Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыХудожественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» («Героическая»).

Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» («Героическая»).

Скачать материал

Интегрированный урок развития речи в 5 Б классе.

Тема: Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» («Героическая»).

Цели и задачи :

1. Дать понятие натюрморта.

2. Подготовить учащихся к

    художественному описанию

   натюрморта. 

3. Формирование умения

    построить устное описание

    картины, используя лексико-

    изобразительные средства.

4. Развивать творческие

    способности учащихся.

 

Оборудование и материалы: репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», репродукции натюрмортов ,  карточки, тексты стихотворений для анализа, аудио запись С.Рахманинова «Сирень»,Н.Баскова «Ах, эта белая сирень», слайды с заданиями,

Оформление доски:

·         Тема

·         Эпиграф

 

                                                   Сирень с печалью рядом не представить,
                                                        Она - восторг с безмерностью границ!
                                                        Цветёт сирень живая, чтобы славить
                                                        Весну и жизнь сияньем наших лиц!

                                                                                Владимир

“... И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.”

Всеволод Рождественский

 

 

                                                                Ход урока

I.Организационный  момент. Задачи урока(2 мин)

Дорогие дети!Сегодняшний наш урок развития речи посвящён подготовке к написанию сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» или «Героическая».Материал урока должен помочь приоткрыть волнующие тайны образа сирени, понять, как очаровательна, как музыкальна дивная сирень, и подготовить вас  к сочинению. В ходе урока мы будем собирать материал к вашей работе. Помогут нам в этом музыкально-поэтические этюды . Запишите в тетради тему урока и эпиграф.(слайд 1,2,3)

II.Подготовка к восприятию картины. (8 мин)

Слово учителя.

1)Вступление.      

Представьте, что мы в  саду.  Вокруг много различных цветов.(слайд 4) Цветы - одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота. Неслучайно в центре внимания писателей, поэтов, музыкантов, художников оказывается именно красота цветка. А как они её передают? Писатели, поэты – словами;(вот послушайте отрывок: “... благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве...”(А.Куприн «В зелёном домике отца»)музыканты воссоздают с помощью звуков волшебной музыки; художники рисуют красками на холсте .(слайд 5):

Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены -
Вам сирень теплотой розоватою платит.

Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,
Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь,
Хлопья белой сирени румянец остудят.

Нет скромнее и проще малюток- цветков,
Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,
Унося от обыденной жизни оков,
Нас влекут за собой в недоступные выси….

                                            Марина Ершова .

(слайд 6)

Сирень с печалью рядом не представить,
Она - восторг с безмерностью границ!
Цветёт сирень живая, чтобы славить
Весну и жизнь сияньем наших лиц!

2) Рассказ о художнике и картине.

Сегодня мы поговорим о натюрморте П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) . Русский живописец.

Он написал свыше полутора тысяч холстов, около пятисот акварелей, неисчислимое множество рисунков — такого количества хватило бы на большой коллектив художников. В искусстве он был неистощим, писал много и быстро. Пётр Петрович писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. (слайд8)

 Одно из важных мест в творчестве Кончаловского  занимает натюрморт.

3) Понятие «натюрморт».(слайд9)

«Натюрморт» — слово французское, означает оно буквально — «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы, снедь. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Люди любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, искусства натюрморта. Умение видеть красоту в обыденном было свойственно не только голландским художникам, но и русским, в частности, Петру  Кончаловскому.

Кончаловский  любил изображать цветы, он к ним был неравнодушен. Им он посвятил не одно своё полотно, где мы можем увидеть букет сирени в вазе, полевые цветы  на столе, на фоне открытого окна .  Художник не переставал восхищаться совершенством цветов. Писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. (слайд10)

Пётр Петрович  говорит, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще». О  Петре Кончаловском  можно сказать, что он пишет цветы, как музыкант играет гаммы . (слайд 11)

(показ слайда с натюрмортами Кончаловского12)

«Сирень в корзине».. именно об этом натюрморте мы сегодня говорим. Авы знаете, что это народное название картины. На самом деле она называется «Героическая». Почему? Картина написана в 1933 году. Это было тяжёлое время для всей страны . И Павел Петрович своей картиной хотел рассказать нам о том времени и о надежде которая никогда не угасает. Обратите внимание на фон картины – это серая небеленая стена то ли дома , то ли сарая. И на этом фоне она – сирень – яркая и воспевающая жизнь. Каждый цвет имеет своё значение, а особенно -  в картине .
Например, белый цвет означает - чистоту, благородство, мудрость.
Красный цвет передаёт импульс активности, некоторой агрессии, стремления к победе. Розовый цвет, принадлежит юности и нежности, а сиреневый – это фантазия и мечты.
Сиреневый букет – символ простоты и народной красоты.
 (слайд13)

3) Чтение отрывка по Е. Кирсановой(слайд14)

«Под окном нашего дома широко разросся куст сирени. Июньский ветер ворвался в распахнутое  окно, откинул занавески, наполнил комнаты ароматом волнующих запахов, словно сообщая – лето пришло, зацвела сирень. А вслед за ветром  склонилась грузная сиреневая кисть.
      Лето пришло в наши северные края, перелистало страницы учебника, заполнило мысли мечтами о близких каникулах, вытеснило напрочь из головы завтрашнюю контрольную по математике. Я загляделась на сирень. Аккуратно уложенные, как завитые, мелкие цветки нанизывались на стержень стебля и образовывали крупные кисти, которые вздрагивали от каждого прикосновения ветра. Самая крайняя сиреневая ветвь склонилась почти к плечу. Не позволяя заниматься сложными преобразованиями синусов в косинусы, отвлекала, заставляла обратить внимание.  Я обратила - и сразу заметила выделявшуюся среди одинаковых крестообразных цветков пятилепестковую звездочку - предвестника свершения заветного желания.

 Осторожно — осторожно, боясь спугнуть близкое счастье, выщипнула лапчатый цветок.  Теперь надо быстро загадать желание» (Е. Кирсанова)

4)чтение стихотворения(слайд15)

Сирень

Сирень кипящая клубится,
И сердце хочет ярче биться.
Нежнейшим цветом,
Люминесцентным светом
В еще холодный серый город
Несет сирень весенний голод
И жажду света и тепла.
Уже сверкают купола,
И зелень вешняя светла —
Лишь только лето началось.
Как хочется, чтоб всё сбылось!
В сирень зарыться и вдохнуть,
И голова кружится — жуть!
То светлый, то почти лиловый
Твой мир четырехлепестковый.
Всего четыре лепестка,
А гроздь душиста и легка
Пока напоена весною.
…Но все же ищем мы изгоя,
В ком пять счастливых лепестков
Сулят удачу и любовь.
Так где ж он?!
Где он?!..
Где он?!..
Есть!
Теперь сорвать его
И съесть!

Марина Шапиро

III. Работа класса по картине.(20-25 мин)

Вопросы к классу:

А)чувства- (слайды 17-18)

Какое впечатление произвела на вас картина П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»?

 Какие чувства вызвала у вас данное произведение художественного искусства?

Запишите в тетрадях слова характеризующие чувства.

Б) Настроение и музыка.(слайд19, аудио запись С. Рахманинова «Сирень»)

В) Цвет и цветки сирени.(слайд 20)

Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

Какого цвета, каких оттенков сирень?

С чем можно сравнить цветы?

(запись в тетрадях , слайд 21)

Г) аромат и вид сирени

Очевидно, такая сирень ароматная.

Подберите синонимы к этому прилагательному.

 Опишите грозди сирени.

 Листочки какие? (слайд22)

Запись в тетрадях. (слайды23-25)

Д) фон.(слайд26)

С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному?

 Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету?                  

 На каком фоне изображён букет?

На чём и в чём он стоит?

1)   Легенда о сирени.

Молодой Пан - Бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу  Сирингу - нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой , но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги  и дало название дереву - сирень. Вот о чём гласит древнегреческая легенда. (слайд27)

2)слово учителя.

Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу.
   Глядя на эту картину, можно сказать: «В этом букете все живет, цветет и радуется» (слайд28)

Работа с художественными средствами.(7мин)

 Чтение стихотворений.

СЧАСТЬЕ /С.Маршак/

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.

И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".

С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.

Белая сирень. /Цветова Т.И./

Невестой белой расцвела
Весной сирень в саду моём
И дышит мне в окно краса :
С тобою снова мы вдвоём.

Могу пред нею я стоять,
Любуясь пышной белизной,
Часами глаз не оторвать
Моля : мой май, побудь со мной.

Могу я ночи напролёт
Вдыхать сирени аромат
И слушать : соловей поёт -
Зовёт соловушку к нам в сад.

 

 

 

Вставал обыкновенный вешний день,                                                                                                               

Парил туман, заря траву косила,                                                                                                                                    

И вспыхнула лиловая сирень                                                                                                                                   

С какой-то неосознанною силой.

Она раскрылась робко,не спеша,                                                                                                  

Застенчиво и неохотно вроде,                                                                                                                                              

 И вдруг пошла, пошла, пошла                                                                                                              

Смеяться и бурлить, как в половодье.

 

“Сирень” /поэт Всеволод Рождественский/

“Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли. . .
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.”

Слайды29-30 тексты на столах

Что общего вы найдете в изображении сирени на картине и в стихотворении?

Назовите средства художественной выразительности, использованные поэтом в данном стихотворении. (Слайд 31)

V.Д/З(3 мин)

 слайд 32    - записать план и конструкции к сочинению

Написать сочинение-описание по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине»     Примерный план:

 1. П. П. Кончаловский – мастер        натюрморта.

 2.Чудесный букет сирени. а) цвет; б) гроздья;  в) листья; г)  корзина.

3. Впечатление от картины.( “В букете все живет, цветет и радуется”.)

 

Урок развития речи в 5 классе "Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень в корзине" ("Героическая"). Урок давался в мае, когда у нас цветет сирень. Класс оформили фотовыставкой , детскими рисунками и живыми натюрмортами с сиренью. На уроке проводилась  работа  с синонимами,  средствами художественной выразительности, работа со словом( выделяли суффиксы у прилагательных, обращали внимание на написание слова "натюрморт" и сложных слов). В архиве есть план-конспект, презентация, конструкции к сочинению, картинки, эпиграфы, музыка, слова-синонимы, которые вывешивались на доску. Физразминка проводилась перед работой с картиной П.П.Кончаловского. Стихотворения дети учили наизусть, хотя в презентации они есть( на случай, если дети разволнуются). Сообщения о Кончаловском распределила по отрывкам между детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» («Героическая»)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» («Героическая»).Сирень с печалью рядом не представить,

                                                        Она - восторг с безмерностью границ!
                                                        Цветёт сирень живая, чтобы славить
                                                        Весну и жизнь сияньем наших лиц!

                                                                                Владимир

“... И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.”

Всеволод Рождественский.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложное предложение" (4 Класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 133. Сложное предложение
  • 05.10.2020
  • 989
  • 30
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 882
    • DOCX 35 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шилькер Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шилькер Наталья Николаевна
    Шилькер Наталья Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 7951
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 457 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Техническое обслуживание и диагностика сельскохозяйственной техники

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе