Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Морской бой
Игра по теме
«Имя существительное»
6-й класс
2 слайд
3 слайд
А 1 Задание на 3 балла
Что такое имя существительное?
Назовите разносклоняемые существительные.
Ответ:
Часть речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? что? называется
именем существительным.
Разносклоняемые существительные: племя, время, семя, бремя, вымя, имя, темя, знамя, пламя, путь
4 слайд
Б 5 Задание на 3 балла
Какой род имеют существительные? Как они
изменяются? Каким членом предложения могут
быть?
Ответ:
Существительные могут быть мужского, женского или
среднего рода. Они изменяются по числам и падежам.
Могут быть любым членом предложения, но чаще
подлежащим или дополнением.
5 слайд
В 2 Задание на 3 балла
Какие существительные относятся к одушевленным, а
какие – к неодушевленным? Как отличить
одушевленное существительное от неодушевленного?
Ответ:
К одушевленным существительным относятся
названия живых существ, названия некоторых
предметов, похожих на человека. К неодушевленным –
названия неживых предметов, названия групп живых
предметов.
Одушевленные существительные во множественном
числе имеют одинаковую форму в винительном и
родительном падежах
6 слайд
Г 4 Задание на 3 балла
Как определить род неизменяемых существительных
и сложносокращенных слов?
Ответ:
Неизменяемые существительные, обозначающие лиц мужского пола, лиц по профессии или социальному положению, животных, относятся к мужскому роду, а к женскому, – если обозначают лиц женского пола.
Неодушевленные существительные относятся к среднему
роду.
Род некоторых неизменяемых существительных зависит от
их значения.
Род сложносокращенных слов совпадает с родом опорного
слова в расшифрованном названии
7 слайд
Д 3 Задание на 3 балла
Какие существительные употребляются только в
единственном числе, а какие – только во
множественном?
Ответ:
Только единственное число имеют существительные,
обозначающие названия веществ, названия признаков
и действий, названия совокупности предметов.
Только множественное число имеют
существительные, обозначающие
названия веществ, явлений, сложных
предметов.
8 слайд
Ваши очки удваиваются!
9 слайд
Вы попали в шторм,
придется пропустить один ход
10 слайд
А 2 Задание на 5 баллов
Распределите существительные по группам:
одуш. - живые существа;
одуш. - человекоподобные или фантастические существа;
неодуш. - неживые предметы или явления;
неодуш. - группа живых существ
Рыба, лист, робот, существо, призрак, дождь, пчела,
снеговик, статуя, толпа, табун, коллектив, моллюск
Ответ:
Рыба, пчела, моллюск, существо;
робот, снеговик, призрак;
лист, дождь, статуя;
толпа, табун, коллектив
11 слайд
Б 4 Задание на 5 баллов
Прописная ли строчная?
…катерина …еликая, …ладимир …расное …олнышко,
…лена …рекрасная, …еверная …мерика, …нязь
…рослав …удрый, …ндийский …кеан, …зеро …арочь,
…лижний …осток, …озвездие …вен, …лечный …уть
Ответ:
Екатерина Великая, Владимир Красное Солнышко,
Елена Прекрасная, Северная Америка, князь Ярослав
Мудрый, Индийский океан, озеро Нарочь, Ближний
Восток, созвездие Овен, Млечный Путь
12 слайд
В 3 Задание на 5 баллов
Поставьте существительные во множественном числе:
Адрес, директор, доктор, купол, мастер, паспорт,
профессор, тормоз, свитер;
договор, инженер, лектор, месяц, токарь, торт, офицер,
слог, бухгалтер, контейнер
Ответ:
Адреса, директора, доктора, купола, мастера, паспорта,
профессора, тормоза, свитера;
договоры, инженеры, лекторы, месяцы, токари, торты,
офицеры, слоги, бухгалтеры, контейнеры.
13 слайд
Г 1 Задание на 5 баллов
Вставьте –Е или –И в суффиксы существительных
Колыш…к, бубенч…ки, кусоч…к, сарайч…к, ларч…к,
звоноч…к, камеш…к, нос…к, карманч…к, горош…к,
птенч…к, ореш…к, мяч…к, помидорч…к, внуч…к,
кирпич…к
Ответ:
колышЕк, бубенчИки, кусочЕк, сарайЧИК,
ларчИк, звоночЕк, камешЕк, носИк, карманЧИК,
горошЕк, птенчИк, орешЕк, мячИк,
помидорЧИК, внучЕк, кирпичИк
14 слайд
Д 5 Задание на 5 баллов
Запишите существительные в дательном и предложном
падежах
Побережье, цех, отпуск, прорубь, случай,
Евгений, рукопись, акация, гербарий, решение
Ответ:
Д.п.: побережью, цеху, отпуску, проруби, случаю
Евгению, рукописи, акации, гербарию, решению
П.п.: о побережьи, о цехе, об отпуске, о проруби,
о случаи, об Евгении, о рукописи, об акации,
о гербарии, о решении
15 слайд
За правильность и точность в ответах добавьте 10 баллов!
