6 класс Урок
1 Русская литература
Тема
урока: Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся с термином «миф», с шестым и двенадцатым подвигом Геракла;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
у учащихся интерес к мифологии и истории возникновения слова.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
сборник «Мифы Древней Греции», иллюстрации к тексту, толковый словарь Ожегова
Работа со
словами: миф, предания, жертвоприношение
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2. Изучение
нового материала
-Что такое миф? (выслушать мнение
учащихся)
-Работа
с толковым словарём
МИФ
– это предание первобытных людей, рассказывающие об устройстве вселенной, о
происхождении человека (записать в тетрадь)
*Рассказ
учителя о мифах, о причинах их происхождения
3.
Закрепление нового материала
*Что
такое миф?
*Когда
возникли мифы?
*Чем
отличается миф от сказки? Что в них общего ? (составить диаграмму Венна)
4.Самостоятельная
работа:
*Чтение
6 и 12 подвигов Геракла.
*Ответьте
на вопросы учебника
5.Домашнее
задание: прочитать 6 и 12 подвиги Геракла, стр.5-9,
пересказать
Подведение
итогов занятия.
6 класс Урок
2 Русская литература
Тема
урока: Сказки. Царевна - лягушка
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся с русской народной сказкой;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
у учащихся желание совершать в жизни только добрые и хорошие поступки.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
иллюстрации к сказке
Ход урока (урок по технологии RWST)
1.Организационный
момент.
2. Побуждение
к действию
-Что
такое сказка?
-Какие
виды сказок вы знаете?
-Чем
отличается народная сказка от литературной?
3.
Осмысление изученного
Стратегия
Жигсо -1 (текст сказки делится на 4 части, каждая группа ведет
рассчёт на 1-4, учащиеся пересаживаются по столам, где указаны номера с 1 по4.
Группа под 1 номером изучают в группе 1 часть сказки, 2 группа –вторую часть и
т.д. Затем все учащиеся возвращаются после обучения в свою первичную группу ,
где каждый учащийся обучает остальнвх членов группы по той части сказки,
которую он изучил в «командировке».)
4.Обратная
связь (Рефлексия)
Стратегия
Аквариум (с каждой группы по одному ученику выходят к доске и пересказывают
одну из заданных учителем часть сказки)
5.Домашнее
задание: прочитать сказку, стр.13-20
+пересказать
6.Подведение
итогов занятия.
6 класс Урок
3 Русская литература
Тема
урока: Сказки « Аист и Соловей» и «Болтливая жена».
Цели
урока:
1.познакомить
учащихся с содержанием сказок;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
чувство юмора и отрицательное отношение к такому качеству как болтливость.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
прочитать
сказку «Царевна - лягушка», стр.13-20 +пересказать
3.Изучение
нового материала
*Чтение
сказки «Аист и Соловей»
*Работа
по вопросам:
-О
чем эта сказка?
-Чему
она учит?
*Чтение
сказки «Болтливая жена»
*Работа
по вопросам:
-Почему
сказка так называется?
-Дайте
характеристику Ивану и его жене.
-Какой
совет вы бы дали Ивану и его жене?
-Что
бы вы посоветовали себе, прочитав эту сказку?
4.
Закрепление нового материала
Работа
в тетрадях:
-выпишите
однокоренные глаголы
-нарисуте
схему движения Ивана от дома к кладу
-прочтите
сказку по лицам
5.
Домашнее задание: прочитать сказки, стр.22-24,
перессказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
4 Русская литература
Тема
урока: Сказка « По щучьему велению».
Цели
урока:
1.познакомить
учащихся с содержанием русской народной сказки;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
трудолюбие, доброжелательность по отношению друг к другу.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
иллюстрации к сказке, видео -мультфильм
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
прочитать
сказки, стр.22-24, перессказать
3.Изучение
нового материала
*Чтение
1 части сказки «По щучьему велению»
*Работа
по вопросам:
-Каким
мы видим Емелю в начале сказки?
-Почему
Емелю называют дурачком?
-Какое
событие произошло с Емелей?
-Какие
чудеса произошли с Емелей после встречи с щукой?
*Чтение
2 части сказки
*Работа
по вопросам:
-Как
поступил царь с Емелей?
-Что
произошло в сказке после того, как героев засмолили в бочку?
-Какой
выход нашёл Емеля?
-Осуждается
ли в сказке лень Емели?
-Чему
учит сказка?
4.
Закрепление нового материала
*Просмотр
видео (мультфильма)по теме урока
5.
Домашнее задание: прочитать сказку, стр.25-32, пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
5 Русская литература
Тема
урока: Загадки, пословицы и поговорки
Цели
урока:
1.познакомить
учащихся с ещё одним видом устного народного творчества;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
сборник русских пословиц и поговорок
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
прочитать
сказку, стр.25-32, пересказать
3.Изучение
нового материала
*Беседа
по вопросам:
-Что
накое фольклор?
-Какие
виды устного народного творчества вы знаете?
-Что
такое загадка?
Почему
люди придумывали загадки?
-Чтение
текста «Как строятся загадки», стр.35
4.
Закрепление нового материала
*Чтение
и отгадывание загадок, стр.34-37
*Чтение
статьи «Чему учат пословицы и поговорки?», стр.38
*Составление
рассказов по данным пословицам, стр.40
5.
Домашнее задание: составьте рассказ по одной из пословиц,
стр.39+прочитать и пересказать, стр.35-39
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
6 Русская литература
Тема
урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Цели
урока:
1.познакомить
учащихся со сказкой Пушкина;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
интерес к сказкам Пушкина.
Тип урока: изучение
нового материала
Работа со
словами: повариха, полотно, светлица, ткачиха, гонец
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
слайд - шоу «А.С. Пушкин», иллюстрации к сказке, отрывок из мультфильма
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
составьте
рассказ по одной из пословиц, стр.39+прочитать и пересказать, стр.35-39
-Как
строятся загадки?
-Чему
учат пословицы и поговорки?
3.Изучение
нового материала
*Учащиеся
самостоятельно читают текст «Что такое литературная сказка?»стр.41
*Составление
диаграммы Венна
*Рассказ
учителя о Пушкине с показом слайд-шоу о поэте
*Чтение
сказки, стр.42
4.
Закрепление нового материала
*Просмотр
отрывка из мультфильма по сказке Пушкина
*Ответьте
на вопросы:
-Совпадает
ли материал мультфильма с оригиналом?
