Предшествующая
работа: беседы с детьми на тему: «Что такое
право?». Чтение художественных произведений и разбор каждого произведения с
позиции правонарушений. Разучивание и закрепление правил поведения детей друг с
другом.
Оборудование:
мультимедийная доска, проектор, презентация «Я ребёнок, Я имею право», карточки
с заданиями, атрибуты «Шляпки» для проведения рефлексии, жетоны.
Ход
мероприятия:
1.
Организационный момент.
Здравствуйте!
Ребята!
Готовы вы к уроку?
На
Вас надеюсь я, Друзья.
Мы
хороший дружный класс
И
всё получится у нас!
А
для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь!
Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем
мероприятии.
2. Основная
часть.
Сегодня
у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Наше мероприятие запланировано
в рамках, проходящей в школе недели правовых знаний.
Ученица:
Мы с вами живем в
России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Но особенно
государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права
детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.
Поэтому
государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему
правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о
правах ребенка» (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе
нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в
отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом
зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны.
Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать
требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с
другом.
- Ребята, вы
догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?
(Сегодня
мы будем говорить о правах.)
- Вы правильно
сказали, сегодня мы поговорим о правах, мы уже начали с вами знакомиться с
правовыми нормами, изучили некоторые символы, обозначающие эти права. Я
предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы
в форме игры - викторины «Я имею право».
Слайд 1 Для
проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать
жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут
наибольшее количество жетонов. И так, начнем. Давайте разберемся в значении
слова «право». Как вы думаете, что это слово означает?
(ответы детей)
-
Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам
можно обратиться, чтобы найти значение слова? (можно найти значение слова в энциклопедии, толком словаре,
в учебнике, спросить у
взрослых)
Задание 1.
- Я тоже нашла в
словаре русского языка Ожегова несколько значений слова право, а какое из этих
значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся. Это и будет ваше
первое задание.
Слайд 2
(дети
читают представленные понятия и выбирают правильное. Команда, игроки которой
первыми дали правильный ответ, получает жетон)
Слайд 3
(Правильное значение слова)
Право — есть совокупность установленных и охраняемых
государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между
людьми (на доску вывешивается
определение).
— Каждый человек
(и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Права человека —
это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество
людей.
(учитель
помещает на доску плакат со значением слова «Право»)
- Но мы с вами
уделим особое внимание правам детей. Потому что это особенные права. Как вы
думаете, почему? (ответы
детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя
защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание
уделяет соблюдению прав ребенка. Так как дети – это будущее наше и нашей
страны.
Задание
2.
- По сюжетной
картинке определите ваши права.
Слайд 4 (далее учащимся представляются поочередно слайды 5, 6, 7,
8, 9, 10 на которых представлены сюжетные картинки, соответствующие изученным
правам ребенка (право на жизнь, право на жизнь в семье, право на медицинский
уход, право на обучение, право на отдых). За правильный ответ команда получает
жетон.
- Молодцы, ребята,
вспомнили и правильно назвали права и символы к ним. А теперь давайте
воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.
Физминутка.
- Продолжим нашу
викторину.
Театрализованное
представление.
(Звучит русская народная мелодия. На сцене появляются
Баба Яга и Ивашка).
Баба Яга. А ну-ка,
Ивашка, сядь ко мне на лопату!
Ивашка. Зачем это?
Баба Яга. Как это зачем?
Я тебя зажарить хочу и съесть!
Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите!
Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!
Воспитатель. Не беспокойся
милый Ивашка, выручим обязательно! Вот, прочитай Статью 37: «Ни один
ребенок не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному
обращению»! Вам все понятно, Баба Яга?
Баба Яга. Понятно, понятно!
Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!
(Уходит).
Ивашка. Вот спасибо, люди добрые!
Думал все, мне конец, съест Баба Яга!
Воспитатель. Пойдем-ка,
дружок, будем с тобой изучать Конвенцию прав ребенка!
Ивашка. С удовольствием! (Уходят под музыку).
(Под музыку из сказки выбегает Красная Шапочка,
навстречу ей — волк).
Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!
Красная Шапочка.
Здравствуйте, господин Волк!
Волк. Куда ты идешь?
Красная Шапочка.
К бабушке.
Волк. А где живет твоя
бабушка?
Красная Шапочка. Надо
идти вон по той дороге!
Волк. Понятно! Ну, все, удачи
тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! (Поглаживает свой живот, злорадно смеется
и убегает).
Воспитатель. Что же
ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть
твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит твои права
и права бабушки.
Красная Шапочка.
А что же делать?
Воспитатель. Для начала послушай
Статью 6! Каждый ребенок имеет право на жизнь!
Красная Шапочка.
Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель. Пойдем, Красная
Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!
Красная Шапочка.
Спасибо Вам большое! Пойдемте!
На стульчике сидит Золушка и что-то шьёт.
Да, дорогие ребята, каждый из вас имеет право на отдых,
досуг, на занятие любимым делом. И сейчас ребята
из танцевального кружка исполнят для вас танец.
Слайд 11.
Задание
3. Давайте, вспомним сейчас с вами
художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права
детей нарушались в этих сказках.
1. Русская
народная сказка «Морозко»
-
С кем жила падчерица?
-
Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?
-
Куда мачеха велела отвезти падчерицу?
-
Какое право Настеньки она нарушила?
- кто побеждает в
сказке добро или зло?
Конвенция о правах
ребенка гарантирует право на жизнь.
2. А. Н. Толстой
«Приключения Буратино»
-
Кто главный герой этой сказки?
-
Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?
-
Где можно учиться?
-
Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?
3.
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
-
С кем жили Кай и Герда?
-
Как жилось им у бабушки?
-
Что случилось с Каем?
- Какое право Кая
нарушила Снежная королева?
Чтобы дети были
счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них
хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.
4.
К. И. Чуковский «Айболит»
-
Кто такой Айболит?
-Чем
он занимался?
- Какую
обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?
Да, ребята вы
имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем
здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды,
закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.
5. Ш.
Перро «Золушка»
-
Как относилась к Золушке мачеха?
-
Что по дому делала золушка?
- Какое право
Золушки нарушила Мачеха?
В Конвенции о
правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским
трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но
по мере своих сил и возможностей.
6. Г.
Х. Андерсен «Гадкий утенок»
-
Почему невзлюбили Гадкого утенка?
-
Он виноват в том, что он таким родился?
-
Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?
-
Имели ли они право обижать его? Почему?
Индивидуальность –
великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы
должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности
детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция
о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.
Молодцы, ребята,
вы очень хорошо работаете. Переходим к следующему заданию.
Слайд 12
Задание
4.
В этом задании
каждый игрок команды может заработать для своей команды жетон, если выполнит
задание правильно. Вам необходимо внимательно прочитать высказывания в ячейках
таблицы и составить соответствия между правом и высказыванием об этом праве.
Ответы занести в нижнюю таблицу.
(учащиеся
выполняют задание слайда 12 на раздаточных карточках)
Хорошо, а теперь
давайте выполним самопроверку этого задания по образцу.
Слайд 13
-
Кто выполнил задание правильно?
- У кого есть
ошибки, давайте в них разберемся.
(возвращаются к слайду 12 и проговаривают соответствия вслух)
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Ну
что же, все задания выполнены. Пришло время подводить итоги нашей викторины.
(ребята ведут подсчет жетонов, определяют команду-победителя)
Слайд 14
- А сейчас давайте
проведем рефлексию нашей деятельности. Выполним это при помощи «шести шляп
критического мышления»
(см. приложение: дети поочередно выходят, надевают одну из шляп и
дают ответ на вопрос, который предполагает та или иная шляпа)
- Вот и подошло к
концу наше мероприятие. Я очень рада, что вы остались довольны викториной. И
были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. В заключение, хочу раздать
вам, ребята небольшие памятки, в которых отражены самые важные права детей, и
сказать, что мы с вами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми
нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких.
(учитель
раздает памятки о правах)
Слайд
15.
-
Мне хочется пожелать вам счастья и солнца!
Спасибо
за работу. Наше мероприятие окончено.
ПРИЛОЖЕНИЕ
“Шесть
шляп критического мышления”
«Белая
шляпа” — СТАТИСТИЧЕСКАЯ
(констатируются
факты по проблеме, без их обсуждения), - что было на уроке?;
“Желтая
шляпа” — ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
(высказываются
положительные моменты) - что понравилось?;
“Черная
шляпа” — НЕГАТИВНАЯ
(группа
констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме) - что не
понравилось?;
“Синяя
шляпа” — АНАЛИТИЧЕСКАЯ
(проводится
анализ, группа отвечает на вопросы; почему? зачем? связи?);
“Зеленая
шляпа” — ТВОРЧЕСКАЯ
(можно высказывать
самые “бредовые идеи и предположения”) - что хотелось бы добавить?;
“Красная
шляпа” — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
(группа
формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом) - как
я себя чувствовал?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.