ХИМИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Такую химическую игру провожу на
кружковых занятиях по типу известной одноименной телеигры в группах «Поваров;
кондитеров»
Цели игры:
развитие интереса учащихся к химии и
активизация их познавательной деятельности; формирование у учащихся умения
правильно объяснять явления природы; воспитание умения отстаивать свои
убеждения; развитие у учащихся чувства прекрасного; формирование чувств
коллективизма и индивидуализма как свойств личности; формирование умения из
всей широты накопленных знаний выделять главное, существенное, делать нужные
выводы.
Подготовка к игре.
Учащимся заранее даем задание сделать
себе эмблему с номером 1,2,3 и т.д. (в зависимости от того, сколько игроков в
команде), изготовить сову, волчок, скрипичный ключ, написать объявление о
сроках и месте проведения игры.
Игру проводим в актовом зале, на
стенах которого плакат «Что? Где? Когда?», периодическая система, таблицы,
схемы, диаграммы, рисунок или детская поделка совы и т.д.
На сцене:
стол для «знатоков», стол для
демонстрации опытов, подготовлены реактивы и оборудование для опытов, стол с
призами, магнитофон или проигрыватель, диски, пленка с записями марша, веселой
музыки и т. д.
Ведущий.
Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?».
Прошу подняться на сцену
представителей команд. Сборные команды играют в составе (Ф.И.О.). (Звучит
музыка (марш).)
Правила игры.
1. Соревнование проводится до 8
побед у одной из сторон.
2. Каждая сборная команда может
продолжить игру до 3 побед подряд. В случае поражения игру продолжает команда
в другом составе и т.д.
3. На обдумывание дается минута.
Если команда за это время не справляется, то дается еще одна минута для совета
и помощи со стороны своей группы. Если команда после этого дает правильный
ответ, то организаторам записывается поражение, а продолжает игру уже другая
сборная команда
4. При ответах можно
пользоваться таблицами и схемами, находящимися в зале.
5. За подсказку, нарушение
дисциплины из зала удаляются болельщики или запасные игроки.
6. При задержке ответа
«знатокам» записывают поражение.
7. Конверт с вопросами
выбирается с помощью волчка или по любой детской считалочке.
8. При попадании стрелки на ключ
« соль » проводится музыкальная пауза или исполняется номер художественной
самодеятельности, а если на колбу, стоящую в едином круге с конвертами и
музыкальным ключом, то исполняется эффективный занимательный опыт.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К ИГРЕ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
¨ Какое холодное масло, будучи влито в холодную
воду, делает ее горячей? (Купоросное масло - серная кислота и олеум.)
¨ В каких змеях много ртути? (Фараоновых -
роданид ртути (II).)
¨ Какой химический элемент был открыт раньше на
Солнце, а потом уже на Земле? (Гелий.)
¨ Какой элемент носит имя древнегреческого
сказочного героя? (Тантал.)
¨ Какой элемент называют по имени одной части
света? (Европий.)
¨ Какие простые вещества находятся при обычных
условиях в жидком состоянии? (Бром, ртуть.)
¨ Название какого элемента состоит из названий
двух млекопитающих животных? (Мышьяк.)
¨ Твердое водородное соединение в огне не горит
и в воде не тонет, не окисляется ни концентрированной серной, ни азотной
кислотами. При соединении его с бесцветным соединением меди (П) образуется
окрашенное вещество. О каком водородном соединении идет речь? (Лед - вода.)
¨ Как обуглить дерево без огня? (Серной
кислотой, конц.)
¨ Какую синюю бумагу и как можно моментально
окрасить в красный цвет? (Лакмусовую бумагу — кислотой.)
¨ Как, при каких условиях можно сжечь спичкой
стальную иглу или перо? (В атмосфере кислорода.)
¨ Как получить воду из огня? (При горении
водорода.)
¨ Какая вода мутится от дыхания? (Известковая
вода.)
¨ В какой воде лучше растворяется поваренная
соль - в холодной или горячей? (Одинаково, так как ее растворимость
незначительно возрастает при нагревании.)
¨ Как разрезать стальную плиту, не дотрагиваясь
до нее твердым предметом? (Газоваярезка металлов с помощью смеси кислорода
с горючим газом: ацетиленом или водородом.)
¨ Какую жидкость можно заставить моментально
застыть, причем она не только не охладится, но даже нагреется? (Пересыщенный
раствор, например, гипосульфита.)
¨ Как зажечь свечу или спиртовку без огня? (С
помощью сильного окислителя - белого фосфора или смеси перманганата калия и
конц. серной кислоты.)
¨ Какой русский химик был знаменитым музыкантом?
(АЛ. Бородин, 1833 -1887.)
¨ Какой русский химик и когда организовал первую
в России химическую лабораторию? (М.В. Ломоносов в 1748
г.)
¨ Проявите надпись и объясните, с помощью какого
вещества она сделана. (Разб. серной кислотой.)
¨ Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустив
враствор разб. кислоты.)
¨ Какие элементы наиболее распространены в
космосе? (Водород и гелий.)
¨ Какой химик впервые открыл закон сохранения
массы вещества? Как он его сформулировал? (М.В. Ломоносов: «Всеперемены, в
натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько у одного тела отнимется,
столько присовокупляется к другому. Так, ежели где убудет несколько материй, то
умножится в другом месте» )
¨ В каком платье можно загорать? (Ацетатном,
так как ацетатный шелк пропускает ультрафиолетовые лучи, или из,
стекловолокна.)
Для экспериментальных пауз использовались следующие опыты: безртутные
«фараоновы змеи», «светящаяся пробирка», «вулкан», бенгальские огни, зажигание
костра водой, «тушение» горящего магния водой, взрыв гремучей смеси, проявление
тайнописи, «огнедышащий дракон».
Для музыкальных пауз можно предложить учащимся спеть частушки
или песни, переделанные на новый лад связанные с профессией повара, кондитера
или связанные с предметом химия.
Для рекламных пауз использовала художественную самодеятельность
учащихся, которые выступили с рекламой «ДИРОЛ»
Для видеовопроса
Действующие лица: добрая волшебница Химия, царица Вода, Поваренная соль, Баба Яга,
щелочные металлы.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были добрая фея
Химия, вещества простые и сложные по составу; газообразные, жидкие,
твердые по агрегатному состоянию; очень активные, малоактивные, неактивные;
жили дружно, весело; иногда ссорились, выясняли отношения, действовали друг на друга,
взаимодействовали.
(Выходит Поваренная соль, в руках держит зеркальце).
Поваренная
соль:
- Я
- Поваренная соль!
Очень красивая, Всеми любимая!
В будни, праздники - всегда -
На столе без меня -Просто беда! (Достает зеркальце)
«Свет
мой, зеркальце, скажи,
И
всю правду доложи,
Я ль
на свете всех милее,
Всех
красивей и белее?
А ей
зеркальце в ответ:
«Ты
прекрасна, спору нет,
Но водица всех милее, всех прозрачней и важнее».
Поваренная
соль:
Это что
еще за водица? (Выбегает Баба Яга)
Баба Яга:
И чего ты тут трезвонишь?
Вещества
все беспокоишь?
Появилась
тут царица,
А прозванье ей — водица.
Шествует,
как королева,
Гордо,
важно, очень смело.
Сильная она всегда,
А зовут ее - Вода! (Выходит царица Вода).
Поваренная соль: Ну что в ней
хорошего?
И без цвета она, и без запаха, и даже без вкуса.
Баба-Яга: Прикоснись к
воде, соль!
Фея Химия: Осторожно,
соль, не прикасайся, исчезнешь.
Поваренная
соль: Еще чего! (возмущенно прикасается)
Ведущий: Вода способна растворять вещества. Вода -
растворитель. Соль,
растворившись в воде, очень обиделась.
Фея Химия: Не обижайся,
соль, давай, я тебя выделю из раствора!
Ведущий: Вода превратилась в пар и продолжила свое
путешествие по царству Химии.
Внимание! Начинается владение активных металлов - это щелочные и
щелочноземельные металлы: литий, натрий, калий, кальций и другие. Они
живут в замке и не выходят; веселые, озорные, часто нарушают дисциплину.
Подошла
Вода к замку и слышит:
Литий: Появилось
новое вещество - вода. Натрий:
Ну и что, я могу поджечь корабль и на воде.
(Демонстрация
опыта: кусочек натрия бросить в кораблик, сделанный из фильтрованной бумаги и
плавающий на воде в кристаллизаторе).
Фея Химия: Ах, что
наделал Натрий, он поджег кораблик. Раствори их, Вода!
Баба Яга: Нельзя соприкасаться с водой, исчезните!
Ведущий: Но Вода - всесильна и она …..(растворила
металлы)
Игра завершается подведением итогов и награждением
команды-победительницы и всех участников. Призами могут быть поделки учащихся
из кружка умелые руки, торты, печенье, испеченные самими организаторами (или
их родителями), веселые номера художественной самодеятельности.
Викторины могут проводиться под самым различным названием, содержание
каждой из них может решать свои определенные задачи. Например, викторина «Кто?
Как? Когда?» предполагает раскрыть, кто, как и когда открыл элемент, закон,
химическое соединение, свойство вещества; «Что? С чем? Почему? » - строится на
системе вопросов о веществе (классе веществ), с чем оно реагирует и с
объяснением, почему возможно данное взаимодействие; «Где? Какие? Кем?» —задаются
вопросы о том, где в природе, какие полезные ископаемые, минералы и кем
найдены; «Что? Где? На основе чего?» — вопросы о применении химии в технике,
науке, производстве, быту и т.д.; «Кем? Какие? В честь кого?» - названия элементов,
веществ, минералов (в честь планет, стран, континентов, ученых и т.д.).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.