*Ответьте
на вопросы из учебника
*Дайте
лексическое толкование слов: повариха, полотно, светлица, ткачиха,
гонец
*Прочтите
выразительно понравившийся отрывок
5.
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок, стр.42-61 (на
выбор)
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
7 Русская литература
Тема
урока: Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
Цели
урока:
1.познакомить
учащихся с рассказом;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
интерес и к природным явлениям.
Тип урока:
комбинированный
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
портреты Мамина –Сибиряка и Л.Толстого, иллюстрации к рассказу «Серая Шейка»
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
выучить
наизусть отрывок, стр.42-61 (на выбор)
3.Повторение
изученного материала
-Что такое
фольклор?
-Какие
виды устного народного творчества вы знаете?
-Что
такое пословица? Поговорка?
-В
чём их отличие?
Чем
отличается народная сказка от литературной?
4.
Изучение нового материала
*Чтение
басни Л.Н. Толстого «Белка и волк», стр 62
-Чему
учит эта басня?
*Чтение
рассказа «Серая Шейка», стр.63-71
5.
Закрепление изученного материала
*Анализ
текста по вопросам учебника
*Выполнение
обобщающих заданий
-
6.
Домашнее задание: прочитать рассказ, стр.63-71, пересказать
7.Подведение
итогов урока
6 класс Урок
8 Русская литература
Тема урока: А. М.
Горький «Воробьишко»
Цели
урока:
1.познакомить
учащихся с рассказом А. М. Горького;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
интерес к жизни птиц.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
иллюстрация воробья и воробушка, портрет А.М. Горького
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
прочитать
сказку, стр.25-32, пересказать
3.Изучение
нового материала
*Составление
рассказа на тему «Воробьишко» по данным ключевым словам
*Прослушать
несколько вариантов сочиненных детьми рассказов
*Чтение
рассказа М. Горького «Воробьишко»,стр.72-75
4.
Закрепление нового материала
*Сравнить
свою версию рассказа с оригиналом (диаграмма Венна)
*Анализ
рассказа по вопросам учебника
*Чтение
по лицам
*В
тетрадях записать слова образованные от глаголов несовершенного вида( махать,
глотать, чирикать и качать ) глаголы совершенного вида с суффиксом -НУ -
*Запишите
к слову ВОРОБЕЙ однокоренные и формы одного слова
5.
Домашнее задание: прочитать , стр.72-75, пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
9 Русская литература
Тема
урока: Г.Х. Андерсен «Снежная королева» (1,2 части)
Цели
урока:
1.познакомить
учащихся с жизнью и деятельностью Г.Х. Андерсена и 1,2 частями сказки;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
любознательность.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
материал о Г.Х. Андерсене (слайд-шоу)
Работа со
словами: вдребезги, искажение, башенные часы, не видно ни зги,
сущая правда
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Прочитать и пересказать рассказ «Воробьишко» М. Горького
3.Изучение
нового материала
* Показ
портрета Г.Х. Андерсена
-Кто
это?
-Какие
его сказки вы знаете?
*Показ
слайд-шоу на тему «Великий сказочник»
*Самостоятельное
чтение материала о детстве сказочника, стр.78
-Что
нового вы узнали из этого очерка?
*Чтение
1и 2 частей сказки «Снежная королева», стр.79-86
4.
Закрепление нового материала
*Словарная
работа:
вдребезги,
искажение, башенные часы, не видно ни зги, сущая правда
*Вопросы
по содержанию прочитанных глав:
-О
какой забаве тролля рассказывает Андерсен в первой сказке?
-Какая
беда стала началом истории со Снежной королевой?
-Расскажите,
как произошла встреча Кая со Снежной королевой?
-Какие
Кай испытывал чувства?
-Как
изменился Кай, когда осколок дьявольского зеркала попал в его сердце?
-Как
произошла вторая встреча Кая со Снежной королевой?
-Какие
чувства теперь испытывал Кай? Почему Кай перестал мерзнуть?
-Чем
занимался Кай у снежной королевы?
5.
Домашнее задание: прочитать 1и2 части сказки, стр.79-86,
пересказать,
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
10 Русская литература
Тема
урока: Г.Х. Андерсен «Снежная королева» (3,4 части)
Цели
урока:
1.познакомить
учащихся с 3и 4 частями сказки;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
доброжелательность, чуткость по отношению к близким людям.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
иллюстрации к сказке «Снежная королева», иллюстрация клюквы, мультфильм
(отрывок)
Работа со
словами: грядка, замешкаться, клюква, перина, была вне себя,
жить припеваючи, дурманом опьянили
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Прочитать и пересказать 1и 2 части сказки «Снежная королева»
3.Изучение
нового материала
*Чтение
3 и 4 частей сказки
*
Просмотр отрывка из мультфильма «Снежная королева»
*
Сопоставьте то, что вы прочли и то, что вы посмотрели. Совпадает ли видео
вариант с оригиналом?
4.
Закрепление нового материала
*Словарная
работа:
грядка,
замешкаться, клюква, перина, была вне себя, жить припеваючи, дурманом опьянили
*Вопросы
по содержанию и анализу прочитанных глав:
-Почему
Герда решила искать Кая?
-Как
Герда попала к волшебнице?
-Как
Герда вспомнила о Кае?
-Почему
Герда забыла о Кае?
-Почему
Герде было так понятно слово «одинокая»?
-Расскажите
о приключениях Герды, когда она познакомилась с лесным вороном.
-Почему
Герда не осталась у принца с принцессой?
*Выразительное
чтение отрывков, которые особенно понравились.
5.
Домашнее задание: прочитать 3 и 4 части сказки, стр.88-99,
пересказать,
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
11 Русская литература
Тема
урока: Г.Х. Андерсен «Снежная королева» ( 5,6,7 части)
Цели
урока:
1.познакомить
учащихся с 5,6,7 частями сказки;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
доброжелательность, чуткость по отношению к близким людям.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
иллюстрации к сказке «Снежная королева», мультфильм (отрывок)
Работа со
словами: брыкаться, закопчённый, необузданный, ниша, плут,
привольно, своенравный, чертоги, дюжина, свиток, шкипер
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Прочитать и пересказать 3 и 4 части сказки «Снежная королева»
3.Изучение
нового материала
*Чтение
5,6 и 7 частей сказки
*
Просмотр отрывков из мультфильма «Снежная королева»
*
Сопоставьте то, что вы прочли и то, что вы посмотрели. Совпадает ли видео
вариант с оригиналом?
4.
Закрепление нового материала
*Словарная
работа:
брыкаться,
закопчённый, необузданный, ниша, плут, привольно, своенравный, чертоги, дюжина,
свиток, шкипер
*Вопросы
по содержанию и анализу прочитанных глав:
-Какое
впечатление произвела на вас маленькая разбойница?
-Почему
у неё «печальные глаза»?
-Как
вы думаете, почему маленькая разбойница помогает Герде?
-Какой
предстает маленькая вначале и в конце сказки?
-Как
объясняет финка силу Герды, которая помогала ей преодолевать препятствия?
-Как
описывает Андерсен царство Снежной королевы?
-Какое
слово хотел сложить Кай из льдинок?
-Почему
слово вечность не может уже остановить Кая?
-Чему
учит сказка Андерсена?
*Выразительное
чтение отрывков, которые особенно понравились.
5.
Домашнее задание: прочитать 5,6 и 7 части сказки,
стр.100-112, пересказать,
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
12 Русская литература
Тема урока: И.А.
Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»
Цели
урока:
1.дать
учащимся понятие о басне как жанре художественной литературы, особенностях
этого жанра на примере басни «Стрекоза и Муравей»;
2.развивать
аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную
и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать
самостоятельность и инициативу, уважение к труду
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
аудиозапись басни, тетради, маркеры, схемы, листочки и конверты для
голосования, портреты Крылова и Лафонтена, иллюстрации к басне
Работа со
словами: нужда, удручить, вешний, мурава
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.
Побуждение к действию
Слово
учителя: ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с
известным баснописцем и.А. Крыловым и жанром БАСНЯ, а также с такими понятиями
как инолсказание, аллегория и мороаль басни. И.А. Крылов переводил басни
известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что из
нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его
басен стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я
приятель сед», «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», «А вы,
джрузья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «У сильного всегда
бессильный виноват» и многие другие
-Что
же такое БАСНЯ и в чём ее особенности? Давайте запишем и запомним.
Басня
–
небольшой рассказ в стихах, в котором должы быть иносказание, аллегория и
мораль
Иносказание –
замаскированный способ выражения мыслей.
Аллегория – когда
под животными подразумеваются люди.
Мораль -
поучение
Работа
по стратегии «Ключевые слова» (Учащиеся составляют свой небольшой
рассказ, используя данные ключевые слова: работать, петь, плясать, лето,
зима )
*
Прослушивание 3-4 рассказов учащихся
3.
Осмысление изученного материала
*Словарная
работа: нужда, удручить, вешний, мурава
*Прослушивание
басни (аудиозапись)
*Составление
диаграммы Венна (сравнивание своего рассказа с басней Крылова: что общего и
разного)
*Игра
«На месте другого» (два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные
задают им вопросы)
*Анализ
басни:
-Какими
словами Крылов показывает, что жизнь для Стрекозы – это лето, вечный праздник?
-Почему
просьба Стрекозы для Муравья кажется странной?
Кто
в нашей жизни Стрекоза, а кто Муравей?
-Докажите,
что это басня, пользуясь записями в тетради.
-Найдите
здесь иносказание, аллегорю и мораль.
4.Обратная
связь (Рефлексия)
*Стратегия
«Круглый сто Рауд Робин»(учащиеся на карточках голосования письменно
высказывают свое мнение на утверждение, джанное учителем: «Муравей поступил
правильно, отказав в помощи Стрекозе» и голосуют «ДА», «НЕТ» - это надписи в
конвертах для голосов)
*Подсчёт
голосов, выводы
5.Домашнее
задание: выучить басню крылова наизусть, стр117 + теоретический
материал из тетради
6.Подведение
итогов занятия.
6 класс Урок
13 Русская литература
Тема
урока: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Цели
урока:
1.познакомить
учащихся басней Крылова;
2.развивать
умение находить в басне аллегорию, мораль и иносказание;
3.воспитывать
жить с окружающими в согласии и единстве.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
иллюстрации к басне, портрет И.А. Крылова
Работа со
словами: воз, лад, мука, поклажа
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Рассказать
наизусть басню Крылова «Стрекоза и Муравей»
-Что
такое басня?
-Что
такое аллегория, иносказание и мораль?
3.Изучение
нового материала
*Чтение
басни «Лебедь, Щука и Рак», стр. 118
*Словарная
работа:
воз, лад, мука, поклажа
4.
Закрепление нового материала
*Выразительное
чтение басни.
*Анализ
басни по вопросам:
-Найдите
в басне мораль.
-Какую
житейскую ситуацию имеет в виду автор?
-Были
ли с вами в жизни такие случаи?
-Опишите
житейскую ситуацию, где были бы уместны слова «воз и ныне там».
*Прослушать
несколько вариантов придуманных детьми рассказов.
Материал
для дополнительного чтения «Рассказ о винограде» Руми, стр.114 (прочтите и
ответьте на вопросы учебника)
5.
Домашнее задание: стр. 118, выучить басню наизусть+
выразительное чтение притчи Руми, стр.114
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
14 Русская литература
Тема урока:
С.В.
Михалков «Муха и Пчела», «Муха и Слон»
Цели
урока:
1.познакомить
учащихся баснями С.В.Михалкова;
2.развивать
у учащихся речь, мышление, память;
3.воспитывать
трудолюбие.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
портрет С.В. Михалкова, иллюстрации его известных детских произведений
Работа со
словами: бездумно, отвага, даром, загодя
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
*
Рассказать наизусть басню Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
-Что
такое басня?
-Что
такое аллегория, иносказание и мораль?
*Прочесть
выразительно притчу Руми «Рассказ о винограде», стр.114
3.Изучение
нового материала
*
Рассказ учителя о Сергее Михалкове (показ портрета) и его творчестве.
*Чтение
басен «Муха
и Пчела», «Муха и Слон»
*Словарная
работа:
бездумно, отвага, даром, загодя
4.
Закрепление нового материала
*Выразительное
чтение басни «Муха и Пчела»
*Анализ
басни по вопросам:
-В
чём мораль басни? (Если что-то даётся человеку не трудом, а даром, то это не
приносит счастья).
-Приведите
примеры из жизни на это утверждение.
*Чтение
басни «Муха и Лев», стр.122
-В
чём мораль басни? (Надо иметь собственное мнение, а не жить чужим умом)
-Были
ли с вами в жизни такие случаи?
-Опишите
житейскую ситуацию, походящую под эту мораль.
*Прослушать
несколько вариантов придуманных детьми рассказов.
5.
Домашнее задание: стр. 120-122, прочитать басни
выразительно
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
15 Русская литература
Тема
урока: А. С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный»
Цели
урока:
1.формировать
у учащихся понятие о Пушкине как поэте, писателе, положившему начало золотому
веку русской литературы;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого чтения, навыки анализа художественного
произведения;
3.воспитывать
интерес к творчеству Пушкина.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
портрет А.С. Пушкина, слайд-шоу о Пушкине
Работа со
словами: вознестись, доколь, заветный, непокорный, прах,
пиит, приемли, сущий, тленье
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
*
Прочесть выразительно одну из двух басен С. Михалкова.
-Что
такое басня?
-Что
такое аллегория, иносказание и мораль?
3.Изучение
нового материала
-Кто
такой А.С. Пушкин?
-Какие
его произведения вы знаете?
-Какие
его сказки вы помните?
-Кто
может наизусть прочесть отрывок из его творчества?
*
Рассказ учителя о А. С. Пушкине с показом слайд-шоу
С
Пушкина начался золотой век русской литературы. Он имел право говорить о себе
как о надежде России, её славе. Об этом – стихотворение «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный», являющееся переводом стихов римского поэта Горация.
*Словарная
работа:
вознестись, доколь, заветный, непокорный, прах, пиит, приемли, сущий,
тленье
*Чтение
стихотворения учителем.
4.
Закрепление нового материала
*Выразительное
чтение стихотворения учащимися.
*Работа
над произношением трудных слов, подбор к словам антонимов и синонимов, стр.125
*Анализ
стихотворения по вопросам, стр.125-126
5.
Домашнее задание: стр. 124, выразительно прочитать
стихотворение
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
16 Русская литература
Тема
урока: М. Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком»
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта и его стихотворениями «Утёс»,
«На севере диком»;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого чтения, навыки анализа и выразительного чтения
художественного произведения;
3.воспитывать
интерес к творчеству Лермонтова
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
портрет М. Ю. Лермонтова, слайд-шоу о Лермонтове
Работа со
словами: лазурь, морщина, утёс вершина, горючий, дремать,
риза, сыпучий
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
*
Прочесть выразительно стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный».
3.Изучение
нового материала
-Кто
такой М.Ю. Лермонтов?
-Какие
его произведения вы знаете?
*
Рассказ учителя о М. Ю. Лермонтове с показом слайд-шоу
М.
Ю. Лермонтов – русский поэт, автор стихотворений, поэм, романа. Он умер
молодым, но сумел оставить глубокий след в литературе. Как и Пушкин, он погиб
на дуэли.
Лермонтов
рано стал сиротой, его воспитанием занималась бабушка, богатая дворянка
Арсеньева. Её роль в жизни Лермонтова была значительной.
Детство
Лермонтова прошло на Кавказе. Многие сюжеты произведений связаны с Кавказом.
*Чтение
стихотворения «Утёс»
*Словарная
работа:
лазурь, морщина, утёс
*Чтение
стихотворения «На севере диком»
*Словарная
работа:
вершина, горючий, дремать, риза, сыпучий
4.
Закрепление нового материала
*Выразительное
чтение стихотворения учащимися.
*Анализ
стихотворения по вопросам, стр.126-127
5.
Домашнее задание: стр. 126-127, выучить стихотворения
наизусть
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
17 Русская литература
Тема
урока: Осенние стихи (А. С. Пушкин, Н.А.
Некрасов, Ф.И. Тютчев)
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся со стихотворениями поэтов на осеннюю тематику;
2.развивать
у учащихся навыки анализа и выразительного чтения художественного
произведения;
3.воспитывать
чувство прекрасного, прививать эстетический вкус.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
портреты Пушкина, Некрасова и Фета
Работа со
словами: ядрёный, студёный, колос, серп, праздный
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
*
Прочесть наизусть стихотворения Лермонтова «Утёс» и «На севере диком».
3.Изучение
нового материала
*Вступительное
слово учителя о новом разделе учебника «Природа и мы»
*Чтение
учащимися народных примет и пословиц, стр.131
*Чтение
стихотворений о временах года, стр. 132
*Работа
над стихотворением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», стр.132
-Какие
эпитеты использует поэт?
-Какое
настроение они создают?
-Какие
метафоры использует автор?
-Какое
слово является основным в описании осени?
*
Рассказ учителя о Н.А. Некрасове (обзорно)
*Работа
над его стихотворением «Славная осень», стр.134
-Найдите в
стиховорении сравнения и эпитеты.
-Какое
настроение создает стихотворение?
*Чтение
стихотворения Тютчева « Есть в осени первоначальной» , стр.135
*Словарная
работа:
колос, лучезарный, праздный, серп
-Какие
эпитеты использует автор?
-Каким
настроением проникнуто стихотворение?
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения стихотворений
5.
Домашнее задание: стр. 132,134,135, выучить одно из
стихотворений наизусть
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
18 Русская литература
Тема
урока: Стихи о природе Н.Некрасова, А.Фета и
А.Ахматовой
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся со стихотворениями поэтов на тему природы;
2.развивать
у учащихся навыки анализа и выразительного чтения художественного
произведения;
3.воспитывать
эстетический вкус и любовь к природе.
Тип урока:
комбинированный
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
портреты Пушкина, Некрасова и Фета
Работа со
словами: ядрёный, студёный, колос, серп, праздный
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
*
Прочесть наизусть (на выбор учащихся )одно из стихотворений Пушкина, Некрасова
или Тютчева
3.Повторение
пройденного материала
-Какие
художественно- выразительные средства используют поэты для создания
художественного образа?
-Что
такое эпитет?
-Что
такое сравнение?
-Что
такое метафора?
-Что
такое олицетворение?
-Что
такое антитеза?
4.Изучение
нового материала
* Игра
«Четвёртый лишний», стр.136
*Чтение
стихотворений:
1.
«Зелёный шум» Н. Некрасова
2. «Я
пришёл к тебе с приветом» А. Фета
3. «Весна»
А. Ахматовой
Словарная
работа проводится после каждого прочтения стихотворения.
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения стихотворений
*Анализ
стихотворений по вопросам из учебника, стр.138,139,140
5.
Домашнее задание: стр. 137,139,140 , выучить одно из
стихотворений наизусть
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
19 Русская литература
Тема
урока: С. Есенин «С добрым утром!», «Метелица»
В.
Суслов «Слушал шорох тишину»
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся со стихотворениями поэтов;
2.развивать
у учащихся навыки анализа и выразительного чтения художественного
произведения;
3.воспитывать
интерес к теме природы в поэзии.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,
портреты С. Есенина и В. Суслова
Работа со
словами: брезжит, заводь, затон, перламутр, озябли
Ход
урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
*
Прочесть наизусть одно из данных стихотворений (Н. Некрасова, А. Фета или А.
Ахматовой)
3.Изучение
нового материала
*Вступительное
слово учителя о С. Есенине
Сергей
Есенин – певец русской природы. Он описал природу средней полосы России.
Берёзы, бескрайние поля, голубое небо… В его поэзии много солнца, голубых и
золотых красок.
*Чтение
стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», стр.141
*Словарная
работа: брезжит, заводь, затон, крапива, перламутр, шаловливо, шептать
-Подберите
синонимы к словам: задремали, задрожало, брезжит, румянит, шаловливо,
улыбнулись, растрепали, шелестят, горят, обрядились.
-Найдите
в тексте стихотворения метафоры и эпитеты. Какова их роль в стиле
стихотворения?
*Чтение
стихотворения «Метелица»
-Какую
метафору использует автор для описания метелицы?
-Какие
эпитеты использует поэт для описания злой вьюги?
Как
при помощи эпитетов Есенин показывает отношение к пташкам.
-
Есть ли в стихотворении антитеза?
*Работа
над стихотворением В. Суслова «Слушал шорох тишину», стр.143
-Почему
автор так много использует слов с буквой Ш?
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения стихотворений
5.
Домашнее задание: стр. 141,142,143, выучить одно из
стихотворений наизусть
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
20 Русская литература
Тема
урока: Г. Харлампьев «Покинутое гнездо»
Г. Скребицкий «Крылатые гости»
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся с художественными текстами о птицах;
2.развивать
у учащихся навыки анализа и выразительного чтения художественного
произведения, умение самостоятельно мыслить и высказывать свою точку зрения;
3.воспитывать
интерес и бережное отношение к птицам.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное
пособие, иллюстрация скворечника и скворца.
Работа со
словами: жердь, вылупились, пища
Ход
урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
*
Прочесть наизусть одно из данных стихотворений ( В.Суслова или С.Есенина)
3.Изучение
нового материала
*Чтение
рассказа Г. Харлампьева «Покинутое гнездо», стр.147
*Словарная
работа: гнездо, орех, покинутый
-Когда
птицы покидают гнёзда?
-Что
испытал Никита, когда кричал, что «эта птица не покинет своего гнезда»?
-Как
автор показывает правоту учителя?
*Чтение
рассказа Г. Скребицкого «Крылатые гости», стр.148
*
Найдите в тексте синонимы к словам: жердь, вылупились, всегда, пища
-Как
мальчик догадался, что загадка о скворце?
-Чем
питаются скворцы?
-Какую
пользу они приносят?
-Какие
признаки весны описаны в рассказе?
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказов
5.
Домашнее задание: стр. 147-149, прочитать и пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
21 Русская литература
Тема урока: И.
Шкляревский «Живём в одуванчике»
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся с экологическим этюдом;
2.развивать
у учащихся речь, мышление и память;
3.воспитывать
бережное отношение к природным ценностям.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное
пособие
Работа со
словами: экология, планета, мазут, сейф, бриллиант, минерал,
стратосфера, озоносфера, шедевр, сигнализация, газета
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
стр.
147-149, прочитать и пересказать
3.Изучение
нового материала
*Чтение
экологического этюда И. Шкляревского «Живём в одуванчике», стр.150-152
*Словарная
работа:
экология, планета, мазут, сейф, бриллиант, минерал, стратосфера, озоносфера,
шедевр, сигнализация, газета
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения текста
*Анализ
текста по вопросам:
-О
чём этот рассказ?
-Какова
основная мысль текста?
-Как
автор передаёт эту мысль? При помощи каких х/в средств?
-Каким
видится человек со стороны?
-Найдите
10 характеристик человека.
-Найдите
10 противоречий в поведении человека.
-Можно
ли надеяться, что человек сможет сохранить природу?
5.
Домашнее задание: стр. 150-152, прочитать и пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
22 Русская литература
Тема урока: Н. А.
Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся со стихотворением Некрасова;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения;
3.воспитывать
бережное отношение к «братьям нашим меньшим».
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие ,
портрет Н. Некрасова, видео (мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы»)
Работа со
словами: аршин, багор, бревно, горемыка, гуторить, зипун,
кабы, копошиться, лопотать, озимь, плут, половодье, сажень, тягота
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Пересказать
или выразительно прочитать экологический этюд
И.
Шкляревского «Живём в одуванчике».
3.Изучение
нового материала
*
Рассказ учителя о Некрасове:
Некрасов
учит нас беречь природу. Язык его произведений близок и понятен. Добрая ирония,
простота образов и сюжета заставляет задуматься о таких простых вопросах, как
забота о наших младших братьях.
Форма
монолога, которую использовал поэт, вызывает у читателя доверие.
*
Чтение стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», стр.153
*Словарная
работа:
: аршин, багор, бревно, горемыка, гуторить, зипун, кабы, копошиться,
лопотать, озимь, плут, половодье, сажень, тягота
4.
Закрепление нового материала
*Просмотр
мультфильма по одноимённому произведению Н. Некрасова.
*Сравните
текст с мультфильмом. Есть ли разница?
*
Отработка выразительного чтения стихотворения.
*Анализ
текста по вопросам:
-Почему
дедушке «жалко до слёз» зайцев?
-Как
Мазай называет зайцев, какими словами? (найдите в тексте)
-Как
это характеризует Мазая?
-Какова
основная мысль стихотворения?
5.
Домашнее задание: стр. 153-155, выразительно прочитать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
23 Русская литература
Тема
урока: И.С. Тургенев «Перепёлка»
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся содержанием и основной мыслью рассказа «Перепёлка»;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, умение
высказывать своё мнение;
3.воспитывать
бережное отношение к «братьям нашим меньшим».
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие ,
портрет И.С. Тургенева, иллюстрация птиц перепелки куропатки
Работа со
словами : перепёлка, куропатка, сочиться, хутор
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Выразительно
прочитать стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»
3.Изучение
нового материала
*
Рассказ учителя о И.С. Тургеневе:
Иван
Сергеевич Тургенев писал, в основном, произведения о любви к природе. Его герои
– чуткие, благородные люди. Красота природы, красота человеческих чувств – тема
его рассказов, повестей и романов.
Тургенев
подробно описывает чувства и переживания людей.
*
Чтение рассказа «Перепёлка» (1 часть), стр.156-157
*Словарная
работа:
перепёлка, куропатка, сочиться, хутор
*Вопросы
по содержанию 1 части:
-Как
писатель описывает удовольствие, которое герой испытывал, отправляясь на охоту
с отцом?
-Каким
должен быть настоящий охотник, по мнению мальчика?
-Какие
чувства испытывал герой во время охоты?
*Чтение 2
части рассказа, стр.157-159
*Вопросы
по содержанию 2 части:
-Как
куропатка пыталась обмануть Трезора?
-Что
испытывал мальчик, глядя на раненую перепёлку?
-Почему
мальчик считал происходящее несправедливостью? Почему отец считал хитростью
поведение перепёлки?
-Как
Тургенев показывает, что отец мальчика «страстный охотник»?
-Как
изменилось отношение мальчика к охоте после истории с перепелом?
4.
Закрепление нового материала
*Практическое
задание:
-Составьте
портрет мальчика, используя слова на стр.159
-Подберите
к словам синонимы: неожиданно, посмотрел, подвиг, поступок, очень большой
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
5.
Домашнее задание: стр. 156-159, прочитать и пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
24 Русская литература
Тема
урока: Л.Н. Толстой «Старая лошадь»
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся с писателем Л.Н. Толстым и его рассказом «Старая лошадь»;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, умение высказывать
своё мнение;
3.воспитывать
бережное и уважительное отношение к пожилым людям.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие ,
альбом с материалом о Л.Толстом
Работа со
словами : конюшня, кучер, облезший, сударь, хлыст, шибко
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Выразительно
прочитать или пересказать рассказ И.С. Тургенева «Перепёлка»
3.Изучение
нового материала
*
Рассказ учителя о Л.Н. Толстом:
Лев
Николаевич Толстой написал много поучительных рассказов для детей вашего
возраста. Писатель придавал большое значение воспитанию доброты, сострадания,
жалости к беззащитным, слабым, больным, старым людям. Любовь к животным была
для русского писателя признаком доброты и душевного тепла.
*
Чтение рассказа «Старая лошадь», стр. 160
*Словарная
работа:
конюшня,
кучер, облезший, сударь, хлыст, шибко
*Вопросы
по содержанию рассказа:
-Прочитайте
выразительно описание старика Пимена.
-какое
чувство в читателе хочет вызвать писатель?
-Что
испытывают братья, катаясь на Воронке?
-Какое
чувство вызывает у вас герой рассказа, когда он мучает Воронка?
-в чём
проявляется мудрость дядьки?
-Над чем
заставил задуматься дядька?
-Что
переживает герой рассказа после слов дядьки?
-Чему учит
рассказ?
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
5.
Домашнее задание: стр. 156-159, прочитать и пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
25 Русская литература
Тема
урока: Д. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Цели
урока:
1.
познакомить учащихся с рассказом Мамина – Сибиряка «Приёмыш»;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, умение
выделять из прочитанного главное и важное;
3.воспитывать
бережное и уважительное отношение к природе и животному миру.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие ,
портрет Д. Мамина - Сибиряка
Работа со
словами : жить бобылём, отнять кусок, приёмыш, грезиться,
затосковать
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Выразительно
прочитать или пересказать рассказ Л.Н. Толстого «Старая лошадь»
3.Изучение
нового материала
*
Рассказ учителя о Д. Мамине - Сибиряке:
Рассказ
«Приёмыш» написан автором уже знакомой вам «Серой Шейки». Теперь перед вами не
литературная сказка, а рассказ, в основе которого лежат произошедшие события.
Как
и многие русские писатели, Мамин-Сибиряк считал, что человек, любящий природу,
бережно к ней относящийся, не способен на зло, не способен причинить страдания
другим. Когда такой человек теряет животных или птиц, ставших ему друзьями, он
переживает это, как беду.
*
Чтение рассказа «Приёмыш», стр. 163
*Словарная
работа:
жить бобылём, отнять кусок, приёмыш, грезиться, затосковать
*Вопросы по содержанию рассказа:
-Как в
выражении «жить бобылём» проявляется отношение автора?
-С каким
чувством Тарас произносит слово «гуляка»?
-Как еще
можно произнести это слово? Можно ли произнести с интонацией злости, осуждения?
Попробуйте.
-Почему
смешно со стороны смотреть на Собольку и Приёмыша?
-Почему
писатель сравнивает Тараса с ребёнком?
-Каким
предстает Тарас в 1 части рассказа? За что его любил автор?
-Каким мы
видим Тараса во 2 части рассказа?
-Как автор
описывает тоску Приёмыша?
-Как
писатель описывает прощание Приёмыша с Тарасом?
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
*Выполнение
обобщающих заданий на стр.166,168
5.
Домашнее задание: стр. 163-168, прочитать и пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
26 Русская литература
Тема
урока: А. Алексин «Актриса»
1.
познакомить учащихся с А. Алексиным и его рассказом «Актриса»;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память;
3.воспитывать
бережное и уважительное отношение к людям, которые нас окружают, относиться с
пониманием к старости и одиночеству других людей.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие ,
портрет А. Алексина
Работа со
словами : бессонница, искренне, поспешно, торжество,траурный
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Выразительно
прочитать или пересказать рассказ Мамина-Сибиряка «Приемыш»
3.Изучение
нового материала
*
Рассказ учителя о Анатолие Алексине:
Анатолий
Алексин – детский писатель. Герои его произведений – образованные люди, люди
глубоких чувств. Самой большой ценностью для них является совесть и способность
делать добро
*
Чтение рассказа «Актриса», стр. 169
*Словарная
работа:
бессонница,
искренне, поспешно, торжество, траурный
*Вопросы
по содержанию и анализу рассказа:
-Кого
ждал у служебного входа герой рассказа?
-Почему
герой называет старую актрису волшебной актрисой?
-Как
актриса смогла продлить жизнь бабушки героя? Докажите словами из текста.
-Почему
герой называет актрису волшебной?
-Почему
герой называет характер бабушки удивительным?
-Почему
герой решил пригласить в театр бабушку?
-Какое
качество характера он проявил при этом?
-Как
описывает Алексин детскую влюблённость героя? Найдите это место в тексте?
Что было
общего в спектакле и жизни бабушки?
-Почему
спустя годы герой пришел на этот спектакль?
-Почему
актриса молчит и крепко держит героя за руку? Что она испытывает?
-Чему учит
рассказ?
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
5.
Домашнее задание: стр. 169-174, прочитать и пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
27 Русская литература
Тема
урока: Н. Некрасов «Мужичок с ноготок»
1.
познакомить учащихся с идейным содержанием стихотворения Некрасова;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память;
3.воспитывать
у учащихся трудолюбие.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие ,
портрет Н. Некрасова, иллюстрации к стихотворению
Работа со
словами : в полушубке овчинном, в студёную пору, миновал,
парнище, с ноготок, шествуя важно, уж больно ты грозен
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Выразительно
прочитать или пересказать рассказ А. Алексина «Актриса»
3.Изучение
нового материала
*
Рассказ учителя о Н. Некрасове:
Николай
Некрасов пишет о детях. Его маленькие герои из крестьян вынуждены рано познать
недетские проблемы. От этого они чувствуют себя почти взрослыми, подражают им.
*
Чтение стихотворения «Мужичок с ноготок», стр. 176
*Словарная
работа: в полушубке овчинном, в студёную
пору, миновал, парнище, с ноготок, шествуя важно, уж больно ты грозен
*Вопросы
по содержанию и анализу рассказа:
-Как
автор подчёркивает важный вид ребёнка?
-Какую
роль играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «мужичок», «ноготок»?
-Какие
чувства испытывает поэт при виде рёбёнка?
-Случайно
ли автор упоминает о «студёной поре», «сильном морозе»?
-Как
ребёнок подражает взрослым? Найдите в тексте эти слова.
-Какими
словами автор подчёркивает особенности народной речи?
-Какова идея
произведения?
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
5.
Домашнее задание: стр. 176, выразительно прочитать или
выучить наизусть
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
28 Русская литература
Тема
урока: М. Салтыков – Щедрин «На барском дворе»
1.
познакомить учащихся с идейным содержанием рассказа Салтыкова – Щедрина;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память;
3.воспитывать
у учащихся отрицательное отношение к жестокости и несправедливости.
Тип урока:
комбинированный
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие ,
портрет М. Салтыкова - Щедрина
Работа со
словами : барин, помещица, забранит, крепостной, оботри,
племянник.
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Выразительно
прочитать или рассказать наизусть «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова
3.Повторение
изученного материала
Игра
«Кто помнит?» (учитель зачитывает из учебника отрывки
изученных ранее произведений, а учащиеся должны вспомнить название произведения
и автора прочитанных строчек. Выигрывает ученик, ответивший больше всех на
вопросы учителя)
4.Изучение
нового материала
*
Рассказ учителя Салтыкове - Щедрине:
Салтыков
– Щедрин – русский писатель, посвятивший свои произведения темам жестокости,
насилия над крестьянами. Сын богатой помещицы, известной своим жестоким нравом,
он всю жизнь осуждал издевательства богатых над бедными.
В
своих знаменитых сказках и повестях он высмеивал глупость и трусость,
хвастовство и лень, жадность и лицемерие.
*
Чтение текста «На барском дворе», стр. 178
*Словарная
работа: барин, помещица, забранит,
крепостной, оботри, племянник.
*Вопросы
по содержанию и анализу рассказа:
-Почему
писатель называет помещицу «злой»? Докажите это словами из текста.
-Прочитайте
сцену страданий девочки. Почему писатель подробно описывает мучения девочки?
-Что
испытывает Никанор, видя привязанную девочку?
-Почему
девочка отказывается от помощи Никанора?
-Прочитайте
ответ помещицы. Какой она показана в этой сцене?
-Как
заканчивается рассказ?
-Какова
идея произведения?
5.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
6. Домашнее
задание: стр. 179-182, самостоятельно прочитать и пересказать
рассказ Г. Сенкевича «Янко- музыкант»
7.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
29 Русская литература
Тема
урока: В. Драгунский «Девочка на шаре»
1.
познакомить учащихся с содержанием рассказа;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память,
умение высказать свое мнение;
3.воспитывать
у учащихся чувство прекрасного чудесного.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со
словами : неразборчивый, потеха, суматоха
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Пересказ рассказа Г. Сенкевича «Янко-музыкант»
3.Изучение
нового материала
*
Рассказ учителя В. Драгунском:
Виктор
Драгунский – детский писатель, автор знаменитой книги, любимой многими детьми
вашего возраста, о приключениях Дениса Кораблёва и его друга Миши Слонова.
Драгунский пишет смешные истории, но в этих историях, серьёзных и
запоминающихся, есть грустная нота. Дети узнают законы мира взрослых. Иногда
это трудные уроки.
*
Чтение рассказа «Девочка на шаре», стр. 184
*Словарная
работа: неразборчивый, потеха, суматоха
*Вопросы
по содержанию и анализу рассказа:
- Как
описание цирка передаёт ощущение праздника?
-Какой
момент в представлении оказался самым смешным для друзей?
-Почему
девочка на шаре произвела такое глубокое впечатление на Дениса?
-Опишите
состояние героя во время представления.
-Попробуйте
описать состояние Дениса в ожидании следующего воскресения.
-Какие
чувства испытал герой, узнав об отъезде девочки?
-Почему у
папы Дениса было «очень серьёзное и грустное лицо»? Что он испытал?
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
5.
Домашнее задание: стр. 184-191, прочитать и пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
30 Русская литература
Тема
урока: В. Осеева «Волшебное слово»
1.
познакомить учащихся с содержанием рассказа;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память,
умение высказать свое мнение;
3.воспитывать
у учащихся желание быть вежливым.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие ,
портрет В. Осеевой, иллюстрации к рассказу «Волшебное слово»
Работа со
словами : буркнуть, покоситься, пустяки, поддать,
пробормотать, морщинистое, досада, противень, смущенно, стряпать, взъерошить,
потрепать, усмехнуться.
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Пересказ рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре»
3.Изучение
нового материала
*
Беседа:
-Как вы
понимаете выражение «волшебные слова»?
