Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Биология / игра по биологии на тему "Путешествие в мир природы"

игра по биологии на тему "Путешествие в мир природы"

Игра « Путешествие в мир природы»

Цель: В нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся об охране природы и ее использовании человеком.

Задачи: Воспитание командного духа и сплоченности коллектива;

Изучить приемы оказания медицинской помощи лекарственными растениями;

Выявлять последствия влияния человека на природу;

Воспитание к любви к природе.

Оборудование: 1) установочные листы по направлению маршрутов на станции;

2) маршрутные листы команд классов;

3) Призы;

Игру можно проводить в зависимости от условий школы в форме КВН, викторины или на улице во время недели биологии или в «День знаний» только добавит еще маршруты и станции по другим предметам.

Для проведения игры собираются команды классов (5-6 человек или весь состав). Оформляются маршрутные листы для каждой команды. Ведущий –лесной царь со своей свитой приветствует ребят, раздает им (маршрутные листы, где указаны этапы (станции), номера заданий, оценка и подпись судьи. Внизу листа общий итог. По сигналу команды отправляются в путешествие.


Ход игры.

Звучит музыка «Лесной марш»

Лесовик Добрый день!

Я хочу напомнить Вам,

Что сегодня в день осенний

Мы проводим карнавал!

Вот перед вами тропинка лежит,

Улица в поле дорогой бежит.

Шли по дороге, мы к лесу пришли,

Где клены шумели , ромашки цвели.

Сразу дорога нам сказкою стала,

Тропкой в лесную в чащу вбежала.

Шли по тропе мы, солнце светило,

Много чудес нам тропинка открыла.

Лесник. Лес нее только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья взращены.

А уж сколько орех и ягод,

Так, пожалуй, считать – не сочтешь,

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Лесовик. Пойдемте, друзья, по тропинке знакомой,

Где летней порой мы ходили не раз.

Ни поле, ни лес не узнаешь сейчас.

Трава пожелтела, и солнце остыло,

Цветы растеряли свои лепестки..

Прозрачными стали деревья густые –

Их листья осыпались в волны реки.

Осыпались листья, плывут челноками,

Река их качает с волны на волну.

Мы вслед им посмотрим, помашем реками

И вскоре опять повстречаем весну.

Дается сигнал»поехали», команды отправляются по свои маршрутным листам.



Станция «Зеленый друг»

1. Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете?

2. Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гни­ли, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении.)

3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз­ков и от лучей солнца.)

4. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое растение.)

5. Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере­вья?

(В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)

6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища?

(Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)

7. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.)

  1. Какое дерево называют северной мимозой? (Кислица. За то, что она от солнечных лучей, капель дождя складывает свои лис­точки.)

  2. Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)

  3. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.)

11. .В какое время суток лучше всего отправляться за грибами?
( С рассветом, когда гриб самый крепкий.)

12.. Название какого ядовитого растения связано с названием птицы? (Вороний глаз)

Станция «Лесная аптека»

  1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

  2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)

  1. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)

  2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смо­родины, шиповника.)

  3. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха?

(Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)

  1. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям?

(Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас­стройствах, бессоннице.)

  1. Какие болезни лечит красавица береза?

(Березовые почки ис­пользуют как мочегонное средство.)

  1. Чем полезны ягоды земляники?

(Богаты минеральными соля­ми, полезны при малокровии, содержат много витаминов.)

  1. Как нужно собирать лекарственные травы?

(Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.)

10. Черемуха - любимое дерево русского народа, почему ее назы­вают лекарственным растением? (Ягоды используют как закреп­ляющее и вяжущее средство.)

11. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)

12. Чем знаменита пастушья сумка?

(Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)

13. Какая трава самая горькая и очень популярна в народной ме­дицине?

(Полынь. Ее издавна применяли как жаропонижающее, кровоостанавливающее, желчегонное средство. Капли улучшают аппетит и пищеварение.)

Станция «Остроглаз».

  1. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?

(У вороны оно, как лоток, у сороки - круглое, с крышей.)

2. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

3. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему?

(Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насеко­мых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.)

4. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему?

(Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)

6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дя­тел весной пил березовый сок.)

7. Кто кукует у кукушки? (Самец.)

8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

  1. Что означает «плач» березы весной, почему?

(Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)

  1. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.)

  2. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду­ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви­деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)

  3. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые ве­щества защищают листья от заморозков.)

  4. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)

  5. Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними?

(Они самые молодые, дольше живут.)

  1. Как называется дуб, который не сбрасывает на зиму листья? (Зимний дуб.)

  2. У каких растений семена имеют «парашютики», для чего?

(Одуванчика, тополя, ивы, для лучшего переноса семян ветром.)

Станция «Маленькие тайны природы».

  1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пенницы, или слюнявницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)

  2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ­ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити - это пау­тина, на которой летят маленькие паучки осенью.)

  3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

  4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебри­стым, то зеленым?

(Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верх­ней части сильно сплющен.)

  1. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.)

  2. Как называется гнездо белки? (Тайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.)

  3. Какой зверь самый чистоплотный?

(Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка - устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть.)

  1. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, ; посидел некоторое время, для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой.)

  2. Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

(Она выделя­ет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

  1. Назовите самого прожорливого хищника планеты.

(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)

  1. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)

12. Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый самолет.
На былинке посидит -

Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.)

  1. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропин­кам?

(Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим
же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвраща­ются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.)

Станция «Охрана природы».

  1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли­стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со­здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе­комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)

  2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под­стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?

(Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)

3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)

4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромные места.)

5. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?

(Не вытапты­вать траву у гнезда, если оно на траве, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защищаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)

  1. Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно?

(Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

  1. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.)

  2. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)


Станция «Бюро погоды».

(Все это признаки ухудшения погоды.)

1. Какая будет погода?

  • Рыба не клюет, она сыта.

  • Пчелы сидят в улье и громко гудят.

  • Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

- Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

- Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации.

  • Ласточки летают над самой землей.

  • Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

  • Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.

  • Крот нагребает высокие холмики.

- Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
(Это признаки хорошей погоды.)

2. Какая будет погода?

  • Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.

  • Ласточки и стрижи летают высоко.

  • Комары-толкуны толкутся столбом.

  • Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

  • Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

  • Соловей поет всю ночь.

  • Птицы весело поют.

  • Раскрыты цветы кувшинки.

  • Голуби разворковались.

  • Паук усиленно плетет сеть.

В конце подвести итоги: «Что вы сделали по охране природы?»

Для всех в зале можно провести викторину.

1. 1. Не могли бы угадать вы,
Почему здесь нет травы?
А ее так много рядом:

Не окинешь даже взглядом?

(Под густыми кронами ели недостаточно света, необходимого для зеленых растений.)

2. 2. Здесь идет борьба за свет
У березы с юной елью.
Дайте правильный ответ,
Кто своей добьется цели?

(Победит ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит.)

3.. Я имею кислый вкус

И для щей всегда гожусь,

Я люблю в тени таиться

И название ... (Кислица.)

(Кислица - растение, не требующее большого количества света.)

4. 4. Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны,
Хоть растем мы вдоль дорог

И нас топчут сотни ног? (Подорожник.)

(Листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами.)

5. 5. По какой такой причине
Так высоко на осине,
Присосавшись, как полип,
Появился старый гриб?

(Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины.)

6. Разреши такой вопрос:
До сучков ты здесь дорос.

А пройдет 15 лет,

Ты достанешь их иль нет?

(Сучки останутся на прежнем уровне от земли, потому что ствол дерева удлиняется лишь за счет верхушечных побегов.)

7. 7. Почему расту уродом,
Ствол один сменив на два,
Чтобы быть вполне пригодной
На простые лишь дрова?

(Сломанный ствол ели заменили две боковые ветки, изменившие вертикальное положение на горизонтальное.)

8.. Я ответ у вас найду,

Вам подумать лишь придется,

Что имели вы в виду,

Говоря: «Крапива жжется»?

(Острые волоски крапивы вонзаются в поры кожи и обламыва­ются, содержащаяся в них муравьиная кислота вызывает ощупцение ожога.)



Подумайте, о каком значении леса говорится:

«Прошел ливень. Потоки воды мчатся, размывают все кругом, сносят почву. А в лесу на своем пути потоки воды встречают пре­пятствия в виде деревьев, кустарников, травянистых растений, мхов, опавших листьев».

О каком животном рассказ:

«У него остроносая мордочка с небольшими круглыми ушами, короткие ноги, пушистый хвост, как у кошки. По внешнему виду он напоминает собаку. Тело покрыто густой шерстью. На спине вдоль хребта и на передних лапах темные полосы. Живет в лесу, охотится ночью». (Енот.)

Подумайте, какое это растение?

«Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветы с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветет и ветер уносит легкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья». (Мать-и-мачеха.)


****


Смотрю на глобус, шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо шепчут родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег,

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы - не солгу:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Береза.


Отчего березка плачет?

Не пойму, что это значит?

Кто б ответить мне помог?

Почему березка плачет?

Кто ее обидеть мог?

Отчего так горько белой,

Хоть кругом звенит весна.

Если б говорить умела,

Рассказала бы она.

Отчего березка плачет?

Я ответ теперь нашел,


Ведь какой-то глупый мальчик

У березки ранил ствол.




hello_html_5048f518.gifhello_html_m73a8f463.gif



hello_html_m60b6e9a5.gif



hello_html_39a681d2.gif




hello_html_400505ba.png



  • Биология
Описание:

Игра по биологи "Путешествие в мир природы"

Цель: В нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся об охране природы и ее использовании человеком.

Задачи: Воспитание командного духа и сплоченности коллектива;

Изучить приемы оказания медицинской помощи лекарственными растениями;

Выявлять последствия влияния человека на природу;

Воспитание к любви к природе.

Оборудование: 1) установочные листы по направлению маршрутов на станции;

2) маршрутные листы команд классов;

3) Призы;

Игру можно проводить в зависимости от условий школы в форме КВН, викторины или на улице во время недели биологии или в «День знаний» только добавит еще маршруты и станции по другим предметам.

Для проведения игры собираются команды классов (5-6 человек или весь состав). Оформляются маршрутные листы для каждой команды. Ведущий –лесной царь со своей свитой приветствует ребят, раздает им (маршрутные листы, где указаны этапы (станции), номера заданий, оценка и подпись судьи. Внизу листа общий итог. По сигналу команды отправляются в путешествие.

Автор Зотова Ирина Викторовна
Дата добавления 14.01.2017
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 640
Номер материала MA-069506
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»