Тема: «Имена существительные.Собственные и
нарицательные».
Цели урока:Обобщить
и систематизировать знания учеников об имени существительном, как часть речи.
Развить понятие о собственных и нарицательных
именах существительных.
Научить учеников различать собственные имена
существительные от нарицательных.
Воспитать любовь к предмету, к культуре речи, к Родине.
Наглядности: интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, диаграмма Венна, волшебная
палочка.
Ход урока:
І.Организационный момент:
Приветствие учеников,отметить отсутствующих в
классе.
ІІ.Фронтальный опрос
пройденной темы.
«Имя существительное.Одушевлённое и
неодушевлённое.»
а) «Мозговая атака»
Ученики отвечают на вопросы:
1)Какие части речи мы изучили?
2)На какие вопросы отвечают имена
существительные?
3)Каким членом предложения чаще всего бывают
существительные?
б) Задание на интерактивной доске.
Ученики распределяют слова по столбикам.
Одушевлённые Книга,
телевизор,мама.ученик,парта,дедушка,тетрадь.галстук,стёрка.
ІІІ .Обьяснение новой
темы:
Имя существительное
Собственное-это
названия индивидуальных единичных
предметов и явлений. В роли
собственных имён существительных используются не только отдельные слова, но и сочетания слов.
К именам сущ. собственным относятся:
1)имена,фамилии,отчества людей(Абай Кунанбаев, Александр Сергеевич Пушкин)
2)клички животных (Бим, Шарик, Каштанка)
3)названия городов,стран (Алматы, Астана, Москва, Россия)
4)литературные произведения ( «Золотая рыбка»,
«Война и мир»)
5)найменования предприятий,обществ( «Динамо»,
«Народный банк»)
Нарицательные-это
общее название для всех однородных предметов, их явлений (брат,озеро,страна,победа и др.) Имена существительные и нарицательные могут переходить в разряд собственных. Например: Земля, Рыбы, Запад.
ІV.Диаграмма
Венна.
V.Работа с
учебником.
Упр.4. Упр.5. Упр.7.
Прочитайте слова и распределите их по данным
группам.
а) названиями городов,сёл.рек,озёр,гор.
б) кличками животных.
в) именами,фамилиями,отчествами дюдей.
Астана,Балхаш,Рекс,Москва,Александр Сергеевич
Пушкин,Алматы,Алатау,
Мурат,Петя,Шарик,Иртыш,Памир,Исск-Куль,Тянь-Шань.
Упр.5.
К данным нарицательным существительным
подберите собственные имена.
Республика Город
Улицы Горы
Россия Актау
Дружба Гималай
Казахстан Алматы
Лермонтова Эверест
Турция Москва
Победы Тянь-Шань
Германия Джамбул Айтеке би
Упр.7.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
З…мля,пл..нета,част..,…вропа,Ази..,Амер..ка,сев..р,зап..,в..сток,м..ридиан,
А..встралия,оз..ро,р..ка,о..еан.
V. «Волшебная палочка».
Ученики передают друг другу волшебную палочку
и называют
собственные и нарицательные имена
существительные.
І ряд
Собственные
Алматы
«Кызылординские вести»
«Труд»
Иртыш
Волга
ІІряд
Нарицательные
дневник
пол
портрет
мяч
парта
VІ.Домашнее
задание:
Упр.6.
Выписать из текста собственное существительное.
Казахстан,Акмолинск,Россия,Средняя
Азия,Китай,Акмола, «Белый мазар»,Целиноград.
VІІ.Итог
урока.Комментирование оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.