Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Другое / Характеристика учебных программ по предметам для образовательных учреждений VIII вида

Характеристика учебных программ по предметам для образовательных учреждений VIII вида

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Ковалик Марина Николаевна

КОУ Омской области «Шербакульская школа-интернат»












Характеристика учебных программ по предметам для образовательных учреждений VIII вида








Учитель М.Н.Ковалик






Шербакуль, 2014





(слайд) Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида представлен в 2-х вариантах. (Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»).

Институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования разработаны программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 класса под ред. И.М. Бгажноковой;

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред И.М. Бгажноковой;

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 класса под ред. В.В. Воронковой;

программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой.

Программе под редакцией Воронковой В.В. соответствует I вариант БУПа, программе под редакцией И.М. Бгажноковой – II вариант плана.

Данные программы разработаны на основе специального образовательного стандарта с учётом особенностей интеллектуального и речевого развития, а также познавательной деятельности умственно отсталых школьников. В них определено содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность изучения материала по годам обучения.

Предлагаю Вашему вниманию краткую сравнительную характеристику указанных программ. (слайд)

Каждая программа (по каждому учебному предмету) содержит подробную пояснительную записку, в которой раскрываются основные принципы построения программного материала, кратко обозначается содержание предмета по годам обучения, определяются его цели и задачи. Указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец учебного года (что учащиеся должны уметь и что знать).

Программа под редакцией В.В. Воронковой для подготовительного, 1-4 класса содержит следующие предметы:



Подготовительный класс:

  • Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

  • Чтение.

  • Письмо.

  • Математика.

  • Изобразительное искусство.

  • Музыка и пение.

  • Ритмика.

  • Физическое воспитание.

  • Трудовое обучение.

1-4 Класс

  • Русский язык (включает обучение грамоте (1 класс), чтение (2—4 классы), письмо (2—4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1—4 классы). Послебукварный период приходится на второй год обучения (2 класс).  

  • Математика.

  • Изобразительное искусство.

  • Музыка и пение.

  • Ритмика.

  • Физическое воспитание.

  • Трудовое обучение.

(слайд)

Программа под редакцией И. М. Бгажноковой для 0-4 класса содержит следующие предметы:

  • Русский язык.

  • Математика.

  • Живой мир.

  • Занимательный ручной труд.

  • Музыка.

  • Изобразительное искусство.

  • Физическая культура.

Принципиальное отличие двух программ в том, что в программе под редакцией И. М. Бгажноковой учитывается  сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программы по всем учебным предметам указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й - базовый уровень, 2-й - минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

(слайд) Последний раз программа под ред. Воронковой издавалась в 2013 г.

(слайд) «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Сборник 1 - Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011, 2012 год

(слайд)

Сборник 2

(слайд)

«Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида». 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2010 год

(слайд)

Не смотря на достоинства второй программы, министерство образования РФ, министерство образования Омской области рекомендуют к использованию программу под редакцией В.В. Воронковой. Это объясняется тем, что она полностью обеспечена учебно-методическими материалами (учебниками нового поколения, учебными и методическими пособиями по предмету). Программа под редакцией И.М. Бгажноковой не в полной мере обеспечена учебниками по линиям предметов, поэтому, при реализации данной программы целесообразно изучить перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных для данной программы; дополнить данный перечень другими учебниками и учебными пособиями, которые имеются в Учреждении.

При сравнении программ по предметам для коррекционной школы VIII вида и общеобразовательной школы наблюдается сходство лишь в названии основных разделов. Объём, содержание и система изучения учебного материала в коррекционной школе имеют значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.





(слайд)

Таким образом,

  • Учебные программы определяют содержание по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения.

  • Содержание обучения по всем предметам имеет коррекционную и практическую направленность, что обеспечивает подготовку школьников с ОВЗ к включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

  • Учебный материал в программе выстроен по концентрическому способу. При таком способе построения содержания программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов.

  • В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения.



  • Обучение в школе носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала учтена воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Пояснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям.

Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инструментом для учения. Вместе с тем она служит и методическим ориентиром для учителя.

Учебники для специальных (коррекционных) школ VIII вида удовлетворяют общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям:

- обеспечивают воспитывающий характер обучения;

- соблюдают научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;

- развивают мышление, внимание, память обучающихся;

формируют основные приемы умственной деятельности, развивают речь;

- обеспечивают подготовку к самостоятельному (в достигнутых пределах) приобретению знаний;

- соответствуют возрастным особенностям обучающихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

- четкое структурное и графическое видение выводов, ключевых понятий и т.п.;

- достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;

- включение заданий, стимулирующих развитие в некоторой степени самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний;

- отбор словесного материала для объяснения, закрепления, повторения; методического аппарата (правил, инструкций, заданий, вопросов); иллюстраций, схем, таблиц и т.д.

В учебниках соблюдается принцип коррекционной направленности обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, как необходимое условие продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.





  • Другое
Описание:

Данная статья адресована специалистам, работающим с детьми, имеющими ограниченные интеллектуальные способности.

Обучение в школах VIII вида осуществляется на основании базисного учебного плана  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, представленного в 2-х вариантах. Программе под редакцией Воронковой В.В. соответствует I вариант БУПа, программе под редакцией И.М. Бгажноковой – II вариант плана.

В статье даётся сравнительная характеристика указанных программ.

 

Автор Ковалик Марина Николаевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 3807
Номер материала 11027
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: