Инфоурок Другое Другие методич. материалыИгровые технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Игровые технологии на занятиях декоративно-прикладным творчнством

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

 

 

 

 

 

 

Использование игровых технологий

на занятиях декоративно-прикладным творчеством

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Вальман Людмила Владимировна

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

Междуреченск 2014

 

 

Дети должны жить в мире красоты, 

игры, сказки, музыки, рисунка, 
фантазии, творчества. 
Сухомлинский В. А.


 

Использование игровых технологий

на занятиях декоративно-прикладным творчеством

 

Общеизвестно, что развитие обучащихся происходит на протяжении всей жизни в процессе игры, учебы, трудовой деятельности.

С точки зрения педагога, деятельность, какой бы она не была, всегда выступает как ведущая для развития детей. Чем больше направлений развития ребенка, чем больше реализуемых им типов деятельности, тем больше расширяются связи ребенкасмиром.

Принцип активности ребенка был и остается одним из  основ­ных в дидактике. Под этим понятием подразумевается  такое ка­чество деятельности, которое характеризуется высокой степенью мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием педагогического воздействия и организации особой педагогической среды, где активность детей становится естественной и органичной и где ученик не декларативно, а действительно становится в центре образовательного процесса. К таким технологиям можно отнести проблемное обучение, в частности проектирование, игровые технологии.

А если говорить о детях, то для них игра - один из основных видов деятельности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в творчество, в обучение.

Под игровой технологией понимают продуманную «во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведению учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры» (Вадим Макариевич Монахов).
     Я работаю в Центре детского творчества  в студии декоративно-прикладного творчества«Вдохновение». Использование игр на занятиях декоративно-прикладным творчеством позволяет узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка,  активизировать познавательный интерес детей, способствовать формированию деятельностного отношения учащихся к учебному процессу, снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей. Игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка.
Используя игровые технологии, можно решать  как крупные педагогические задачи (достижение определенного уровня обученности, воспитание тех или иных качеств, развитие личности и т.д.), так и локальные: знакомство детей друг с другом, их сплочение, обучение определенным элементам деятельности, снятие коммуникативных барьеров. Но, необходимо понимать, что игровая технология, в отличие от просто игры, представляет собой четкую последовательность игрового взаимодействия, направленную на достижение определенной педагогической цели.  

В структуру педагогической игры должны входить следующие этапы: целеполагние, планирование,  реализация цели, анализ результатов.

Цели педагогической игры:

·         Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУНов в практической деятельности, развитие общественных умений и навыков.

·         Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества,коллективизма, общительности, коммуникативности.

·         Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления,фантазии, творческих способностей, рефлексии; умение находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Игровая деятельность применяется мною практически на каждом занятии: или для объяснения нового материала, или в качестве подвижной разминки, или для повторения и закрепления полученных знаний.
Мне хотелось привести несколько примеров игр, которые я использую на занятиях в детском объединении.

Занятие – путешествие проводится во время освоения нового материала. Например,  на  игровом занятии «Путешествие в страну бумажной феи», останавливаясь на разных станциях  ребята знакомятся  с историей бумаги, ее огромным разнообразием,  со свойствами бумаги  и ее декоративными возможностями.Занятия- путешествия  способствуют расширению кругозора, осмыслению и закреплению учебного материала в области декоративно-прикладного творчества

 Игры-упражнения  способствуют развитию познавательных способностей ребят, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Кроссворды, ребусы, викторины помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.

Игры-соревнования.Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Например:  в канун 8 марта проводится конкурсно-игровая программа «А ну-ка девочки…», где ребята демонстрируют умения и навыки, полученные на занятиях, при выполнении конкурсных заданий, учатся работать в команде, проявляют смекалку, демонстрируют кругозор. У нас есть опыт проведения игровых занятий с другими объединениями. Например: «Новый год у ворот»,  «Рождественские посиделки», «Весна идет, весне дорогу», «Как много профессий разных».

Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.

 Игра «Мастерская Деда Мороза». Ребята мастерят новогодние открытки и выбираются помощники Деда Мороза (старшие ребята), которые помогают и подсказывают остальным детям, как лучше выполнить работу. Игра учит работе в коллективе, самоконтролю, взаимовыручке, а также развивает творческие способности детей.

Ролевые  игры носят и профориентационный характер. Ребятам предлагается побыть в роли педагога и объяснить содержание работы остальным детям, в роли художника, когда необходимо выполнить эскиз будущей работы и т. д.                                                                                                                                В программе объединения есть и другие профориентационные игры.

Цель игры «Профессия на букву» - расширение  знаний ребят о мирепрофессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях

Содержание игры: сейчас будет названа какая-то буква. Наша  задача показать, что мы знаем много профессий, начинающихся с этой буквы, то есть, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет на­зывать по одной профессии.

Игра«Подарок»

В данном игровом упражнении специально организуется обсуждение конкретно рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности.  Инструкция: представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом подарок должен содержать намёк на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия).

 

Роль педагога в проведении игр на занятиях - это активная позиция в игре (роль ведущего, члена жюри, помощника), поддержка инициативы и творческого подхода к игре учащихся. Педагог может  влиять на взаимоотношения в игровой группе, на распределение ролей,  корректировать правила, цели игры в зависимости от психоэмоционального состояния группы, индивидуальных особенностей учащихся, поддерживать тех из детей, у которых что-то не получается.

Использование  дидактических игр на учебных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей,  помогает активизировать деятельность ребят, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.

 

 

 

 

 



 

 

Список  литературы
1. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. - М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
2. Шмаков С. А. Учимся, играя…--М.: ЦГЛ, 2004, 128 стр.
3. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова / Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.C. 44-53.
4. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск :Краснояр. гос. ун-т, 2001.
5. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с. 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Игровые технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Общеизвестно, что развитие обучащихся происходит на протяжении всей жизни в процессе игры, учебы, трудовой деятельности. С точки зрения педагога, деятельность, какой бы она не была, всегда выступает как ведущая для развития детей. Чем больше направлений развития ребенка, чем больше реализуемых им типов деятельности, тем больше расширяются связи ребенкасмиром. Принцип активности ребенка был и остается одним из основ ных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое ка чество деятельности, которое характеризуется высокой степенью мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений.Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием педагогического воздействия и организации особой педагогической среды, где активность детей становится естественной и органичной и где ученик не декларативно, а действительно становится в центре образовательного процесса. К таким технологиям можно отнести проблемное обучение, в частности проектирование, игровые технологии.А если говорить о детях, то для них игра - один из основных видов деятельности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в творчество, в обучение.Под игровой технологией понимают продуманную «во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведению учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры» (Вадим Макариевич Монахов).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 073 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 615
    • DOCX 27.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вальман Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вальман Людмила Владимировна
    Вальман Людмила Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25618
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 628 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 195 человек