Интегрированный урок
развития речи в 5 Б классе.
Тема: Художественное
описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» («Героическая»).
Цели и задачи :
1. Дать понятие натюрморта.
2. Подготовить учащихся к
художественному описанию
натюрморта.
3. Формирование умения
построить устное описание
картины, используя лексико-
изобразительные средства.
4. Развивать творческие
способности учащихся.
Оборудование и
материалы:
репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», репродукции
натюрмортов , карточки, тексты стихотворений для анализа, аудио запись
С.Рахманинова «Сирень»,Н.Баскова «Ах, эта белая сирень», слайды с заданиями,
Оформление
доски:
·
Тема
·
Эпиграф
Сирень с печалью рядом не представить,
Она - восторг с
безмерностью границ!
Цветёт сирень живая,
чтобы славить
Весну и жизнь сияньем
наших лиц!
Владимир
“... И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.”
Всеволод Рождественский
Ход урока
I.Организационный
момент. Задачи урока(2 мин)
Дорогие дети!Сегодняшний наш урок развития речи
посвящён подготовке к написанию сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень
в корзине» или «Героическая».Материал урока должен помочь приоткрыть волнующие
тайны образа сирени, понять, как очаровательна, как музыкальна дивная сирень, и
подготовить вас к сочинению. В ходе урока мы будем собирать материал к вашей
работе. Помогут нам в этом музыкально-поэтические этюды . Запишите в тетради
тему урока и эпиграф.(слайд 1,2,3)
II.Подготовка к
восприятию картины. (8 мин)
Слово учителя.
1)Вступление.
Представьте, что мы в саду. Вокруг
много различных цветов.(слайд 4) Цветы - одно из самых прекрасных
созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные
тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени,
белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам
их разнообразная красота. Неслучайно в центре внимания писателей, поэтов,
музыкантов, художников оказывается именно красота цветка. А как они её
передают? Писатели, поэты – словами;(вот послушайте отрывок: “... благоухает сирень, обещает
весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том,
что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве...”(А.Куприн «В
зелёном домике отца»)музыканты воссоздают с помощью звуков волшебной
музыки; художники рисуют красками на холсте .(слайд 5):
Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены -
Вам сирень теплотой розоватою платит.
Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,
Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь,
Хлопья белой сирени румянец остудят.
Нет скромнее и проще малюток- цветков,
Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,
Унося от обыденной жизни оков,
Нас влекут за собой в недоступные выси….
Марина Ершова .
(слайд 6)
Сирень с печалью рядом не
представить,
Она - восторг с безмерностью границ!
Цветёт сирень живая, чтобы славить
Весну и жизнь сияньем наших лиц!
2) Рассказ о художнике и
картине.
Сегодня мы поговорим о
натюрморте П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
Кончаловский
Петр Петрович (1876-1956) . Русский живописец.
Он написал свыше полутора тысяч
холстов, около пятисот акварелей, неисчислимое множество рисунков — такого
количества хватило бы на большой коллектив художников. В искусстве он был
неистощим, писал много и быстро. Пётр Петрович писал пейзажи, портреты,
натюрморты, жанровые картины. (слайд8)
Одно из важных мест в
творчестве Кончаловского занимает натюрморт.
3) Понятие «натюрморт».(слайд9)
«Натюрморт» — слово французское,
означает оно буквально — «мертвая природа». Это картины, героями которых
являются различные предметы обихода, фрукты, цветы, снедь. Впервые натюрморт
появился в Голландии в начале XVII века. Люди любовались предметами, среди которых протекала
их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, искусства натюрморта.
Умение видеть красоту в обыденном было свойственно не только голландским
художникам, но и русским, в частности, Петру Кончаловскому.
Кончаловский любил изображать
цветы, он к ним был неравнодушен. Им он посвятил не одно своё полотно, где мы
можем увидеть букет сирени в вазе, полевые цветы на столе, на фоне открытого
окна . Художник не переставал восхищаться совершенством цветов. Писал цветы
так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой
аромат. (слайд10)
Пётр Петрович говорит, что «в
цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных
формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо
разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще». О Петре Кончаловском можно
сказать, что он пишет цветы, как музыкант играет гаммы . (слайд 11)
(показ слайда с натюрмортами
Кончаловского12)
«Сирень в корзине».. именно об
этом натюрморте мы сегодня говорим. Авы знаете, что это народное название
картины. На самом деле она называется «Героическая». Почему? Картина написана в
1933 году. Это было тяжёлое время для всей страны . И Павел Петрович своей
картиной хотел рассказать нам о том времени и о надежде которая никогда не
угасает. Обратите внимание на фон картины – это серая небеленая стена то ли
дома , то ли сарая. И на этом фоне она – сирень – яркая и воспевающая жизнь.
Каждый цвет имеет своё значение, а особенно - в картине .
Например, белый
цвет означает - чистоту, благородство, мудрость.
Красный цвет передаёт импульс активности, некоторой агрессии, стремления к
победе. Розовый цвет, принадлежит юности и нежности, а сиреневый – это фантазия
и мечты.
Сиреневый букет – символ простоты и народной красоты.
(слайд13)
3) Чтение отрывка по Е.
Кирсановой(слайд14)
«Под окном нашего дома широко
разросся куст сирени. Июньский ветер ворвался в распахнутое окно, откинул
занавески, наполнил комнаты ароматом волнующих запахов, словно сообщая –
лето пришло, зацвела сирень. А вслед за ветром склонилась
грузная сиреневая кисть.
Лето пришло в наши северные края, перелистало страницы учебника, заполнило
мысли мечтами о близких каникулах, вытеснило напрочь из головы завтрашнюю
контрольную по математике. Я загляделась на сирень. Аккуратно уложенные, как
завитые, мелкие цветки нанизывались на стержень стебля и образовывали крупные
кисти, которые вздрагивали от каждого прикосновения ветра. Самая крайняя
сиреневая ветвь склонилась почти к плечу. Не позволяя заниматься сложными
преобразованиями синусов в косинусы, отвлекала, заставляла обратить внимание.
Я обратила - и сразу заметила выделявшуюся среди одинаковых крестообразных
цветков пятилепестковую звездочку - предвестника свершения заветного желания.
Осторожно — осторожно, боясь
спугнуть близкое счастье, выщипнула лапчатый цветок. Теперь надо быстро
загадать желание» (Е. Кирсанова)
4)чтение стихотворения(слайд15)
Сирень
Сирень кипящая клубится,
И сердце хочет ярче биться.
Нежнейшим цветом,
Люминесцентным светом
В еще холодный серый город
Несет сирень весенний голод
И жажду света и тепла.
Уже сверкают купола,
И зелень вешняя светла —
Лишь только лето началось.
Как хочется, чтоб всё сбылось!
В сирень зарыться и вдохнуть,
И голова кружится — жуть!
То светлый, то почти лиловый
Твой мир четырехлепестковый.
Всего четыре лепестка,
А гроздь душиста и легка
Пока напоена весною.
…Но все же ищем мы изгоя,
В ком пять счастливых лепестков
Сулят удачу и любовь.
Так где ж он?!
Где он?!..
Где он?!..
Есть!
Теперь сорвать его
И съесть!
Марина Шапиро
III. Работа класса по картине.(20-25
мин)
Вопросы к классу:
А)чувства- (слайды 17-18)
Какое впечатление произвела на
вас картина П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»?
Какие чувства вызвала у вас
данное произведение художественного искусства?
Запишите в тетрадях слова
характеризующие чувства.
Б) Настроение и музыка.(слайд19,
аудио запись С. Рахманинова «Сирень»)
В) Цвет и цветки сирени.(слайд
20)
Сумел ли художник показать, что
сирень свежая, как будто ее только что срезали?
Какого цвета, каких оттенков
сирень?
С чем можно сравнить цветы?
(запись в тетрадях , слайд 21)
Г) аромат и вид сирени
Очевидно, такая сирень ароматная.
Подберите синонимы к этому
прилагательному.
Опишите грозди сирени.
Листочки какие? (слайд22)
Запись в тетрадях. (слайды23-25)
Д) фон.(слайд26)
С помощью каких прилагательных
можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному?
Какие сравнения можно подобрать
к этому замечательному букету?
На каком фоне изображён букет?
На чём и в чём он стоит?
1) Легенда о сирени.
Молодой Пан - Бог
лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную
вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что
забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой , но та испугалась и убежала.
Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в
благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название
дереву - сирень. Вот о чём гласит древнегреческая легенда. (слайд27)
2)слово учителя.
Эта чудесная
сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте
природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень
любит природу.
Глядя на эту картину, можно сказать: «В этом букете все живет, цветет и
радуется» (слайд28)
Работа с
художественными средствами.(7мин)
Чтение стихотворений.
СЧАСТЬЕ
/С.Маршак/
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.
Белая сирень. /Цветова
Т.И./
Невестой белой расцвела
Весной сирень в саду моём
И дышит мне в окно краса :
С тобою снова мы вдвоём.
Могу пред нею я стоять,
Любуясь пышной белизной,
Часами глаз не оторвать
Моля : мой май, побудь со мной.
Могу я ночи напролёт
Вдыхать сирени аромат
И слушать : соловей поёт -
Зовёт соловушку к нам в сад.
Вставал обыкновенный вешний
день,
Парил туман, заря траву косила,
И вспыхнула лиловая
сирень
С какой-то неосознанною
силой.
Она раскрылась робко,не
спеша,
Застенчиво и неохотно
вроде,
И вдруг пошла, пошла,
пошла
Смеяться и бурлить, как в половодье.
“Сирень” /поэт
Всеволод Рождественский/
“Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли. . .
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.”
Слайды29-30
тексты на столах
Что общего вы
найдете в изображении сирени на картине и в стихотворении?
Назовите
средства художественной выразительности, использованные поэтом в данном
стихотворении. (Слайд 31)
V.Д/З(3 мин)
слайд 32 -
записать план и конструкции к сочинению
Написать
сочинение-описание по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине» Примерный
план:
1. П. П.
Кончаловский – мастер натюрморта.
2.Чудесный
букет сирени. а) цвет; б) гроздья; в) листья; г) корзина.
3. Впечатление от картины.(
“В букете все живет, цветет и радуется”.)
Урок развития речи в 5
классе "Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень
в корзине" ("Героическая"). Урок давался в мае, когда у нас
цветет сирень. Класс оформили фотовыставкой , детскими рисунками и живыми
натюрмортами с сиренью. На уроке проводилась работа с синонимами, средствами
художественной выразительности, работа со словом( выделяли суффиксы у
прилагательных, обращали внимание на написание слова "натюрморт" и
сложных слов). В архиве есть план-конспект, презентация, конструкции к
сочинению, картинки, эпиграфы, музыка, слова-синонимы, которые вывешивались на
доску. Физразминка проводилась перед работой с картиной П.П.Кончаловского.
Стихотворения дети учили наизусть, хотя в презентации они есть( на случай, если
дети разволнуются). Сообщения о Кончаловском распределила по отрывкам между
детьми.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.