждого
ученика.
|
9.
. Рефлексия.
|
Задаёт вопросы учащимся (лист рефлексии )
|
Отвечают на вопросы.
|
|
10.
Домашнее задание.
|
Составить и решить
задачу на основе начала заданного текста:
Поздним осенним
вечером в буфет школы №96 проникла банда грабителей.
Из холодильника было похищено ……
|
Дети слушают
комментарии учителя, уточняют, задают вопросы.
|
|
11.
Определение перспективы изучения данной темы.
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1.
М.:
Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Р.:
Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких – то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
М:
Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Р:
Есть листьев шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.
М.:
Но математику учил ракет создатель,
И в космос полетели мы без вас.
Р:
Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.
М: учитель
Друзья мои! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор. 3 мин
Приложение 2.
1. Исследовательская
беседа.
– Как называются символы
для обозначения результатов счета? ( Цифры)
– Продолжите фразу: “Цифры
составляют …” (Число)
– Составьте слово (запись
на доске):
ЧИСЛО – О + И + ТЕЛО – О
+ Ь + НОС – С + Е (Числительное)
– Найдите “лишнее слово”: РАЗРЯД, НУМЕРАЦИЯ, СЧЕТ, РУЧКА,
ЧИСЛО.
(Ручка)
– Из оставшихся слов
выделите одно, которое объединяет три других слова. Ответ обоснуйте.(Нумерация)
– Проверьте – подходят ли
по смыслу слова числительное и
нумерация?
– Где изучается
числительное?
– Где изучается нумерация?
– Можем ли мы объединить
эти две темы в одну? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.
– Итак, тема нашего урока
“Имя числительное в теме “Нумерация”. 3 мин
2. Поиск решения проблемы
– Можете ли вы сказать про
себя так, как сказал С.Данилов:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому что я владею
Русским всеохватным языком.
– Итак, большинство из вас
сказали “нет”. Ну а стремиться к этому нужно! Поэтому сегодня на уроке мы
повторим правописание числительных и их употребление в речи на основе знаний
нумерационной системы счисления.
– Перечислите те действия,
которые приведут нас к достижению цели.
(Заслушиваются ответы
детей).
Обобщающее слово
учителя.
– Молодцы дети! Вы сумели объединить свои
учебные действия по двум предметам и выделить главное: знать правила
правописания числительных и правильно употреблять их в речи; знать состав
чисел, уметь их правильно читать и записывать
Приложение 3.
Тест
.
1.
Какое числительное в одном из косвенных падежей
пишется с тремя ь?
а) 60;
б) 80;
в) 40.
2.
Какие числительные склоняются так же, как и
прилагательные?
а) дробные;
б) собирательные;
в) порядковые.
3.
Выполнить действие + .
а) сумма двух третьих и трех пятых равна одной целой четырем пятнадцатым;
б) сумма две третьих и три пятых равна одна целая четыре пятнадцатых;
в) сумма дробей две третьих и три пятых равна пять восьмых.
4.
Вычислить .
а) произведение три восьмых и шестнадцать
двадцать первых равно две седьмых;
б) произведение трех восьмых и шестнадцати двадцать первых равно двум седьмым;
в) три восьмых умножить на шестнадцать двадцать первых равно четырем
седьмым
Приложение 4.
Наш урок носит прикладной характер. Мы с вами
попытаемся соединить изучение математики с изучением русского языка. Великий
ученый, скульптор, художник эпохи возрождения Леонардо де Винчи в свое время
сказал: “Никакое человеческое исследование не может называться настоящим
знанием, если оно не прошло через математическое доказательство”. Он, творец
прекрасных скульптур, он, в чьих рукописях были найдены чертежи подводной лодки
и космического корабля, знал, о чем говорил. Многие знаменитые математики
проявили себя на литературном поприще, соединив логику и художественное
воображение в стихе. Всеми признан литературный талант Софьи Ковалевской, а
академик, математик Виктор Яковлевич Буняковский в 40-х годах прошлого века
опубликовал свои переводы Байрона и поэму “Паломничество Чайльд-Гарольда”.
Трудно сделать в жизни что-то крупное, имея познания только в естественных или
только в гуманитарных науках. “Вдохновение нужно в поэзии, как в математике”,-
эти слова принадлежат великому Пушкину, и пусть они нас не покидают на этом
уроке и в дальнейшем процессе обучения.
Приложение 5.
Разноуровневая работа с учащимися.
Уровень А (математика, с учителем)
|
Уровень Б (русский язык, самостоятельно)
|
Уровень А (русский язык, с учителем)
|
Уровень Б (математика, самостоятельно)
|
Задание: запишите текст, заменяя числа словами. Вставьте пропущенные буквы.
384 тысячи километров о…деляют нас от Луны. Самолёт,
летящий со скоростью 1000 км/ч достиг бы Луны через 16 суток. Луна меньше
земли по диаметру почти в 4 раза, а по массе – в 81 раз. Поэтому Луна
пр…тягива…т тела гораздо слабее, чем Земля – на лунной поверхност… тяжесть
уменьшается почти в шесть раз. На Луне нет воздуха, значит нет и звука, нет
ветра, нет воды. Небо там и днём, и ночью звёз…ное, бархатное, чёрное. Днём
(а лунный день в 14 раз длиннее нашего) на ч…рном небе осл…пительно сия…т
солнце, окружённое ж…мчужной короной.
|
1. Вычислите:
а) 1,25 – 3,8;
б) -0,4 – 1/8;
в) -2/9 –(-1 5/6);
г) 1 5/7 – (-3 11/14) + (-2 1/4);
2. Решите уравнения:
а) -1,3 + х = -2,18
б) -4,2 – х = 1,3
в) х + 2 1/6 = - 1 1/3.
|
Приложение 6.
- Запиши числа цифрами: 5 тысяч, 50 тысяч, 328 тысяч, 25 тысяч 8
единиц, 300 тысяч 20 единиц, 100 тысяч 3 единицы, 200 тысяч 300 единиц.
- Вычисли: 489600 – 235400, 784300 + 200500.
- Составь словосочетания существительного рубль с
числительными 21, 83, 256, 739, 14, 62. Как изменяется окончание
существительного в зависимости от числительного?
Приложение 7.
Задача.
Семиклассница за три дня прочитала
книгу, содержащую 156 страниц. В первый день она прочитала 2/5
того, что прочитала во второй день, а в третий в 1,2 раза больше, чем во
второй. Сколько страниц прочитала девочка во второй день?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.