Инфоурок Другое Другие методич. материалыИгра - викторина по правовой культуре "Я ребёнок, Я имею право"

Игра - викторина по правовой культуре "Я ребёнок, Я имею право"

Скачать материал

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  ПО ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ

МБОУ «Школа № 74» г.о. Самара

Классный руководитель: Головина Оксана Анатольевна.

 

Тема: «Я ребёнок, Я имею право».

Форма проведения: игра-викторина.

Цели.

Образовательные: Продолжить знакомить детей с их правами. Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

Развивающие: Развивать у детей умение работать с информацией и информационными источниками.

Воспитательные: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Способствовать осознанию детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Оздоровительные: Формировать ИКТ-компетентность учащихся (выполнять компенсирующие физические упражнения, мини-зарядку).

Деятельностные: Побуждать работать в группе.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать свое предположение. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе.

Личностные результаты: Развивать умение выказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое право?». Чтение художественных произведений и разбор каждого произведения с позиции правонарушений. Разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Я ребёнок, Я имею право», карточки с заданиями, атрибуты «Шляпки» для проведения рефлексии, жетоны.

Ход мероприятия:

1.     Организационный момент.

Здравствуйте!

Ребята! Готовы  вы к уроку?

На Вас  надеюсь я, Друзья.

Мы хороший дружный класс

И всё получится у нас!

А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь! Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.

    2. Основная часть.

Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Наше мероприятие запланировано в рамках, проходящей в школе недели правовых знаний.

Ученица:

 

 

 

 

 

 

Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.

Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о правах ребенка» (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом.

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

(Сегодня мы будем говорить о правах.)

- Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах, мы уже начали с вами знакомиться с правовыми нормами, изучили некоторые символы, обозначающие эти права.  Я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы в форме игры - викторины «Я имею право».

Слайд 1     Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей)

- Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти значение слова? (можно найти значение слова в энциклопедии, толком словаре, в учебнике, спросить у

взрослых)

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

- Я тоже нашла в словаре русского языка Ожегова несколько значений слова право, а какое из этих значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся. Это и будет ваше первое задание.

Слайд 2

 (дети читают представленные понятия и выбирают правильное. Команда, игроки которой первыми дали правильный ответ,  получает жетон)

Слайд 3 (Правильное значение слова)

Право — есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми (на доску вывешивается определение).

— Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

(учитель помещает на доску плакат со значением слова «Право»)

- Но мы с вами уделим особое внимание правам детей. Потому что это особенные права. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание уделяет соблюдению прав ребенка. Так как дети – это будущее наше и нашей страны.

Задание 2.

- По сюжетной картинке определите ваши права.

Слайд 4   (далее учащимся  представляются  поочередно слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10 на которых представлены сюжетные картинки, соответствующие изученным правам ребенка (право на жизнь, право на жизнь в семье, право на медицинский уход, право на обучение,  право на отдых). За правильный ответ команда получает жетон.

- Молодцы, ребята, вспомнили  и правильно назвали права и символы к ним. А теперь давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.

Физминутка.


На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

Соберем в корзинки

Ягоды и грибы.

Дружно наклоняемся

По команде «три».

На «четыре» и  на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!


- Продолжим нашу викторину.

Театрализованное представление.

(Звучит русская народная мелодия. На сцене появляются Баба Яга и Ивашка).

Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка. Зачем это?

Баба Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!

Воспитатель. Не беспокойся милый Ивашка, выручим обязательно! Вот, прочитай Статью 37: «Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению»! Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

(Уходит).

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, мне конец, съест Баба Яга!

Воспитатель. Пойдем-ка, дружок, будем с тобой изучать Конвенцию прав ребенка!

Ивашка. С удовольствием! (Уходят под музыку).

(Под музыку из сказки выбегает Красная Шапочка, навстречу ей — волк).

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!

Волк. Куда ты идешь?

Красная Шапочка. К бабушке.

Волк. А где живет твоя бабушка?

Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!

Волк. Понятно! Ну, все, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! (Поглаживает свой живот, злорадно смеется и убегает).

Воспитатель. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит твои права и права бабушки.

Красная Шапочка. А что же делать?

Воспитатель. Для начала послушай Статью 6! Каждый ребенок имеет право на жизнь!

Красная Шапочка. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель. Пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!

Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте!

На стульчике сидит Золушка и что-то шьёт.

Да, дорогие ребята, каждый из вас имеет право на отдых, досуг, на занятие любимым делом. И сейчас ребята из танцевального кружка исполнят для вас танец.

Слайд 11.

Задание 3. Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.

1. Русская народная сказка «Морозко»

- С кем жила падчерица?

- Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?

-  Куда мачеха велела отвезти падчерицу?

- Какое право Настеньки она нарушила?

- кто  побеждает в сказке добро или зло?

Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.

2. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

- Кто главный герой этой сказки?

- Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?

- Где можно учиться?

- Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?

3.                 Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

- С кем жили Кай и Герда?

- Как жилось им у бабушки?

- Что случилось с Каем?

- Какое право Кая нарушила Снежная королева?

Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.

4.     К. И. Чуковский «Айболит»

- Кто такой Айболит?

-Чем он занимался?

- Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?

Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.

5.     Ш. Перро «Золушка»

- Как относилась к Золушке мачеха?

- Что по дому делала золушка?

- Какое право Золушки нарушила Мачеха?

В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.

6.     Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

- Почему невзлюбили Гадкого утенка?

- Он виноват в том, что он таким родился?

- Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?

- Имели ли они право обижать его? Почему?

Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете. Переходим к следующему заданию.

Слайд 12

Задание 4.

В этом задании каждый игрок команды может заработать для своей команды жетон, если выполнит задание правильно. Вам необходимо внимательно прочитать высказывания в ячейках таблицы и составить соответствия между правом и высказыванием об этом праве. Ответы  занести в нижнюю таблицу.

(учащиеся выполняют задание слайда 12 на раздаточных карточках)

Хорошо, а теперь давайте выполним самопроверку этого задания по образцу.

Слайд 13

- Кто выполнил задание правильно?

- У кого есть ошибки, давайте в них разберемся.

 (возвращаются к слайду 12 и проговаривают соответствия вслух)

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Ну что же, все задания выполнены. Пришло время подводить итоги нашей викторины.

(ребята ведут подсчет жетонов, определяют команду-победителя)

Слайд 14

- А сейчас давайте проведем рефлексию нашей деятельности. Выполним это при помощи «шести шляп критического мышления»

(см. приложение: дети поочередно выходят, надевают одну из шляп и дают ответ на вопрос, который предполагает та или иная шляпа)

 

- Вот и подошло к концу наше мероприятие.  Я очень рада, что вы остались довольны викториной. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. В заключение, хочу раздать вам, ребята небольшие памятки, в которых отражены самые важные права детей, и сказать, что мы с вами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких. 

(учитель раздает памятки о правах)

Слайд 15.

- Мне хочется пожелать вам счастья и солнца!

 Спасибо за работу. Наше мероприятие  окончено.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Шесть шляп критического мышления”

«Белая шляпа” — СТАТИСТИЧЕСКАЯ

(констатируются факты по проблеме, без их обсуждения), - что было на уроке?;

Желтая шляпа” — ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ

(высказываются положительные моменты) - что понравилось?;

Черная шляпа” — НЕГАТИВНАЯ

(группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме) - что не понравилось?;

Синяя шляпа” — АНАЛИТИЧЕСКАЯ

(проводится анализ, группа отвечает на вопросы; почему? зачем? связи?);

Зеленая шляпа” — ТВОРЧЕСКАЯ

(можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”) - что хотелось бы добавить?;

Красная шляпа” — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

(группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом) - как я себя чувствовал?

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Игра - викторина по правовой культуре "Я ребёнок, Я имею право""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2020 433
    • DOCX 1.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дьяченко Анна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дьяченко Анна Владимировна
    Дьяченко Анна Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71232
    • Всего материалов: 206

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 198 человек из 51 региона

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 503 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 338 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе