ХАРАКТЕРИСТИКА
ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ЧУВАШСКОГО НАРОДА
Художественное наследие чувашского
народа уходит своими корнями в глубокую древность Особенно большой жизненной
силой обладают национальные традиции в музыке, танце и песенном творчестве.
Чуваши издавна отличались большой
музыкальностью. Пляски чуваш совершались в любое время года, но
преимущественно в весенне-летние месяцы; во время свадеб, молодежных гуляний и
хороводов. Нередко чуваши-язычники свои пляски совершали во время обрядов
жертвоприношения и поминок. В русской этнографической литературе имеются,
например, упоминания о пении, пляске и игре на музыкальных инструментах во
время языческих молений и обрядов. Поминовение усопших чуваши совершали таким
образом: играют в волынки, поют песни, пляшут и в ладоши бьют с великим криком
и штурмом для увеселения мертвых".1
Плясовые мелодии, исполняемые на
различных инструментах, подразделялись на девичьи, женские, мужские,
молодежные, пляски пожилых. Они простые по форме и развиваются по принципу
варьирования и многократной повторности основного небольшого наигрыша. Ритм и
структура танцевальных мелодий чуваш отличаются квадратностью и четкостью.
Музыкальный размер, в основном, двух и четырехчетвертной. Все это подчеркивает,
как и вышивке, любовь чувашского народа к квадратной симметрии.
Мелодии женского танца имеют обычно
умеренный темп, а мужского - быстрый, оживленный. Темповые отклонения внутри
танцевальных мелодий, а также сопоставления в одном танце контрастных по темпу
эпизодов для чувашской традиционной хореографии не типичны. Нет также
медленных танцев, сопровождающихся мелодиями широкого дыхания.
Существовало много разновидностей
чувашских народных музыкальных инструментов - специфически национальных и
заимствованных у русских или других народов Среднего Поволжья и Приуралья.
Из духовых инструментов наиболее
древним считается волынка - пузырь. Данный инструмент употреблялся большей
частью на свадьбах и других всеобщих увеселениях, которые требовали шумной
музыки. Под звуки пузыря весело плясали свадебные гости. За свою игру музыкант
получал деньгами от жениха и подарками от невесты.
Главной частью пузыря являются две
оловянные трубки длиною около 31-35 см, продетые внутрь пузыря и находящиеся от
него с нижней стороны. В старину эти трубки были кленовые и даже тростниковые.
На пузыре можно играть в любом положении: сидя, стоя, во время езды в повозке
или даже сидя верхом на лошади. В репертуаре пузырника преимущественно плясовые
наигрыши
Не менее известны среди чуваш и
другие духовые инструменты, сопровождающие пляску или танцевальные действия. В
частности, тутут - с одинарным бьющим (кларнетным) язычком, напоминающий
русскую жалейку; дудка; изготовляемая из различных материалов из
дерева или металлической трубки, из липовой коры или глины, из стебля
растения.
Среди струнных любимым музыкальным
инструментом у чуваш, считались гусли. На гуслях играли не только мужчины, но
и девушки и женщины.
Чувашские гусли изготавливаются из
соснового или елового дерева. Струны у старых гуслей были все кишечные. В
зависимости от размера инструмента количество струн бывает различным - от 15
до 30-40 шт. Строй чувашских гуслей диатонический.
При игре гусли кладутся в наклонном
положении, широким краем на колени, а узким упираются в грудь
На гуслях чуваши исполняют как
преимущественно, плясовые мелодии с гармоническим сопровождением, так и
аккомпанемент голосу, скрипке и другим инструментам
Из струнных музыкальных
инструментов, бытовавших среди чуваш и аккомпанирующих танцу, следует отметить
также скрипку. На скрипке чуваши исполняют преимущественно коротенькие плясовые
наигрыши с большим количеством многократно повторяемых свободных вариаций.
Нередко эти танцевальные наигрыши строятся по принципу методического контраста
между отдельными их звеньями. Исполняются не только одноголосные, но и двухголосные
мелодии.
Ударные музыкальные инструменты
(барабан, бубен, треугольник) применялись, главным образом, на свадьбах и
ярмарках. Под ритм барабанного боя не только пели, но и плясали.
Чувашский барабан представляет собой
деревянное лукошко, обтянутое с обоих концов собачьею или бараньею шкурою.
В качестве аккомпанемента танцу у
чувашских женщин служили даже серебряные монеты. Монеты, пришиваемые к оставу
головного убора, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между
ними оставлялись промежутки, чтобы во время исполнения танцев или хороводов они
издавали мелодичные звуки.
В народе издавна бытовала также
русская балалайка. От русских же чуваши переняли и гармонику, которая
появилась во второй половине XIX века. Распространены различные виды гармоники:
однорядная с натуральным строем, двухрядная с так называемым "русским
строем", тальянка-однорядка, известная в некоторых местах под словом
"минор" и напоминающая татарскую гармонику. С начала 30-х годов
популярность завоевала "хромка" - с хроматическим строем, у которой
при сжиме и разжиме мехов извлекаются звуки одинаковой высоты. Гармоника
широко звучала на свадьбах, ярмарках, молодежных гуляниях и особенно, при
исполнении ганцев и танцевальных действий
Чувашской народной танцевальной музыке свойственны характерные особенности
метро-ритмического строения, где большинство мелодий развиваются по ступеням
пентатонивых звукорядов, восьмыми, четвертными, а в молодежных танцевальных
мелодиях шестнадцатыми нотами.
_____________________________
1 Никольский Н.В. Христианство среди чуваш Среднего
Поволжья в 16-18 веках (Исторический очерк) ИОАИЭ, т. 28,ып.1-3. Казань,
1912г., стр. 143
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.