- 01.10.2020
- 794
- 7
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Учитель Носова Т.А.
2 класс, сш №23
Илийский район.
Игра-путешествие по городу Правовых знаний
Цель:
· показать, что все люди имеют одинаковые права;
· развивать речь, внимательность, способствовать воспроизведению пройденного материала через игру;
· воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Оборудование: схема маршрута по городу Правовых знаний, экскурсионный поезд,
названия правовых документов, прав человека,
рисунки-памятки о правах детей,
государственные символы РК, Конституция РК, карта РК,
проект «Кодекса класса»,
сценки из сказок.
Ход игры
1. Организационный момент. Чтение стихотворения учителем.
- Здравствуйте! –
-Что обозначает это слово? (пожелания здоровья и счастья)
Скажем «здравствуйте» руками!
Скажем « здравствуйте» глазами!
Скажем «здравствуйте» мы ртом-
Станет радостней кругом!
- Многим людям хочется, чтобы все их друзья и даже совсем незнакомые люди относились бы к ним внимательно, по-доброму, с уважением. Поприветствуйте друг друга и гостей приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь пусть на самую капельку, стала радостнее и светлее. Думаю, что наш классный час сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.
2. Сообщение темы и цели
- У каждого живущего на планете Земля есть общий дом – Родина.
- Как называется наша страна? (карта РК)
- Какие государственные символы Казахстана вы знаете? Назовите авторов герба, гимна, флага.
1. Авторы гимна – Н.Назарбаев, Нажиметдинов.
2. Авторы герба – Ж.Малибеков, Ш. Уалиханов.
3. Автор флага – Ш. Ниязбеков
- И мы все жители этой страны называемся … гражданами РК, казахстанцами.
- А значит, имеем свои права и обязанности. Назовите вашу самую главную обязанность на сегодняшний день. А о правах мы поговорим сегодня более подробно. Я предлагаю вам совершить путешествие по городу Правовых знаний на экскурсионном поезде, чтобы узнать ваши права. В дорогу с собой возьмем доброжелательность, вежливость и любознательность. Согласны? Тогда в путь.
3. Физминутка. ( звучит песня «Голубой вагон)
-Дует свежий ветерок, глубоко вдохните его. Движениями покажите, как кружатся и падают разноцветные листья, поднятые осенним ветром.
4. Изучение нового материала. ( на доске открывается рисунок – схема маршрута по городу Правовых знаний)
А) Наш трамвайчик прибыл на первую остановку «Основной закон нашей страны» ( Конституция РК)
- А как называется основной закон нашей страны?
- Что вы знаете о Конституции? ( это основной закон РК, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан).Право-это закон, установленный государством .Это правила, по которым живут люди. День принятия Конституции является государственным праздником. В нашей республике День Конституции отмечается 30 августа. Конституция РК была принята в 1995 году. В каждой стране свои законы, но есть общие, всемирные законы. Главные из них записаны во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята 10 декабря в 1948 году. Это первый международный документ, защищающий права человека.
Декларация – означает всемирное торжественное заявление о правах личности
- А есть ли права у ребенка?
Ведь дети беззащитны, и с ними обращаются порой несправедливо. Вот поэтому, чтобы помочь детям, уберечь их от зла, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен и принят 20 ноября 1989 года документ – Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей, с которыми вы сегодня познакомитесь.
Конвенция- международный договор по какому-либо вопросу.
-Как вы думаете, эти документы важны? Для чего они нужны?
Б) Следующая остановка «Школа» ( иллюстрация здания школы)
- Давайте заглянем в один из классов этой школы.
Сценка «На уроке»
Елена Ивановна. Все взрослые Земли хотят, чтобы их дети были счастливы, здоровы и хорошо учились. Поэтому однажды взрослые собрались и составили Конвенцию о правах ребенка. Это что-то вроде закона, в котором записано, что у всех детей Земли есть право иметь семью, лечиться, если заболеют, отдыхать, когда устанут….Все, все дети, независимо на каком языке они говорят, какого цвета у них кожа, много денег у родителей или мало.
Вовчик. (выкрикивает с места) Ну, это вранье. У Сереги с нашего двора родители богатые, так они отдыхали на этих…как их … на Канарейкиных островах. А вот я – у бабушки в деревне.
Кирилл. На Канарских островах. Ну и что , плохо было тебе в деревне?
Вовчик. Нет, мне здорово было. Там сенокос, и еще я на лошади ездил и мне дядя Ваня дал трактор порулить. Но все равно, какое это равенство?
Елена Ивановна. И ты, и неизвестный мне Сережа имеют равные права на отдых, а взрослые по мере своих возможностей обеспечивают вам этот отдых. В Конвенции же не записано, что все -все дети Земли должны отдыхать именно на Канарских островах.
Юлька. Ха-ха, если бы все дети Земли сразу влезли на эти Канарейкины острова, то острова бы потонули! Детей-то много!
Елена Ивановна. Да, детей много, и они все имеют одинаковые права.
Юлька. А если два ребенка имеют право на одну мороженку? Тогда как?
Вовчик. Откусывать по очереди!
Елена Ивановна. Между прочим, это очень важный вопрос. Как быть, когда право одного человека сталкивается с правом другого? В древние времена один умный человек сказал: « Моя свобода размахивать руками кончается там, где начинается нос моего соседа.» Это значит, что надо соблюдать свои права и не нарушать чужие.
Юлька. Нет, иногда дать в нос очень полезно. Вот мальчишки не хотели меня брать играть в футбол, потому что я девчонка. А я одного как стукнула! Сразу взяли!
Елена Ивановна. Девочки и мальчики имеют равные права. Хоть играть, хоть драться. Но поверь мне, очень противно смотреть, когда девочки дерутся. (Юлька покраснела) А еще все-все дети Земли имеют право учиться. Вот сейчас за партами сидят русские и немцы, африканцы и эскимосы, индейцы и китайцы…
Кирилл. Хорошо, что все равны. Справедливо.
- О каких правах шла речь на уроке в школе? ( вывешиваю права, которые назвали учащиеся) Право на учебу, на отдых, на семью, на лечение, равноправие между мальчиками и девочками.
- Какой международный документ провозглашает все права детей?
- Как называется международный документ, в котором записаны общие, всемирные законы , защищающие права всех людей?
- Соблюдается ли равноправие между мальчиками и девочками в нашем классе?
- Поехали дальше.
В) Остановка «Сказочный парк»
- Любите ли вы сказки?
1) Вспомните сказку «Волк и семеро козлят» или показать отрывок из сказки и обсудить.
( ученик читает отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»)
- Какое право нарушил волк?( право на жизнь, на неприкосновенность жилища)
- Вы дома часто находитесь одни, что вы должны помнить?
- Почему надо закрывать дверь?
- Что будете делать, если придет незнакомый человек?
- У кого попросите помощи?
-А сейчас Амир напомнит вам об одном сказочном герое, вспомните его и назовите его имя.
5. Физминутка : Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Герой из какой сказки?
- Кто нарушал права в этой сказке? ( Карабас Барабас, лиса Алиса, кот Базилио)
- Какие права нарушены? (право на свободу, на неприкосновенность личности, имущества)
Г) Остановка «Сказочный театр»
-Посмотрите отрывок из сказки, вспомните ее название и автора этой сказки. Подумайте, какое право было нарушено и у кого из героев?
( инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина)
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее. ( царица вздрагивает, вскакивает с лавки, замахивается и бьет по зеркальцу рукой)
Царица. Ах ты , мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир, мне равной нет. Так ли? ( сердито смотрит на зеркальце)
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. (царица бросает зеркальце под лавку, топает ногами, зовет Чернавку)
Царица. Эй, Чернавка! ( входит девушка с опущенной головой) Веди царевну в глушь лесную и , связав ее, живую под сосною там оставь, на съедение волкам! (девушка, поклонившись уходит, царица радостно потирает руки)
Ведущий. Та , в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
- Вспомнили название сказки? А кто ее автор?
- Какое право здесь нарушено?( право на жизнь)
-Никто и никогда не имеет права лишать человека жизни. Молодцы! Продолжаем путешествие.
6. Закрепление материала.
Д) Прибываем на остановку «Аллея сказочных героев» (учащиеся называют героя и определяют, какие права были нарушены)
-Назовите известных сказочных героев, которые нарушали
право на жизнь (серый волк, баба яга, кощей б., ведьма змей г….)
право на труд (Емеля, Карабас Барабас, кот Базилио и лиса Алиса, …)
право на имущество(Лиса, волк, кощей,…)
-Угадай героя по описанию:
1) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась опасности, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища и жизни.(Красная Шапочка)
2) Он жил в семье, но ушел из дома, имея право на свободу, право на защиту от нападений, но в итоге лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.(Колобок)
3) Эта героиня русских народных сказок очень хитра. Нарушая права других героев, она очень часто попадала в неприятные ситуации( лиса)
4) Ему очень не везло в жизни, сначала он был собственностью одного человека, потом стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. А вот правом на образование он не воспользовался, променяв Азбуку на билет в театр. (Буратино)
5) Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной хитрой плутовки, претерпел унижения и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.(заяц)
6) У нее была мачеха и старшие сестры, которые жестоко обращались с ней, нарушали ее права, заставляли прислуживать им. Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.( Золушка)
-_Да, это сказочные герои, которые страдали, переживали, даже умирали из-за того, что их права были нарушены.А как вы думаете, а в нашей сегодняшней жизни есть люди чьи права тоже нарушаются, а люди от этого страдают?
-Давайте посмотрим сценку из вашей жизни и подумаем, кто прав, а кто виноват.
Сценка «Игра»
Вед. –После уроков ребята решили поиграть.
1 м. –Давайте поиграем в войнушки!
2 м. –Вот здорово! Я буду командиром, а ты, Ильшат, будешь милиционером, а ты, Владик, будешь бандитом.
3 м. – А я не хочу.
1 м. –Чего не хочешь?
3 м .- Не хочу играть в войну!
2 м. –Как это не хочешь? Все будут, а он – нет. Будешь!
3 м . – Я не хочу.
1м. – Захочешь. ( показывает кулак)
3 м. – Что же вы меня заставите?
Вед. – Давайте разберемся. Кто прав, кто не прав?
-Как поступили Артем и Ильшат? Почему они не правы? Прав ли Владик? Какое право было нарушено у него?( право на свободу выбора)
-Где бы ты не жил, какие бы роли не исполнял- ты - человек, личность! Значит у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их никто не имеет права отнимать.
-Что нужно делать, чтобы права людей не нарушались?( надо изучать правовые документы и не нарушать ничьих прав)
-Какие правовые документы вы запомнили?
Е) Следующая остановка «Площадь Республики» (иллюстрация площади)
- Какой государственный праздник скоро будет отмечать наша страна?
( 25 октября – день РК)
Наша республика – самостоятельное независимое государство, которое будет лучше и чище, если вы научитесь больше, чем предыдущее поколение, пользоваться своими правами и свободами. Идея защиты прав и свобод человека должна жить в уме и сердце каждого.
- Посмотрите внимательно на эти памятки-знаки и определите место рисунка среди указанных прав.
( ученики выходят к доске и прикрепляют знаки к определенному праву)
Ж) Итоговая остановка «Кодекс класса»
- А что такое кодекс? ( свод законов и прав)
- Ребята, как вы думаете, мы можем составить свой документ о жизни нашего класса? Свой кодекс класса?
-Перед вами лежит проект Кодекса нашего класса. Задание следующее: прочитайте предложения и подумайте, какие из предложений подходят для класса , а какие предложения просто неприемлемы.
Кодекс класса ( проект)
- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.
- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.
-Молодцы! Вы составили «Кодекс класса», а для чего? ( чтобы его выполнять и соблюдать, не нарушать ничьих прав)
-Наше путешествие подошло к концу.
7. Итоги.
- Понравилось ли путешествие по городу Правовых знаний?
- Что нового во время путешествия вы узнали?
- Какие права запомнили? Для чего были составлены права?
(Чтобы люди успешно трудились, жили счастливо, были защищены от насилия, чтобы ощущали себя гражданами своей страны, обладающими всеми правами и обязанностями)
-Какой вывод для себя сделали?
Вывод: Наше государство провозглашает равноправие всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по -братски.
- Как вы думаете, все ли права вы узнали?
-Конечно же, нет. Мы с вами продолжим знакомство с правами человека на следующих занятиях, во время следующих путешествий.
И в заключении послушайте стихотворения.
1. В мире есть закон, что знает каждый. 2. Будет очень дружным класс.
Все его Конвенцией зовут. Все получится у нас,
Охраняет жизнь, здоровье граждан, Если будем точно знать
Их права на отдых и на труд. И, конечно, выполнять
Нам с тобою тот закон знаком Правила, что класс создал
В жизни нам поможет очень он. И законом их назвал.
- ( хором) Ведь дружба и братство – лучшее богатство!
8. Домашнее задание. – Дома заполните анкету, ответив на вопросы:
1. Какие права ты имеешь, как ученик?
2. Что обязан делать ученик?
3. С какими нарушениями своих прав ты чаще встречаешься в школе, дома, на улице?
4. Что такое право?
5. Что такое обязанности?
6. Зачем придумали права и обязанности ?
- Всем спасибо за хорошую работу!
6 655 125 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Носова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.