16 слайд
Ваш корабль напоролся на рифы – отнимите 10 баллов!
17 слайд
А 3 Задание на 10 баллов
Распределите существительные на группы по родам:
мужской, женский, средний, общий
Конферансье, змея, казино, домище, зазнайка, судья,
ателье, ябеда, фрау, врач, сластена, кольраби, пальто,
свинья, домино, жадина
Ответ:
М.р.: конферансье, домище, судья, врач
Ж.р.: змея, фрау, кольраби, свинья
Ср.р.: казино, ателье, пальто, домино
Общ.р.: зазнайка, ябеда, сластена, жадина
18 слайд
Б 2 Задание на 10 баллов
Допишите окончания прилагательных, согласующихся со
сложносокращенными словами
Белорусск… МИД, Центральн… РОВД г.Минска,
Днепропетровск…ГЭС, устаревш…ЭВМ,
знаменит…МХАТ, нов…РСУ, диковинн…НЛО
Ответ:
Белорусское МИД, Центральный РОВД г.Минска,
Днепропетровская ГЭС, устаревшая ЭВМ,
знаменитый МХАТ, новое РСУ,
диковинный НЛО
19 слайд
В 1 Задание на 10 баллов
Определите склонение существительных: 1, 2, 3,
несклоняемые, разносклоняемые
Пламя, ручей, кошка, радость, село, кенгуренок, кровь,
староста, метро, пальто, осень, время, лечение, кенгуру,
воевода, темя, бюро, няня, рожь, путь
Ответ:
1скл.: кошка, староста, воевода, няня
2скл.: ручей, село, кенгуренок, лечение,
3скл.: радость, кровь, осень, рожь
Несклон.: метро, пальто, кенгуру, бюро
Разноскл.: пламя, время, темя, путь
20 слайд
Г 5 Задание на 10 баллов
Выпишите существительные, которые имеют форму
только множественного числа, поставьте ударение
Алфавит, библиотека, чернила, верба, ворота,
вьюга, грабли, инструмент, клещи, километр,
плоскогубцы, портфель, процент, тефтели,
хлопоты,
Ответ:
чернила, ворота, грабли, клещи, плоскогубцы,
хлопоты
21 слайд
Д 4 Задание на 10 баллов
Определите падеж неизменяемых фамилий
Стихи Евгения Евтушенко, между Толей Черных и Витей
Сидоренко, вызвали Юрика Хитрово, об Эркюле Пуаро,
из романа Агаты Кристи, надо быть Макаренко, поэма
Гёте, подарили Маше Галич
Ответ:
Р.п., Т.п., В.п., П.п., Р.п. Т.п., Р.п., Д.п.
22 слайд
В корабле пробоина –
пропустите два хода!
23 слайд
Попутный ветер – добавьте 10 баллов!
24 слайд
А 4 Задание на 15 баллов
Определите род неизменяемых существительных, у
которых он зависит от лексического значения
Сулугуни, брокколи, пенальти, иваси, салями, хинди,
кольраби, авеню, суахили,
Ответ:
Сулугуни (сыр) – м.р., брокколи (капуста) – ж.р.,
пенальти (удар) – м.р., иваси (рыба) – ж.р.,
салями (колбаса) – ж.р., хинди (язык) – м.р.,
кольраби (капуста) – ж.р., авеню (улица) – ж.р.,
суахили (язык) – м.р.
25 слайд
Б 3 Задание на 15 баллов
Вставьте буквы, пропущенные в окончаниях
существительных
Из поездк… по Америк… и Япони…; в каморк… на
лестниц…; в беседк… у акаци…; вдоль дорог… и по
дорог…; в транше… во время атак…; по тропинк… к
станци…
Ответ:
Из поездки по Америке и Японии;
в каморке на лестнице; в беседки у акации;
вдоль дороги и по дороге; в траншее во время атаки;
по тропинке к станции
26 слайд
В 5 Задание на 15 баллов
Переведите на русский язык
У трэцім батальёне завёўся сапраўдны жывы мядзведзь.
Увесь полк зацікавіўся Мішкам. Глыбокае сіняе неба
здавалася Мішку вялікім-вялікім возерам лясным. Зноў
згадаў Мішка словы маці аб чалавеку, які ходзіць толькі
на дзвюх нагах. Нават і не ўспамінаў Мішка аб волі.
Ответ:
В третьем батальоне завёлся настоящий медведь. Весь полк заинтересовался Мишкой. Глубокое синее небо казалось Мишке большим-большим озером лесным. Снова вспомнил Мишка слова матери о человеке, который ходит только на двух ногах. Даже и не вспоминал Мишка о воле.
27 слайд
Г 2 Задание на 15 баллов
Вставьте пропущенные буквы, определите род и падеж
неизменяемых существительных
Нас встречает солнечн… Сочи. Театральн… фойе
заполнили зрители. У этого человека безупречн… алиби.
Солён… иваси используется для приготовления салата.
Ответ:
Нас встречает солнечный Сочи (м.р., ед.ч.). Театральное
фойе (ср.р., ед.ч.) заполнили зрители. У этого человека
безупречное алиби (ср.р., ед.ч.).
Солёная иваси (ж.р., ед.ч.)
используется для приготовления
салата.
28 слайд
Д 1 Задание на 15 баллов
Определите «лишнее» слово в каждой строчке:
Боль, мозоль, медаль, картофель;
Сирень, собака, лебедь, туфля;
Рельс, путь, рояль, полынь;
Тополь, насыпь, степь, шинель;
Тень, гусь, фланель, моль;
Зверь, дробь, тюль, путь
Ответ:
Боль, мозоль, медаль, картофель;
Сирень, собака, лебедь, туфля;
Рельс, путь, рояль, полынь;
Тополь, насыпь, степь, шинель;
Тень, гусь, фланель, моль;
Зверь, дробь, тюль, путь
29 слайд
На море штиль –
пропустите один ход!
30 слайд
За активную работу
добавьте 10 баллов!
31 слайд
А 5 Задание на 20 баллов
Распределите существительные по разрядам:
конкретные, отвлеченные, вещественные,
собирательные
Дерево, молодежь, красота, молоко, сестра, листва,
гордость, автобус, ежевика, родня, ненастье, соль,
ручка, мебель, свет, алюминий
Ответ:
Конкретные: дерево, сестра, автобус, ручка
Отвлеченные: красота, гордость, ненастье, свет
Вещественные: молоко, ежевика, соль, алюминий
Собирательные: молодежь, листва, родня, мебель
32 слайд
Б 1 Задание на 20 баллов
Поставьте существительные в Р.п.мн.ч.
Носок, варежка, килограмм, джинсы, сапог,
консервы, туфля, полотенце, колено, якорь,
место
Ответ:
Р.п.мн.ч. нет (кого? чего?)
Носков, варежек, килограммов, джинсов, сапог,
консервов, туфель, полотенец, коленей,
якорей, мест
33 слайд
В 4 Задание на 20 баллов
Поставьте существительные в И.п.мн.ч., обозначьте
ударение
Директор, инспектор, катер, колесо, мех, якорь;
Волчонок, зайчонок, лисенок, мышонок;
Бухгалтер, ветер, инженер, лектор, месяц, почерк;
Звено, клин
Ответ:
Директора, инструкторы, катера, колёса, меха, якоря
Волчата, зайчата, лисята, мышата
Бухгалтеры, ветры, инженеры, лекторы, месяцы,
Почерки
Звенья, клинья
34 слайд
Г 3 Задание на 20 баллов
Переведите словосочетания на русский язык
Горкі палын, таямнічы надпіс, салодкі яблык,
пародзісты сабака, салдацкі шынель, залаты медаль,
белая гусь, італьянскі жывапіс
Ответ:
Горькая полынь, таинственная надпись, сладкое
яблоко, породистая собака, солдатская шинель,
золотая медаль, белый гусь, итальянская живопись
35 слайд
Д 2 Задание на 20 баллов
Поставьте разносклоняемые существительные
В нужном падеже
Расскажу о (время) и о себе. Что в (имя) тебе моём?
Синем (пламя) пылают стаи туч над бездной моря. Уж
утро холодное сияло на (темя) полнощных гор… со
(время) в (племя) появились первые лекари.
Ответ:
Расскажу о времени и о себе. Что в имени тебе моём?
Синем пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Уж
утро холодное сияло на темени полнощных гор… Со
временем в племени появились первые лекари.
36 слайд
Корабль задерживается в порту –
пропустите один ход!
37 слайд
Корабль досматривают пограничники- отнимите 10 баллов!
38 слайд
Спасибо за игру!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Игра "Морской бой" по теме "Имя существительное" для 6-го класса. Проводится на заключительном уроке по теме. Класс делится на 4 команды. Одна команда выбирает категорию (А Б В Г Д) и номер задания (1 2 3 4 5) и будет отвечать на вопрос вслух после того, как остальные команды сдадут жюри свои ответы, записанные на листочках. Отвечающая вслух команда получает то количество баллов, которое обозначено в выбранном окошке. Остальные команды получают за правильный ответ 20 баллов, за ответ с одной ошибкой 10 баллов. Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.
6 665 064 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Рудая Наталья Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.