Инфоурок Другое Другие методич. материалыИгры со словами на уроках русского языка в начальной школе

Игры со словами на уроках русского языка в начальной школе

Скачать материал

1) Словесные лабиринты

2) Изменение направления текста

3) «Перевертыши»

4) Слова с «зашумлением»

5) Анаграммы (Анаграммы с нумерацией)

Эти коррекционные приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа. Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.

С помощью коррекционных упражнений учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарной работы. Например, решение анаграмм

ЯИЦАИВА - авиация, 

ШАФТЛАНД- ландшафт,

РГСТРТРЕИАУА регистратура,

ШЕВЯ швея и т. д.

Другой вид упражнений предусматривает работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.

1) нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква

Первое слово: 5, 1,7, 9, 2, 6, 3, 6, 4.

Второе слово: 11, 3, 10, 8, 12, 2, 4, 1, 5.

Каждому числу соответствует определённая буква:

123456789 10 11 12

АРНМГОСВТ И У Е

Искомые слова: гастроном, универмаг.

2) В другом задании предлагаю детям шифр и ключ к нему

 

п ф л к т е ш с г е п к н т ц

 

3 4 5 6 7 8 9

1 ю г а и т х я

2 п ф д ш о р б

 

Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные.

1) Например, при закреплении материала о глухих и
звонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке

2)  При изучении темы «Местоимение» предлагаю задание:
правильно расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы в скобках.

мне (Т), меня (И), я (М), обо мне (Г), мной (Н), меня (И).

Для развития логического мышления в работе над словарными словами использую и другие коррекционные приёмы и упражнения:

1) Приём на использование геометрических знаний.
Дети должны запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности. Дети должны вспомнить буквы каждой фигуры и составить слово.

hello_html_37ab0470.jpg

3) Приём на использование знаний по рисованию.
Расположить квадраты с буквами по цветам радуги

hello_html_m57c1be2b.jpg

4) hello_html_648175e3.gifприём «недописанных слов»

hello_html_648c4fb4.jpg

5) hello_html_648175e3.gifРебусы

 

Рисунок 2

hello_html_m650eb2a2.jpg

В своей работе использую коррекционные приёмы и при закреплении знания словарных слов: упражиения-схемы, «Узнай слог-слияние», работа с «разрезанными словами»

Рисунок 3

hello_html_131d2478.pnghello_html_27a378de.pnghello_html_2ec0614b.png

hello_html_m2dbf1368.pnghello_html_23683d3e.pnghello_html_5f350ef8.png

hello_html_m6d8edd31.pnghello_html_132eba9b.pnghello_html_m75abfb9c.png

hello_html_1a82a894.pnghello_html_m4d72123e.pnghello_html_m3172a0ca.png

 

 

- Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур, соберите слова и запишите их в три столбика по родам.

Немаловажное значение имеют коррекционные приёмы и при закреплении изученного материала на любом другом этапе урока.

Например, при закреплении знаний о глаголах прошедшего времени предлагаю ребятам прочитать SМS -сообщение:

Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаон

подарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.

Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь, выделяем окончания глаголов.

При закреплении знаний о составе слова применяю упражнение «Телефон». Например: образуй и запиши слова из слогов, записанных под цифрами на диске телефона

Рисунок 4

hello_html_54b93a92.jpg

При закреплении знаний об именах существительных использую следующие упражнения:

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Игры со словами на уроках русского языка в начальной школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 919 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.04.2020 189
    • DOCX 503.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абдрахманова Алия Джакаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Абдрахманова Алия Джакаевна
    Абдрахманова Алия Джакаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 100904
    • Всего материалов: 256

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Мотивация и индивидуализация в образовательном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе