ХАРАКТЕРИСТИКА
ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МАРИЙСКОГО НАРОДА
Танцевальная музыка - важнейший
раздел марийского фольклора, определяющим признаком которой служи!
социально-историческая обусловленность музыкальной хореографии.
Марийский танцевальный фольклор
изобилует музыкальной хореографией обрядового характера К этому жанру
относятся календарные, заклинательные и семейно-бытовые танцы, разделяющиеся, в
свою очередь, на свадебные и погребальные.
Один из самых обширных и древних
жанров марийского музыкально-хореографического искусства образуют хороводы и
хороводные танцы. Музыкальное сопровождение хороводов делится на вокальное,
инструментальное и ритмически-шумовое. Хороводы и хороводные танцы состоят из
одного, двух или трех различных по темпу частей.
Большое место в фольклоре марийского
народа принадлежит жанру такмак-частушек. По построению они не отличаются от
русских частушек. Большинство мелодий имеют легкий плясовой характер, четкий
двудольный ритм. Двудольные частушки очень часто звучали во время плясок,
особенно в годы, когда не имели широкого распространения музыкальные
инструменты. Под частушки же проходило большинство вечеров: молодежь,
собравшись в излюбленных местах, выводила свои "восьмерки",
"веревки". Под эти же частушки танцевали и "кадрели"
(кадрили).
Марийские народные танцы
исполняются в сопровождении следующих народных инструментов - гуслей, волынки,
скрипки, гармоники.
Гусли бытовали повсеместно в
марийских деревнях, являясь жестким музыкальным инструментом.
В настоящее время гусельная традиция
продолжает сохраняться. В деревнях мало кто из женщин не играет на гуслях,
есть и свои мастера по изготовлению инструмента. Для девушек в прошлом игра на
гуслях считалась обязательной, и каждая мать считала своим долгом научить дочь
играть. На гуслях играли дома, на посиделках, вечерах и в хороводах, на
свадьбах и гуляньях. Отсюда в репертуаре гуслей традиционные танцевальные
мелодии и напевы популярных танцевальных песен
Другой инструмент - волынка -
считается одним из самых популярных и является принадлежностью скотоводов
(пастухов), но вначале XIX века волынка становится музыкальным инструментом,
сопровождающим пляску
Волынка состоит из собственно мешка,
который делали из шкуры козы или теленка. Трубок было обычно три игровая,
снабженная пальцевыми отверстиями, бурдонная или басовая, и третья,
представлявшая собой мундштук, через который мешок обеспечивался воздухом. В
игровую и бурдонную трубки вставлялись вырезанные соломинки тростника,
функционировавшие как мундштук (трость) кларнета. Чтобы воздух не вырывался
обратно, когда мундштук отпускали, у конца его в мешке закрепляли кусочек кожи;
трубка открывалась, когда вдували воздух, и закрывалась, когда воздух
устранялся другим путем. Мешок держали под мышкой, а пальцы на пальцевых
отверстиях. Когда мешок сжимали, воздух стремился наружу по игровой и басовой
трубкам, когда же воздух кончался, надо было вовремя наполнить им мешок.
Одним из излюбленных музыкальных
инструментов являлись деревянные дудки. Исходный материал для этих деревянных
дудок - гладкий кусок дерева в два-три дециметра длиной и нескольких
сантиметров в диаметре. Трубка имела слегка коническую форму, а внутренняя
часть ее выжималась или выдалбливалась. При выжигании смола попадала в
древесину, и та становилась еще тверже
Врубное отверстие вырезали в виде
щели в форме полумесяца, прожигали или просверливали пальцевые отверстия,
обычно шесть - восемь. Деревянная дудка употреблялась как танцевальный
инструмент.
В старину марийские танцы
исполнялись и в песенном сопровождении. В более поздний период песни,
сопровождавшие многие древние танцы, были забыты.
Структура музыки марийских народных
танцев довольно симметрична. Мелодии лишь хороводов отличаются ритмическими
замедлениями. Ритм мелодии этих хороводов порывист и неровен. Значительно шире
по объему мелодии более новых танцев, исполняемых на музыкальных инструментах.
Они по большей части мажорные и отличаются законченной музыкальной формой.
Мелодии марийских народных танцев
содержат от одной до четырех, а иногда и более музыкальных строк, имеющих, за
некоторым исключением, по 4 или 8 тактов - каждая музыкальная стока, или только
некоторые из них, повторяются два раза.
Благодаря своей ритмической гибкости большая часть танцевальной музыки
марийского народа, приобретая текст, становилась песенной и, наоборот, многие
народные песни превратились в танцевальные мелодии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.