Инфоурок Музыка Другие методич. материалыХарактеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов марийского народа Среднего Поволжья

Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов марийского народа Среднего Поволжья

Скачать материал

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МАРИЙСКОГО НАРОДА

 

 

   Танцевальная музыка - важнейший раздел марийского фольклора, опре­деляющим признаком которой служи! социально-историческая обусловлен­ность музыкальной хореографии.

   Марийский танцевальный фольклор изобилует музыкальной хореографи­ей обрядового характера К этому жанру относятся календарные, заклинательные и семейно-бытовые танцы, разделяющиеся, в свою очередь, на свадеб­ные и погребальные.

   Один из самых обширных и древних жанров марийского музыкально-хореографического искусства образуют хороводы и хороводные танцы. Музы­кальное сопровождение хороводов делится на вокальное, инструментальное и ритмически-шумовое. Хороводы и хороводные танцы состоят из одного, двух или трех различных по темпу частей.

   Большое место в фольклоре марийского народа принадлежит жанру такмак-частушек. По построению они не отличаются от русских частушек. Боль­шинство мелодий имеют легкий плясовой характер, четкий двудольный ритм. Двудольные частушки очень часто звучали во время плясок, особенно в годы, когда не имели широкого распространения музыкальные инструменты. Под частушки же проходило большинство вечеров: молодежь, собравшись в из­любленных местах, выводила свои "восьмерки", "веревки". Под эти же частуш­ки танцевали и "кадрели" (кадрили).

    Марийские народные танцы исполняются в сопровождении следующих народных инструментов - гуслей, волынки, скрипки, гармоники.

   Гусли бытовали повсеместно в марийских деревнях, являясь жестким му­зыкальным инструментом.

   В настоящее время гусельная традиция продолжает сохраняться. В де­ревнях мало кто из женщин не играет на гуслях, есть и свои мастера по изго­товлению инструмента. Для девушек в прошлом игра на гуслях считалась обя­зательной, и каждая мать считала своим долгом научить дочь играть. На гус­лях играли дома, на посиделках, вечерах и в хороводах, на свадьбах и гулянь­ях. Отсюда в репертуаре гуслей традиционные танцевальные мелодии и напе­вы популярных танцевальных песен

   Другой инструмент - волынка - считается одним из самых популярных и является принадлежностью скотоводов (пастухов), но вначале XIX века волын­ка становится музыкальным инструментом, сопровождающим пляску

   Волынка состоит из собственно мешка, который делали из шкуры козы или теленка. Трубок было обычно три игровая, снабженная пальцевыми от­верстиями, бурдонная или басовая, и третья, представлявшая собой мунд­штук, через который мешок обеспечивался воздухом. В игровую и бурдонную трубки вставлялись вырезанные соломинки тростника, функционировавшие как мундштук (трость) кларнета. Чтобы воздух не вырывался обратно, когда мундштук отпускали, у конца его в мешке закрепляли кусочек кожи; трубка от­крывалась, когда вдували воздух, и закрывалась, когда воздух устранялся другим путем. Мешок держали под мышкой, а пальцы на пальцевых отверстиях. Когда мешок сжимали, воздух стремился наружу по игровой и басовой труб­кам, когда же воздух кончался, надо было вовремя наполнить им мешок.

   Одним из излюбленных музыкальных инструментов являлись деревянные дудки. Исходный материал для этих деревянных дудок - гладкий кусок дерева в два-три дециметра длиной и нескольких сантиметров в диаметре. Трубка име­ла слегка коническую форму, а внутренняя часть ее выжималась или выдалб­ливалась. При выжигании смола попадала в древесину, и та становилась еще тверже

   Врубное отверстие вырезали в виде щели в форме полумесяца, прожига­ли или просверливали пальцевые отверстия, обычно шесть - восемь. Дере­вянная дудка употреблялась как танцевальный инструмент.

   В старину марийские танцы исполнялись и в песенном сопровождении. В более поздний период песни, сопровождавшие многие древние танцы, были забыты.

   Структура музыки марийских народных танцев довольно симметрична. Мелодии лишь хороводов отличаются ритмическими замедлениями. Ритм ме­лодии этих хороводов порывист и неровен. Значительно шире по объему ме­лодии более новых танцев, исполняемых на музыкальных инструментах. Они по большей части мажорные и отличаются законченной музыкальной формой.

   Мелодии марийских народных танцев содержат от одной до четырех, а иногда и более музыкальных строк, имеющих, за некоторым исключением, по 4 или 8 тактов - каждая музыкальная стока, или только некоторые из них, по­вторяются два раза.

   Благодаря своей ритмической гибкости большая часть танцевальной му­зыки марийского народа, приобретая текст, становилась песенной и, наобо­рот, многие народные песни превратились в танцевальные мелодии.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов марийского народа Среднего Поволжья"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 548
    • DOCX 28.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жильников Валерий Борисович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жильников Валерий Борисович
    Жильников Валерий Борисович
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2253
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкально-эстетическое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 133 человека

Курс профессиональной переподготовки

Музыковедение

Музыковед

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания по классу фортепиано: начальный уровень подготовки (практический курс)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе