Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Музыка / Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов марийского народа Среднего Поволжья

Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов марийского народа Среднего Поволжья

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МАРИЙСКОГО НАРОДА



Танцевальная музыка - важнейший раздел марийского фольклора, опре­деляющим признаком которой служи! социально-историческая обусловлен­ность музыкальной хореографии.

Марийский танцевальный фольклор изобилует музыкальной хореографи­ей обрядового характера К этому жанру относятся календарные, заклинательные и семейно-бытовые танцы, разделяющиеся, в свою очередь, на свадеб­ные и погребальные.

Один из самых обширных и древних жанров марийского музыкально-хореографического искусства образуют хороводы и хороводные танцы. Музы­кальное сопровождение хороводов делится на вокальное, инструментальное и ритмически-шумовое. Хороводы и хороводные танцы состоят из одного, двух или трех различных по темпу частей.

Большое место в фольклоре марийского народа принадлежит жанру такмак-частушек. По построению они не отличаются от русских частушек. Боль­шинство мелодий имеют легкий плясовой характер, четкий двудольный ритм. Двудольные частушки очень часто звучали во время плясок, особенно в годы, когда не имели широкого распространения музыкальные инструменты. Под частушки же проходило большинство вечеров: молодежь, собравшись в из­любленных местах, выводила свои "восьмерки", "веревки". Под эти же частуш­ки танцевали и "кадрели" (кадрили).

Марийские народные танцы исполняются в сопровождении следующих народных инструментов - гуслей, волынки, скрипки, гармоники.

Гусли бытовали повсеместно в марийских деревнях, являясь жестким му­зыкальным инструментом.

В настоящее время гусельная традиция продолжает сохраняться. В де­ревнях мало кто из женщин не играет на гуслях, есть и свои мастера по изго­товлению инструмента. Для девушек в прошлом игра на гуслях считалась обя­зательной, и каждая мать считала своим долгом научить дочь играть. На гус­лях играли дома, на посиделках, вечерах и в хороводах, на свадьбах и гулянь­ях. Отсюда в репертуаре гуслей традиционные танцевальные мелодии и напе­вы популярных танцевальных песен

Другой инструмент - волынка - считается одним из самых популярных и является принадлежностью скотоводов (пастухов), но вначале XIX века волын­ка становится музыкальным инструментом, сопровождающим пляску

Волынка состоит из собственно мешка, который делали из шкуры козы или теленка. Трубок было обычно три игровая, снабженная пальцевыми от­верстиями, бурдонная или басовая, и третья, представлявшая собой мунд­штук, через который мешок обеспечивался воздухом. В игровую и бурдонную трубки вставлялись вырезанные соломинки тростника, функционировавшие как мундштук (трость) кларнета. Чтобы воздух не вырывался обратно, когда мундштук отпускали, у конца его в мешке закрепляли кусочек кожи; трубка от­крывалась, когда вдували воздух, и закрывалась, когда воздух устранялся другим путем. Мешок держали под мышкой, а пальцы на пальцевых отверстиях. Когда мешок сжимали, воздух стремился наружу по игровой и басовой труб­кам, когда же воздух кончался, надо было вовремя наполнить им мешок.

Одним из излюбленных музыкальных инструментов являлись деревянные дудки. Исходный материал для этих деревянных дудок - гладкий кусок дерева в два-три дециметра длиной и нескольких сантиметров в диаметре. Трубка име­ла слегка коническую форму, а внутренняя часть ее выжималась или выдалб­ливалась. При выжигании смола попадала в древесину, и та становилась еще тверже

Врубное отверстие вырезали в виде щели в форме полумесяца, прожига­ли или просверливали пальцевые отверстия, обычно шесть - восемь. Дере­вянная дудка употреблялась как танцевальный инструмент.

В старину марийские танцы исполнялись и в песенном сопровождении. В более поздний период песни, сопровождавшие многие древние танцы, были забыты.

Структура музыки марийских народных танцев довольно симметрична. Мелодии лишь хороводов отличаются ритмическими замедлениями. Ритм ме­лодии этих хороводов порывист и неровен. Значительно шире по объему ме­лодии более новых танцев, исполняемых на музыкальных инструментах. Они по большей части мажорные и отличаются законченной музыкальной формой.

Мелодии марийских народных танцев содержат от одной до четырех, а иногда и более музыкальных строк, имеющих, за некоторым исключением, по 4 или 8 тактов - каждая музыкальная стока, или только некоторые из них, по­вторяются два раза.

Благодаря своей ритмической гибкости большая часть танцевальной му­зыки марийского народа, приобретая текст, становилась песенной и, наобо­рот, многие народные песни превратились в танцевальные мелодии.

  • Музыка
Описание:

Танцевальная музыка - важнейший раздел марийского фольклора, опре­деляющим признаком которой служи! социально-историческая обусловлен­ность музыкальной хореографии.

   Марийский танцевальный фольклор изобилует музыкальной хореографи­ей обрядового характера К этому жанру относятся календарные, заклинательные и семейно-бытовые танцы, разделяющиеся, в свою очередь, на свадеб­ные и погребальные.

   Один из самых обширных и древних жанров марийского музыкально-хореографического искусства образуют хороводы и хороводные танцы. Музы­кальное сопровождение хороводов делится на вокальное, инструментальное и ритмически-шумовое. Хороводы и хороводные танцы состоят из одного, двух или трех различных по темпу частей.

Скачать материал
Автор Жильников Валерий Борисович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1263
Номер материала 52314
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы