И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ!
Самойлова Ольга Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №1 г. Покров.
«Мы знаем, что ныне лежит на весах, и что совершается ныне…» Строки из стихотворения «Мужество» относятся, как показала жизнь, не только к годам Великой Отечественной войны, но и к современным временам, пожалуй, ещё в большей степени! Четверть века прожитых в школе вместе с детьми показывает множественные изменения, прошедшие в менталитете ребёнка, родителей, общества.
Это не значит, что всё плохо или все плохие, нет, но время меняет нас, и мы меняем время. Надо учиться жить в то время, в котором живём. Не думаю, что кого-то удивила этим предложением, просто предлагаю тем, кто со мной согласен, пополнить педагогическую копилку одним из вариантов проведения уроков, где наблюдается положительная попытка сохранить русскую речь средствами истории, обществознания.
Мобильные разговоры, односложные предложения, реплики вместо пространных объяснений, разговор «взглядом», признания жестами – легко узнаваемая характеристика современного общения, особенно молодёжи. Нас это устраивает до тех пор, пока мы не задумываемся о качестве потерь в результате такого «мобильного общения»: потеря интереса к языку вцелом, а за ним и интереса к человеческой речи и человеку, как субъекту общения. Остаётся только степень пользы от собеседника и не более.
Разрешить возникшее противоречие между необходимостью сохранения владения русской речью для выражения своих мыслей объёмно и общепринятой современной моделью выражения мыслей, помогает на уроке созданная мной и использованная в многолетней практике:
«Карта активности ученика на уроке».
Класс.
Фамилия. Имя.
Дата урока
Количество правильных ответов.
Отметка
Исходя из определения, что такое ТЕКСТ, я могу полагать, что если ученик на уроке высказал не менее 10 верных по существу вопроса предложений, то малый текст он, конечно же, создал.
ТЕКСТ (от лат. textus — ткань, сплетение) — в лингвистике понимается как продукт речевой деятельности, относящийся к "речи" в ее противопоставлении "языку". Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, отграниченная от других подобных последовательностей и не вошедшая в данную последовательность языкового материала, заключающая в себе определенное содержание и соотносимая с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности. Текст может состоять как из одного, так и из нескольких предложений. Из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
Текст — это высказывание на определённую тему;
В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
К тексту можно подобрать заголовок.
Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
Данная обучающая игра, а дети воспринимают это собеседование с учителем как увлекательную игру (в каждой возрастной группе), во- первых, даёт рост уровня мотивации к обучению истории и обществознания; во- вторых, создаёт ситуацию успешности каждому ученику по принципу: «проигравших нет»;
в-третьих, происходит развитие речи и, что самое главное, сохранение русской речи у подростков, формирования диалоговой культуры.
Работа проводится мной в несколько этапов-
Подготовительный. Ученики читают текст параграфа, изучаемого по теме, дома. Отвечают на вопросы после параграфа в устной или письменной форме. Работают дома с исторической картой, словарём, могут привлечь и дополнительные источники знаний (книги, журналы, Интернет-ресурсы).
Основной. На уроке ребята по содержанию прочитанного текста
отвечают на поставленные мной вопросы, которых очень много
(от10-до 25). Вопросы придумываю сама, они бывают рассчитаны на знание текста вцелом, на знание деталей в тексте, на выявление проблемы и т.д. Все правильные ответы заносятся в «Карту активности ученика на уроке», комментарий учителя необходим, как и поощрительные реплики в ходе собеседования.
Завершающий. Оценка деятельности. Если ребёнок получил в «Карте активности»10 ответов, то он оценен отметкой «5», если 8-9, то отметкой «4», если 5-6 – «3».
Рефлексивный. Ученики очень ждут «Урок- собеседование» не только из-за возможности получить отметку, но из-за высокой скорости урока, его динамичности, духа соревновательности, высокой оценки их деятельности, позитивности.
Учителям знакома сетка часов в учебном году по истории и обществознанию:
5 класс- 70 часов в год;
6 класс- 70 часов в год истории и 35 часов обществознания – 105;
7 класс- 70 часов в год истории и 35 часов обществознания – 105;
8 класс- 70 часов в год истории и 35 часов обществознания – 105;
9 класс- 70 часов в год истории и 35 часов обществознания – 105;
10 класс- 70 часов в год истории и 70 часов обществознания – 140;
11 класс- 70 часов в год истории и 70 часов обществознания – 140.
В разных школах может быть иная сетка, но разница составит 1 час в неделю. Если даже 10 % уроков отводить на уроки-собеседования, то ученик
11 уроков (в 6-9-х классах), 7 (в 5-м классе),14 (в 10-11 классах) сможет создавать полноценный текст на русском языке, то есть 110- 140 предложений за год самостоятельного создания текста другими способами с каждым учеником достичь достаточно трудно!
Помимо уроков- собеседований я, естественно, использую самые разнообразные виды, как и другие учителя, но данный вид урока даёт уже много лет стабильный высокий результат, апробирован на разных возрастных группах и по различным историческим и обществоведческим темам.
«Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово»
(из стихотворения А.Ахматовой).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.