Краснодарский край
муниципальное образование Крымский район
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 станицы Нижнебаканской.
Игра
– соревнование
по
математике
для
5 класса
«Интеллектуальное
казино»
Учитель
Кононова Н.Б.
2014
год.
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята!
Я приветствую вас
в нашем интеллектуальном казино.
Наше казино – это
то - самое место, где каждый, кто честен, смел и смышлён, может заработать
деньги, и не как - нибудь, а своим собственным умом.
Пусть девизом
нашей сегодняшней встречи будут следующие слова: «Если вы хотите участвовать в
большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому
возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе…»
Давайте
познакомимся с участниками нашей игры:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
В казино обычно
играют на деньги. В нашем казино деньги особенные. Это банкноты достоинством в
«один ум».
Как известно,
символом мудрости является сова, поэтому деньги в нашем казино изображены в
виде совы. Одна сова – это 1 ум.
Помните, как
говорится: один ум хорошо, а два лучше? А их у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня
будет ровно по 10 у каждого. Причём в течение игры вы сможете как увеличить
своё состояние, так и стать «банкротом», потеряв все свои таланты.
В игре вас ждут 3
тура, 20 вопросов из разных разделов математики.
Итак, начинаем
I тур,
который называется «Древняя математика»
Я называю вопрос,
а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в 1 «ум». Каждый
делает ставку на свой сектор. В случае удачи, т.е. если вы отвечаете на вопрос
правильно, ваша ставка удваивается, вы заработаете ещё 1 «ум». Если же вы
ошибётесь – ваши «умы» пополнят кассу нашего весёлого казино.
Я задаю вопрос и
предлагаю 3 варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять
табличку с соответствующей цифрой 1,2 или 3. Но давайте договоримся – отвечать
на вопрос имеет право тот, кто сделает ставку, остальные молчок!
Итак, I
тур «Древняя математика».
1
раунд. Кто смелый? Делаем ставки, дамы и
господа!
В древние времена,
когда зарождался счёт, когда числа только начинали получать имена, особую роль
играли определённые числа. Сначала люди научились считать до 3. Это число в
русских сказках играет особую роль. Многие начинаются так: «У царя было три
сына…» или в других сказках герой сражается с трёхглавым змеем, во многих
сказках было 3 царства и т.д.
Далее появилось
число 7. В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в роли
«много». «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семь бед
- один ответ» и т.д. Считали также пятёрками, десятками и т.д. А у народов,
пользующихся более крупными числами, было одно число, которое в русском языке
получило название «тьма». Применяли это слово вместо фразы « очень
много».
«У сильного
всегда бессильный виноват, тому в истории мы тьму примеров слышим»,- это слова
из басни Крылова «Волк и ягнёнок».
И сейчас, увидев
большую толпу, мы восклицаем: «Народу – тьма!» или «Тьма – тьмущая». В этих
словах воскресает язык далёких предков.
ВНИМАНИЕ,
ВОПРОС: Какое число раньше называли словом «тьма»?
Варианты ответов:
1. 100
2. 1000
3. 10000
(+)
Прошу ответ.
Совершенно верно,
правильный ответ под номером 3. «Тьмой» называли сотню сотен, т.е. 10000.
Ставки удваиваются
у …………….
Условия игры всем
понятны? Тогда продолжаем.
2
раунд. Второй вопрос из раздела «Древняя
математика». Итак, кто не боится? Делаем ставки!
Ставки сделаны.
Наверное, вы уже
прочли книгу Свифта о Гулливере? А заметили ли вы, что Гулливер в дюжину раз
выше, чем лилипуты и в дюжину раз ниже, чем великаны? Исходя из этого, Свифт
очень точно сделал все расчёты для Гулливера, именно дюжина применялась в
древности при счёте.
ВНИМАНИЕ,
ВОПРОС: Дюжина, это сколько?
Варианты ответов:
1. 13
2. 10
3. 12
(+)
Правильный ответ
снова под номером 3.
Дюжина – это 12. С
этим числом очень много связано и в наши дни, например на 12 месяцев разделён
весь год.
Ставки удвоились у
……………….
Продолжаем I тур.
3
раунд. Ваши ставки, господа!
Наши предки для
записи чисел пользовались следующей нумерацией: над буквами ставились титлы
(чёрточки). Тогда эта буква обозначала число. Первые десять букв служили для
обозначения первых 10 чисел: .
Следующие буквы
обозначали десятки далее сотни .
Современные цифры
1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 в России стали применять в основном в XVIII веке. Древнее
название этих цифр сохранилось и по сей день.
ВНИМАНИЕ,
ВОПРОС: Как называются современные цифры?
Варианты ответов:
1. Арабские
(+)
2. Славянские
3. Римские
Правильный ответ
под номером 1: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 – арабские,
- славянские,
I,
II,
III,
IV,V – римские.
Итак, у кого же
удваиваются ставки? У ……………….
4
раунд. Делаем ставки!
Трудно представить
себе человека, который ничего бы не измерял.
Для измерения
небольших расстояний раньше пользовались мерами, носящими названия «локоть»,
«пядь», «ладонь».
В 1101 году в
Англии за единицу длины было принято расстояние от кончика носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки. Эта единица носит
название «ярд».
А в XIV
веке в Англии король Эдвард II
ввёл единицу длины, равную длине 3-х ячменных зёрен, вынутых из средней части
колоса и приставленных одно к другому своими концами.
ВНИМАНИЕ,
ВОПРОС: Как называлась эта единица длины?
Варианты ответов:
1. Сажень
2. Дюйм
(+)
3. Фут
Правильный ответ
под номером 2. Это – дюйм.
Кстати: Сажень - 2,13 м
Дюйм - 2,5 см
Фут - 30,5 см
Сказочная героиня
Дюймовочка получила своё имя из-за маленького роста, который равнялся 1 дюйму.
«Умы»
получают……………………
Следующий 5
раунд.
Кто хочет
пополнить свои «умы» - делайте ставки!
В старину на Руси
использовались такие монеты, как грош, полушка, алтын, пятак, пятиалтынный,
гривенник, двугривенный, четвертак, полтинник.
ВНИМАНИЕ,
ВОПРОС: Какая монета называлась алтыном?
Варианты ответов:
1. 2
коп.
2. 10
коп.
3. 3
коп. (+)
Ставки удваиваются
у …………….. потому, что правильный ответ №3.
( алтын – 3 коп.,
грош – ½ коп., полушка – ¼ коп., гривенник – 10 коп.)
Вы, наверное,
слышали, что « риск – благородное дело»?
Последний 6
раунд I тура.
Кто сделает
ставку, рискнёт лишиться одного «ума», но рискует и тот, кто не сделает ставку
– он потеряет возможность увеличить состояние.
Итак, слушаем.
Слово «процент»
происходит от латинского слова pro centum,
что буквально означает «со ста». Проценты дают возможность легко сравнивать
между собой части целого, упрощают расчёты и поэтому очень распространены.
Процент – 1/100 часть числа. Иногда применяют и более мелкие доли целого –
тысячные, т.е. 1/10 процента.
ВНИМАНИЕ,
ВОПРОС: Как называется 1/1000 часть числа?
Варианты ответов:
1.
Промилле (+)
2.
Центум
3.
Градус.
Это сложный
вопрос, но на него правильно ответили …………… и поэтому их ставки удваиваются.
Итак, закончился I
тур. Для кого-то он стал удачным, для кого-то не очень. Но и в том и другом
случае, вам сейчас может повезти. И в этом вам помогут ваши болельщики. Если
они быстро и правильно ответят на мои вопросы-шутки, то тот, за кого они болеют
получит 1 ум. Понятно?
Итак, вопрос I команде болельщиков (прошу учесть, что вопросы – шутки)
1.
Без чего дома не построишь? (без угла)
2.
Без чего хлеба не испечёшь? (без корки)
3.
Во время дождя, под каким кустом заяц
сидел? (под мокрым)
4.
Где сухого камня не найдёшь? (в воде)
5.
До каких пор заяц бежит в лес? (до
половины леса, затем бежит из леса)
6.
За чем во рту язык? (за зубами)
А сейчас
музыкальная разминка. Предлагаю всем принять в ней участие, чтобы поднять
настроение и повысить работоспособность.
………………………………………………………………………………………
А теперь начинаем II
тур нашей игры, который называется
«Решай,
смекай, отгадывай».
Как и в первом
туре, я буду задавать вопрос и предлагать 3 варианта ответа, а вам необходимо
выбрать и показать мне номер правильного ответа.
В этом туре вам
предстоит решить 10 задач на сообразительность, т.е. пройти 10 раундов.
Итак, если вы
готовы, то начинаем.
1
раунд. Кто хочет попытать счастье? Делаем
ставки!
60 листов книги
имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?
Варианты ответов:
1.
2 см (+)
2.
4 см
3.
3 см
2
раунд. Не забываем делать ставки!
Крышка стола имеет
4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов осталось у крышки?
Варианты ответов:
1.
3
2.
5 (+)
3.
4
3
раунд. Ваши ставки, господа!
Коля, Вася, Боря
играли в шашки. Каждый из них сыграл 2 партии. Сколько всего партий было
сыграно?
Варианты ответов:
1.
5
2.
6
3.
3 (+)
4
раунд. Кто смелый, делаем ставки!
Два десятка
умножили на три десятка. Сколько десятков получилось?
Варианты ответов:
1.
60 (+)
2.
6
3.
600
5
раунд. Делайте ставки!
Два плюс два
умножить на два. Сколько получится?
Варианты ответов:
1.
4
2.
6 (+)
3.
8
6
раунд. Ставки!
На грядке сидят 6
воробьёв, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько
воробьёв осталось на грядке?
Варианты ответов:
1.
10
2.
11
3.
1 (+)
Китайский философ
Конфуций как-то сказал, словно, для нас с вами: «Хорошо обладать природным
дарованием, но упражнения, друзья, дают нам больше, чем природные дарования».
Продолжим наши
упражнения.
Следующий 7
раунд. Желающие делают ставки!
Одно яйцо варится
5 минут. Сколько минут будут вариться 5 яиц?
Варианты ответов:
1.
30 мин
2.
5 мин (+)
3.
35 мин
8
раунд. Внимание, вопрос!
Пассажир такси
ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько
всего машин шло в село?
Варианты ответов:
1.
9
2.
8
3.
1 (+) ( В село одна, остальные навстречу)
9(предпоследний)
раунд. Ваши ставки!
Итак, вопрос!
Вы – пилот
самолёта. Самолёт летит в Лондон через Париж. Высота полёта 8 тысяч метров,
температура за бортом – минус 40 градусов. Средняя скорость – 900 км/ч. Сколько
лет пилоту?
Варианты ответов:
1.
12 (+) ( пилот – ваш ровесник)
2.
45
3.
30
Итак, начинаем
последний 10 раунд.
Желающих ответить
на мой вопрос прошу сделать ставки!
Подумайте и
ответьте: сколько раз цифра 9 встречается в числах от 1 до 100?
1.
20 раз (+)
2.
10 раз
3.
11 раз
На этом второй
раунд завершён.
И опять
болельщики приходят на помощь своим друзьям. Будьте внимательны, от ваших
ответов зависит судьба игроков!
И снова
вопросы-шутки.
1.
За чем в стакане (за стеклом)
2.
За чем охотник носит ружьё? (за плечами)
3.
Зачем поп шляпу носит? (сама не ходит)
4.
За чем чай пьют? (за столом)
5.
За что ученика выгнали из класса? (за
дверь)
6.
По чему утка плавает? (по воде)
И снова
музыкальная пауза.
Расслабьтесь и
посмотрите танец в исполнении ……………………………..
Итак, друзья,
начинаем III
тур.
Великий Эдисон
сказал: « Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения»
Проявите в III
туре гениальность, ну а для этого придётся попотеть и применить знания,
полученные на уроках математики. Начинаем!
1
раунд. Кто готов, делаем ставки!
ВНИМАНИЕ,
ВОПРОС: Какое из выражений больше?
а)
или б)
Варианты ответов:
1.
Они равны
2.
Выражение а)
3.
Выражение б)
2
раунд. Кто будет делать ставки?
Я задумала два
взаимно-обратных числа. Их частное равно
Какие числа я
задумала?
1.
2.
3. (+)
3
раунд. Как у нас со ставками?
Какие из
утверждений верные?
1. от 70 равно 60 (+)
2. от 24 равно 18
3. 10
– это от 15 (+)
В этом раунде надо
было показывать две таблички с номерами 1 и 3.
4
раунд. Кто из вас смел? Ваши ставки!
При каком а верна
пропорция ?
Варианты ответов:
1. 12
(+)
2. 16
3. 9
5
раунд. Не забываем о ставках!
Внимание вопрос!
Во сколько раз меньше своего обратного числа число ?
1. 36
(+)
2. 5
3. 6
6
раунд. Последний раунд III
тура.
Определите, какие
из равенств верные:
1. (+)
2. (+)
3.
Итак, завершился III
тур. А у болельщиков снова есть возможность подарить участникам игры по одному
«уму». Вы готовы к вопросам – шуткам ?
1. Сколько
горошинок может войти в обыкновенный стакан?
(ни одной, все надо положить)
2. Сколько
яиц можно съесть натощак?
(одно, остальные будут уже не натощак)
3. Чем
оканчиваются день и ночь? (мягким знаком)
4. Что
делает сторож, когда у него на шапке спит воробей? (спит)
5. Почему
в овсе (во все) колокола незвонят? (в овсе колоколов нет)
6. Почему
гусь не тонет? (потому, что умеет плавать)
Итак, «умы»
достаются…………………..
В честь окончания III
тура музыкальная пауза.
Поют все.
(исполняется песня)
И сейчас, друзья,
начинается последний IV
тур нашей игры.
Он
называется «Чёрный ящик»
Это задание
рассчитано на команду. Его обсуждают все вместе ровно 30с, затем кто – то один
из вас даёт ответ. Если ваш ответ будет правильным, то все члены команды
получат по одному «уму» каждый. Если ответ будет готов, то просто поднимите
табличку.
Внимание, «чёрный
ящик»!
В нём находится
предмет, который является нашим верным другом на уроках математики.
1. «
Умный Ивашка всю жизнь в одной рубашке,
Где
носом поведёт, там заметку кладёт».
Отгадайте, что в
чёрном ящике? (карандаш)
2. В
этом ящике:
« Не куст, а с листочками,
Не
рубашка, а сшита,
Не
человек, а раговаривает».
Что в чёрном
ящике? (книга)
Осталось подвести
итоги и определить победителя.
Сосчитайте
количество ваших «умов».
Таким образом,
победителем нашей игры стал участник под номером………..
Награждение
победителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.