I.
Организационный момент.
Здравствуйте,
ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
II.
Проверка домашнего задания.
Прочитайте задание
в упражнении 200 . Как вы его озаглавили? Какова его основная мысль? Объясните
написание слов с пропущенными буквами.
Минутка
чистописания.
- Запишите
буквосочетания. Из скольких элементов состоит буква Г? Как называются эти
элементы?
-Из скольких элементов состоит
буква строчная Г? Как называется? Какие соединения?
- Спишите
предложения. Обозначьте падеж имен существительных.
III.
Актуализация знаний.
Спишите, вставляя
пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы в словах.
(За)пылали ж…лтыми
к…страми высокие пижмы (в)дол… д…рог.
(В)л…стве д…ревьев
по..явились первые л..мон..ые (от)метины.
- Разберите
предложение по членам: вариант 1- первое предложение, вариант 2- второе
предложение.
- Укажите падеж
имен существительных.
- Разберите по
составу слово лимонные.
IV.
Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте имена
существительные
Слон, день, дождь,
учитель, агроном, концерт, инженер, трамвай.
-На какие две
группы можно разделить? (Одушевленные и неодушевлённые имена существительные)
(кого?) слона, нет (кого?)
слона (что?) день, нет
(чего?) дня
(кого?) учителя, нет (кого?) учителя (что?)
дождь, нет (чего?) дождя
(кого?) агронома, нет (кого?)
агронома (что?) концерт, нет (чего?) концерта
(кого?) инженера, нет (кого?)
инженера (что?) трамвай, нет (чего?) трамвая
-Сравните
окончания существительных в первом и во втором столбиках. Какую особенность вы
заметили? (Окончания в первом столбике одинаковые, а во втором разные.)
Почему в первом
столбике и в родительном, и винительном, падежах форма окончания одинаковая?
(Одушевленные имена существительные и форме родительного и в винительного
падежа отвечают на вопрос кого?)
Какая трудность
может возникнуть при определении падежа одушевленных имен существительных?
(трудно различить родительный и винительный падежи.)
- Заполните
таблицу.
|
Именительный
падеж
|
Винительный
падеж
|
Родительный
падеж
|
Вопросы
|
|
|
|
Предлоги
|
|
|
|
Окончания
|
|
|
|
Роль в
предложении
|
|
|
|
-В чем сходство
этих падежей? (одинаковые вопросы в именительном и винительном падежах,
винительном и родительном падежах)
-Чем они
отличаются? (разные предлоги, роль в предложении)
-Допишите в
столбиках существительные женского рода земля, сестра.
- Что вы можете
сказать? (у существительных женского рода в винительном и родительном падежах
форма слова разная: в винительном падеже окончания –у, -ю, в
родительном- -и, -ы)
V.
Работа по теме урока.
Работа по учебнику
Упр.
201 (с.111)
(Прочитайте.
Запишите данные имена существительные в указанных падежах. Далее работа по
вопросам и заданиям упражнения.)
Упр.202
(стр.111)
(Прочитайте.
Спишите любое предложение, укажите падеж выделенного существительного. Далее
работа по вопросам и заданиям упражнения.)
Упр.
203 (стр.111)
(Прочитайте еще
раз стихотворение из упражнения 202. Кого называют «хлеборобом»? Как
образовалось это слово? А можно ли назвать хлеборобом агронома? Тракториста?
Комбайнера? Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Заслушиваются
несколько текстов.)
VI.
Физминутка.
VII.
Продолжение работы по теме урока
Упр.
204 (стр. 112)
(Коллективное
выполнение. Уч-ся по цепочки читают предложения и определяют падеж имен
существительных.) Как можно различить падеж одушевленных имен существительных
2-ого склонениями с одинаковыми окончаниями? Сравните словосочетания слезает
с конька и купил у Карла. Как еще можно различить эти
падежи?
Обратимся к
таблице, которую мы составили в начале урока. Какие предлоги употребляются
только с родительным падежом, а какие- только с винительным?
Выполните
письменные задания к упражнению.
Упр.
205 (стр. 112)
Самостоятельное
выполнение.
Выполните
звуко-буквенный разбор слов: вариант 1- шофер, а вариант 2- трамвай.
VIII.
Рефлексия.
Графический диктант.
(Учитель читает словосочетания,
учащиеся записывают падеж имен существительных.) (слайд)
Любить отца,
остаться без друга, уважать учителя, убежать от соперника, искать
одноклассника, попросить соседа, выговор из-за малыша, поймать вора, узнать
брата.
IX.
Подведение итогов урока
Что нового вы
узнали сегодня на уроке?
Как различить
родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных мужского
рода?
Что было труднее
всего?
Домашнее задание.
упр. 207 (стр.
113)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.