КОУ Омской
области «Шербакульская школа-интернат»
|
Характеристика учебных
программ по предметам для образовательных учреждений VIII вида
|
|
|
Учитель М.Н.Ковалик
|
|
(слайд)
Базисный
учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
представлен в 2-х вариантах. (Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от
10.04.2002г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии»).
Институтом
коррекционной педагогики Российской Академии образования разработаны программы
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
ü
программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для
подготовительного, 1-4 класса под ред. И.М. Бгажноковой;
ü
программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для
5-9 классов под ред И.М. Бгажноковой;
ü
программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для
подготовительного, 1-4 класса под ред. В.В. Воронковой;
ü
программы
для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под
ред. В.В. Воронковой.
Программе
под редакцией Воронковой В.В. соответствует I вариант БУПа, программе под
редакцией И.М. Бгажноковой – II вариант плана.
Данные
программы разработаны на основе специального образовательного стандарта с
учётом особенностей интеллектуального и речевого развития, а также
познавательной деятельности умственно отсталых школьников. В них определено
содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность изучения
материала по годам обучения.
Предлагаю
Вашему вниманию краткую сравнительную характеристику указанных программ. (слайд)
Каждая программа (по каждому учебному предмету)
содержит подробную пояснительную записку, в которой раскрываются основные
принципы построения программного материала, кратко обозначается содержание
предмета по годам обучения, определяются его цели и задачи. Указаны основные
требования к знаниям и умениям учащихся на конец учебного года (что учащиеся
должны уметь и что знать).
Программа под редакцией В.В. Воронковой для подготовительного,
1-4 класса содержит следующие предметы:
Подготовительный класс:
·
Развитие устной речи на основе изучения
предметов и явлений окружающей действительности.
·
Чтение.
·
Письмо.
·
Математика.
·
Изобразительное искусство.
·
Музыка и пение.
·
Ритмика.
·
Физическое воспитание.
·
Трудовое обучение.
1-4 Класс
·
Русский язык (включает обучение грамоте (1
класс), чтение (2—4 классы), письмо (2—4 классы), развитие устной речи на
основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1—4 классы).
Послебукварный период приходится на второй год обучения (2 класс).
·
Математика.
·
Изобразительное искусство.
·
Музыка и пение.
·
Ритмика.
·
Физическое воспитание.
·
Трудовое обучение.
(слайд)
Программа под редакцией И. М. Бгажноковой для 0-4
класса содержит следующие предметы:
·
Русский язык.
·
Математика.
·
Живой мир.
·
Занимательный ручной труд.
·
Музыка.
·
Изобразительное искусство.
·
Физическая культура.
Принципиальное отличие двух программ в том, что в
программе под редакцией И. М. Бгажноковой учитывается сложный состав
учеников специальной (коррекционной) школы, программы по всем учебным предметам
указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й - базовый
уровень, 2-й - минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически
осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным
интеллектом.
(слайд) Последний раз
программа под ред. Воронковой издавалась в 2013 г.
(слайд)
«Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида». 5-9 классы, под редакцией В.В.
Воронковой, Сборник 1 - Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,
2011, 2012 год
(слайд)
Сборник
2
(слайд)
«Программы
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида». 5-9 классы, под
редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2010 год
(слайд)
Не
смотря на достоинства второй программы, министерство образования РФ,
министерство образования Омской области рекомендуют к использованию программу
под редакцией В.В. Воронковой. Это объясняется тем, что она полностью
обеспечена учебно-методическими материалами (учебниками нового поколения,
учебными и методическими пособиями по предмету). Программа под редакцией И.М.
Бгажноковой не в полной мере обеспечена учебниками по линиям предметов,
поэтому, при реализации данной программы целесообразно изучить перечень
учебников и учебных пособий, рекомендованных для данной программы; дополнить
данный перечень другими учебниками и учебными пособиями, которые имеются в
Учреждении.
При
сравнении программ по предметам для коррекционной школы VIII вида и
общеобразовательной школы наблюдается сходство лишь в названии основных разделов.
Объём, содержание и система изучения учебного материала в коррекционной школе
имеют значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения,
сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.
(слайд)
Таким образом,
Ø Учебные
программы определяют содержание по отдельным предметам и последовательность
его прохождения по годам обучения.
Ø Содержание
обучения по всем предметам имеет коррекционную и практическую направленность,
что обеспечивает подготовку школьников с ОВЗ к включению в жизнь, в трудовую
деятельность в условиях современного производства.
Ø Учебный
материал в программе выстроен по концентрическому способу. При таком способе
построения содержания программы один и тот же учебный материал может быть
представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает
усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию
отдельных его элементов.
Ø В
программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В
них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого,
физического развития умственно отсталых детей в процессе овладения каждым
учебным предметом, а также в процессе трудового обучения.
Ø Обучение в
школе носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала
учтена воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт
характера, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Пояснительные
записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации
по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В
учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям.
Содержание
обучения отражено в оригинальных учебниках для специальных (коррекционных) школ
VIII вида, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и
специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая
является важнейшим инструментом для учения. Вместе с тем она служит и
методическим ориентиром для учителя.
Учебники
для специальных (коррекционных) школ VIII вида удовлетворяют
общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям:
-
обеспечивают воспитывающий характер обучения;
-
соблюдают научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;
-
развивают мышление, внимание, память обучающихся;
формируют
основные приемы умственной деятельности, развивают речь;
-
обеспечивают подготовку к самостоятельному (в достигнутых пределах)
приобретению знаний;
-
соответствуют возрастным особенностям обучающихся по содержанию, эмоциональному
воздействию;
-
четкое структурное и графическое видение выводов, ключевых понятий и т.п.;
-
достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и
запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;
-
включение заданий, стимулирующих развитие в некоторой степени самостоятельности
при решении поставленных задач, формирование умений пользоваться запасом
имеющихся знаний;
-
отбор словесного материала для объяснения, закрепления, повторения; методического
аппарата (правил, инструкций, заданий, вопросов); иллюстраций, схем, таблиц и
т.д.
В
учебниках соблюдается принцип коррекционной направленности обучения,
индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, как необходимое
условие продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.