Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Биология / Гуманизация учебно-воспитательного пространства с помощью интегрированных уроков в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гуманизация учебно-воспитательного пространства с помощью интегрированных уроков в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать материал

Гуманизация учебно-воспитательного пространства с помощью интегрированных уроков в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.


МСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида № 27»

Дети нашей школы имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения центральной нервной системы, ослабленное зрение, слух и другие хронические заболевания. Состояние школьных навыков ниже среднего, темп мыслительной деятельности замедлен, речь слабо развита, работоспособность средняя – это ребята, которые обучаются по программе общеобразовательной школы

Также в школе обучаются дети по программе VIII вида (коррекции) и кроме выше названных, характерными для них являются следующие признаки:

- недоразвитие высших форм познавательной деятельности;

-низкая мотивация;

- узкий кругозор;

- слабое развитие мелкой моторики;

- трудности при выполнении навыков самообслуживания.

В настоящее время методика интегрированного обучения, как и вся дидактика,  переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и  новые подходы  в  изучении предметов через интегрированные образовательные  системы. Создаются новые концепции образования,  которые основаны на деятельностном подходе. Настоящее время  требует  перемены мышления во многих областях жизни. В образовании сейчас обострились старые противоречия, связанные с преобладанием целевых ориентиров на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы  «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». 

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате  проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, что приводит к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле  среди множества   решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда  время требует от нас  и наших детей  все чаще  интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но  найти свое место в жизни, критическое мышление  помогает  как никакое другое. 

Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.   Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ  сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе биологии, географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса. Наше время, перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет  особые  требования к образованию и, конечно, учителю.  Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей  думать, анализировать, учить  отбирать необходимую  информацию.

Не отвергая создание частных интегрированных методик, нужно стремиться, прежде всего, к интеграции знаний и представлений учащихся. Для этого нужно:

  • постоянно систематизировать и обобщать знания учащихся в разных учебных дисциплинах;

  • вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению явлений природы и общества;

  • стимулировать умение приобретать знания из различных источников.

Эти требования согласуются с концепцией развивающего обучения.

Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяется: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Требования к интегрированному уроку: - коррекционно-развивающее содержание необходимо компоновать так, чтобы придать системе определенную целостность, обеспечивающую системность, последовательность, доступность материала, что, в свою очередь, подготавливает к интеграции; - должна происходить последовательная интеграция занятия и сознания, при этом ведущим фактором является сознание ребенка; - смысловым и организационным центром образования становится сам ребенок. Особенности структуры интегрированных уроков: – предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала; - логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; – большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на уроках; - смена различных видов деятельности. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня  при использовании большого количества приемов. Возможно  проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80%  урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: телевидение, видео-художественный и - музыкальный ряд, декламация, чтение, показ  исторических и естественно-научных материалов, мультимедийное  сопровождение.  Интегрированные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, позволяющие систематизировать знания, а также формировать у  учеников наиболее целостное   восприятие мира, что способствует развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся. Большая возможность использовать  на интегрированных уроках различных   технологий, методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях  нашей школы - это  здоровьесберегающий подход в обучении. Он основан на формировании мотивации на ведение здорового образа жизни, воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких. Использование этого подхода на уроке позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков с широким использованием межпредметных связей. Поскольку знания по любым дисциплинам носят явно выраженный интегрированный характер, есть необходимость в проведении занятий на междисциплинарной основе. Межпредметная интеграция школьных курсов химии, биологии, географии, математики, физики способствует более успешному усвоению учебного материала. Самое узкое место интегрированного урока – это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строится по- разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя. Продолжительность интегрированного урока может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок.     Наиболее оптимальный  интегрированный межпредметный урок, так как на нем можно дать большой объем материала и сформировать наиболее общую картину изучаемого материала, поэтому я с Мариной Борисовной, учителем химии, провели  интегрированный урок с мультимедийным сопровождением по теме: «Углерод». Урок начала учитель химии. В начале урока была сообщена тема и цели занятия. После организационного момента при изучении новой темы «Углерод» использовалось вступительное слово в стихотворной форме, которое отчасти отразило применение углерода. Строение химического элемента углерода изучалось при помощи рассказа, объяснения учителем химии с привлечением учащихся, которые работали у доски. Физические свойства аллотропных модификаций углерода ребята подготовили заранее, в виде сообщений, их рассказы сопровождались   рисунками,  схемами, картами; здесь же была применена наглядность слов – алмаз, графит, древесный уголь, адсорбция – в виде презентации, с использованием мультимедиа и демонстрации. При объяснении отличий кристаллических решеток алмаза и графита, использовались их модели. Химические свойства углерода изучались с помощью объяснения, а также лабораторной работы в сочетании с мультимедиа. Далее учитель биологии плавно перешел к изучению биологической роли и применении углерода с использованием наглядных рисунков и опорных сигналов. К тому же привлекалась работа с учебником. При закреплении дети самостоятельно работали на компьютере – выполняли тестовые задания, где освещались задания и по химии, и по биологии. Урок был насыщен  разнообразными  приемами, поэтому не привел к утомлению детей. Предлагаемые задания носили корректный характер, не унижающий личность ребенка. Интегрированные уроки строятся с позиций гуманного и личностно-ориентированного подхода к обучающимся., повышающий познавательный интерес к разным предметам. Использованные педагогические технологии соответствуют стратегии развития образования в России и способствуют развитию общеучебных, интеллектуальных знаний и умений. Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения и здоровья детей. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе уважения, взаимопонимания и веры в творческие способности каждого учителя. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков. Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам.

Киряева Татьяна Валентиновна, учитель биологии

Гуманизация учебно-воспитательного пространства с помощью интегрированных уроков в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать материал
  • Биология
Описание:

В настоящее время методика интегрированного обучения, как и вся дидактика,  переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и  новые подходы  в  изучении предметов через интегрированные образовательные  системы. Создаются новые концепции образования,  которые основаны на деятельностном подходе. Настоящее время  требует  перемены мышления во многих областях жизни. В образовании сейчас обострились старые противоречия, связанные с преобладанием целевых ориентиров на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы  «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Киряева Татьяна Валентиновна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 869
Номер материала 18431
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