-В
прямом или переносном выражении оно употреблено?
-Какие
«волшебные» слова вы знаете?
-Как
вы думаете, почему же они волшебные?
Прочтите
небольшое стихотворение на стр.192
Прочтите
текст «Почему у гостей Серёжи испортилось настроение?»
-Как
принято принимать подарки, даже если они вам не нравятся? Почему?
Давайте
посмеёмся, прочитав шуточное стихотворение Г. Остера «Вредные советы», стр.192
-Будете
ли вы пользоваться этими советами? Почему?
*
Чтение рассказа «Волшебное слово», стр. 196
*Словарная
работа: буркнуть, покоситься, пустяки,
поддать, пробормотать, морщинистое, досада, противень, смущенно, стряпать,
взъерошить, потрепать, усмехнуться.
*Вопросы
по содержанию и анализу рассказа:
-О каком
состоянии мальчика говорит его «красное, сердитое лицо»?
-Как
разговаривает Павлик со стариком? Вежливо?
-Как
разговаривает старик с Павликом?
-Какой
совет дал старик Павлику?
-Как вы
думаете, какое волшебное слово имел в виду старик?
-Помогло
ли волшебное слово Павлику? В каких ситуациях?
-Почему
Павлик стал искать старика?
-Чему учит
рассказ?
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
5.
Домашнее задание: стр. 196-199, прочитать и пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
31 Русская литература
Тема
урока: Я. Тайц «Две ученицы и тридцать учителей»
1.
познакомить учащихся с содержанием рассказа;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память,
воображение и фантазию;
3.воспитывать
у учащихся чувство интернационализма.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со
словами : с глазками-угольками, с метлой, успех
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Пересказ
рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
3.Изучение
нового материала
*
Слово учителя:
- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Я. Тайца «Две ученицы и тридцать
учителей». Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?
Учащиеся
заполняют первую графу таблицы предсказания
Таблица
предсказания
*Прослушать
несколько вариантов предсказания.
*
Чтение рассказа Я. Тайца «Две ученицы и тридцать
учителей»,
стр. 210
*Словарная
работа: с глазками-угольками, с метлой,
успех
*Заполнение
второй графы таблицы после прочтения рассказа.
*Составление
сравнительной диаграммы Венна
*Вопросы
по содержанию и анализу рассказа, стр.211
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
5.
Домашнее задание: стр. 210-211, прочитать и пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
32 Русская литература
Тема
урока: Л. Пантелеев «Буква «ты»
1.
познакомить учащихся с содержанием рассказа;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память,
умение высказать свое мнение;
3.воспитывать
у учащихся чувство юмора.
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со
словами : голубушка, сударыня, посмотреть искоса, попасться
на удочку, одолеть всю азбуку, скажите на милость, пролепетала, пошло-поехало,
уткнулась носом в страницу
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Пересказ рассказа Я. Тайца «Две ученицы и тридцать
учителей».
3.Изучение
нового материала
*
Беседа:
-Не
показалось ли вам странным название рассказа? Почему?
-Сколько
букв в русском языке?
-По
какому учебнику малыши изучают буквы?
-А
знаете ли вы, откуда произошло слово азбука?
*
Чтение рассказа «Буква «ты », стр.
213
*Словарная
работа: голубушка, сударыня, посмотреть
искоса, попасться на удочку, одолеть всю азбуку, скажите на милость,
пролепетала, пошло-поехало, уткнулась носом в страницу
*Вопросы
по содержанию и анализу рассказа:
-Почему
этот рассказ вызывает у вас улыбку?
-Можно ли
назвать его юмористическим?
-Прочтите
отрывок, который, на ваш взгляд, самый смешной.
-Дайте
характеристику Иринушке? Какая она?
-Почему
автор не называет девочку Ира или Ирина, а Иринушка?
-Как вы
думаете, чему может научить рассказ?
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
*Чтение
по ролям
5.
Домашнее задание: стр. 213-216, прочитать и пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
33 Русская литература
Тема
урока: В. Голышкин «Вратарь»
1.
познакомить учащихся с содержанием рассказа;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память,
умение высказать свое мнение;
3.воспитывать
у учащихся интерес к спорту, желание быть сильным и здоровым
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со
словами : передразнивать, уступал в росте, чудо случилось
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
* стр.
213-216, прочитать и пересказать
*
чтение по ролям рассказа Л. Пантнлеева «Буква «ты»
3.Изучение
нового материала
*
Беседа:
-Любите
ли вы заниматься спортом? Почему?
-Что
дает спорт человеку?
-Какой
вид спорта вам интересен больше всего? Почему?
*
Чтение рассказа «Вратарь », стр.
220
*Словарная
работа: передразнивать, уступал в росте,
чудо случилось
*Вопросы
по содержанию и анализу рассказа:
-Что мы
знаем о Вове – маленьком?
-Какие
изменения произошли с Вовкой, когда он влюбился в футбол?
-Как автор
описывает счастливое состояние Вовки?
-Почему
Вовку – маленького прозвали вратарём?
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
*Чтение
по ролям
5.
Домашнее задание: стр. 220-221, прочитать и пересказать
6.
Подведение итогов занятий
6 класс Урок
34 Русская литература
Тема
урока: Мой Казахстан
1.
познакомить учащихся с небольшими текстами о Казахстане;
2.развивать
у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память,
умение высказать свое мнение;
3.воспитывать
у учащихся чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну
Тип урока: изучение
нового материала
Дидактическое
обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Работа со
словами : заселяют, многочисленный, относится, складывалось,
берёг от дурного глаза, надменный, мольба, предание, преображался
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания.
Пересказ рассказа В. Голышкини «Вратарь».
3.Изучение
нового материала
*
Составление ассоциативного кластера на тему: «Мой Казахстан»
*Просмотр
видео фильма о Казахстане (см электонный учебник)
-Какие
чувства вы испытывали при просмотре фильма?
*
Чтение небольших текстов о Казахстане, стр.230-236
*Словарная
работа: заселяют, многочисленный,
относится, складывалось, берёг от дурного глаза, надменный, мольба, предание,
преображался
*Вопросы
по содержанию и анализу рассказа:
(после
каждого прочтения текста)
4.
Закрепление нового материала
*
Отработка выразительного чтения рассказа.
5.
Домашнее задание: стр. 230-236, прочитать
6.
Подведение итогов занятий
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.