Инфоурок География Другие методич. материалыИгра "Счастливый случай" по истории декабристского движения.

Игра "Счастливый случай" по истории декабристского движения.

Скачать материал

 

Приложение.

  Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ ООШ с.Толбага Петровск – Забайкальского района Вологиной С.В.

 

Аннотация.

 Наш край, Петровск – Забайкальский район – место отбывания каторги и место поселения декабристов, поэтому изучение движения декабристов считаю важным и необходимым в своей внеклассной работе.

 Внутри школы провожу недели истории, в ходе которых стараюсь более подробно познакомить учащихся с этим событием. Учащиеся прослушивают мини – лекции, рисуют рисунки, разучивают стихотворения, ездят на экскурсию в Петровский Завод в Музей Декабристов, а на заключительном мероприятии в ходе игры их знания обобщаются и систематизируются.

 

          Заключительное мероприятие недели истории.

 Игра «Счастливый случай» для учащихся 5 -9 классов по истории декабристского движения.

Цель: организация и проведение интеллектуальной игры по декабристской тематике, в ходе которого обобщить и систематизировать знания ребят по движению декабристов, привлечь внимание ребят к истории своего края.

Задачи:

Личностные: развитие познавательного интереса, развитие способностей к творческому самовыражению, повышение культуры речевого общения;

Регулятивные: развитие наблюдательности, воспитание чувства патриотизма;

Коммуникативные: формирование межличностных отношений между детьми; установление психологического и эмоционального контакта между детьми в ходе игры.

 

 

Ход игры:

 

1 раунд.

Дать правильный ответ, опередив соперника.

1. Какое историческое событие произошло 14 декабря 1825 года?

2. Какой юбилей, связанный с этой датой, будет отмечаться в 2015 году?

3. К какому классу или сословию принадлежали организаторы выступления?

4. Назовите причины, побудившие декабристов выступить на Сенатской площади?

5. Почему этих людей назвали декабристами?

6. Назовите известные вам организации декабристов?

7. Чем закончилось выступление декабристов?

8. Перечислите имена казненных декабристов?

9. Сколько декабристов было сослано на каторгу в Сибирь?

10. Фамилии жен декабристов, первыми отправившимися за своими мужьями?

 

Поэтическая пауза.(подведение итогов 1 раунда).

А.С.Пушкин «Послание узникам»

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра –

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

 Придет желанная пора!

Любовь и дружество до вас

Пройдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

 

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут, и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

 

На это послание А.С.Пушкина декабрист Одоевский ответил так:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли.

К мечам рванулись наши руки,

Но лишь оковы обрели.

Но будь спокоен, Бард,- цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

Обет святой пребудет с нами.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя.

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

 

Раунд 2. «Дальше, дальше, дальше»

На листочках дать ответы на заданные вопросы.

1.Название программного документа «Северного общества», имя его автора.

2. Название прогаммного документа «Южного общества», имя его автора.

3. Сколько декабристов отбывало каторгу в Петровском Заводе?

4. Сколько жен декабристов последовало на каторгу в Сибирь за своими мужьями?

5.В каком году прибыли декабристы в Петровский Завод из Читы?

6. Когда отбыли на поселение из Петровского завода последние узники?

7. Декабрист, автор портретной галереи декабристов?

8. Кто из декабристов вел широкую врачебную деятельность?

9. Кто поставил на могиле И.И.Горбачевского большой чугунный крест?

10. С кем из жен декабристов передал А.С.Пушкин свое стихотворение «Послание к узникам»?

11. Кто похоронен в часовне на кладбище в Петровском Заводе?

12. Название улицы в Петровском Заводе, на которой жили жили жены декабристов?

 

 

 

Поэтическая пауза.(подведение итогов 2 раунда).

С.Граховский «Сожженные мосты».

Так в памяти истории суровой,

 Как верности нетленный образец,

Живая Александра Муравьева

Несет в руках терновый свой венец.

 

И, разделяя с ближними страданья,

Сквозь вьюгу от села и до села,

 Дорогой добровольного изгнанья

Надежда и любовь бесстрашно шла.

 

Кандальным трактом и тропою узкой

Из века в век та протянулась нить…

Перед святою женщиною русской

Готов я низко голову склонить.

 

А.Кабенков «Памяти И.И.Горбачевского».

После трудов, в шубейке тесной,

На много лет совсем один

Иван Иваныч Горбачевский

По этим улицам ходил.

  Бредя по улице по  Дамской

  К еще не названной, своей,

  Он все не верил, что остался

  На поселенье без друзей.

И чтобы веселее было,

Он перебрал немало дел:

То пробовал заняться мылом,

То строить мельницу хотел.

  Как будто дни забыв былые,

  Не понимал душой своей,

  Что начинания такие

  Не для российских бунтарей.

В Сибири некогда прописан,

Он прожил тут и умер тут,

Не зная, что его записки отдельным томом издадут,

И что Советская Россия

Не раз поклонится ему

Как декабристу…

 

П.Павлов «Памятник-крест».

Есть над скалистым обрывом

Чугунный громаднейший крест.

Много он лет беспрерывно

Мир озирает окрест.

  Черные руки раскинув,

  В зеркало смотрит пруда

  Словно столетья раздвинув,

  Встал над водой навсегда.

  Первым на круче безлюдной

  Солнца встречает восход.

  Видит его отовсюду

  Старый Петровский Завод.

С лязгом на берег влетая,

Мчатся за ним поезда

И за собой увлекают

В вечность вагоны – года.

   Уж не одно поколенье

   Пережил памятник – крест,

   Слышал он стоны и пенье,

   Несся под ним благовест.

Тихо на кладбище старом.

Слышно как падает лист.

«Милостью царской» устало

Спит под крестом декабрист.

Вехи его биографии

Надпись металлом твердит.

Нет на кресте эпитафии –

Здесь Горбачевский лежит.

 

Раунд 3 «Темная лошадка».

1. Послушайте стихотворение А.Милявского, напишите фамилии восьми декабристов, чьи барельефы сделаны на портале ст. Петровский Завод.

Так вот куда везли их в ссылку

Куда упрятал деспот – царь –

За Обь, за Енисей, за Шилку

В студеный Забайкальский край.

   И кто бы нынче вдаль ни ехал,

   Увидит между двух столбов

   Здесь восемь медных барельефов;

   Как восемь срубленных голов.

И на перроне молчаливо,

Забыв про все на миг замрет

Куда – то мчавшийся бурливо

Командировочный народ.

   И столько пристальности чистой

   В глазах, в сцепленных пальцах рук,

   В морозном слове «декабристы»,

   Что тихо шелестит вокруг.

И ощутишь их дух кристальный,

Их правду, что на край земли

Они под горький звон кандальный

С Сенатской площади несли.

   И ощутишь впервые, может,

   В бетон одетый и металл,

   Их труд, что здесь, в глуши таежной,

   Не затерялся, не пропал.

2. На кого написана эпиграмма?

Он мало царствовал, но много начудесил,

Сто двадцать пять в Сибирь послал,

И пятерых повесил.

 

3. Назовите имена этих декабристов.

Декабрист. Непосредственного участия в восстании не принимал. Содержался в крепостях , тюрьмах Читы, Петровского Завода, затем был заточен в Акатуевскую каторжную тюрьму. Его именем была названа гора в Петровском Заводе.

 

 Декабрист. Первый врач в Чите, в Петровском Заводе. К нему, по словам декабриста Н. Басаргина, «обращались все, кто только мог». В народе его назвали «бессребренником».

 

 Человек большого ума, выдающихся дарований и высоких нравственных качеств, изобретатель, златокузнец, токарь, историк русского флота, художник – портретист, часовщик, пытливый ученый, автор «Гусиного озера», «Бурятского хозяйства», «Очерков Забайкальского хозяйства».

 

  Декабрист, оставшийся на поселении в Петровском Заводе. Построил здесь несколько домов и отдал их беднякам, открыл первую в России потребительскую кооперацию, на доходы от которой было открыто народное училище.

  Им была создана первая в Петровском заводе публичная библиотека. Из окон его дома виден большой чугунный крест на его могиле (согласно его завещанию).

 

  Невесты – француженки, обвенчавшиеся со своими женихами – декабристами в церквях Петровского Завода и Читы.

 

Подведение итогов игры. Награждение победившей команды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Игра "Счастливый случай" по истории декабристского движения."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Наш Забайкальский край - место отбывания каторги декбристами, поэтому считаю важным и необходимым изучение декабристского движения не только на уроках истории, но и во внеурочное время.

Игра "Счастливый случай" проводилась как заключительное мероприятие в декаде истории, посвященной выступлению декабристов.

В течение недели для ребят проводились мини-лекции, где ребятам рассказывалось о выступлении декабристов, об отбывании каторги декабристами в нашей местности, т.е. в Забайкальском крае.

Ребята разучивали стихи о декабристах. Рисовали рисунки, посетили музей Декабристов.

А на заключительном меоприятии обобщили и систематизировали свои знания. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 286 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Проверочная работа по географии на тему: Климатические пояса и климатообразующие факторы" (7 класс)
  • Учебник: «География в 2-х частях (изд. "Русское слово")», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
  • Тема: § 8. Воздушные массы и климатические пояса
  • 01.10.2020
  • 4568
  • 90
«География в 2-х частях (изд.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 445
    • DOCX 21.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вологина Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 11
    • Всего просмотров: 7389
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Личностный рост и развитие: инструменты для достижения успеха

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе