Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы«Имя числительное как часть речи". Урок русского языка в 6 классе

«Имя числительное как часть речи". Урок русского языка в 6 классе

Скачать материал

               «Имя числительное как часть речи".

                    Урок русского языка в 6 классе

Учитель МОБУ «СОШ с.Рождественка» Дальнереченского района Приморского края Иванова Елена Григорьевна

 

Цели:

  • познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью;
  • дать представление о разрядах числительных;
  • формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа;
  • развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы;
  • развивать речь учащихся.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, учебники, компьютер, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент.

Деятельность учителя: приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Деятельность учеников: приветствуют учителя, готовятся к уроку.

2. Объяснение нового материала.

Деятельность учителя: задает наводящие вопросы, стимулирует активность учащихся, подводит их к теме урока и формулированию целей урока самими учащимися.

Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

- Ребята, урок начну с не совсем обычных вопросов. Ответы запишите в личные карточки.

- Сколько тебе лет?

- Какое сегодня число?

- Который это ряд?

- Сколько человек сегодня в классе?

- Что общего в ваших ответах? К изучению какой части речи мы с вами приступаем? Как вы догадались? (Ответом является число, задавались вопросы: сколько? который?)

- Действительно, мы приступаем к изучению имени числительного – самой молодой из всех имен.

- Каковы же будут цели нашего урока? (Узнать, что такое имя числительное, какие морфологические признаки оно имеет)

- Чтобы назвать морфологические признаки имени числительного, заполним таблицу. (Заполняется по ходу урока на интерактивной доске)

Часть речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Что обозначает

предмет

Признак предмета

Количество предметов, порядок при счете

Отвечает на вопросы...

Кто? что?

Какой? какая? какое? какие? каков?

Сколько? какой? какая? какое? какие?

Чем является в предложении

Любым членом предложения

Определением и сказуемым

Любым членом предложения

Морфологические признаки

Род, число, падеж, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, склонение.

Качественное, относительное или притяжательное, полная и краткая форма, степень сравнения, падеж, число, род (в ед.ч.)

Количественное или порядковое, падеж, число, род.

- Прочитайте предложения и обозначьте числительные как члены предложения.

Два мальчика подошли к школе.

Не хватает седьмого стула.

Рассмотрите рисунок на десятой странице.

Занятия начинаются в девять часов.

Три и семьдесять.

Разделите шесть на три.

- Каким членом предложения может быть числительное? (Всеми членами предложения).

- Обратите внимание, на какие вопросы отвечают записанные нами числительные? Числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? и обозначают число или количество предметов, называются количественными. Числительные, которые отвечают на вопросы КОТОРЫЙ? КАКОЙ? и обозначают порядок предметов при счёте, называются порядковыми.

- Распределите числительные из данных выше предложений по разрядам.

(Количественные: два, три, семь, десять, восемь.

Порядковые: седьмого, десятой).

- Скажите, ребята, а слова тройка, удвоить, семиэтажный - тоже числительные? (Это слова других частей речи, то есть существительное, глагол, прилагательное с числовым значением).

- Как отличить числительные от других частей речи?

(Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами).

3. Закрепление изученного материала.

Деятельность учителя: дает задания, контролирует их выполнение.

Деятельность учеников: выполняют задания учителя, самостоятельно работают по карточкам.

1) Задание: вставьте пропущенные буквы. Над количественными числительными надпишите букву к, над порядковыми – п. Подчеркните числительные как члены предложения. Выполните указанный разбор.

Санкт-Петербург - один из красивейших г_родов России. По количеству м_стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м_сты города выт_нуть 2 в одну линию, то общая протяжённость составит одиннадцать километров. Шесть цепных м_стов3 были построены в дев_тнадцатом веке.

2)Задание: распределите данные слова в четыре столбика:

(выполнятся на интерактивной доске)

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

 

 

 

 

Десять, двойной, удесятерить, десятый, десятка, удваивать, пятерка, двойка, тройной, единственный, первый, два, тройка, сотый, второй, две, три, пятый, тройник, пятак, тройчатка, шестиклассник.

3) Задание: запишите ответы на вопросы, используя числительные.(Работа с интерактивной доской).

1) Сколько лет жил старик со старухой в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

3) Сколько богатырей было в “Сказке о мертвой царевне”?

4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением “очень похожи, одинаковые”?

5) Сколько у капусты одежек?

6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?

7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

(Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, сто одежек, два зайца, семь раз).

4) Самостоятельная работа по карточкам (работа с текстом). (Карточка есть у каждого ученика)

 Задание:

1. Прочитай отрывок из рассказа “Маленький принц” А. де Сент-Экзюпери и заполни таблицу, выписав из текста 10 количественных числительных и все порядковые.

3. Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных – порядковые, от порядковых – количественные) и запиши в таблицу.

Количественные числительные

Порядковые числительные

 

 

 Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

- Добрый день, - сказал ему Маленький принц.

- 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501622731.

- 500000000 чего?

- А? Ты еще здесь? 500000000... Уж не знаю чего... У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7.

- 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.

Деловой человек поднял голову.

- Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз... вот он! Итак, стало быть, 500000000....

- 500000000 чего?

Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя.

- 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

- Это что же, мухи?

- Да нет же, такие блестящие, маленькие.

- Пчелы?

- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.

- А, звезды?

- Вот-вот. Звезды.

- 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь?

- 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность.

- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

- Что делаю?

- Да.

- Ничего не делаю. Я ими владею.

4. Подведение итогов.

Деятельность учителя: читает лингвистическую сказку, задает вопросы, проверяет уровень освоения материала.

Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы по теме урока.

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

- Кто-то крикнул: “Много!”, и существительное подхватило:

- Много!

- Вы не считали! Или вы не хотите считать?

- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В.Волина

- Ребята, как вы думаете, действительно ли числительное занимает важное место в нашей жизни? Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. (Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже).

- Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр?

- Что нового о числительном вы узнали на уроке?

- На какие вопросы отвечают числительные?

- Какие морфологические признаки есть у числительных?

- Как отличить числительные от других частей речи?

5. Домашнее задание.

Параграф 59, упр. 345.

6. Рефлексия.

- Сегодня я узнал...

- Было интересно...

- Было трудно...

- Я понял, что...

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Имя числительное как часть речи". Урок русского языка в 6 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

               «Имя числительное как часть речи".                     Урок русского языка в 6 классе Учитель МОБУ «СОШ с.Рождественка» Дальнереченского района Приморского края Иванова Елена Григорьевна  

Цели:

  • познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью;
  • дать представление о разрядах числительных;
  • формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа;
  • развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы;
  • развивать речь учащихся.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, учебники, компьютер, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент.

Деятельность учителя: приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Деятельность учеников: приветствуют учителя, готовятся к уроку.

2. Объяснение нового материала.

Деятельность учителя: задает наводящие вопросы, стимулирует активность учащихся, подводит их к теме урока и формулированию целей урока самими учащимися.

Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

- Ребята, урок начну с не совсем обычных вопросов. Ответы запишите в личные карточки.

- Сколько тебе лет?

- Какое сегодня число?

- Который это ряд?

- Сколько человек сегодня в классе?

- Что общего в ваших ответах? К изучению какой части речи мы с вами приступаем? Как вы догадались? (Ответом является число, задавались вопросы: сколько? который?)

- Действительно, мы приступаем к изучению имени числительного – самой молодой из всех имен.

- Каковы же будут цели нашего урока? (Узнать, что такое имя числительное, какие морфологические признаки оно имеет)

- Чтобы назвать морфологические признаки имени числительного, заполним таблицу. (Заполняется по ходу урока на интерактивной доске)

Часть речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Что обозначает

предмет

Признак предмета

Количество предметов, порядок при счете

Отвечает на вопросы...

Кто? что?

Какой? какая? какое? какие? каков?

Сколько? какой? какая? какое? какие?

Чем является в предложении

Любым членом предложения

Определением и сказуемым

Любым членом предложения

Морфологические признаки

Род, число, падеж, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, склонение.

Качественное, относительное или притяжательное, полная и краткая форма, степень сравнения, падеж, число, род (в ед.ч.)

Количественное или порядковое, падеж, число, род.

- Прочитайте предложения и обозначьте числительные как члены предложения.

Два мальчика подошли к школе.

Не хватает седьмого стула.

Рассмотрите рисунок на десятой странице.

Занятия начинаются в девять часов.

Три и семь – десять.

Разделите шесть на три.

- Каким членом предложения может быть числительное? (Всеми членами предложения).

- Обратите внимание, на какие вопросы отвечают записанные нами числительные? Числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? и обозначают число или количество предметов, называются количественными. Числительные, которые отвечают на вопросы КОТОРЫЙ? КАКОЙ? и обозначают порядок предметов при счёте, называются порядковыми.

- Распределите числительные из данных выше предложений по разрядам.

(Количественные: два, три, семь, десять, восемь.

Порядковые: седьмого, десятой).

- Скажите, ребята, а слова тройка, удвоить, семиэтажный - тоже числительные? (Это слова других частей речи, то есть существительное, глагол, прилагательное с числовым значением).

- Как отличить числительные от других частей речи?

(Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами).

3. Закрепление изученного материала.

Деятельность учителя: дает задания, контролирует их выполнение.

Деятельность учеников: выполняют задания учителя, самостоятельно работают по карточкам.

1) Задание: вставьте пропущенные буквы. Над количественными числительными надпишите букву к, над порядковыми – п. Подчеркните числительные как члены предложения. Выполните указанный разбор.

Санкт-Петербург - один из красивейших г_родов России. По количеству м_стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м_сты города выт_нуть 2 в одну линию, то общая протяжённость составит одиннадцать километров. Шесть цепных м_стов3 были построены в дев_тнадцатом веке.

2)Задание: распределите данные слова в четыре столбика:

(выполнятся на интерактивной доске)

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

 

 

 

 

Десять, двойной, удесятерить, десятый, десятка, удваивать, пятерка, двойка, тройной, единственный, первый, два, тройка, сотый, второй, две, три, пятый, тройник, пятак, тройчатка, шестиклассник.

3) Задание: запишите ответы на вопросы, используя числительные.(Работа с интерактивной доской).

1) Сколько лет жил старик со старухой в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

3) Сколько богатырей было в “Сказке о мертвой царевне”?

4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением “очень похожи, одинаковые”?

5) Сколько у капусты одежек?

6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?

7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

(Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, сто одежек, два зайца, семь раз).

4) Самостоятельная работа по карточкам (работа с текстом). (Карточка есть у каждого ученика)

 Задание:

1. Прочитай отрывок из рассказа “Маленький принц” А. де Сент-Экзюпери и заполни таблицу, выписав из текста 10 количественных числительных и все порядковые.

3. Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных – порядковые, от порядковых – количественные) и запиши в таблицу.

Количественные числительные

Порядковые числительные

 

 

 Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

- Добрый день, - сказал ему Маленький принц.

- 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501622731.

- 500000000 чего?

- А? Ты еще здесь? 500000000... Уж не знаю чего... У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7.

- 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.

Деловой человек поднял голову.

- Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз... вот он! Итак, стало быть, 500000000....

- 500000000 чего?

Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя.

- 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

- Это что же, мухи?

- Да нет же, такие блестящие, маленькие.

- Пчелы?

- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.

- А, звезды?

- Вот-вот. Звезды.

- 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь?

- 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность.

- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

- Что делаю?

- Да.

- Ничего не делаю. Я ими владею.

4. Подведение итогов.

Деятельность учителя: читает лингвистическую сказку, задает вопросы, проверяет уровень освоения материала.

Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы по теме урока.

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

- Кто-то крикнул: “Много!”, и существительное подхватило:

- Много!

- Вы не считали! Или вы не хотите считать?

- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В.Волина

- Ребята, как вы думаете, действительно ли числительное занимает важное место в нашей жизни? Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. (Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже).

- Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр?

- Что нового о числительном вы узнали на уроке?

- На какие вопросы отвечают числительные?

- Какие морфологические признаки есть у числительных?

- Как отличить числительные от других частей речи?

5. Домашнее задание.

Параграф 59, упр. 345.

6. Рефлексия.

- Сегодня я узнал...

- Было интересно...

- Было трудно...

 

- Я понял, что...

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 697 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2459
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3165
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1099
    • DOCX 54 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Елена Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Елена Григорьевна
    Иванова Елена Григорьевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 54207
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Мини-курс

Техническое обслуживание и диагностика сельскохозяйственной техники

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции